Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 13:47, курсовая работа
Таким образом, каждый из пяти вышеперечисленных институтов социальной защиты имеет свои отличительные черты, функции и сферу применения, при этом базовым, определяющим (по объёму финансовых средств, массовости охвата, разнообразию и качеству услуг), является институт обязательного социального страхования пенсионного и медицинского, от несчастных случаев на производстве и в связи с безработицей). На долю всех видов социального страхования в развитых странах приходится, как правило, 60-70 % всех затрат на цели социальной защиты и 15-25% ВВП. В России на долю государственных внебюджетных социальных фондов приходится около 45% затрат на цели социальной защиты и 8,0% ВВП.
Целью данной курсовой работы является исследование системы социального страхования в РФ, для реализации поставленной цели были решены следующие задачи: выявлены сущность, понятия социального страхования, проведен анализ существующей системы социального страхования.
Введение.
1.Сущность социального страхования.
2.Нормативно-правовая база социального страхования.
3.Механизм социального страхования.
1.отрасли социального страхования.
2.Взносы по социальному страхованию.
3.Выплаты по социальному страхованию.
4.Страховые фонды.
4.1. Общая характеристика социальных внебюджетных фондов.
4.2. Пенсионный Фонд Российской Федерации.
4.3. Фонд Обязательного Медицинского Страхования.
4.4. Фонд Социального Страхования.
Заключение.
Список литературы.
Приложения.
4)
территориальные фонды
3.3.
Выплаты по социальному
страхованию
Государственное социальное страхование обеспечивает:
• выплату социальных пособий;
• оплату санаторно-курортного лечения;
• частичное финансирование мероприятий по оздоровлению детей.
За счет средств ФСС осуществляется выплата семи видов пособий. Основным является пособие по временной нетрудоспособности, доля которого составляет из года в год около половины всего объема расходов фонда на социальные цели. При заболевании или травме застрахованного, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения – выплата пособия за счет средств Фонда производится с третьего дня,
в остальных
случаях – с первого дня
нетрудоспособности при
до 5 лет – 60% (предельная сумма -20750 руб. в месяц),
от 5 до 8 лет – 80% (предельная сумма -27666 руб. в месяц),
8 и более лет – 100 % среднего заработка, (предельная сумма -34583 руб. в месяц.)
Застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее 6 месяцев - в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда
Для определенных категорий застрахованных размер пособия не зависит от стажа и всегда составляет 100% (чернобыльцы, многодетные родители, лица, работающие в районах Крайнего Севера и некоторые другие).
Пособие по беременности и родам всегда выдается в размере 100% заработка (предельная сумма -34583 руб. в месяц.) в течение декретного отпуска, который составляет 140 календарных дней (194 или 156 календарных дней для случаев многоплодной беременности или осложненных родов). В размере дневного заработка оплачиваются и четыре выходных дня в месяц, предоставляемые родителям, воспитывающим ребенка-инвалида.
Остальные пособия фиксированы, их размеры устанавливаются ежегодно федеральными законами (см. приложения).
Расходы на санаторно-курортное лечение включают оплату стоимости путевок, частичное финансирование профилакториев, санаториев, принадлежащих страхователям. Затраты на санаторно-курортное обслуживание покрываются в пределах определенного норматива, утверждаемого страхователям органами ФСС. Финансирование мероприятий по оздоровлению детей в основном сводится к частичной оплате за счет средств социального страхования путевок в детские оздоровительные лагеря, предоставлению дотаций по содержанию детских и юношеских спортивных школ, детских путевок на лечение.
Выплата
пособий по социальному страхованию
и оплата других предусмотренных нормативными
документами ФСС расходов осуществляется
через бухгалтерии страхователей. Государственное
социальное страхование, осуществляемое
ФСС, принципиально отличается от других
страховых отраслей по условиям получения
и расходования страховых взносов. Это
единственная отрасль, средства которой
находятся в распоряжении самих страхователей
и застрахованных, правда, в ограниченных
законодательством рамках. Дело в том,
что суммы страховых взносов, реально
поступающие в ФСС, представляют собой
остаток средств от начисленных страховых
взносов после осуществления страхователем
выплаты пособий и оплаты других установленных
законодательством расходов.
Выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев.
Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется ФСС на тех же условиях. Получателям страховых выплат, которые продолжают работать у своего страхователя (работодателя), положенные пособия и компенсации выплачиваются из суммы взносов, начисленных по данному виду страхования. Если работник увольняется с предприятия, где произошел страховой случай, или переходит на инвалидность, то все положенные ему страховые выплаты производятся непосредственно исполнительными органами ФСС.
Страховое обеспечение включает:
• пособие по временной нетрудоспособности (100% среднего заработка);
• единовременную страховую выплату по возмещению вреда (в процентах от 60-кратного МРОТ в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности, на случай смерти — 100%);
• ежемесячную страховую выплату (в процентах от среднемесячного заработка в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности или в случае смерти — исходя из долей заработка, приходящихся на иждивенцев);
•
оплату дополнительных расходов на медицинскую
и профессиональную реабилитацию (нормативы
не установлены).
Выплаты
по обязательному пенсионному
Пенсионным законодательством РФ установлены следующие группы пенсий:
• трудовые пенсии (финансируемые из средств страховых взносов);
• пенсии по государственному пенсионному обеспечению (финансируемые из средств федерального бюджета);
• пенсии гражданам, проходившим военную службу и службу в органах внутренних дел (федеральный бюджет).
Право на пенсию по государственному обеспечению имеют федеральные государственные служащие, военнослужащие, участники Великой Отечественной войны, граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, нетрудоспособные граждане.
Трудовые пенсии назначаются в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью, которая засчитывается в страховой стаж. В зависимости от основания для назначения выделяют следующие виды пенсий:
• по старости — достижение пенсионного возраста;
• по инвалидности — назначение группы инвалидности;
• по случаю потери кормильца — утрата дохода застрахованного лица иждивенцами семьи;
Трудовая пенсия по старости – это ежемесячная денежная выплата, назначаемая гражданам, достигшим установленного законом возраста и имеющих необходимый трудовой стаж, в целях компенсации им заработной платы или иного дохода, которые они получали в период трудовой деятельности. Право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Согласно действующему пенсионному законодательству размер трудовой пенсии по старости складывается из страховой и накопительной частей трудовой пенсии по старости.
Размер трудовой пенсии по старости = СЧ + НЧ, где
СЧ - страховая
часть трудовой пенсии по старости
НЧ - накопительная часть трудовой пенсии
по старости
Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
СЧ = ПК / Т + Б, где
СЧ - страховая
часть трудовой пенсии по старости;
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала
застрахованного лица, учтенного по состоянию
на день, с которого указанному лицу назначается
страховая часть трудовой пенсии по старости;
Т - количество месяцев ожидаемого периода
выплаты трудовой пенсии по старости,
применяемого для расчета страховой части
указанной пенсии. При назначении в 2010
году он составляет 192 месяца;
Б - фиксированный базовый размер страховой
части трудовой пенсии по старости. (По
состоянию на 01.01.2010 составляет 2562 рубля
в месяц.)
Расчет пенсионного капитала (ПК)
ПК = ПК1 + СВ + ПК2, где
ПК1
– расчетный пенсионный капитал, исчисленный
при оценке пенсионных прав застрахованного
лица по состоянию на 01.01.2002;
СВ – сумма валоризации;
ПК2 – сумма страховых взносов
и иных поступлений в Пенсионный фонд
Российской Федерации за застрахованное
лицо начиная с 01.01.2002;
ПК2 = (РП-БЧ) х Т
РП – расчетный размер трудовой пенсии, определяемый с учетом стажа и заработка конкретного лица по формуле:
РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП
СК – стажевый коэффициент, который составляет 0,55 за общий стаж 20 лет у женщин, 25 лет у мужчин и повышается на 0,01 за каждый год общего трудового стажа сверх 20 и 25 лет соответственно, но не более чем на 0,20.
Периоды, включаемые в общий трудовой стаж (в календарном порядке):
ЗР/ЗП – отношение
заработка застрахованного лица (ЗР) за
2000-2001 г. по данным индивидуального (персонифицированного)
учета либо за любые 60 месяцев подряд из
всей трудовой деятельности до 01.01.2002 г.
к среднемесячной зарплате в стране (ЗП)
за тот же период. Данное отношение учитывается
в размере не свыше 1,2 за исключением “северян”,
для которых эта величина может быть от
1,4 до 1,9.
СЗП – средняя зарплата в Российской
Федерации за III квартал 2001 г. равна 1671
рубль
Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
НЧ = ПН / Т, где
НЧ - размер
накопительной части трудовой пенсии
ПН - сумма пенсионных накоплений застрахованного
лица, учтенных в специальной части его
индивидуального лицевого счета по состоянию
на день, с которого ему назначается накопительная
часть трудовой пенсии по старости;
Т - количество месяцев ожидаемого периода
выплаты трудовой пенсии по старости,
применяемого для расчета страховой части
указанной пенсии. При назначении пенсии
в 2010 году - 192 месяца.
Обязательное медицинское страхование имеет существенные организационные и финансовые особенности по сравнению с другими страховыми отраслями. Прежде всего это связано с тем, что в организации ОМС задействованы коммерческие компании — страховые медицинские организации, которым отведена роль непосредственного страховщика.
4.
Страховые фонды.
4.1.
Общая характеристика
социальных внебюджетных
фондов.
Страховой фонд как экономическая категория представляет собой резерв материальных или денежных средств, предназначенный для возмещения ущербов. Денежная форма более предпочтительна в силу своей универсальности. Источниками формирования страховых фондов общества являются платежи физических и юридических лиц, взимаемые на обязательной или добровольной основе. Создание целевых денежных фондов для страхования, управление ими и их распределение являются частью системы финансовых отношений, неразрывно связанной с другими формами аккумуляции и расходования финансовых ресурсов общества.
Число рисков, угрожающих обществу и отдельному человеку, так велико, что страховые фонды неизбежно создаются в разных организационных формах и служат для разных целей. Основными организационными формами страховых фондов являются:
• государственные (фонды государственного социального страхования);
• фонды самострахования;
• фонды страховых компаний.
Каждая из этих форм используется на практике и имеет собственную сферу применения.
Государственные страховые фонды формируются как фонды социальной поддержки населения за счёт обязательных платежей граждан и юридических лиц. Средства этих фондов используются в строгом соответствии с установленными нормативами и при наличии определённых условий, в частности, для материального обеспечения граждан при наступлении нетрудоспособности, старости и в других предусмотренных законом случаях. Возможности государства в организации социальной помощи весьма ограничены. В условиях рыночной экономики государство и не ставит перед собой цели всесторонней опеки своих граждан. Ответственность за себя, свою семью, своё имущество в основном лежит на самих гражданах, а государство обеспечивает лишь минимум гарантий в рамках проводимой социальной политики.
Фонды самострахования создаются на предприятиях и в домашних хозяйствах на добровольной основе. Исключение составляют лишь акционерные общества, которым Федеральным законом «Об акционерных обществах» предписывается создание резервных фондов, минимальный размер которых должен составлять не менее 15% от уставного капитала. Граждане используют для компенсации неожиданных ущербов личные накопления. Метод самострахования оправдывает себя в случае возникновения потребности в деньгах, размеры и время появления которой заранее известны либо не очень велики. Если же речь идёт о серьёзных ущербах, то резервные накопления граждан и предприятий оказываются недостаточными для их компенсации.
Информация о работе Система социального страхования в Российской Федерации