Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 23:23, реферат
Последние 20 лет прошлого века и с которым ученые и политики связывают надежды на модернизацию характера взаимодействия государства и общества. Существует множество определений этого термина. Суть их всех сводится к следующему: электронное правительство - это есть новые возможности управления государством, созданные применением информационно-коммуникационных технологи (ИКТ) в работе госорганов на благо граждан и бизнеса, так же как и для собственных нужд.
1. Понятие электронного правительства
2. Три стадии электронного правительства
3. Трудности и проблемы на пути развития электронного правительства
4. Электронное правительство в мире.
5. Электронное правительство в России.
6. Электронное правительство в Пермском крае.
Список использованной литературы
Для эффективной реализации мероприятий
по планированию и реализации формирования
электронного правительства должны
быть определены общие подходы и
требования к созданию архитектуры
электронного правительства как
элемента системы координации процессов
при создании государственных информационных
систем в целом в Российской Федерации,
на уровне федеральных органов
На основе проведенного анализа механизмов формирования электронного правительства в РФ и выявленных ограничений, можно определить основные цели и задачи создания архитектуры электронного правительства.
Цели формирования Архитектуры электронного правительства:
· обеспечение поддержки проведения скоординированных организационно-технологических мероприятий и согласованных действий органов государственной власти в рамках единой государственной политики по формированию электронного правительства;
· повышение эффективности и прозрачности управления бюджетными расходами на внедрение информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти, обеспечение соответствия реализуемых проектов приоритетам совершенствования системы государственного управления и необходимого качества их выполнения.
Для достижения целей проектируемый механизм архитектуры электронного правительства должен позволять решать следующие задачи:
· обеспечить согласованное и сбалансированное развитие государственных информационных систем;
· обеспечить согласованность нормативной правовой и методической базы в сфере информационно-коммуникационных технологий на всех уровнях;
· обеспечить единство описания функциональных и эксплуатационных возможностей государственных информационных систем, а также унификацию и типизацию элементов, используемых при создании государственных информационных систем;
· формирование комплекса стандартов по обеспечению требуемого уровня качества проектирования и реализации государственных информационных систем;
· формирование требований по организации системы планирования и управления реализацией проектов внедрения информационно-коммуникационных технологий при реализации:
o ведомственных программ информатизации в федеральных органах исполнительной власти;
o региональных программ информатизации в органах исполнительной власти субъектов РФ;
o в рамках федеральных целевых программ (в которых существуют задачи создания ИКТ-систем);
o в рамках реализации международных проектов (в которых существуют задачи создания ИКТ-систем);
· определение приоритетов бюджетного финансирования проектов внедрения информационно-коммуникационных технологий;
· обеспечение системы мониторинга и контроля качества реализации проектов в сфере информационно-коммуникационных технологий реализуемых на федеральном, региональном и на межведомственном уровне.
Содержательным основанием для формирования архитектуры электронного правительства являются основные документы: Концепция формирования электронного правительства до 2010 года и План реализации концепции электронного правительства до 2010 года.
На основания данных документов были выделены и структурированы: основные участники процесса формирования электронного правительства; основные типы ИТ-проектов в рамках формирования электронного правительства; связи и отношения между основными блоками и направлениями электронного правительства; механизмы взаимодействия и координации между основными участниками формирования электронного правительства.
Участники формирования «электронного правительства»:
· Правительство Российской Федерации (в т.ч. Комиссия по Административной реформе при Правительстве РФ)
· Министерство связи и массовой коммуникации Российской Федерации;
· Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации;
· Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
· Органы местного самоуправления;
Также на основе анализа Концепции и Плана формирования электронного правительства в Российской Федерации до 2010 года были выделены следующие основные направления и типы информационных систем электронного правительства:
· Развитие систем обеспечения удаленного доступа граждан к информации о деятельности государственных органов на основе ИКТ;
· Предоставление государственных услуг с использованием современных ИКТ;
· Развитие защищенной межведомственной системы электронного документооборота;
· Внедрение информационных систем планирования и мониторинга деятельности органов государственной;
· Формирование нормативной правовой базы создания электронного правительства;
Таким образом, в соответствии с Концепцией электронного правительства можно выделить 5 основных направлений электронного правительства.
Анализ текущего состояния и опыта наших западных коллег показал. что для формирования целостной конструкции электронного правительства данного набора направлений не достаточно и для создания завершенной конструкции использования информационных технологий в деятельности органов государственной власти необходимо внести ряд элементов и типов систем.
На
основе анализа дополнительного
пула нормативно-правовых документов
и мирового опыта формирования электронного
правительства была подготовлена общая
схема архитектуры и проведена
детализация направлений и
Рис.1. Концептуальная архитектура электронного правительства
Общая схема архитектуры «
1. Системы обеспечения удаленного доступа граждан к информации о деятельности государственных органов на основе ИКТ;
2. Системы предоставления государственных услуг с использованием современных ИКТ;
3. Межведомственная система электронного документооборота;
4. Системы планирования и мониторинга деятельности органов государственной;
5. Нормативная правовая база создания электронного правительства;
6. Системы единой инфраструктуры сервисов и данных - комплекс общефедеральных государственных систем, реестров и классификаторов;
7. Обеспечивающие ИКТ-системы и системное обеспечение для внутренних процессов государственных органов;
8. Технологическая инфраструктура и система по ее поддержке;
9. Система управления и методического обеспечения программы формирования «электронного правительства».
Поддерживающие механизмы
Помимо содержательной конструкции
и схемы архитектуры
Возможные механизмы согласования и координации схем архитектуры электронного правительства:
Для обеспечения проведения
скоординированных
Данный механизм согласования нуждается в дополнительной проработке, но, на основе предыдущего анализа можно очертить основные компоненты системы согласования, а также описать ряд элементов системы технологической поддержки и развития архитектуры «электронного правительства».
Возможные сферы компетенции
участников формирования архитектуры
электронного правительства и уровни
архитектуры «электронного
Участниками создания и развития архитектуры «электронного правительства» могут являться:
· Министерство связи и массовой коммуникации Российской Федерации в отношении выработки методологии создания, требований и общей схемы архитектуры «электронного правительства» в Российской Федерации;
· Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации в отношении создания и согласования ведомственных архитектурных схем «электронного правительства» и планов реализации в рамках установленных полномочий;
· Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении создания и согласования региональных архитектурных схем «электронного правительства» и планов реализации в рамках установленных полномочий;
· Органы местного самоуправления в отношении создания и согласования региональных архитектурных схем «электронного правительства» и планов реализации в рамках установленных полномочий;
· Правительство Российской Федерации в отношении согласования и утверждения проектов создания государственных (общефедеральных) информационных систем, единой технологической инфраструктуры и обеспечения контроля в отношении развития общей схемы архитектуры «электронного правительства» в Российской Федерации.
Основные (возможные) схемы
архитектуры «электронного
· Схемы архитектуры «электронного правительства» Российской Федерации;
· Схемы архитектуры «электронного правительства» федеральных органов исполнительной власти РФ;
· Схемы архитектуры «электронного правительства» органов исполнительной власти субъектов РФ;
· Схемы архитектуры «электронного правительства» органов местного самоуправления;
С целью обеспечения
скоординированного планирования и
управления реализацией проектов внедрения
информационно-коммуникационных технологий,
а также создания возможности
совместного использования
· экспертную систему, с целью аналитического обеспечения и поддержки стандартов формирования компонентов «электронного правительства», а также экспертизы схем архитектуры;
· реестр государственных систем «электронного правительства», содержащий описание государственных информационных систем, ресурсов, технологий и элементов информационно-технологической инфраструктуры;
Экспертная система поддержки
архитектуры «электронного
· обеспечить подготовку и согласование схем архитектуры «электронного правительства» на всех уровнях в электронном виде;
· обеспечить разработку интеграционных механизмов между различными государственными информационными системами на этапе планирования и проектирования;
· обеспечить необходимую аналитическую поддержку для планирования процессов информатизации в органах государственной власти, а также необходимую экспертную поддержку подготавливаемым проектам;
· обеспечивать накопление базы знаний в области стандартов при создании государственных информационных систем и необходимой базы (нормативно правовой, организационной, технологической и пр.) для разработки планов информатизации в государственном секторе.
Реестр государственных
систем, должен содержать описание
государственных информационных систем,
ресурсов, технологий и элементов
информационно-технологической
· формирование в едином формате базы описания государственных информационных систем, на основе архитектурного подхода;
· описание успешного опыта создания и функционирования государственных информационных систем и его последующее тиражирование;
· создание единого центра по информационному обеспечению пользователей информацией о государственных информационных системах, ресурсах, технологиях и инфраструктуре в регламентированном режиме - предоставление возможности для интеграции ведомственных информационных систем;
· организация мониторинга использования государственных информационных ресурсов и систем, единой инфраструктуры сервисов и данных, межведомственной системы электронного документооборота, технологической инфраструктуры;
Как уже отмечалось, общая
конструкция архитектурного подхода
как механизма обеспечивающего
проведение скоординированных
- Единый портал государственных услуг
С 15 декабря 2009 г. по адресу www.gosuslugi.ru открылась вторая версия единого портала государственных услуг России.
- Система межведомственного электронного документооборота России
Система обмена
электронными сообщениями и ведение
служебной переписки в
- Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)
Информация о работе Электронное правительство.Мир. Россия. Пермь