Информационные и коммуникационные техногогии в системе государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 20:12, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение информационных технологий в системе государственного управления на примере ИФНС Советского района.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

 дать понятие информационных технологий;

 определить составляющие информационных технологий;

 описать виды информационных технологий, используемых в государственном управлении;

 на примере ИФНС Советского района, описать виды и значение информационных технологий в государственном управлении;

 внести предложения по усовершенствованию информационных технологий в ИФНС Советского района.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 641.50 Кб (Скачать)

1.8 Устаревание информационных технологий

Основной и наиболее важной проблемой использования информационных технологий является то, что они устаревают и требуют замены. Так, например, на смену технологии пакетной обработки программ на большой ЭВМ (см. рис.5) в вычислительном центре пришла технология работы на персональном компьютере на рабочем месте пользователя (см. рис.6). Телеграф передал все свои функции телефону. Телефон постепенно вытесняется службой экспресс доставки. Телекс передал большинство своих функций факсу и электронной почте.

При внедрении новых информационных технологий в организации необходимо оценить риск отставания от конкурентов в результате ее неизбежного устаревания со временем, так как информационные продукты, как никакие другие виды материальных товаров, имеют чрезвычайно высокую скорость сменяемости новыми видами или версиями.

Периоды сменяемости колеблются от нескольких месяцев до одного года. Если в процессе внедрения новых информационных технологий этому фактору не уделять должного внимания, возможно, что к моменту завершения перевода фирмы на новые информационные технологии они уже устареют и придется принимать меры к их модернизации.

Рисунок 5 – Вычислительный центр

 

 

Рисунок 6 – Персональный компьютер


2 Аналитическая часть. Информационные технологии в государственном управлении на примере ИФНС Советского района

2.1 Краткая характеристика ИФНС Советского района

Система управления налогообложением в Российской Федерации представляет собой единую централизованную систему, построенную по принципу многоуровневой иерархической организации: республиканского, областного и районного уровней. Каждый уровень имеет свои функции и специфику.

Органом (субъектом) управления системой налогообложения в России является Федеральная налоговая служба (ФНС), где главной задачей является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты платежей.

Низовые налоговые службы, к которым и относится ИФНС Советского района, осуществляют непосредственное взаимодействие с налогоплательщиками посредством реализации своих функций.

Инспекция федеральной налоговой службы (ИФНС) Советского района города Уфы входит в систему ФНС России и была образована 1 июля 1990 года. Данная государственная налоговая служба находится по адресу: город Уфа, ул. 50лет Октября, 13/1.

Руководство налоговой службой осуществляет руководитель инспекции, а в его отсутствие - заместители руководителя инспекции. Руководитель инспекции назначается и освобождается от занимаемой должности руководителем Управления ФНС по Республике Башкортостан.

Он организует работу по полному и своевременному учету плательщиков и осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства и Налогового кодекса Российской Федерации, решает кадровые и хозяйственные

 

вопросы.

              В подчинении руководителя ИФНС Советского района находятся:

 

Рисунок 7 – Структурная схема отделов, подчиняющихся руководителю инспекции

2.2 Значение информационных технологий в работе налоговых органах

В Российской Федерации действует трехуровневая налоговая система. Непосредственный сбор данных от налогоплательщиков осуществляется районными налоговыми инспекциями (территориальными подразделениями Налоговой службы). Информация по результатам работы территориальных налоговых органов направляется в налоговые органы субъектов, где аккумулируется и анализируется, а затем передается на федеральный уровень для конечного подведения итогов. В ходе подобной работы налоговым органам всех уровней приходится обрабатывать большие массивы данных, что вызывает необходимость применять автоматизированные системы и информационные технологии.

В поисках возможностей повышения производительности труда в условиях ограниченной численности работников особое внимание в налоговых органах уделяется в настоящее время совершенствованию процессов обработки данных. При этом актуальность приобретают информационные технологии, являющиеся главным источником резервов экономии рабочего времени, повышения эффективности процесса электронного документооборота.

Эффективное функционирование налоговой системы возможно только при использовании передовых информационных технологий, базирующихся на современной компьютерной технике. С этой целью в органах налоговой службы имеются информационные системы, которые предназначены для автоматизации функций уровней налоговой службы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Территориальные органы налоговой службы используют систему ЭОД, на региональном уровне применяется АИС Налог. Однако данными программными продуктами практически не обеспечивается проведение комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, разностороннее обеспечение органов управления и соответствующих уровней налоговых служб информацией

Основные требования к данным информационным системам изображены на рисунке 8.

Эти требования предполагают возможность модернизации элементов систем, адаптацию их к меняющимся условиям; надежность в эксплуатации и достоверность информации, однократность ввода исходной информации и многофункциональное, многоплановое использование выходной информации; актуальность информации, хранящейся в базе данных.

Информационные технологии налогового органа при минимальных затратах ручного труда должна обеспечить сбор, обработку и анализ информации о состоянии объекта управления, выработку управляющих воздействий, обмен информацией как внутри системы, так и между другими системами одинакового и разных уровней, должна быть оснащена таким комплексом технических средств, который обеспечивал бы реализацию

управляющих алгоритмов, связь между системами, простоту ввода исходной информации, разнообразие вывода результатов обработки, простоту и технологичность технического обслуживания, совместимость всех технических модулей как в программном, так и в информационном аспекте.

 

Рисунок 8 – Требования к информационным системам

 

2.3 АИС «Налог»

Автоматизированная информационная система (АИС) «Налог» представляет собой форму организационного управления органами ФНС на базе новых средств и методов обработки данных, использования новых информационных технологий. АИС «Налог» позволяет расширить круг решаемых задач, повысить аналитичность, обоснованность и своевременность принимаемых решений, снизить трудоемкость и рационализировать управленческую деятельность налоговых органов путем применения экономико-математических методов, вычислительной техники и средств связи, упорядочения информационных потоков. Цели функционирования автоматизированной информационной системы «Налог» можно сформулировать следующим образом:

                  повышение эффективности функционирования системы налогообложения за счет оперативности и повышения качества решений;

 

                  совершенствование оперативности работы и повышение производительности труда налоговых инспекторов;

                  обеспечение налоговых инспекций всех уровней полной и своевременной информацией о налоговом законодательстве;

                  повышение достоверности данных по учету налогоплательщиков и эффективности контроля за соблюдением налогового законодательства;

                  улучшение качества и оперативности бухгалтерского учета;

                  получение данных о поступлении налогов и других платежей в бюджет;

                  анализ динамики поступления сумм налогов и возможность прогноза этой динамики;

                  информирование администрации различных уровней о поступлении налогов и соблюдении налогового законодательства;

                  сокращение объема бумажного документооборота.

На современном этапе развития экономики страны успех деятельности налоговой системы России во многом зависит от эффективности функционирования АИС. Автоматизированные информационные системы реализуют соответствующие информационные технологии.

Автоматизированная информационная технология (АИТ) в налоговой системе - это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.

              Информационными ресурсами являются формализованные идеи и знания, различные данные, методы и средства их накопления, хранения и обмена между источниками и потребителями информации.

Одной из приоритетных задач налоговой службы является

 

информатизация налоговых органов, предполагаются использование информационных технологий, создание информационных систем, эффективно поддерживающих функционирование структуры налоговых органов.

Структура АИС налоговой службы, как и структура самих налоговых органов, является многоуровневой. Существующая в стране система налоговой службы состоит из большого числа элементов. Вся система и каждый ее элемент обладают обширными внутренними и внешними связями. Для нормального функционирования системы осуществляется управление как отдельными элементами (налоговыми инспекциями), так и системой в целом. В налоговой системе процесс управления является процессом информационным. Как любая экономическая система, АИС налоговой службы, имеет стандартный состав и состоит из функциональной и обеспечивающей частей.

Функциональная часть отражает предметную область, содержательную направленность АИС. В зависимости от функций, выполняемых налоговыми органами, в функциональной части выделяются подсистемы, состав которых для каждого уровня АИС «Налог» свой. Функциональные подсистемы состоят из комплексов задач, характеризующихся определенным экономическим содержанием, достижением конкретной цели, которую должна обеспечить функция управления. В комплексе задач используются различные первичные документы и составляется ряд выходных документов на основе взаимосвязанных алгоритмов расчетов.

Алгоритмы расчетов базируются на методических материалах, нормативных документах и инструкциях. В состав каждого комплекса входят отдельные задачи. Задача характеризуется логически взаимосвязанными выходными документами, получаемыми на основе единых исходных данных.

Обеспечивающая часть включает информационное, техническое, программное и другие виды обеспечения, характерные для любой автоматизированной информационной системы организационного типа.

Информационное обеспечение включает весь набор показателей, документов, классификаторов, колов, методов их применения в системе налоговых органов, а также информационные массивы данных на машинных носителях, используемые в процессе автоматизации решения функциональных задач.

Техническое обеспечение представляет собой совокупность технических средств обработки информации, основу которых составляют различные ЭВМ, а также средств, позволяющих передавать информацию между различными автоматизированными рабочими местами как внутри налоговых органов, так и при их взаимодействии с другими экономическими объектами и системами.

Программное обеспечение представляет собой комплекс разнообразных программных средств общего и прикладного характера, необходимый для выполнения различных задач, решаемых налоговыми органами.

Создание подобной системы связано с решением целого ряда проблем (см. рисунок 9).

В основе создания АИС «Налог» лежит концепция жизненного цикла программных систем. На первом этапе осуществляются анализ предметной области и разработка постановки задачи или комплекса задач. Постановка задачи осуществляется при непосредственном участии специалистов налоговой службы, чьи функции подлежат автоматизации. Сущность этого этапа состоит в обследовании организационной и функциональной структуры налогового органа и разработки технического задания, для чего используются методы информационного анализа, исследования операций, теории сложных систем.

На основе технического задания разрабатывается технический проект автоматизированной системы. Целью данной стадии является создание информационно-логических моделей системы налогообложения. Важнейшей частью создания технического проекта является выбор программных средств и методов реализации проекта. В качестве критериев выбора можно назвать следующие критерии: оптимальное соответствие информационно-логической модели налогового органа, выполнение основных функций обработки, возможность функционирования в различных операционных средах, возможность создания информационного интерфейса с другими средами и системами, перспективы развития среды с учетом современных тенденций в информационных технологиях и ряд других. Для реализации отдельных несложных задач могут быть использованы электронные таблицы.

 

 

Рисунок 9 – Структурная схема «Проблемы, решаемые АИС «Налог»»

Информация о работе Информационные и коммуникационные техногогии в системе государственного управления