Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 22:17, курсовая работа
дорожно-транспортные происшествия порождают обстоятельства, из которых вытекают такие последствия, выражающиеся причинением вреда жизни, здоровью и имуществу участников ДТП. Как известно, любой нанесенный вред ухудшает условия жизни людей, а в случае причинения вреда жизни является непоправимым обстоятельством. Поэтому неспроста законодателем предусмотрена обязательная форма страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, чтобы участники ДТП могли рассчитывать на определенную денежную выплату, которая могла бы компенсировать полученный в результате ДТП имущественный или личный вред.
Введение …………………………………………………………………
Понятие обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)
Условия и порядок осуществления обязательного страхования автогражданской ответственности в РФ
Действия страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая и определение размера страховой выплаты
Порядок осуществления страховой выплаты
Система "Зеленая карта"
Заключение
Список используемых источников
Содержание
Введение …………………………………………………………………
Заключение
Список используемых источников
Введение
В условиях перехода Российской Федерации к эффективной рыночной экономике наряду с решением социально-экономических, организационных и иных проблем большое значение приобретают проблемы правового регулирования обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, ибо они имеют не только внутригосударственное, но и международное значение. И это понятно, поскольку обязательное страхование транспорта сегодня является самым крупным и динамично развивающимся сектором рынка страхования физических лиц, в рамках которого граждане внутри страны и при выезде за рубеж заранее страхуют себя от неблагоприятных последствий на дорогах путем внесения денежных взносов в фонд специализированной организации (страховщика), оказывающей страховые услуги, а организация при наступлении указанных последствий выплачивает страхователю или иному лицу обусловленную сумму.
Лишь в 1991году в нашей стране возникло добровольное автострахование, а с лета 2003 года на всей территории РФ приняли закон об обязательном страховании автогражданской ответственности.
В настоящее время в России зарегистрировано достаточно большое количество транспортных средств, соответственно и их владельцев в нашей стране немало. Также мы довольно часто становимся очевидцами различных дорожно-транспортных происшествий как своими глазами, так и благодаря различным средствам массовой информации, рассказам знакомых и близких.
По данным статистики аварийности в Российской Федерации в 2012 году, с официального сайта ГИБДД, масштабы ущерба, который приносят сегодня обществу дорожно-транспортные происшествия, просто удручают. За 2012 г. в Российской Федерации произошло 182 481 (-1,7%) дорожно-транспортное происшествие, в результате которых погибли 24 109 (-4,6%) человек, а 228 777 (-1,8%) человек получили ранения.
Данные дорожно-транспортные происшествия порождают обстоятельства, из которых вытекают такие последствия, выражающиеся причинением вреда жизни, здоровью и имуществу участников ДТП. Как известно, любой нанесенный вред ухудшает условия жизни людей, а в случае причинения вреда жизни является непоправимым обстоятельством. Поэтому неспроста законодателем предусмотрена обязательная форма страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, чтобы участники ДТП могли рассчитывать на определенную денежную выплату, которая могла бы компенсировать полученный в результате ДТП имущественный или личный вред.
1. Понятие обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)
Согласно Гражданскому кодексу РФ (части второй) от 26.01.1996 N 14-ФЗ одной из форм страхования является обязательное страхование. Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств законодателем отнесено к обязательной форме страхования. Данный вид страхования регулируется законом Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»1, а также специальным Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"2
Основной целью вышеуказанного специального закона является защита прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств другими лицами.
Статья 1 ФЗ об ОСАГО дает понятие владельца транспортного средства, согласно которому таковым является собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на другом законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или другим владельцем транспортного средства.
Также в данном законе приводится понятие договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (договор ОСАГО), согласно которому он представляет собой договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Данный договор является публичным.
В законе определены основные принципы обязательного страхования автогражданской ответственности:
1) гарантия возмещения вреда,
причиненного жизни, здоровью
или имуществу потерпевших, в
установленных законом
2) всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств;
3) недопустимость использования
на территории Российской
4) экономическая
Таким образом, страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств является обязательным, поэтому использование на территории России транспортных средств, владельцы которых не застраховали риск своей гражданской ответственности, не допустимо. Правовое регулирование страхования автогражданской ответственности осуществляется Гражданским кодексом, специальным законом и другими законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
2. Условия и порядок осуществления обязательного страхования автогражданской ответственности в РФ
Страхование автогражданской
Согласно статье 4 ФЗ об ОСАГО при возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и тому подобном) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через пять дней после возникновения права владения им.
В данной статье перечислены также
владельцы транспортных средств, на
которых обязанность
1) максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 километров в час;
2) на которые по их техническим
характеристикам не
3) транспортных средств
4) зарегистрированных в
д) принадлежащих гражданам прицеп
Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельца транспортного средства, риск ответственности которого застрахован другим лицом (страхователем).
Существуют Правила
Настоящими Правилами дается понятие
объекта обязательного
Страховым риском является наступление
гражданской ответственности по
вышеперечисленным
а) причинение вреда при использовании иного транспортного средства, чем то, которое указано в договоре обязательного страхования;
б) причинение морального вреда или возникновения обязанности по возмещению упущенной выгоды;
в) причинение вреда при использовании транспортных средств в ходе соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных для этого местах;
г) загрязнения окружающей природной среды и другие обстоятельства, перечень которых дается в ФЗ об ОСАГО.
Правила страхования автогражданской ответственности признают дорожно-транспортным происшествием событие, произошедшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
Страховым случаем, согласно вышеуказанному
нормативному правовому акту, является
наступление гражданской
Государство регулирует страховые тарифы посредством установления Правительством РФ их предельных уровней, структуры и порядка их применения. Существует соответствующее Постановление Правительства РФ от 08.12.2005 N 739 "Российская газета", N 284, 16.12.2005., которое утверждает данные правила. Страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.
Общий срок действия договора обязательного страхования, установленный законодателем, составляет один год, за исключением некоторых случаев.
Обязательное страхование
При заключении договора обязательного страхования страховщик вручает страхователю страховой полис, являющийся документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования. Правительством Российской Федерации устанавливаются форма заявления о заключении договора обязательного страхования, форма страхового полиса обязательного страхования и форма документа, содержащего сведения о страховании.
Новшества ОСАГО, связанны с введением новой системы техосмотра транспортных средств (ТО ТС), введены постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. N1245.
Чтобы оформить страховку, теперь потребуется талон ТО. Если его срок истекает более чем за полгода до окончания предполагаемого периода действия заключаемого договора, ОСАГО не будет оформлено. Исключение составят случаи, когда транспортное средство не подлежит техосмотру или проведение процедуры не требуется либо если порядок техосмотра устанавливает правительство. Тоже самое касается ситуаций, когда периодичность ТО составляет 6 мес.
Согласно постановлению по соглашению
сторон страхователь может представить
необходимые для ОСАГО
Информация о работе Страхование ответственности владельцев автотранспортных средств