Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 23:35, курсовая работа
Агрострахование, осуществляемое с государственной поддержкой, занимает определенную нишу на страховом рынке России и представляет собой систему экономических и организационных мер, направленных на защиту имущественных интересов производителей сельскохозяйственной продукции, связанных с необходимостью предоставления страховой защиты от рисков утраты (гибели) или частичной утраты производимой ими продукции сельскохозяйственного назначения.
Введение 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АГРОСТРАХОВАНИЯ 6
1.1 Сущность и виды агрострахования 6
1.2 Основные принципы эффективной системы агрострахования 10
1.3 Агрострахование с государственной поддержкой на территории РФ 14
2 СОСТОЯНИЕ И АНАЛИЗ РЫНКА АГРОСТРАХОВАНИЯ 20
2.1 Состояние агрострахования в зарубежных странах 20
2.2 Анализ рынка агрострахования России 24
3 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ АГРОСТРАХОВАНИЯ В РФ 29
3.1 Проблемы существующей системы агрострахования с государственной поддержкой в Российской Федерации 29
3.2 Перспективы развития агрострахования с государственной поддержкой в Российской Федерации 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 42
Рисунок
1.1 Новая модель агрострахования с государственной
поддержкой
Ожидаемые результаты новой модели агрострахования:
1.
Снижение нагрузки на
2. Уменьшение стоимости страхования за счет снижения страховых тарифов.
3.
Увеличение доли
4.
Снижение рисков невыплаты
5.
Прозрачный механизм
6.
Повышение уровня выплат по
наступившим страховым
7.
Повышение финансовой
В минсельхозе считают, что есть возможность в дальнейшем увеличить долю застрахованных посевных площадей до 70%, а также снизить риски невыплаты страхового возмещения сельхозпроизводителям в случае банкротства отдельных страховых компаний, сэкономить средства федерального бюджета при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Страхование с государственной поддержкой осуществляется только по риску утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений и сельскохозяйственных животных. Под утратой (гибелью) понимается снижение фактического урожая сельхозкультур по сравнению с запланированным на 30% и более, а многолетних насаждений - потеря многолетними насаждениями жизнеспособности более чем на 40% посадочных площадей. [11]
Субсидии предоставляются на цели софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с компенсацией части страховой премии, уплаченной сельскохозяйственными товаропроизводителями по договорам страхования на случай утраты (гибели) или частичной утраты урожая сельскохозяйственных культур (зерновых, масличных, технических, кормовых, бахчевых культур, картофеля, овощей), урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений (виноградники, плодовые, ягодные, орехоплодные насаждения, плантации хмеля, чая) в результате воздействия опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений (засуха, заморозки, вымерзание, выпревание, градобитие, пыльные, песчаные бури, землетрясение, лавина, сель, половодье, переувлажнение почвы).
Субсидии предоставляются при соблюдении следующих условий:
а)
наличие утвержденной региональной
программы развития сельского хозяйства
и регулирования рынков сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия,
предусматривающей
б)
наличие в законе субъекта Российской
Федерации о бюджете субъекта
Российской Федерации и (или) нормативных
правовых актах муниципальных
в) сохранение или увеличение доли застрахованных посевных (посадочных) площадей.
Субсидии предоставляются при соблюдении следующих требований в области оказания услуг по сельскохозяйственному страхованию:
а) заключение договора страхования в следующие сроки:
- в отношении однолетних сельскохозяйственных культур, включая озимые - до окончания их сева (посадки);
- в отношении многолетних насаждений - до начала их цветения;
б) применение следующих утверждаемых Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации документов:
-методика определения страховой стоимости урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений;
- методика определения размера утраты (гибели) или частичной утраты урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений;
- ставки для расчета субсидий при определении размера страховой премии (страхового взноса), подлежащего субсидированию.
Рисунок
1.2 Схема сельскохозяйственного страхования
с государственной поддержкой
- Основные участники страхования с господдержкой:
- Министерство финансов РФ;
- Министерство сельского хозяйства РФ;
- Федеральная служба страхового надзора;
- ФГУ «Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства»;
- Органы исполнительной власти субъектов РФ;
- Объединение страховщиков;
- Перестраховщик;
- Страхователи;
- Росгидромет. [16]
Эффективность использования субсидий оценивается ежегодно Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на основании доли застрахованных площадей посевов сельскохозяйственных культур и посадок многолетних насаждений в общей площади посевов сельскохозяйственных культур и посадок многолетних насаждений по субъекту Российской Федерации по сравнению с этим показателем, определенным соглашением. [1]
Контроль,
за соблюдением субъектами Российской
Федерации условий предоставления субсидий,
осуществляется Министерством сельского
хозяйства Российской Федерации и Федеральной
службой финансово-бюджетного надзора.
2
СОСТОЯНИЕ И АНАЛИЗ РЫНКА
2.1
Состояние агрострахования в зарубежных
странах
В разных странах, с целью обеспечения стабильного развития сельского хозяйства, применяются различные методы компенсации ущерба от стихийных бедствий. Эта компенсация осуществляется как в виде прямой помощи государства (Франция, Германия), так и в виде субсидирования страховых взносов, уплаченных сельскохозяйственными производителями при страховании производственных рисков (США, Канада, Испания). В последнее время предпочтение во многих странах отдается субсидированию страховых взносов, как более эффективному способу. Кроме того, субсидирование страхования сельского хозяйства находится вне ограничений Всемирной торговой организации, накладываемых на предоставление дотаций государства сельскохозяйственным производителям.
Анализ мирового опыта страхования в сфере агропромышленного производства показывает, что практически во всех развитых странах сельскохозяйственное страхование осуществляется при условии активной поддержки и участии государства (Канада, Испания, США, Франции и др.). Финансовое участие государства в процессе страхования выражается либо в субсидировании им части страховой премии, уплачиваемой сельскохозяйственными товаропроизводителями, либо в виде его участия в возмещении ущерба, возникшего в результате страховых случаев.
В
США субсидированное
Катастрофическое покрытие (27% от среднего многолетнего дохода хозяйства) предоставляется фермерам за незначительную плату (100 долларов). Эта программа позволяет правительству США практически полностью отказаться от оказания помощи производителям, которые теряют урожай от неблагоприятных погодных условий, т.е. помощь получают только застрахованные фермеры.
В настоящее время страхуется более 50% сельскохозяйственных производителей и примерно 70% сельскохозяйственных угодий. Предлагается более 150 различных страховых продуктов по мультирисковому и индексному страхованию.
В Испании страховые компании (их насчитывается 27) выступают в роли агентов. Все подписанные договора страхования передаются в государственную компанию, которая администрирует договора, производит оценку ущерба и выплаты. Все риски перестраховываются через государственную перестраховочную компанию. Предлагается более 100 страховых продуктов по страхованию культур и животных. Тарифы рассчитываются государственной компанией. Страхуется более 70% фермеров, примерно 90% сельскохозяйственных культур и 70% животных. В основном субсидируется мультирисковое страхование (от 30 до 70% от суммы премии, в большинстве случаев - 50%). Индексное страхование (индекс урожайности и индексы погоды) находится в пилотной фазе. Катастрофические убытки компенсируются в первую очередь хозяйствам, которые застраховали свои культуры или животных. Фермер выплачивает только свою часть страховой премии. Остальная часть премии автоматически перечисляется государственной страховой компании из государственного же бюджета.
В Канаде субсидированное страхование внедрено через королевские корпорации, работающие в каждой провинции. Эти корпорации являются государственными компаниями, работающими на рыночных принципах. Каждая корпорация разрабатывает свои программы страхования на основе методических рекомендаций федерального министерства сельского хозяйства. Из-за специфики сельскохозяйственного производства в провинциях и финансовых возможностей бюджета каждой федеральной единицы программы страхования различаются, но различия эти незначительны. Субсидии составляют, как правило, 50% от суммы премии при покрытии в 70%. Фермер выплачивает только 50% от суммы премии по договору. Субсидия на страхование выплачивается королевским корпорациям из бюджетов правительств федерации и провинции в равных частях (25% и 25%). Франшиза не используется. Частные страховые компании могут предлагать продукты по добровольному страхованию, однако такая практика ограничена. Если страхователь решает отказаться от участия в субсидированной программе страхования, он теряет право на получение любых сельскохозяйственных государственных субсидий на протяжении следующих 3 лет. Страхуется примерно 60% фермеров и 55% сельскохозяйственной продукции.[14]
Таблица 2.1 Топ 10 стран по объемам агрострахования
№ | Страны | Собранные премии
(млн.долл.)
(2007 год) |
Уровень гос. поддержки, % | Доля застрахованных хозяйств | Количество страховых компаний, работающих на рынке агрострахования |
1 | США | 8511 | 45 | 50% сельхозпроизводителей; 70% сельхозугодий | 17 |
2 | Япония | 1111 | 49 | 300 | |
3 | Канада | 1090 | 50 | 60% сельхозпроизводителей;55% сельхозугодий | 59 |
4 | Испания | 809 | 72 | 70% сельхозпроизводителей; 90% сельхозугодий; 70% животных | 1 |
5 | Китай | 682 | 41 | 9 | |
6 | Италия | 383 | 73 | 58 | |
7 | Франция | 366 | Очень низкий уровень поддержки по отдельным культурам | ||
8 | Россия | 315 | 50 | 25% сельхозугодий | 69 |
9 | Иран | 241 | 61 | 1 | |
10 | Аргентина | 240 | нет | 33 |