Система социального страхования в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 13:47, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, каждый из пяти вышеперечисленных институтов социальной защиты имеет свои отличительные черты, функции и сферу применения, при этом базовым, определяющим (по объёму финансовых средств, массовости охвата, разнообразию и качеству услуг), является институт обязательного социального страхования пенсионного и медицинского, от несчастных случаев на производстве и в связи с безработицей). На долю всех видов социального страхования в развитых странах приходится, как правило, 60-70 % всех затрат на цели социальной защиты и 15-25% ВВП. В России на долю государственных внебюджетных социальных фондов приходится около 45% затрат на цели социальной защиты и 8,0% ВВП.

Целью данной курсовой работы является исследование системы социального страхования в РФ, для реализации поставленной цели были решены следующие задачи: выявлены сущность, понятия социального страхования, проведен анализ существующей системы социального страхования.

Оглавление

Введение.

1.Сущность социального страхования.
2.Нормативно-правовая база социального страхования.
3.Механизм социального страхования.
1.отрасли социального страхования.
2.Взносы по социальному страхованию.
3.Выплаты по социальному страхованию.
4.Страховые фонды.

4.1. Общая характеристика социальных внебюджетных фондов.

4.2. Пенсионный Фонд Российской Федерации.

4.3. Фонд Обязательного Медицинского Страхования.

4.4. Фонд Социального Страхования.

Заключение.

Список литературы.

Приложения.

Файлы: 1 файл

социальное страхование.doc

— 264.50 Кб (Скачать)
 

   Средства Фонда образуются за счет:

  • страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
  • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
  • страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
  • доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;
  • добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
  • ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
  • прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).
 

   Средства  Фонда направляются на:  

  • оплату  дополнительных выходных дней по уходу  за ребенком-инвалидом или инвалидом  с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;
  • частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);
  • частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;
  • частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);
  • оплату проезда к месту лечения и обратно;
  • создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования (далее именуется - инструкция), утвержденной Фондом совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и с участием Центрального банка Российской Федерации;
  • обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
  • финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;
  • проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
  • осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;
  • участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.

   Средства  Фонда используются только на целевое  финансирование мероприятий, указанных  в настоящем Положении. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.

   Средства, полученные от взимания пеней и наложения  финансовых санкций (в размере 20 процентов), образуют фонд развития Фонда социального  страхования Российской Федерации. Положение о порядке формирования и расходования средств фонда развития утверждается Правительством Российской Федерации. 

    Распорядителями  средств Фонда являются председатель  и главный бухгалтер Фонда,  а в региональных и центральных отраслевых отделениях Фонда - управляющий и главный бухгалтер отделения Фонда. 

Выплата пособий  по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей  в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий  по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

     Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной  выплатой пособий по социальному  страхованию, проведением оздоровительных  мероприятий на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности трудовыми коллективами образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

      Действующая в России система социального  страхования до сих пор сохраняет  черты, в большей степени характерные  для социальной помощи, чем страхования. При достаточно высокой страховой нагрузке на работодателей (почти 40% фонда оплаты труда) уровень большинства социальных выплат явно недостаточен и не увязан с объемом вносимых страховых средств. Правовое поле данного института социальной защиты только формируется. Отсутствует реальное разделение системы социального страхования и системы социальной помощи. Термины, принципы и инструментарий организации финансовых институтов и систем социальных гарантий, которые широко используются во многих развитых странах в практике различных видов социального страхования - социальный и профессиональный риски, эквивалентность страховых взносов и выплат, увязка уровней социальных рисков и страховых тарифов - эти и другие классические элементы и механизмы данных систем все еще представляются отвлеченными категориями, а не жизненно важными регуляторами социальной зашиты населения.

      Это во многом объясняет массовую незаинтересованность трудозанятого населения в своевременной  уплате в полном объеме страховых  взносов (работниками, и работодателями) в государственные внебюджетные социальные фонды.

      Приходится  констатировать серьезные отставания в создании экономических условий  и институциональной базы для  формирования новых механизмов социальной защиты в форме сбалансированных между собой экономических отношений и института социального страхования. Так, существующее правовое положение внебюджетных социальных фондов зауживает их роль и функции, сводит их в основном к финансовым учреждениям (“сборщиков взносов” и “распределителей средств”). Мировой опыт свидетельствует о том, что основные виды социального страхования (пенсионного, от несчастных случаев на производстве, по безработице), кроме финансовых задач по компенсации утраты заработков (в связи с временной и постоянной утратой трудоспособности или места работы), выполняют целый ряд других функций: оздоровление трудящихся и членов их семей, организацию лечения, проведения крупномасштабных национальных программ по реабилитации инвалидов (медицинской, профессиональной и социальной).

      Следует понимать, что формирование национальной системы социального страхования - дело непростое. Такая система органически связана с системой заработной платы, налоговой системой, политикой и состоянием рынка труда, демографическим положением в настоящем и его прогнозным положением в будущем. Необходимо критично признать, что пока формирование системы социального страхования не увязано с названными выше факторами, которые во многом определяют качественные ее характеристики (уровень пенсий и других страховых выплат, качество и объем услуг по лечению и оздоровлению трудящихся), построить эффективную систему социальной защиты в стране не удастся.

      Много серьезных вопросов в этой связи  предстоит решить законодателям, и, прежде всего, Государственной Думе. В их числе совершенствование законов по социальному страхованию и обеспечению, их гармонизация с другими видами права – трудовым, гражданским, финансовым и административным, снятие существующих законодательных противоречий между ними. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы. 

  1. Сайт Фонда  Социального страхования Российской Федерации. Положение о Фонде социального страхования. http://www.fss.ru/ru/fund/about/fundamentals/6802.shtml
  2. Сайт пенсионного фонда Российской Федерации. www.pfrf.ru
  3. Сайт Федерального Фонда Обязательного Медицинского страхования. www.ffoms.ru/pls/portal
  4. Официальный сайт компании "Консультант Плюс".

    Федеральный закон  №165-ФЗ от 16 июля 1999г. «Об основах  обязательного социального страхования»http://base.consultant.ru

  1. Российская  газета. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" http://www.rg.ru/2009/07/28/zakon-dok.html
  1. Информационно-правовой портал ГАРАНТ. Система Социального страхования в РФ. http://www.garant.ru/dpe/12_99/
  1. Википедия. Свободная энциклопедия. Социальное страхование. http://ru.wikipedia
  2. Страхование / Под ред. Доктора экон. наук, профессора Д.А. Фёдоровой – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2003.
  3. Роик В. Социальное страхование в России: проблемы и пути их решения // Страховое дело.-1999.-N1
  4. Социальное страхование в России/  под ред. Косарев Ю.А.,2000г.. http://lawlib.at.ua/load/25-1-0-259
  5. Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование.  –  М.: Экспертное бюро, 1997.

    12.Понятие социального страхования. М.Ю. Федорова "Журнал российского права", 2001, N 1 http://www.jurprofs.ru 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Приложения. 

Рис.1. Классификация видов страхования 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 1. Система  социального страхования в России. 

     Отрасли 
 

Элементы

Государственное социальное страхование Обязательное  страхование от несчастных случаев Обязательное медицинское страхование Обязательное  пенсионное страхование
Страхуемые  социальные риски Временная нетрудоспособность, смерть Нетрудоспособность и смерть от производственных травм и профзаболеваний Расходы на медицинское обслуживание Постоянная нетрудоспособность, смерть
Страховщики Фонд социального страхования РФ (ФСС) Фонд социального страхования РФ (ФСС) Федеральный и  территориальные фонды ОМС (ФОМС), страховые медицинские компании (СМО) Пенсионный  фонд РФ (ПФР)
Страхователи Юридические лица; граждане, использующие наемный труд Юридические лица; граждане, использующие наемный труд Все хозяйствующие субъекты; местные органы исполнительной власти Все хозяйствующие субъекты
Застрахованные Наемные работники, их дети, некоторые категории неработающих Наемные работники Все население Работающее  население

Информация о работе Система социального страхования в Российской Федерации