Перспективы развития агрострахования с государственной поддержкой в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 23:35, курсовая работа

Краткое описание

Агрострахование, осуществляемое с государственной поддержкой, занимает определенную нишу на страховом рынке России и представляет собой систему экономических и организационных мер, направленных на защиту имущественных интересов производителей сельскохозяйственной продукции, связанных с необходимостью предоставления страховой защиты от рисков утраты (гибели) или частичной утраты производимой ими продукции сельскохозяйственного назначения.

Оглавление

Введение 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АГРОСТРАХОВАНИЯ 6
1.1 Сущность и виды агрострахования 6
1.2 Основные принципы эффективной системы агрострахования 10
1.3 Агрострахование с государственной поддержкой на территории РФ 14
2 СОСТОЯНИЕ И АНАЛИЗ РЫНКА АГРОСТРАХОВАНИЯ 20
2.1 Состояние агрострахования в зарубежных странах 20
2.2 Анализ рынка агрострахования России 24
3 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ АГРОСТРАХОВАНИЯ В РФ 29
3.1 Проблемы существующей системы агрострахования с государственной поддержкой в Российской Федерации 29
3.2 Перспективы развития агрострахования с государственной поддержкой в Российской Федерации 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 42

Файлы: 1 файл

курсовая по финансам на конкурс (2).doc

— 461.50 Кб (Скачать)

 

      В Европе государство активно участвует  процессе страхования сельхозпроизводителей. Однако оно берет на себя лишь финансирование страхования определенных рисков, закрепленных на национальном уровне. В основном страхуются эпидемии и очаги инфекций. Дополнительные же риски сельхозпроизводитель может застраховать в частных страховых компаниях. Однако здесь объем рынка невелик, потому как государство в любом случае компенсирует часть убытков производителю при наступлении страхового случая. И именно этот фактор в большей мере (наряду с нехваткой средств и уменьшающейся рентабельностью производства сельхозпродукции) не дает развиваться частному агрострахованию. [12]

      Доля  совокупной страховой премии в валовом внутренним продукте является ключевым макроэкономическим индикатором развития страхового рынка. 
 
 
 
 
 
 

      Таблица 2.2 Страховая премия на душу населения  в развитых странах Европы за 2010 год ( в тыс. долл.)

        

      В развитых странах Европы страховая премия на душу населения составляет 2,3-6,5 тыс. долл. США (в Великобритании - 6,5 тыс., Ирландии и Швейцарии - 5,5 тыс., Франции - 4 тыс., Германии и Австрии - 2,4 тыс.).

      Рынок аграрного страхования Украины  в 2011 году демонстрирует развитие: если в период осень-зима 2010-2011 гг. было заключено 716 договоров страхования, то весной-летом 2011 года - 1978 договоров. На сегодняшний день, по данным исследований Международной финансовой корпорации (IFS), услуги по страхованию сельхозрисков в Украине предоставляют около 17 страховых компаний (СК), при этом около 80% рынка принадлежит шести компаниям. Было заключено всего 467 договоров, причем из-за неблагоприятных погодных условий прошлой зимы по 45% из них страховщики осуществили выплаты. Убыточность в данном сегменте превысила 180% (26,5 млн. грн. возмещений против 14,4 млн. грн. премий), хотя в сезоне-2008-2009 соотношение выплаченных страховыми компаниями сумм возмещения к собранным ими премиям составило всего 37%.[9]

       

      2.2 Анализ рынка агрострахования  в РФ 

      Лето 2010 года выявило крайне низкий уровень эффективности существующей системы сельскохозяйственного страхования в России. Основная часть посевных площадей не была покрыта страхованием, а там, где риски были все - таки застрахованы, лишь немногим сельхозпроизводителям удалось получить страховое возмещение.

      Ситуацию  на современном этапе развития системы  агрострахования в России в целом  можно оценить положительно. В сегменте сельскохозяйственного страхования в 2010 году работало 49 страховых организаций в 61 субъекте Российской Федерации.

      График 2.3 Общее количество субъектов Российской Федерации, и количество субъектов в которых были заключены договоры страхования с государственной поддержкой в 2005-2010 гг.

 

      Общее количество заключенных и принятых на субсидирование договоров страхования урожая сельскохозяйственных культур, урожая и посадок многолетних насаждений с государственной поддержкой в 2010 году по 61 субъекту РФ составило 5528 договоров (в том числе по страхованию озимых сельхозкультур посева 2009 года - 2137 договоров или 39% от общего количества заключенных договоров) из них:

      - с сельскохозяйственными организациями - 3 643 (65,9% от общего количества договоров);

      - с крестьянско-фермерскими хозяйствами  - 1885 (34,1 % от общего количества  договоров).

      Таблица  2.4 Динамика изменения страховых премий и страховых выплат в период с 2005 по 2010 гг.

Год Страховые премии (млрд. руб.) Страховые выплаты (млрд. руб.) Коэффициент выплат
2005 494,7 277,8 56,1
2006 610,6 352,8 57,8
2007 763,6 473,8 62
2008 946,2 622,7 65,8
2009 977,5 734,5 75,1
2010 1041,09 768,5 73,8

 

     Развитие  страхования в России характеризуют следующие тенденции

      и показатели:

      1. Увеличение общего объема страховых премий. По данным Федеральной службы страхового надзора страховые премии по добровольным и обязательным видам страхования в 2010 году составили 1041,09 млрд. руб., страховые выплаты - 768,5 млрд. руб. Общий объем страховых премий увеличился с 494,7 млрд. руб. в 2005 году до 1041,09 млрд. руб. в 2010 году (более чем в 2 раза). Страховые выплаты в рассматриваемый период увеличились с 277,8 до 768,5 млрд. руб. (в 2,8 раза).

      2. Устойчивый рост страховых премий, приходящихся на душу населения. Так например, затраты населения на страхование выросли с 3 447,4 рублей в 2005 году до 7353 рублей в 2010 году, т.е. более чем в 2 раза.

      Таблица 2.5 Страховые премии по агрострахованию в РФ за 2007-2010 годы, в млрд. руб.

  2007 2008 2009 2010
Страхование с государственной поддержкой, млрд. руб. 7,7 8,8 9,2 8,8
Страхование без государственной поддержки, млрд. руб. 1,5 6,1 2,4 1,0

 

      В 2010 году объем рынка сельскохозяйственного  страхования составил 9,8 млрд. рублей. Из них 8,8 млрд. рублей было получено в рамках страхования с господдержкой, 1 млрд. рублей - по страхованию без господдержки.

      Общая посевная (посадочная) площадь по договорам страхования урожая сельскохозяйственных культур, урожая и посадок многолетних насаждений составила 8277,8 тыс. га, при этом удельный вес застрахованных посевных (посадочных) площадей в 2010 году составила 13,0 %. В соответствии с государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 14.07.07 г. № 446 предусмотрено, что к 2012 году удельный вес застрахованных посевных (посадочных) площадей должен составлять 40% от общей посевной (посадочной) площади.

      Таблица 2.6 Соотношение площади застрахованных урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой и общей посевной площади сельскохозяйственных культур в 2004-2010 гг., млн. га

        

      Удельный  вес застрахованной посевной (посадочной) площади достигал максимального  значения в 2007 году – 28,3% (размер застрахованной площади - 20,2 млн. га). В 2010 году - снижение доли застрахованных площадей сельскохозяйственных культур до 13,0% (размер застрахованной площади – 8,3 млн. га).

      Большую долю рынка агрострахования занимает Приволжский регион- 46 % договор от общего количества заключенных договоров  агрострахования. В 2010 году в Приволжском федеральном округе было заключено 2554 договора страхования. Меньше всего заключено договоров страхования сельскохозяйственных культур с господдержкой в Уральском федеральном округе. В 2010 году в данном регионе было заключено 53 договора страхования, что составляет всего 1 % от общего количества договоров страхования урожая сельскохозяйственных культур.

      Сумма уплаченной страховой премии по договорам страхования урожая сельскохозяйственных культур, урожая и посадок многолетних насаждений с государственной поддержкой за 2010 год составила 8 805,8 млн. 11 рублей.

      В 2010 году объем рынка сельскохозяйственного  страхования составил 9,8 млрд. рублей. Из них 8,8 млрд. рублей было получено в рамках страхования с господдержкой, 1 млрд. рублей - по страхованию без господдержки.

      Оценивая  количественные и качественные параметры страховой отрасли и роль государства в ее развитии, можно сделать вывод: страховой рынок России находится на начальном этапе своего развития и имеет большие возможности для совершенствования. В то же время государство не использует в полной мере весь потенциал страхования для решения экономических и социальных проблем общества. Хотя развитие страхового рынка не может происходить без серьезной и продуманной государственной поддержки. Основу страхового рынка России составляют обязательные виды страхования. Развитие добровольного страхования предполагает активизацию работы участников рынка по совершенствованию взаимодействия между потребителями страховых услуг и их поставщиками.

      Основной задачей современного этапа страхования является развитие и совершенствование взаимодействия между потребителями и поставщиками страховых услуг с целью формирования и укреплению доверия потребителей к страхованию в целом и к страховщикам в частности. [5] 

      3 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ АГРОСТАРХОВАНИЯ   В РФ 

      3.1 Проблемы существующей системы агрострахования с государственной поддержкой в Российской Федерации 

      Несмотря  на позитивную работу, проделанную  по развитию сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, остается ряд нерешенных вопросов и проблем, тормозящих эффективное использование финансовых ресурсов, выделяемых на поддержку страхования государством и обеспечение финансовой устойчивости сельскохозяйственного страхования:

      1. Субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям

      Носят компенсационный характер и предоставляются только после оплаты страхового взноса в размере 100%, что, учитывая финансовое  состояние большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей, особенно сложно осуществить в период подготовки и проведения сезонных сельскохозяйственных работ.

      2. Высокие затраты на страхование и отсутствие разнообразных страховых программ, в том числе недорогих, делает сельскохозяйственное страхование не доступным для большого числа сельскохозяйственных товаропроизводителей.

      3. Отсутствие единой линейки страховых продуктов, в том числе недорогих, по которым предоставляется государственная поддержка.

      4. Отсутствие системы перераспределения рисков на территории Российской Федерации.

      5. Не скоординирована система возмещения ущерба от стихийных (катастрофических) бедствий с использованием средств страховых компаний, федерального, регионального бюджетов. Отсутствие страховых инструментов для покрытия крупных катастрофических убытков.

      6. Отсутствие системы независимой оценки ущерба и единого порядка урегулирования убытков по договорам страхования, обеспеченных государственной поддержкой.

      7. Не учитываются почвенно-климатические особенности региона.

      8. Сохраняется практика применения различных серых схем в целях получения средств государственной поддержки без осуществления реального страхования сельскохозяйственных рисков.[5]

      2010 год ярко продемонстрировал давно известный статистический факт - более 70% посевных площадей в РФ расположены в зонах рискованного земледелия. В аномальных климатических условиях 2010 года хозяйства Центрального и Поволжского федеральных округов оказались в критическом положении - сбор урожая в некоторых областях не превышает 20% от показателей 2009 года. Финансовое положение хозяйств в пострадавших от засухи регионах может сильно ухудшиться. Однако некоторые сельхозпроизводители не останутся в убытке. Речь о хозяйствах, застраховавших свои посевы.

      10 фактов работы системы сельскохозяйственного страхования в 2010 году:

      1. Из 83 субъектов РФ в программе сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой принял участие 61 регион.

      2. Площадь застрахованных фермерских хозяйств была равна 8,3 млн. га, или 13% от совокупной посевной площади.

      3. Объем государственных субсидий, выделенных на покрытие части премий по сельскохозяйственному страхованию, составил 4,3 млрд. рублей.

      4. На борьбу с последствиями  природных катаклизмов было выделено 35 млрд. рублей из федерального бюджета и 11 млрд. рублей из региональных бюджетов.

Информация о работе Перспективы развития агрострахования с государственной поддержкой в Российской Федерации