Информационные и коммуникационные техногогии в системе государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 20:12, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение информационных технологий в системе государственного управления на примере ИФНС Советского района.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

 дать понятие информационных технологий;

 определить составляющие информационных технологий;

 описать виды информационных технологий, используемых в государственном управлении;

 на примере ИФНС Советского района, описать виды и значение информационных технологий в государственном управлении;

 внести предложения по усовершенствованию информационных технологий в ИФНС Советского района.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 641.50 Кб (Скачать)

             

              Существенное место в проекте занимают информационно-справочные системы, такие, как законодательные и нормативные акты по налогообложению, базы данных по общеправовым вопросам, базы данных по инструктивным и методическим материалам и т.д. Без их использования не обходится ни одно структурное подразделение налоговых органов. К системам, поддерживающим эти базы данных, можно отнести «Консультант», «Плюс», «Гарант», «Юсис» и другие подобные системы.              

Важным шагом на этапе технического проектирования является определение состава и структуры профессиональных баз данных, функциональный и информационный состав которых зависит от функций конкретного исполнителя. К ним можно отнести базы исходных и отчетных данных по налоговым поступлениям в различных разрезах, базы данных документов внутреннего пользования различного назначения, базы данных, содержащих письма, предложения, ответы по налоговому законодательству и т.д. Для создания таких баз могут использоваться как методы индивидуального проектирования, так и уже имеющиеся программные средства.

              Следующим этапом является рабочее проектирование. На этом этапе выполняются работы по созданию необходимой документации, структурированию и программированию компонентов, определенных на предыдущем этапе. Результатом рабочего проекта служит комплекс АРМ специалистов налоговых органов, комплекс баз данных пользователей, комплекс технической документации на систему.

Средства, используемые на этапе рабочего проектирования, включают в себя всё многообразие программных продуктов. По окончании рабочего проектирования проводится внедрение разработанного проекта. Внедрение осуществляется по методике, содержащей перечень и последовательность мероприятий, связанных с внедрением АИС, ожидаемые результаты, критические точки отказов. В соответствии с методикой внедрения подготавливаются исходные данные для внедрения.

Контрольный пример отражает реальные информационные совокупности и содержит всевозможные варианты и сочетания информационных условий каждой функциональной задачи для выявления наибольшего числа отказов. Особое внимание должно быть уделено узким местам в технологическом процессе обработки информации. По результатам внедрения составляется акт, в котором содержатся оценка полученного результата и перечень замечаний, подлежащих устранению. После устранения недостатков составляется протокол о приемке проекта и процесс проектирования заканчивается.

В процессе эксплуатации системы необходимо осуществлять сопровождение проекта. Это связано с тем, что проект по существу является прототипом проектируемой системы, разрабатывается специалистами по информатизации и в дальнейшем может быть модернизирован в зависимости от изменяющихся условий функционирования системы налоговой службы.

2.5 Особенности информационных технологий, используемых в органах налоговой инспекции

Основу новой информационной технологии составляют распределенная компьютерная техника, «дружественное» программное обеспечение и развитые коммуникации. Принципиальное отличие новой информационной технологии состоит не только в автоматизации процессов изменения формы и местоположения информации, но и в изменении ее содержания. В связи с этим можно говорить о двух подходах внедрения новой технологии в налоговую структуру.

В первом случае информационная технология приспосабливается к существующей организационной структуре и происходит лишь модернизация сложившихся методов работы. При этом коммуникации развиты слабо и комплекс технологических операций охватывает только локальные рабочие места. Этот подход сводит к минимуму степень риска от внедрения, т.к. затраты минимизированы и организационная структура не меняется. Происходит слияние функций сбора и обработки информации с функцией принятия решений.

Во втором случае организационная структура изменяется таким образом, чтобы информационная технология дала наибольший эффект. Характерной чертой этого подхода является максимальное развитие коммуникаций и разработка новых организационных взаимосвязей, которые до этого были экономически нецелесообразны. Кроме того, появляется возможность расширения системы в соответствии с потребностями организации и имеющимися ресурсами. При этом рационально распределяются архивы данных, снижается объем циркулирующей информации и достигается эффективность работы каждого управленческого уровня.

Для обоих подходов характерно изменение в использовании технических средств, связанное с совмещением техники с рабочим местом пользователя, тем самым ликвидируется разрыв между информационной и организационной структурой.

Персональные компьютеры, являющиеся основой новой информационной технологии, позволяют интегрировать информационные процессы в различных учреждениях. За счет универсальности используемых технических средств обеспечивается технологическая, методологическая и организационная интеграция информационных систем в виде сети автоматизированных рабочих мест (АРМ).

АРМ в налоговой системе — это комплекс технических модулей, объединенных между собой, обеспеченный программными средствами и способный реализовать законченную информационную технологию.

Программными элементами АРМ являются операционные системы, системы управления базами данных, пакеты прикладных программ, оригинальные программы, графические и текстовые редакторы, табличные процессоры и т.д. Таким образом, речь идет о комплексе технического и программного обеспечения — инструменте любого пользователя.

Понятие АРМ многие часто связывают только с комплексом технических и программных средств, обеспечивающих решение определенных функциональных задач конечного пользователя. Однако на практике понятие АРМ должно охватывать проблемы от создания систем распределенной обработки данных (с определением информационных уровней) до решения эргономических вопросов (расположение и состав технических средств, удобство пользования ими и др.).

АРМ сближает пользователя с возможностями современной информатики и вычислительной техники и создает условия для работы без посредника — профессионального программиста. При этом обеспечивается автономная работа и возможность связи с другими пользователями в пределах организации и с учетом ее особенностей. Для автоматизации каждой категории работ персональные компьютеры оснащены различного рода программными пакетами, обеспечивающими необходимый технологический уровень работы АРМ.

Рисунок 10 – Структурная схема «Комплекс АРМ налоговой службы»

 

Обязательным условием эффективного использования АРМ является наличие в нем сервисной системы поддержки работы пользователя, которая включает в себя программы обучения работе на клавиатуре, правила защиты информации и обращения с носителями, технологические инструкции с примерами проведения конкретных видов работ. Система должна отвечать на вопросы пользователя, как расширить возможности АРМ, куда обратиться по обслуживанию, т.е. выступать в роли оперативного консультанта.               Функциональная структура АИС «Налог» предполагает организацию в

налоговых инспекциях автоматизированных рабочих мест по обработке документов юридических и физических лиц. Состав автоматизированных рабочих мест для обработки документов юридических лиц аналогичен составу функциональной части АИС «Налог» и должен включать следующие АРМ: регистрации предприятий, камеральной проверки, ведения лицевых карточек предприятий и т.д.

В зависимости от объемов информации и распределения функций

между подразделениями налоговых органов АРМ могут быть объединены в (одну и более) локальную вычислительную сеть или многопользовательскую систему. При этом должно быть обеспечено сопряжение различных уровней налоговых органов между собой, а также с автоматизированными системами органов власти и управления, правоохранительных, финансово-кредитных органов и налоговой полицией.

Обмен информацией должен осуществляться путем передачи ее по каналам связи или пересылкой магнитных носителей. Состав и структура функциональных АРМ могут отличаться в зависимости от особенностей налогового органа. АРМ должны функционировать в диалоговом и пакетном режимах обработки информации.

 

 

 

 

 


3 Практическая часть. Проблемы ИФНС Советского района в сфере информационных технологий и пути их решения

В настоящее время при переходе общества к постиндустриальному этапу развития, в условиях влияния современных информационных технологий на все сферы жизни общества, его политическую и экономическую системы, информатизация становится самостоятельным фактором развития социальных отношений.

В настоящее время в развитых странах мира реализуются различные государственные программы, основной задачей которых является развитие электронного государственного управления.

В России также создаются условия для формирования государственного управления, основанного на широкомасштабном использовании современных информационных технологий.

Деятельность налоговых органов по исполнению фискальной и контрольной функций предполагает внедрение и использование современных информационных технологий, но зачастую все это не доводят до конца и в каждой налоговой инспекции появляются нерешенные вопросы.

В ИФНС Советского района есть ряд проблем с информационными технологиями – это и устаревание оргтехники, и отсутствие электронного информационного портала, где бы налогоплательщики смогли отыскать необходимую им информацию, огромный документооборот и т.д.

Если некоторые проблемы не требуют особой разработки, например, устаревшую оргтехнику можно просто заменить на новую, а недостаточно квалифицированный персонал, который не в совершенстве умеет пользоваться программным обеспечением, отправить на курсы повышения квалификации, то другие проблемы требуют тщательной разработки и анализа. Примером такой проблемы является создание сайта налоговой инспекции Советского района, где бы налогоплательщики могли получить всю необходимую для них информацию,

повысилась прозрачность работы налоговой службы, уменьшились бы очереди на прием к специалистам.

Электронный сайт должен быть максимально грамотно проработан, так как на него ляжет целый ряд функциональных задач, которые определят разработчики совместно с налоговой инспекцией, что поможет разгрузить работу налоговых инспекторов. Для этого предлагается на базе сайта сделать on-line консультацию, где группа специалистов будет отвечать на вопросы налогоплательщиков, давать консультацию и помогать в решении проблем. Дополнительно можно разместить образцы заявлений (например, заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения) и сразу принимать их на сайте.

Так же предлагается выложить на сайте всю нормативно-правовую базу, чтобы было понятно когда, как, в какие сроки необходимо подавать те или иные документы, каким образом и что нужно сделать для получения документов в налоговой инспекции. Словом, все мелкие вопросы решать через сайт, что значительно повысит скорость обработки информации, снизит очереди в коридорах и сэкономит время и налогоплательщикам и инспекторам.

Следующая проблема, которую предлагается частично решить – это огромная проблема с документооборотом.

Фискальная и контрольная деятельность налоговой инспекции невозможна без информационного обеспечения, так как требует обработки колоссальных объемов информации.

А информация, обрабатываемая районной налоговой Советского района, обладает определенными особенностями, которые заключаются в:

                  регулировании специальными нормативными правовыми актами системы сбора, обработки, хранения, передачи, выдачи информации;

                  соблюдении определенных сроков обработки информации в системе налоговых органов;

                  в логическо-правовой обработке входящей и исходящей информации с учетом требований действующих нормативно-правовых актов ФНС России.

Поэтому дальнейшее совершенствование деятельности налоговых органов должно быть связано с усовершенствованием электронного документооборота как части системы современных информационных технологий.

Для этого в системе налоговых органов необходимо продолжать создание современной информационной системы, соответствующей требованиям действующего законодательства и улучшению служебной деятельности сотрудников налоговой службы.

В связи, с чем основой информационной деятельности должна стать технология централизованной обработки данных.

Централизованная обработка данных в ИФНС Советского района должна основываться на:

1) использовании и совершенствовании налоговыми органами автоматизированной информационной системы (АИС) по обработке информации. Автоматизированная информационная система выполняет функции единого комплекса сбора, хранения, обработки и распространения данных, используемых в деятельности налоговых органов, в следующих ключевых процессах: учет, контроль и обработка налоговых деклараций и отчетности; учет информации о налогоплательщиках, поступившей из внешних источников; контроль за уплатой налогов и сборов; регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и учет налогоплательщиков; информационное взаимодействие с налогоплательщиками; выявление нарушений законодательства о налогах и сборах; управление задолженностью; управление санкциями и взысканиями;

2) информационных ресурсах налоговых органов. Под информационными ресурсами понимаются отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, фондах, банках данных, других информационных системах).

Если с электронным потоком документов  разобрались, то с налоговыми декларациями, отчетами, письмами и другими документами на бумажных носителях большая беда. Отработанные документы отправляются в архив, где попытки найти необходимый документ сводится к нулю, так как система расположения документов, к примеру, в  основном архиве систематизирована на элементарном уровне (см. рисунок 11):

Информация о работе Информационные и коммуникационные техногогии в системе государственного управления