Деятельности специалиста по связям с общественностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 21:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы можно сформулировать следующим образом: формирование теоретической базы знаний о деятельности PR-специалиста, на примере корпорации «Сфинкс».

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
Проанализировать и систематизировать классификации подходов к определению PR;
Определить содержание деятельности (цели, задачи, направления) и функции PR-специалиста;
Определить основные способности, умения и навыки, необходимые для ее успешного осуществления;
Выделить функции и назначение PR-подразделений в компаниях и их отличие от PR-агентств;
Рассмотреть проблему PR-образования в России;
Составить факт-лист деятельности PR-специалиста в корпорации «Сфинкс».
Проанализировать результаты интервью, взятого у PR-специалиста корпорации «Сфинкс».
Дать рекомендации по совершенствованию PR-деятельности в компании.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………..3

1. Теоретические основы деятельности специалиста по связям с общественностью..4 - 34

1.1. Анализ подходов к определению понятия «связи с общественностью» …......4 - 15

1.2. Деятельность в области «паблик рилейшнз». Ее цели и задачи……………...16 - 19

1.3. Функции и роли PR-специалиста……………………………...……..................20 - 21

1.4. Способности, умения, навыки специалиста по «паблик рилейшнз»…...……22 - 24

1.5. Образование специалиста в области «паблик рилейшнз».................................25 - 26

1.6. Отдел по связям с общественностью. Причины его появления,

достоинства и недостатки, структура ………………………………………………….27 - 32

Выводы по главе 1………………...……………………………………………………..33 - 34

2. Практические основы деятельности специалиста по связям с общественностью..35 - 39

2.1. Деятельность PR-специалиста в корпорации «Сфинкс»……………………...35 - 38

2.2. Рекомендации…………………………………………………………………………39

Заключение……………………………………………………………. …… …………..40 - 41

Использованные источники……………………………………………..…….......................42

Приложение. Вопросы интервью…………………..………………………………………..43

Файлы: 1 файл

1. Содержание Анастасия.doc

— 243.50 Кб (Скачать)

   Вторая  группа объединяет функции  по распространению  информации (работа на выходе системы) [10, c. 84].

   Далее профессор И. П. Яковлев в соответствии с известным в зарубежной практике PR четырехступенчатым алгоритмом разработки конкретной программы паблик рилейшнз или PR-кампании предлагает выделить по отношению к процессу деятельности в сфере PR следующие функции:

  1. Исследовательские, связанные со сбором, обработкой и анализом информации;
  2. Планирующие, связанные с определением целей, задач и разработкой плана мероприятий по их реализации;
  3. Организаторские, заключающиеся в участии специалиста в реализации намеченных мероприятий;
  4. Экспертные, проявляющиеся в оценке эффективности проведенной работы и выявлении новых проблем, которые надо решать [10, c.85].

   И, наконец, по третьему основанию, системе общественных отношений, И. П. Яковлев выделяет экономические, политические, культурные и социальные функции [10, с. 86]. 

   Как можно понять из приведенных выше подходов к характеристике содержания деятельности PR-специалиста, авторы упоминают одни и те же функции, однако по-разному их систематизируют. 

   Можно сделать вывод, что PR специалист выполняет множество функций, которые и наполняют PR деятельность как таковую.

   Но  возникает вопрос: «Роль той или  иной функции может варьироваться, значит и деятельность изменяет свое направление, но как такое может  быть?»  Очевидно, это можно объяснить различными ролями PR специалиста в организации.

   Автор рассмотрел и сравнил, какие главные  роли PR-специалиста в коллективе выделяют Э.В. Кондратьев вместе с Р.Н. Абрамовым [1, 20-21] и С. Катлипп с соавторами [2, с.61-70].

   Все вышеперечисленные авторы выделяют четыре основные роли, которые выполняет  специалист по связям с общественностью  в коллективе, определяя его положение  в иерархии организации и уровень  профессионализма.

   По  мнению Кондратьева и Абрамова существуют роли: технического работника коммуникации, эксперта – предписывателя, коммуникационного фасилитатора и фасилитатора процесса разрешения проблем. По мнению С.Катлиппа и его соавторов выделяются роли: специалиста по коммуникациям, эксперт-инструктора, посредника по коммуникациям и помощника в решении проблем.

    По-разному называя роли PR-специалиста в коллективе, эти авторы имеют в виду одно и то же.

   Итак, в данном параграфе автор рассмотрела  такие понятия как функции связей с общественностью и роли PR специалиста, поняв, что эти понятия нетождественны, и что в зависимости от роли, функции PR специалиста могут варьироваться. 
 
 
 

1.4 Способности, умения, навыки специалиста по «паблик рилейшнз». 

      Совершенно  ясно, что для того, чтобы успешно справляться с теми функциями, которые должен выполнять PR-специалист, ему необходимо обладать определенными способностями, навыками и умениями, ведь именно от этого зависит успешность его карьеры. Как и в предыдущих пунктах, автор курсовой работы решила начать с определения этих всем нам хорошо знакомых понятий. 

      Способности – это такие особенности человека, которые позволяют ему успешно овладевать тем или иным видом деятельности, профессией, эффективно выполнять функциональные обязанности в сложных ситуациях.

      Способности подразделяются на общие и специальные. Общие проявляются в большинстве видов деятельности (умственные, физические). Примером специальных способностей могут быть: музыкальные, математические, ораторские и др. Однако общие и специальные способности развиваются в единстве. Психологическими предпосылками являются мотивы в сумме с эмоциональными и волевыми свойствами. [11, стр. 269-270]. 

      Навык – автоматизированное действие, совершаемое без заметного участия сознания, рационально, достаточно быстро и правильно, без лишних затрат физической и психологической энергии. Формироваться навыки могут различными методами обучения и воспитания, но главное – это упражнения, то есть не простое механическое повторение действий, а их совершенствование.

      Этапы складывания навыков:

  1. выделение частных приемов и операций;
  2. объединение их в единое действие;
  3. устранение ошибок;
  4. улучшение качества навыка;
  5. автоматизация и включение его в деятельность.

      Навык складывается неравномерно, для него бывает характерна остановка, задержка. Это связано с утомлением, потерей интереса, ухудшением методических приемов, изменением обстановки. Также навыки могут ослабляться, если их не использовать на практике, делать длительные перерывы в повторении и т.д. Быстро утрачиваются сложные, недостаточно закрепленные навыки. Сознательная выработка навыков идет в несколько раз быстрее, чем механическая. [11, с. 146-147]. 

      Умение – освоенный человеком способ выполнения действий на базе приобретенных знаний и навыков. Формирование умений предполагает рост самоконтроля, управляемости действий в соответствии с лучшими образцами. Для укрепления умений необходимо:

  1. сравнение с образцами, идеалами;
  2. установления совпадения и различия;
  3. внесение поправок в процессе деятельности;
  4. настойчивое совершенствование. [11, с. 295-296].
 

      Итак, имея представление обо всех атрибутах  деятельности человека, их можно рассмотреть  в соответствии с той сферой, в  которой они используются, в данном случае в PR.

      Для того чтобы классифицировать определенные способности, навыки и умения, согласно тому, при осуществлении каких функций они необходимы, автора курсовой работы взяла определения функций PR-специалиста, которые дают  Скотт М. Катлип, Аллен Х. Сентер и Глен М. Брум [2].

   
   Функции

   PR-специалиста

Способности Навыки  
   Умения
   Написание и редактирование    способность объективно мыслить    грамотная письменная и устная речь; навыки в  работе с компьютером и оргтехникой    умение  четко, лаконично и грамотно выражать свои мысли;
   Связи со средствами массовой информации    способность принимать на себя ответственность;  
   
   коммуникативные навыки; грамотная письменная и устная речь;        умение  принимать решения; умение работать с людьми, завоевывать их доверие; умение «ладить с людьми»;    
   Исследования    аналитические способности;        навыки  в работе с компьютером и оргтехникой;        умение  обрабатывать большие объемы информации;    
   Управление  и администрирование    способность принимать на себя ответственность; способность к упорной работе; способность объективно мыслить;    коммуникативные навыки; искусство устного убеждения;    умение  решать проблемы; умение принимать решения; умение работать с людьми, завоевывать их доверие;
 
 
 
 
   
   Консультирование    Способность принимать на себя ответственность; способность к упорной работе.    Искусство устного убеждения; коммуникативные  навыки.    Умение  работать с людьми, завоевывать их доверие; умение управлять своими эмоциями; умение четко, лаконично и грамотно выражать свои мысли.
 

      Проанализировав проделанную работу, автор поняла, что разносторонняя деятельность PR-специалиста подразумевает наличия у него разнообразных способностей, навыков и умений. Причем их надо постоянно совершенствовать. Но также автор курсовой работы осознала, что в основе лежат коммуникативные навыки, которые и являются главенствующими для PR специалиста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.5 Образование специалиста в области «паблик рилейшнз».

 

      В предыдущем параграфе автор рассмотрел, какими навыками, умениями и способностями должен обладать специалист по связям с общественностью. Естественно то, что эти навыки надо постоянно совершенствовать и развивать, что обеспечивается в процессе образования.

      Проанализировав мнение нескольких авторов [4, с26] [2, с56] [12], можно сделать вывод, что PR специалист должен обладать разносторонними знаниями и навыками, иметь широкую культурную подготовку, владеть основами психологии, социологии, культурологии, экономики, рекламы, английским языком и т.д.

      То  есть PR-специалист должен обладать хорошим и разносторонним образованием.

      Изданный в США в 1944 году Словарь социологии, изданный в США в 1944 году, подчеркивает, что теория и методы PR «предполагают использование социологии, социальной психологии, экономики, политических наук, а также специальных навыков журналиста, артиста, организатора, специалиста по рекламе и т.п. для решения специфических проблем в области связей с общественностью.

      Позже, в 1990 году Сэм Блэк разработал «колесо образования» специалиста по связям с общественностью [12]. Учебный план можно представить в виде трех концентрических колец. Самое маленькое охватывает предметы, непосредственно связанные с методологическими и практическими вопросами собственно паблик рилейшнз. Среднее кольцо схемы содержит предметы, касающиеся общих вопросов коммуникации. И, наконец, третье — самое большое — включает перечень общеобразовательных дисциплин. Все вместе они составляют необходимый минимум базовых знаний, обязательный для специалиста по паблик рилейшнз.

      С. Катлипп пишет, что большинство практикующих специалистов приступали к деятельности в области паблик рилейшнз, имея опыт работы и образование в других областях [2, с.55-56]. Но, несмотря на это, сегодня работодатели все чаще стремятся взять на работу специалиста, имеющего образование именно в области связей с общественностью, что повышает его значимость, а большим плюсом будет наличие второго высшего образования в той области, в которой человеку предстоит работать.

      Итак, Образование для многих работодателей является главенствующим фактором при принятии специалиста на работу. Что же дает образование в сфере PR?

      Государственный стандарт образования по специальности  «связи с общественностью»[13] показывает то, каким объемом разносторонних знаний должен обладать специалист в этой сфере деятельности. В список необходимой деятельности могут быть включены - информационно-творческая; социально-психологическая; информационно-коммуникационная; информационно-управленческая;  рекламно-информационная, информационно-аналитическая; информационно-референтская; культурно-просветительская; организационно-рекламная; информационно-социологическая; научно-исследовательская.

      Из  вышесказанного понятно, каковыми должны быть знания специалиста, но ведь необходима и практика.

      Сегодня актуальным является вопрос, «каким должно быть образование в сфере PR». Эта проблема получила свое место из-за открытия все большего числа кафедр по Связям с общественностью в неприспособленных для этого вузах. PR становится обобщенным, т.к не принадлежит ни к какой из отраслей. И возникает еще один вопрос: «Может PR образование должно быть прикладным?»

      Например, А.П. Ситников, директор «Института Коммуникационного Менеджмента» считает, что будущее PR-образование за дополнительным образованием и переподготовкой уже практикующих талантливых специалистов из других областей, так как специализированное PR-образование не дает необходимых практических навыков.

            Конечно, в этом есть логика, но ведь тогда это лишит PR-специалиста возможности маневра, возможности работать в иной отрасли. Однако это не самый большой недостаток, им является то, что PR в данном случае станет полезным вспомогательным навыком.

      Итак, существует две основных точки зрения:

  • PR – вспомогательная, прикладная дисциплина, не требующая длительной университетской подготовки, базовым является знание отрасли, в которой предстоит работать.
  • PR – полноправная дисциплина, которой можно и нужно обучать в университете, она базируется на прочной теоретической основе и не может сводится к одним полезным навыкам.

Информация о работе Деятельности специалиста по связям с общественностью