Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 18:31, курсовая работа
Актуальность обусловлена тем, что семья в современном российском обществе является важнейшим социальным институтом, поэтому существую-щие проблемы обуславливают необходимость оказания ей помощи со стороны общества.
Многодетная семья самой своей сущностью способствует реализации личностных и общественных потребностей. В многодетных семьях создаются благоприятные условия воспитания, поскольку дети растут в тесных взаимоотношениях друг с другом в семейном коллективе и, как правило, с раннего возраста приучаются выполнять определенные обязанности и помогать друг другу. Однако в экономическом плане именно многодетная семья оказывается в наиболее сложном положении, поскольку мать, как правило, не работает, а один отец не имеет возможности обеспечить семье нормальные условия существования. Кроме того, отмечается негативное, и даже отрицательное отношение общества к многодетным семьям.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Многодетные семьи, как социально – правовое явление………...5
1.1 Развитие института многодетной семьи в России и за рубежом…5
1.2 Понятие, виды, признаки многодетной семьи, социальный статус…………………………………………………………………………13
Глава 2. Законодательство в сфере социальной защиты многодетных семей.................................................................................................................22
2.1 Законодательство в зарубежных странах в сфере социальной защиты многодетных семей………………………………………………………….22
2.2 Современное Российское законодательство в сфере социальной защиты многодетных семей………………………………………………...29
Глава 3. Перспектива развития и совершенствования законодательства РФ в сфере социальной защиты многодетных семей……………………..40
Заключение…………………………………………………………………..49
Список использованных источников……………………………………….51
Медицинская помощь и медицинское обслуживание:
Жилищная помощь:
Образовательные программы:
Социальные услуги:
Существует также ряд программ, предназначенных для поддержки коренных народностей на территории США.
Нуждающиеся семьи с детьми, и прежде всего семьи с одним работающим родителем, являются основными получателями социальной помощи наряду с пенсионерами и инвалидами. Многие из них включены одновременно в несколько социальных программ, что, однако, не всегда позволяет им вырваться из бедности. Кроме того, остается еще значительная часть нуждающихся семей, не подпадающих под действие этих программ, — это полные семьи с детьми, в которых родители имеют низкие доходы. Таким образом, несмотря на большое количество программ, различными видами социальной поддержки охвачена лишь часть американских семей.
В Германии, многодетные семьи - редкость. Немцы не хотят принимать ответственность за тех детей, которых не смогут прокормить. Чисто по-немецки они соразмеряются со своими возможностями.
Специальных программ для многодетных семей, как и "материнского капитала", в Германии нет. Но так выходит, что сумма всех выплат и массивная поддержка некоммерческих организаций не дают никому пропасть. Парадоксальным образом получается, что чем больше детей -- тем меньше материальных забот.19
В рамках Реализации ст. 6 Конституции, приняты Закон "О подоходном налоге" (Einkommensteuergesetz) и Федеральный закон "О детских пособиях" (Bundeskindergeldgesetz), которые закрепляют право получения дополнительного налогового бонуса многодетными семьями за рождение каждого ребенка и право на получение детского пособия. Согласно данным законам, на каждого ребенка в возрасте до двух (а в некоторых землях - до трех) лет мать получает по 300 евро в месяц. Помимо того, законодательством.20
Германии предусмотрены пособия в размере 154 евро на ребенка (если их в семье до трех человек) и 179 евро - на каждого последующего. Это пособие выплачивается до 27 лет, если "ребенок" живет с родителями и не работает (имеется в виду, что он получает среднее, а затем и высшее образование).
Кроме того, социальная поддержка в германском законодательстве о детях дифференцирована по возрастам. Детям дошкольного возраста оплачиваются книги с картинками, небольшой набор игрушек, трехколесный велосипед. При зачислении ребенка в школу выделяются средства на покупку ранца, тетрадей и ручек, каждый год бесплатно выдаются необходимые учебники, оплачивается недорогая или подержанная спортивная форма. Многодетные (с тремя и более детьми) семьи имеют право на ежегодную бесплатную путевку для всех в санаторий или дом отдыха.
В Швеции в связи с реализацией положений гл. 2 Конституции принято законодательство, в соответствии с которым многодетные семьи получают весьма существенное прогрессивное пособие, размер которого возрастает с рождением очередного ребенка. При этом если заработная плата родителей не достигает прожиточного минимума, то многодетной семье начисляется дополнительное пособие для оплаты жилья, детских дошкольных учреждений или специальных талонов на продукты питания.21
В зарубежных странах есть примеры, где многодетным семьям предусмотрено вместо предоставления льгот различные денежные пособия.
В Финляндии в рамках ст. 19 Конституции действует закон, согласно которому многодетным семьям, а также матерям или отцам-одиночкам не предоставляется какие-либо льготы, а выдаются различные пособия. Финансово поощряется не только рождение каждого ребенка, но и обеспечивается его дальнейшая жизнь до наступления совершеннолетия. Так, новорожденным предоставляется большой пакет необходимых предметов, которые требуются им в течение первого года жизни, общей стоимостью около 100 евро. Ежемесячно, независимо от доходов семьи, на каждого ребенка до его совершеннолетия (18 лет) выплачиваются так называемые "дополнительные детские деньги" - около 100 евро. Необходимость данной статьи государственного расхода обусловлена сложными климатическими условиями, в которых вырастает новое поколение. Кроме того, в случае материальных затруднений оказывается финансовая помощь на приобретение школьных принадлежностей, организацию детского отдыха, дополнительное обучение. Таким образом, государство, поддерживая благополучие и индивидуальное развитие ребенка, с раннего детства воспитывает в своих гражданах чувство уверенности в государственной поддержке.22
Во Франции. В этой стране, с самой высокой в континентальной Европе рождаемостью, существует государственная программа "Большая семья", которая адресована многодетным семьям. Данная программа введена с 1921 г. и в рамках общей государственной политики по стимулированию рождаемости предлагает многодетным семьям субсидирование и льготы.
Многодетным семьям предоставляются налоговые льготы. Каждый следующий ребенок уменьшает налогооблагаемую базу семьи, так что семьи с четырьмя детьми практически не платят налогов. Распространяется льгота на всех граждан, невзирая на достаток, предполагаются выплаты в зависимости от количества детей в семье и дополнительные пособия, дифференцированные по возрасту ребенка. Кроме помощи от Кассы семейных пособий (распоряжающихся выплатой пособий), семьям, живущим в Париже и имеющим детей, мэрия города предоставляет дополнительную денежную помощь при найме на работу няни.23
2.2 Современное Российское законодательство в сфере социальной защиты многодетных семей.
Право многодетных семей на социальную защиту проистекает из конституционных принципов, обусловленных социальной природой Российского государства. Главные направления и механизмы реализации государственной семейной политики определены в Указе Президента РФ от 14 мая 1996 г. №712 «Об основных направлениях государственной семейной политики»24.
В целом федеральное законодательство, устанавливающее социальные гарантии семьям с детьми, в том числе многодетным семьям, насчитывает более 20 нормативных правовых актов. Однако из этого не следует, что в России имеется системный правовой комплекс обеспечения государством мер социальной защиты многодетных семей.
Федеральное законодательство вообще не определяет, что такое современная российская семья, а тем более - неполная семья или многодетная семья. Семейный кодекс признает только один тип семьи - состоящей из супругов, находящихся в зарегистрированном браке, независимо от того, есть ли у них дети и сколько их. Таким образом, на законодательном уровне становится невозможным дифференцированный подход к каждому типу семьи25.
Кроме того, федеральное законодательство регламентирует вопросы социальной защиты многодетной семьи, используя такие неудачные, с точки зрения определенности содержания, термины, как «поддержка», «содействие». При том, что такого рода терминология не имеет основы в Конституции РФ, которая оперирует терминами «социальное обеспечение» (часть 1 статьи 39; подпункт «ж» части 1 статьи 72), «социальная защита» (подпункт «ж» части 1 статьи 72).
Большинство федеральных законов не содержат конкретных норм, предусматривающих определенные меры социальной защиты. Исключение составляет Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», статья 15 которого устанавливает размер пособия в зависимости от количества детей в семье.
До сих пор действует нормативный (то есть заменяющий собой федеральный закон) Указ Президента РФ от 5 мая 1992 г. №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей». Конституционный суд неоднократно указывал на то, что в отсутствие федерального закона издание Президентом указа, восполняющего правовые пробелы, допустимо при условии, что его действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующего федерального закона. Таким образом, данный Указ носит временный характер и не освобождает федерального законодателя от необходимости принятия соответствующего федерального закона.
В то же время имеется противоречие между положениями Указа и положениями Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», который отнес решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания многодетных семей к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Это значит, что в федеральные законы не должны включаться положения, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта РФ, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта РФ. В полной мере такого рода ограничение распространяется и на указы Президента, ибо, как следует из части 3 статьи 90 Конституции РФ, указы и распоряжения Президента не должны противоречить федеральным законам.
Устранение указанного противоречия возможно двумя путями:
В отсутствие федерального закона Указ Президента РФ от 5 мая 1992 г. №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» выступает в определенном смысле эталоном уровня социальной защиты многодетной семьи, ибо содержит минимальный набор мер социальной защиты, который должен обеспечиваться в регионе: льготы по оплате коммунальных услуг (в размере не менее 30% от установленной стоимости); первоочередной прием детей в дошкольные учреждения; бесплатное питание для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений; бесплатный проезд на внутригородском транспорте; бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет; бесплатное посещение музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок не менее одного раза в месяц; оказание необходимой помощи многодетным родителям, желающим организовать фермерские хозяйства, малые предприятия и другие коммерческие структуры; обеспечение первоочередного выделения для многодетных семей садово-огородных участков; содействие предоставлению многодетным семьям льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья; и ряд других мер.
Как показал анализ регионального законодательства, регулирующего меры социальной защиты многодетных семей в ЦФО, именно этот Указ Президента являлся базовым при принятии региональных нормативных правовых актов.
Законодательство субъектов РФ, входящих в ЦФО, по-разному регулирует вопросы нормативных правовых актов, предусматривающих меры социальной защиты многодетных семей. В подавляющем большинстве субъектов РФ (помимо тех субъектов, где меры социальной защиты многодетных семей вообще урегулированы не законом, а нормативным правовым актом органа исполнительной власти) определение порядка исполнения закона делегировано органам исполнительной власти. Следует заметить, что такой способ реализации закона, как делегирование нормотворчества в части исполнения закона самому исполнителю, требует от законодателя особой осторожности. Ибо, будучи неограниченным в своих полномочиях по определению механизма исполнения закона, исполнитель может реализовывать их произвольным образом, чем нарушается принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.26
В то же время следует отметить, что региональное законодательство, в отличие от федерального, в части регулирования права на социальную защиту многодетных семей более развито, содержательно и разнообразно. Так, помимо мер, предусмотренных Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г. №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», субъекты РФ установили за счет собственных бюджетных средств дополнительные меры социального обеспечения многодетных семей. В частности: субсидии в размере 50% абонентской платы за телефон (Белгородская область); дополнительное ежемесячное пособие на каждого ребенка из многодетной семьи; бесплатное предоставление физкультурно-спортивных услуг государственными и муниципальными учреждениями физкультуры и спорта (Владимирская и Тамбовская области); бесплатное оказание социально-экономических, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-правовых, социально-бытовых и иных социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания (город Москва); обучение и переобучение членов многодетной семьи в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования с учетом конкретных потребностей экономики области за счет средств областного бюджета (Тамбовская область); и др.