Система социального страхования в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 13:47, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, каждый из пяти вышеперечисленных институтов социальной защиты имеет свои отличительные черты, функции и сферу применения, при этом базовым, определяющим (по объёму финансовых средств, массовости охвата, разнообразию и качеству услуг), является институт обязательного социального страхования пенсионного и медицинского, от несчастных случаев на производстве и в связи с безработицей). На долю всех видов социального страхования в развитых странах приходится, как правило, 60-70 % всех затрат на цели социальной защиты и 15-25% ВВП. В России на долю государственных внебюджетных социальных фондов приходится около 45% затрат на цели социальной защиты и 8,0% ВВП.

Целью данной курсовой работы является исследование системы социального страхования в РФ, для реализации поставленной цели были решены следующие задачи: выявлены сущность, понятия социального страхования, проведен анализ существующей системы социального страхования.

Оглавление

Введение.

1.Сущность социального страхования.
2.Нормативно-правовая база социального страхования.
3.Механизм социального страхования.
1.отрасли социального страхования.
2.Взносы по социальному страхованию.
3.Выплаты по социальному страхованию.
4.Страховые фонды.

4.1. Общая характеристика социальных внебюджетных фондов.

4.2. Пенсионный Фонд Российской Федерации.

4.3. Фонд Обязательного Медицинского Страхования.

4.4. Фонд Социального Страхования.

Заключение.

Список литературы.

Приложения.

Файлы: 1 файл

социальное страхование.doc

— 264.50 Кб (Скачать)

     Фонды страховых организаций образуются на основе передачи им функций страхования  со стороны клиентов. Это коллективные страховые фонды, создаваемые на основе страховых взносов заинтересованных лиц, управляемые профессионалами  и обеспечивающие страховую защиту от конкретных рисков.

     Участие в фондах страховых компаний представляет собой самый надёжный способ компенсации ущербов, связанных с рисками.

     В общей системе образования страховых  фондов исторически сложились два направления страховой деятельности:

     • государственное социальное страхование, основанное на принципе коллективной солидарности и направленное на социальное выравнивание и обеспечение минимума благосостояния;

     • страхование физических и юридических лиц, осуществляемое страховыми компаниями на договорной основе. 
 

4.2. Пенсионный фонд Российской Федерации. 

     Пенсионный фонд Российской Федерации - крупнейшая и самая эффективная система оказания социальных услуг в РФ.

     Пенсионный фонд Российской Федерации был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.

     В структуре Пенсионного фонда - 7 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также свыше 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов.

     Пенсионный  фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:

  • учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
  • назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров;
  • назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т.д.
  • персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;
  • взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;
  • выдачу сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
  • управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;
  • реализацию Программы государственного софинансирования пенсии. По состоянию на август 2009 года в Программу вступили свыше 1 500 000 россиян.
 

4.3. Фонд Обязательного Медицинского Страхования. 

     Обязательное  медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

     Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. 

     Территориальные фонды обязательного медицинского страхования в соответствии с Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1993 г. N 4543-1 (в ред. от 29.06.98 N 729) создаются совместным решением высших органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ и находятся в их подчинении. Их средства и имущество считаются государственной собственностью субъекта РФ и не подлежат изъятию в региональный бюджет. Целью территориальных фондов является сбор страховых взносов и финансирование обязательного медицинского страхования. Однако средства, аккумулируемые территориальными фондами, распределяются между медицинскими учреждениями, действующими на соответствующей территории, не прямо, а через посредничество страховых медицинских организаций. Именно последние заключают договоры со страхователями в пользу застрахованных работников. В соответствии с Типовым договором обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 1018 страховщик обязуется организовывать и финансировать предоставление гражданам, включенным страхователем в списки застрахованных, медицинской помощи определенного объема и качества, с выдачей застрахованным страховых медицинских полисов установленного образца. При этом объем медицинской помощи, предоставляемый застрахованным лицам, определяется территориальной программой обязательного медицинского страхования населения, утверждаемой органами власти субъекта Федерации на базе Федеральной программы ОМС. При заключении договора сторонами согласовывается перечень медицинских учреждений, оказывающих предусмотренные программой услуги. Страхователь принимает на себя уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, который распределяет взносы между страховыми организациями пропорционально численности обслуживаемых ими застрахованных в соответствии с утвержденными подушевыми нормативами. Помимо этого в функции территориальных фондов входит контроль за страховыми организациями и обеспечение их финансовой стабильности за счет обязательного депонирования в территориальном Фонде ОМС страховых резервов.

     Федеральный фонд обязательного медицинского страхования  создан в 1993 году Постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. N 4543-1 “О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год” и в настоящее время действует на основании Устава, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. N 857. Непосредственно финансированием страховых медицинских организаций Федеральный фонд не занимается. Основная его цель - обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. В рамках решения этой задачи Федеральный фонд предоставляет субвенции на выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению программ обязательного медицинского страхования, включая нормированный страховой запас. Другой значительной расходной статьей Федерального Фонда является финансирование федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования, которые обычно принимаются в целях борьбы с социально значимыми заболеваниями, строительства и содержания крупных научно-медицинских центров.

     Обязательное медицинское страхование имеет определенные организационные и финансовые отличия от других отраслей социального страхования.

     Во-первых, в рамках обязательного медицинского страхования не производятся никакие денежные выплаты населению. Финансовые средства используются только на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам бесплатно, и проходят через систему лечебно-профилактических учреждений, имеющих государственную лицензию и аккредитацию.

     Во-вторых, в организациях обязательного медицинского страхования задействованы коммерческие компании — страховые медицинские организации, которым по действующему Закону РФ «О медицинском страховании в РФ» отведена роль непосредственного страховщика.

     В-третьих, в финансировании обязательного  медицинского страхования задействованы средства бюджетов субъектов РФ, поскольку органы исполнительной власти субъектов РФ выступают страхователями неработающего населения и обязаны уплачивать страховые взносы в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

     По  Закону «О медицинском страховании  граждан в РФ» существуют 3 группы субъектов управлением организацией и финансированием обязательного медицинского страхования: Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования, страховые медицинские организации. Эти субъекты заключают договоры на осуществление обязательного медицинского страхования, аккумулируют страховые взносы, направляя средства на оплату медицинских услуг. С точки зрения теории страхования они все выступают страховщиками, но имеют существенные различия и обладают строго разграниченными полномочиями по выполнению конкретных финансовых и страховых операций.

     Медицинское обслуживание в рамках обязательного  медицинского страхования предоставляется в соответствии с базовыми и территориальными программами обязательного медицинского страхования, разрабатываемыми на уровне федерации в целом и в субъектах федерации. За счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы предоставляются стационарная и амбулаторно-поликлиническая помощь в учреждениях здравоохранения независимо от их организационно-правовой формы при различного рода заболеваниях, травмах, беременности и родах, стоматологическом лечении и многих др. Стационарная помощь включает наравне с лечением предоставление услуг по диагностике, использование медицинских инструментов и бесплатную лекарственную помощь. Амбулаторно-поликлиническое обслуживание подразумевает предоставление помощи как в поликлинике, так и на дому, проведение диагностики и мероприятий по профилактике и диспансерному наблюдению.

     Из  федерального бюджета финансируется  медицинская помощь, предоставляемая только федеральными медицинскими учреждениями за счет средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, в частности:

     • скорая медицинская помощь;

     • медицинское амбулаторное и стационарное лечение в специальных диспансерах и больницах при заболеваниях туберкулезом СПИДом и др.;

     • дорогостоящие виды лечения, перечень которых утверждается органом управления здравоохранения субъекта РФ.

     За  счет бюджетов всех уровней осуществляются:

     • льготное лекарственное обеспечение;

     • льготное протезирование;

     • услуги фельдшерско-акушерских пунктов, хосписов, лепрозориев и др.

     Правила обязательного медицинского страхования разрабатываются и утверждаются в каждом субъекте РФ на основании закона «О медицинском страховании граждан РФ» и типовых правил обязательного медицинского страхования, утвержденных ФФОМС. 
 
 

4.4. Фонд Социального Страхования. 

     Социальное  страхование представлено в РФ Фондом социального страхования и обеспечения. Деятельность Фонда регламентируется Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101 "О Фонде социального  страхования Российской Федерации" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.07.1995 N 741, от 19.02.1996 N 166, от 15.04.1996 N 462, от 23.12.1996 N 1529, от 22.11.1997 N 1471, от 23.12.1999 N 1431, от 19.07.2002 N 541, от 02.08.2005 N 484.).

      Фонд  социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации, осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, Постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также Положением «О Фонде социального страхования Российской Федерации»

     Фонд  является специализированным финансово-кредитным  учреждением при Правительстве  Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.

Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

     В Фонд социального страхования Российской Федерации входят следующие исполнительные органы:

  • региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации;
  • центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;
  • филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

   Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем.

   Фонд  социального страхования Российской Федерации, его региональные и центральные  отраслевые отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим  наименованием, текущие валютные и  иные счета в банках. Местонахождение Фонда - г. Москва.

   Основными задачами Фонда являются:

  • обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
  • участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
  • осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;
  • разработка совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
  • организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
  • сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

Информация о работе Система социального страхования в Российской Федерации