Информационные и коммуникационные техногогии в системе государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 20:12, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение информационных технологий в системе государственного управления на примере ИФНС Советского района.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

 дать понятие информационных технологий;

 определить составляющие информационных технологий;

 описать виды информационных технологий, используемых в государственном управлении;

 на примере ИФНС Советского района, описать виды и значение информационных технологий в государственном управлении;

 внести предложения по усовершенствованию информационных технологий в ИФНС Советского района.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 641.50 Кб (Скачать)


 

Введение

В современных условиях эффективное управление представляет собой ценный ресурс организации, наряду с финансовыми, материальными, человеческими и другими ресурсами. Следовательно, повышение эффективности управленческой деятельности становится одним из направлений совершенствования деятельности предприятия в целом. Наиболее очевидным способом повышения эффективности протекания трудового процесса является его автоматизация. Но то, что действительно, скажем, для строго формализованного производственного процесса, отнюдь не столь очевидно для такой изящной сферы, как управление.

Актуальность темы исследования. Последнее десятилетие двадцатого века останется в истории как время становления российской государственности. Преобразования затрагивают все сферы жизни общества и не в последнюю очередь систему управления государством. Результатом преобразований явилась единая структура государственных и муниципальных органов управления с четко прописанными функциями. Граждане, замещающие должности в органах управления, получили нормативно установленный статус государственных или муниципальных служащих, главной задачей которых является обеспечение исполнения полномочий органов управления. Интенсификация социальных процессов, характерная для реформирующегося общества, потребовала от российских чиновников овладения новыми  эффективными технологиями служебной деятельности, которые применяются, прежде всего, для информационной и интеллектуальной поддержки решения управленческих задач соответствующими государственными органами.

Совершенствование институтов государственной и муниципальной службы проходило и проходит в условиях информатизации, т.е. организационного социально-экономического и научно-технического процесса создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти,

органов местного самоуправления на основе формирования и использования информационных ресурсов. Применение информационных технологий, безусловно, вносит важные коррективы в процедуры принятия управленческих решений.

Сегодня довольно часто  констатируется то, что в России недостаточно развиты информационные компьютерные технологии, в т.ч. в области государственного управления, говорится о неготовности органов государственной власти к применению эффективных технологий управления и организации взаимодействия с гражданами и хозяйствующими субъектами.

Степень научной разработанности темы. В настоящее время есть большое количество литературы, как зарубежной, так и отечественной, которая посвящена изучению и внедрению информационных технологий в управлении -  это труды Д. Белла, Э. Тоффлера, А. Турена, М. Кастельса, Д.В. Иванова, А.Е. Шадрина, Н.Н. Моисеева, А.В. Волокитина, А.П. Мамошкина, И.Н. Курносова.

Объектом данного исследования является информатизация органов государственной власти на примере ИФНС Советского района, а субъектом – орган государственной власти на примере ИФНС Советского района.

Целью данной работы является изучение информационных технологий в системе государственного управления на примере ИФНС Советского района.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

                  дать понятие информационных технологий;

                  определить составляющие информационных технологий;

                  описать виды информационных технологий, используемых в государственном управлении;

                  на примере ИФНС Советского района, описать виды и значение информационных технологий в государственном управлении;

                  внести предложения по усовершенствованию информационных технологий в ИФНС Советского района.

 

 

1 Теоретическая часть. Информационные технологии в системе управления

1.1 Понятие информационных технологий

Для понимания того, что же такое информационные технологи, необходимо начать с основных составляющий, а именно, с терминов информация и технология.

Информация - это преобразованные в определенном контексте данные, представляющиеся содержательными и полезными для конкретных пользователей. Понятие "информация" имеет смысл лишь при наличии источника (информатора) и получателя.

Технология - это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в приемах труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых факторов производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям. Поэтому технология неразрывно связана с машинизацией производственного или непроизводственного, прежде всего, управленческого процесса. Управленческие технологии основываются на применении компьютеров и телекоммуникационной техники.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что информационные технологии - это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации.

В современных условиях информационные технологии являются важнейшим интеллектуальным ресурсом, который позволяет резко повысить обоснованность и эффективность применяемых методов экономического развития на уровне предприятия, региона, страны.

Сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно

начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.

1.2 Этапы развития информационных технологий

Существует несколько точек зрения на развитие информационных технологий с использованием компьютеров, которые определяются различными признаками деления (см. Таблица1).

Общим для всех изложенных ниже подходов является то, что с появлением персонального компьютера начался новый этап развития информационной технологии. Основной целью становится удовлетворение персональных информационных потребностей человека, как для профессиональной сферы, так и для бытовой.

 

Таблица 1 – Основные признаки деления информационных технологий

№ этапа

Года

Характеристика

1

2

3

По виду задач и процессов обработки информации:

1

1960-1970

обработка данных в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования. Основным направлением развития информационной технологии являлась автоматизация рутинных действий человека

2

с 1980

создание информационных технологий, направленных на решение стратегических задач

По проблемам, стоящим на пути информатизации общества:

1

до конца 1960-х

характеризуется проблемой обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.

2

1970-1980 

связывается с распространением ЭВМ серии IВМ/360. Проблема этого этапа - отставание программного обеспечения от уровня развития аппаратных средств

 

Окончание таблицы 1

1

2

3

 

 

1980-1990

компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а информационные технологии - средством

поддержки принятия его решений, для чего стало необходимо максимально удовлетворять потребности

4

с 1990-х

создаются современные технологии межорганизационных связей и информационных систем, в связи с чем возникают проблемы выработки соглашений и установление стандартов, протоколов для компьютерной связи; организации доступа к стратегической информации; организации защиты и безопасности информации

По преимуществу, которое приносит компьютерная технология:

1

1960-1975

характеризуется довольно эффективной обработкой информации. Основная проблема на этом этапе была психологическая - плохое взаимодействие пользователей и разработчиков из-за различия их взглядов и понимания решаемых проблем.

2

1975-1990

связывается с появлением персональных компьютеров. Изменился подход к созданию информационных технологий - ориентация смещается в сторону индивидуального пользователя. На этом этапе используется как централизованная обработка данных, характерная для первого этапа, так и децентрализованная, базирующаяся на решении локальных задач и работе с локальными базами данных на рабочем месте пользователя

3

с 1990

целями информационных технологий являются не просто увеличение эффективности обработки данных и помощь управленцу, а еще поддержка организации в конкурентной борьбе и получении преимущества

 

1.3 Составляющие информационных технологий

Используемые в производственной сфере такие технологические понятия, как норма, норматив, технологический процесс, технологическая операция и т.п.,

могут применяться и в информационных технологиях. Прежде чем разрабатывать эти понятия в любых технологиях, в том числе и в информационных, всегда следует начинать с определения цели. Затем следует попытаться провести структурирование всех предполагаемых действий, приводящих к намеченной цели, и выбрать необходимый программный инструментарий.

Необходимо понимать, что освоение информационных технологий и дальнейшее ее использование должны свестись к тому, что нужно сначала хорошо овладеть набором элементарных операций, число которых ограничено. Из этого ограниченного числа элементарных операций в разных комбинациях составляется действие, а из действий, также в разных комбинациях, составляются операции, которые определяют тот или иной технологический этап. Совокупность технологических этапов образует технологический процесс (технологию). Он может начинаться с любого уровня и не включать, например, этапы или операции, а состоять только из действий. Для реализации этапов технологического процесса могут использоваться разные программные среды.

Информационные технологии, как и любые другие, должны отвечать требованиям, представленным на рисунке 1.

 

Рисунок 1 – Схема требований к информационным технологиям

1.4 Информационные технологии обработки данных

Информационные технологии обработки данных предназначены для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы и другие стандартные процедуры их обработки. Эти технологии применяется на уровне операционной (исполнительской) деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных постоянно повторяющихся операций управленческою труда. Поэтому внедрение информационных технологий и систем на этом уровне существенно повысит производительность труда персонала, освободит его от рутинных операций, возможно, даже приведет к необходимости сокращения численности работников.

На уровне операционной деятельности решаются задачи, представленные на рисунке 2:

 

Рисунок 2 – Структурная схема «Задачи, решаемые на уровне операционной деятельности»

 

Примером может послужить ежедневный отчет о поступлениях и выдачах наличных средств банком, формируемый в целях контроля баланса наличных средств, или же запрос к базе данных по кадрам, который позволит получить данные о требованиях, предъявляемых к кандидатам на занятие определенной должности.

Информация о работе Информационные и коммуникационные техногогии в системе государственного управления