Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 21:45, курсовая работа
Цель работы можно сформулировать следующим образом: формирование теоретической базы знаний о деятельности PR-специалиста, на примере корпорации «Сфинкс».
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
Проанализировать и систематизировать классификации подходов к определению PR;
Определить содержание деятельности (цели, задачи, направления) и функции PR-специалиста;
Определить основные способности, умения и навыки, необходимые для ее успешного осуществления;
Выделить функции и назначение PR-подразделений в компаниях и их отличие от PR-агентств;
Рассмотреть проблему PR-образования в России;
Составить факт-лист деятельности PR-специалиста в корпорации «Сфинкс».
Проанализировать результаты интервью, взятого у PR-специалиста корпорации «Сфинкс».
Дать рекомендации по совершенствованию PR-деятельности в компании.
Введение………………………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы деятельности специалиста по связям с общественностью..4 - 34
1.1. Анализ подходов к определению понятия «связи с общественностью» …......4 - 15
1.2. Деятельность в области «паблик рилейшнз». Ее цели и задачи……………...16 - 19
1.3. Функции и роли PR-специалиста……………………………...……..................20 - 21
1.4. Способности, умения, навыки специалиста по «паблик рилейшнз»…...……22 - 24
1.5. Образование специалиста в области «паблик рилейшнз».................................25 - 26
1.6. Отдел по связям с общественностью. Причины его появления,
достоинства и недостатки, структура ………………………………………………….27 - 32
Выводы по главе 1………………...……………………………………………………..33 - 34
2. Практические основы деятельности специалиста по связям с общественностью..35 - 39
2.1. Деятельность PR-специалиста в корпорации «Сфинкс»……………………...35 - 38
2.2. Рекомендации…………………………………………………………………………39
Заключение……………………………………………………………. …… …………..40 - 41
Использованные источники……………………………………………..…….......................42
Приложение. Вопросы интервью…………………..………………………………………..43
Вторая группа объединяет функции по распространению информации (работа на выходе системы) [10, c. 84].
Далее профессор И. П. Яковлев в соответствии с известным в зарубежной практике PR четырехступенчатым алгоритмом разработки конкретной программы паблик рилейшнз или PR-кампании предлагает выделить по отношению к процессу деятельности в сфере PR следующие функции:
И,
наконец, по третьему основанию, системе
общественных отношений, И. П. Яковлев
выделяет экономические,
политические, культурные
и социальные функции [10, с. 86].
Как
можно понять из приведенных выше
подходов к характеристике содержания
деятельности PR-специалиста, авторы упоминают
одни и те же функции, однако по-разному
их систематизируют.
Можно сделать вывод, что PR специалист выполняет множество функций, которые и наполняют PR деятельность как таковую.
Но возникает вопрос: «Роль той или иной функции может варьироваться, значит и деятельность изменяет свое направление, но как такое может быть?» Очевидно, это можно объяснить различными ролями PR специалиста в организации.
Автор рассмотрел и сравнил, какие главные роли PR-специалиста в коллективе выделяют Э.В. Кондратьев вместе с Р.Н. Абрамовым [1, 20-21] и С. Катлипп с соавторами [2, с.61-70].
Все вышеперечисленные авторы выделяют четыре основные роли, которые выполняет специалист по связям с общественностью в коллективе, определяя его положение в иерархии организации и уровень профессионализма.
По мнению Кондратьева и Абрамова существуют роли: технического работника коммуникации, эксперта – предписывателя, коммуникационного фасилитатора и фасилитатора процесса разрешения проблем. По мнению С.Катлиппа и его соавторов выделяются роли: специалиста по коммуникациям, эксперт-инструктора, посредника по коммуникациям и помощника в решении проблем.
По-разному называя роли PR-
Итак,
в данном параграфе автор рассмотрела
такие понятия как функции связей
с общественностью и роли PR специалиста,
поняв, что эти понятия нетождественны,
и что в зависимости от роли, функции PR
специалиста могут варьироваться.
1.4
Способности, умения,
навыки специалиста
по «паблик рилейшнз».
Совершенно
ясно, что для того, чтобы успешно справляться
с теми функциями, которые должен выполнять
PR-специалист, ему необходимо обладать
определенными способностями, навыками
и умениями, ведь именно от этого зависит
успешность его карьеры. Как и в предыдущих
пунктах, автор курсовой работы решила
начать с определения этих всем нам хорошо
знакомых понятий.
Способности – это такие особенности человека, которые позволяют ему успешно овладевать тем или иным видом деятельности, профессией, эффективно выполнять функциональные обязанности в сложных ситуациях.
Способности
подразделяются на общие и специальные.
Общие проявляются в большинстве видов
деятельности (умственные, физические).
Примером специальных способностей могут
быть: музыкальные, математические, ораторские
и др. Однако общие и специальные способности
развиваются в единстве. Психологическими
предпосылками являются мотивы в сумме
с эмоциональными и волевыми свойствами.
[11, стр. 269-270].
Навык – автоматизированное действие, совершаемое без заметного участия сознания, рационально, достаточно быстро и правильно, без лишних затрат физической и психологической энергии. Формироваться навыки могут различными методами обучения и воспитания, но главное – это упражнения, то есть не простое механическое повторение действий, а их совершенствование.
Этапы складывания навыков:
Навык
складывается неравномерно, для него
бывает характерна остановка, задержка.
Это связано с утомлением, потерей интереса,
ухудшением методических приемов, изменением
обстановки. Также навыки могут ослабляться,
если их не использовать на практике, делать
длительные перерывы в повторении и т.д.
Быстро утрачиваются сложные, недостаточно
закрепленные навыки. Сознательная выработка
навыков идет в несколько раз быстрее,
чем механическая. [11, с. 146-147].
Умение – освоенный человеком способ выполнения действий на базе приобретенных знаний и навыков. Формирование умений предполагает рост самоконтроля, управляемости действий в соответствии с лучшими образцами. Для укрепления умений необходимо:
Итак, имея представление обо всех атрибутах деятельности человека, их можно рассмотреть в соответствии с той сферой, в которой они используются, в данном случае в PR.
Для того чтобы классифицировать определенные способности, навыки и умения, согласно тому, при осуществлении каких функций они необходимы, автора курсовой работы взяла определения функций PR-специалиста, которые дают Скотт М. Катлип, Аллен Х. Сентер и Глен М. Брум [2].
Функции
PR-специалиста |
Способности | Навыки | Умения |
Написание и редактирование | способность объективно мыслить | грамотная письменная и устная речь; навыки в работе с компьютером и оргтехникой | умение четко, лаконично и грамотно выражать свои мысли; |
Связи со средствами массовой информации | способность
принимать на себя ответственность; |
коммуникативные навыки; грамотная письменная и устная речь; | умение принимать решения; умение работать с людьми, завоевывать их доверие; умение «ладить с людьми»; |
Исследования | аналитические способности; | навыки в работе с компьютером и оргтехникой; | умение обрабатывать большие объемы информации; |
Управление и администрирование | способность принимать на себя ответственность; способность к упорной работе; способность объективно мыслить; | коммуникативные навыки; искусство устного убеждения; | умение решать проблемы; умение принимать решения; умение работать с людьми, завоевывать их доверие; |
Консультирование | Способность принимать на себя ответственность; способность к упорной работе. | Искусство устного убеждения; коммуникативные навыки. | Умение работать с людьми, завоевывать их доверие; умение управлять своими эмоциями; умение четко, лаконично и грамотно выражать свои мысли. |
Проанализировав
проделанную работу, автор поняла, что
разносторонняя деятельность PR-специалиста
подразумевает наличия у него разнообразных
способностей, навыков и умений. Причем
их надо постоянно совершенствовать. Но
также автор курсовой работы осознала,
что в основе лежат коммуникативные навыки,
которые и являются главенствующими для
PR специалиста.
В предыдущем параграфе автор рассмотрел, какими навыками, умениями и способностями должен обладать специалист по связям с общественностью. Естественно то, что эти навыки надо постоянно совершенствовать и развивать, что обеспечивается в процессе образования.
Проанализировав мнение нескольких авторов [4, с26] [2, с56] [12], можно сделать вывод, что PR специалист должен обладать разносторонними знаниями и навыками, иметь широкую культурную подготовку, владеть основами психологии, социологии, культурологии, экономики, рекламы, английским языком и т.д.
То есть PR-специалист должен обладать хорошим и разносторонним образованием.
Изданный в США в 1944 году Словарь социологии, изданный в США в 1944 году, подчеркивает, что теория и методы PR «предполагают использование социологии, социальной психологии, экономики, политических наук, а также специальных навыков журналиста, артиста, организатора, специалиста по рекламе и т.п. для решения специфических проблем в области связей с общественностью.
Позже, в 1990 году Сэм Блэк разработал «колесо образования» специалиста по связям с общественностью [12]. Учебный план можно представить в виде трех концентрических колец. Самое маленькое охватывает предметы, непосредственно связанные с методологическими и практическими вопросами собственно паблик рилейшнз. Среднее кольцо схемы содержит предметы, касающиеся общих вопросов коммуникации. И, наконец, третье — самое большое — включает перечень общеобразовательных дисциплин. Все вместе они составляют необходимый минимум базовых знаний, обязательный для специалиста по паблик рилейшнз.
С. Катлипп пишет, что большинство практикующих специалистов приступали к деятельности в области паблик рилейшнз, имея опыт работы и образование в других областях [2, с.55-56]. Но, несмотря на это, сегодня работодатели все чаще стремятся взять на работу специалиста, имеющего образование именно в области связей с общественностью, что повышает его значимость, а большим плюсом будет наличие второго высшего образования в той области, в которой человеку предстоит работать.
Итак, Образование для многих работодателей является главенствующим фактором при принятии специалиста на работу. Что же дает образование в сфере PR?
Государственный
стандарт образования по специальности
«связи с общественностью»[13] показывает
то, каким объемом разносторонних знаний
должен обладать специалист в этой сфере
деятельности. В список необходимой деятельности
могут быть включены - информационно-творческая;
социально-психологическая; информационно-
Из вышесказанного понятно, каковыми должны быть знания специалиста, но ведь необходима и практика.
Сегодня актуальным является вопрос, «каким должно быть образование в сфере PR». Эта проблема получила свое место из-за открытия все большего числа кафедр по Связям с общественностью в неприспособленных для этого вузах. PR становится обобщенным, т.к не принадлежит ни к какой из отраслей. И возникает еще один вопрос: «Может PR образование должно быть прикладным?»
Например, А.П. Ситников, директор «Института Коммуникационного Менеджмента» считает, что будущее PR-образование за дополнительным образованием и переподготовкой уже практикующих талантливых специалистов из других областей, так как специализированное PR-образование не дает необходимых практических навыков.
Конечно, в этом есть логика, но ведь тогда это лишит PR-специалиста возможности маневра, возможности работать в иной отрасли. Однако это не самый большой недостаток, им является то, что PR в данном случае станет полезным вспомогательным навыком.
Итак, существует две основных точки зрения:
Информация о работе Деятельности специалиста по связям с общественностью