Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:44, курс лекций
В России произошли глубокие экономические перемены. Рынок представляет возможность широкого выбора товаров, работ, услуг, партнеров, контрагентов и свободу договора. В настоящее время в нашей стране повышается интерес к страховому делу, что объясняется рядом факторов: с одной стороны, это сужение сферы государственного воздействия на процессы производства и распределения материальных благ, с другой - наличие самостоятельных хозяйствующих субъектов, которые действуют на свой страх и риск при конкуренции.
Глава 1. Основные понятия страхового права 3
1.1. Понятие страхования и его значение. Функции страхования. Страховой фонд: понятие, виды 3
Понятие страхования и его значение 3
Функции страхования 5
Страховой фонд: понятие, виды 6
Вопросы для самоконтроля 8
1.2. Основные этапы становления страхования в России 8
Вопросы для самоконтроля 14
1.3. Предмет и метод правового регулирования страхового права. Место страхового права в системе российского права. Источники страхового права 14
Предмет и метод правового регулирования страхового права 14
Место страхового права в системе российского права 15
Источники страхового права 16
Вопросы для самоконтроля 18
1.4. Субъекты и объекты страховых правоотношений 18
Объекты страхования 21
Вопросы для самоконтроля 22
Глава 2. Организация страхового дела в Российской Федерации 22
2.1. Создание страхового рынка в Российской Федерации 22
Вопросы для самоконтроля 26
2.2. Лицензирование страховой деятельности в Российской Федерации 26
Вопросы для самоконтроля 30
2.3. Государственный надзор за страховой деятельностью в Российской Федерации 31
Вопросы для самоконтроля 35
2.4. Налогообложение страховых организаций 35
Налог на добавленную стоимость 36
Налоговая база 36
Налоговый период 36
Порядок исчисления налога 36
Порядок и сроки уплаты налога в бюджет 37
Налог на прибыль организации 37
Налоговый период. Отчетный период 39
Налог на доходы физических лиц 39
Налог на имущество организаций 40
Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу 40
Транспортный налог 41
Земельный налог 41
Порядок исчисления налога 42
Порядок и сроки уплаты налога 42
Вопросы для самоконтроля 43
2.5. Условия обеспечения финансовой устойчивости страховщиков 43
Вопросы для самоконтроля 48
Глава 3. Виды страхования в Российской Федерации 48
3.1. Классификация видов страхования в Российской Федерации 48
Вопросы для самоконтроля 54
3.2. Обязательное страхование 54
Обязательное государственное страхование 57
Обязательное социальное страхование 57
Обязательное страхование вкладов 60
Вопросы для самоконтроля 68
3.3. Добровольное страхование 68
Вопросы для самоконтроля 71
3.4. Личное страхование и имущественное страхование 71
Имущественное страхование 72
Вопросы для самоконтроля 73
3.5. Страхование ответственности 73
Вопросы для самоконтроля 77
3.6. Специальные виды страхования 77
Медицинское страхование 77
Страхование пенсий 79
Вопросы для самоконтроля 81
Список нормативных правовых актов 81
В различных регионах мира общим для страхования являлось то, что оно было взаимным, т.е. члены того или иного коллектива страховали сами себя и не ставили цели получения доходов. Коммерческий же характер страхование приобретает только при капитализме, когда определяющим признаком страхования становится направленность на извлечение прибыли, когда страхование переходит из "товарищеской" в "товарную" форму. Что касается дореволюционной России, то здесь страховое дело осуществляли многочисленные предприятия и общества. Ведущую роль играли предприятия коммерческого типа - акционерные общества.
Наибольшее распространение в дореволюционной России имело страхование от огня. Именно в этих целях в 1827 г. было учреждено первое страховое общество, которое именовалось "Первое российское страховое от огня общество". В течение последующих тридцати лет по страхованию от огня было открыто еще два общества - "Второе российское страховое от огня общество" (1835 г.) и "Саламандра" (1846 г.). Объем операций этих страховых обществ был незначительным.
С отменой крепостного права начинается широкое развитие страхового дела, оно активно распространяется на деревню. Второе место после акционерных страховых обществ занимали земства.
Страхование подразделялось на обязательное (окладное), дополнительное и добровольное. В городах царской России действовали общества взаимного страхования от огня. Первые такие общества были созданы в 1863 г. в Туле и Полтаве.
Широкое распространение получило взаимное страхование промышленников. В 1903 г. крупнейшая фирма Центрального промышленного района, имущество которого страховалось в русских акционерных страховых обществах, организовала в Москве взаимное страховое общество "Российский взаимный страховой союз". Наряду с взаимным страхованием промышленников в царской России осуществлялось также взаимное морское и речное страхование. Создавали взаимные страховые общества и землевладельцы. Первой такой организацией было Лифляндское общество взаимного страхования посевов от градобития.
Личное страхование появляется в России в середине 30-х годов прошлого века. В 1905 г. было организовано первое акционерное общество по страхованию жизни, которое получило название "Российское общество застрахования капиталов и доходов". Всего в дореволюционной России страхованием жизни занимались одиннадцать акционерных обществ. Они осуществляли четыре вида страхования жизни: на случай смерти, смешанное, на дожитие и страхование рент.
К государственным видам страхования России конца XIX - начала XХ в. следует отнести в основном два вида: страхование лиц и страхование имущества от пожара.
Первый вид страхования - страхование лиц - регулировался законами "О страховании рабочих" (1912 г.), "Об обязательном страховании рабочих, служащих" (1914 г.), "О страховании доходов и капиталов в государственных сберегательных кассах" (1916 г.), "О надзоре за деятельностью страховых учреждений и обществ" (1894 г.), "О порядке помещения и хранения средств акционерных обществ и о покрытии их обязательств" (1898 г.).
Как утверждает Л.И. Рейтман, после февраля 1917 г. Временное правительство полностью сохранило сложившуюся дореволюционную систему акционерного, взаимного, земского и государственного страхования, предоставляя особые льготы иностранным акционерным страховым обществам.
В первые дни установления советской власти в октябре 1917 г. началась национализация банков, однако страховые компании продолжали действовать в различных организационно-правовых формах, так как и В.И. Ленин, и комиссар по делам страхования М.Т. Елизаров отстаивали необходимость сохранения сложившейся до революции системы страхования и считали преждевременной национализацию страхового дела. В марте 1918 г. было даже дано правительственное указание прекратить самочинные действия против страховых компаний и земских страховых обществ. Однако уже 28 ноября 1918 г. был принят декрет Совнаркома "Об организации страхового дела в Российской республике". Согласно этому декрету проведение страхования во всех формах и видах объявлялось государственной монополией. Все частные страховые компании общества были ликвидированы, а их имущество национализировано. Фактически это была не национализация, а разгром страхового дела, так как для проведения в жизнь страховой монополии необходимо было как минимум создать государственную специализированную страховую организацию, чего не было сделано.
В 1923 г. в стране развернулась дискуссия между противниками и сторонниками установления государственной страховой монополии. Победу одержали сторонники установления государственной монополии на проведение страхования. Она была закреплена постановлением второй сессии ЦИК СССР третьего созыва, утвердившим Положение о государственном страховании Союза ССР от 18 сентября 1925 г. Кооперативное страхование допускалось этим Положением (фактически оно просуществовало до начала 30-х годов).
Декретом СНК РСФСР от 6 октября 1921 г. "О государственном имущественном страховании" было введено страхование хозяйств граждан от пожаров, падежа скота, градобития растительных культур, аварий на транспорте.
В 1922 г. Госстраху было разрешено также проводить страхование жизни и страхование от несчастных случаев. Данные операции стали фактически осуществляться в 1924-1925 гг. Таким образом, было дано начало личному страхованию.
Проведение налоговой реформы в 1930 г. повлекло за собой необоснованное изменение государственной страховой политики. Страховое дело пострадало от некомпетентности и негативного отношения к страхованию высших властей. В начале 1931 г. была резко ограничена сфера страхования государственного имущества, сохранилось лишь страхование имущества предприятий и организаций местного подчинения, но на абсурдных условиях (без взимания страховых платежей), было ликвидировано взаимное кооперативное страхование, добровольное (сверхокладное) страхование крестьянского имущества, а позднее запрещено заключение договоров долгосрочного страхования жизни. Страховые органы на местах подлежали ликвидации. Проведение страхования было возложено на финорганы. Указанные мероприятия привели к резкому сокращению страховых операций, к заброшенности страхового дела. В начале 1933 г. даже властям стало ясно, что запущенность страхового дела наносит большой ущерб народному хозяйству. В результате было принято постановление ЦК ВКП(б) от 8 марта 1933 г. об извращениях в работе по страхованию в деревне. После этого постановления произошел резкий поворот в отношении властей к страхованию. Была восстановлена система страховых органов, институт страховых агентов, страховых ревизоров. В сельсоветах и колхозах были организованы страховые комиссии и сигнальные страховые посты.
Подлежало восстановлению также долгосрочное страхование жизни, добровольное страхование имущества, колхозов и граждан на селе, кооперативных и общественных организаций, обязательное страхование государственного жилого фонда и имущества, сданного в аренду.
Наиболее существенным достижением в деле совершенствования страхового дела в предвоенный период было принятие Закона от 4 апреля 1940 г. "Об обязательном окладном страховании" который расширил применение данного вида страхования и его экономическое значение. Принципы, заложенные в этом законе (например, страхование строений, принадлежащих гражданам, по страховой оценке в размере их полной стоимости), составляют основу и современного страхования имущества граждан.
Послевоенные годы характеризуются принятием нового Положения о Госстрахе СССР от 28 декабря 1948 г., которое подтвердило наличие государственной страховой монополии, но теперь уже без всяких изъятий.
К 50-м годам сложилась система страхования, охватывающая строго ограниченный круг объектов: имущество колхозов и коопераций, имущество граждан, личное страхование. Из государственного имущества подлежали обязательному страхованию только молитвенные здания и небольшие жилые дома местных Советов, сдаваемые в аренду. В эти годы резко усилилось давление на Госстрах СССР со стороны высших властей, связанное с введением строгих санкций при выплатах страхового возмещения. В частности, по страхованию животных страховое возмещение не выплачивалось, если падеж или гибель животного произошли по вине не только страхователя, но и третьего лица, что повлекло за собой резкое сокращение числа выплат и правомерное недовольство страхователей. Впоследствии указанные санкции были отменены.
В конце 50-х годов произошла существенная демократизация государственного страхования. Постановлением Совета Министров СССР от 17 апреля 1958 г. местные органы Госстраха были переданы в ведение союзных республик, хозрасчетные права которых существенно расширились. Реформа активизировала местную инициативу и способствовала развитию страхового дела. Темпы роста поступления страховых платежей заметно повысились. Было также принято новое типовое Положение об органах государственного страхования союзных республик от 25 октября 1958 г., в связи с чем утратило силу Положение от 28 декабря 1948 г. Если в Положении 1948 г. прямо предусматривалось действие государственной страховой монополии, то в Конституции СССР, а также в других законодательных актах отмечалось лишь, что государственное страхование находится в ведении высших органов власти. В связи с этим после 25 октября 1958 г. нет юридического законодательного подтверждения государственной страховой монополии. Она осуществлялась только фактически, по инерции, поскольку высшие органы власти не давали прямого указания о демонополизации страхового дела.
Были внесены существенные изменения в порядок проведения обязательного имущественного страхования Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 декабря 1959 г. По обязательному окладному страхованию были значительно повышены нормы страхового обеспечения сельскохозяйственных животных.
К достижениям государственного страхования 60-х годов необходимо отнести коренную реформу страхования имущества колхозов, а также введение безналичной формы уплаты взносов по личному страхованию, а позднее - и по страхованию имущества граждан.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1967 г. "О государственном обязательном страховании имущества колхозов" впервые был максимально расширен объем ответственности по обязательному страхованию урожая сельскохозяйственных культур, включая засуху, недостаток тепла, излишнее увлажнение, нападение насекомых - сельхозвредителей, болезни растений и другие бедствия.
В 1969 г. наблюдается расширение объема ответственности Госстраха по страхованию домашнего имущества и средств транспорта, принадлежащих физическим лицам. Домашнее имущество страхуется в добровольном порядке не только от стихийных бедствий и несчастных случаев, но и от хищений, а средства транспорта - как от хищения, так и от повреждения или гибели, связанных с угоном или хищением.
В 80-х годах были существенно улучшены условия обязательного и добровольного страхования имущества граждан и кооперации, обязательного страхования пассажиров, введены новые виды личного и имущественного страхования, среди которых необходимо особенно отметить страхование дополнительной пенсии. Страховой фонд по страхованию пенсии формируется поровну за счет взносов страхователей и средств государственного бюджета, чем обеспечивается необходимая доступность размеров месячных взносов для широких слоев населения.
Указанные изменения были направлены на усиление страховой защиты доходов граждан и более полное удовлетворение их страховых потребностей. Также началось постепенное распространение страхования на имущество государственных предприятий, введено добровольное страхование этого имущества.
В 1988 г. был принят Закон СССР "О кооперации", который предусматривал, что кооперативы могут страховать имущество и другие имущественные интересы в органах государственного страхования, а также создавать кооперативные страховые учреждения, определять условия, порядок, виды страхования. Затем был принят целый ряд законодательных актов, ускоривших процесс демонополизации страхования в России. В постановлении Совета Министров СССР от 16 августа 1990 г. N 835 "О мерах по демонополизации народного хозяйства" было установлено, что на страховом рынке могут действовать конкурирующие между собой государственные, акционерные, взаимные и кооперативные общества.
Таким образом, в конце 80-х - начале 90-х годов XX века была ликвидирована государственная монополия на страховое дело. С переходом к рыночным отношениям созданы объективные условия для развития страхования в Российской Федерации.
1. Назовите этапы становления страхования в России.
2. Когда зародилось страхование в России?
3. В чем особенности
страхования в период
Страховые отношения, как уже отмечалось, в своей совокупности регулируются нормами различных отраслей российского права: административного, финансового, гражданского и др.
Так, например, нормы финансового права распространяются на отношения, связанные с образованием и использованием страховых фондов денежных средств, лицензированием страховой деятельности в РФ, условиями обеспечения финансовой устойчивости страховщиков и гарантий их платежеспособности, государственным надзором за страховой деятельностью в РФ, источниками формирования страхового фонда, его взаимоотношениями с другими звеньями финансовой системы, вопросами налогообложения страховой деятельности и др.
Достаточно большая
часть отношений в сфере