Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:44, курс лекций
В России произошли глубокие экономические перемены. Рынок представляет возможность широкого выбора товаров, работ, услуг, партнеров, контрагентов и свободу договора. В настоящее время в нашей стране повышается интерес к страховому делу, что объясняется рядом факторов: с одной стороны, это сужение сферы государственного воздействия на процессы производства и распределения материальных благ, с другой - наличие самостоятельных хозяйствующих субъектов, которые действуют на свой страх и риск при конкуренции.
Глава 1. Основные понятия страхового права 3
1.1. Понятие страхования и его значение. Функции страхования. Страховой фонд: понятие, виды 3
Понятие страхования и его значение 3
Функции страхования 5
Страховой фонд: понятие, виды 6
Вопросы для самоконтроля 8
1.2. Основные этапы становления страхования в России 8
Вопросы для самоконтроля 14
1.3. Предмет и метод правового регулирования страхового права. Место страхового права в системе российского права. Источники страхового права 14
Предмет и метод правового регулирования страхового права 14
Место страхового права в системе российского права 15
Источники страхового права 16
Вопросы для самоконтроля 18
1.4. Субъекты и объекты страховых правоотношений 18
Объекты страхования 21
Вопросы для самоконтроля 22
Глава 2. Организация страхового дела в Российской Федерации 22
2.1. Создание страхового рынка в Российской Федерации 22
Вопросы для самоконтроля 26
2.2. Лицензирование страховой деятельности в Российской Федерации 26
Вопросы для самоконтроля 30
2.3. Государственный надзор за страховой деятельностью в Российской Федерации 31
Вопросы для самоконтроля 35
2.4. Налогообложение страховых организаций 35
Налог на добавленную стоимость 36
Налоговая база 36
Налоговый период 36
Порядок исчисления налога 36
Порядок и сроки уплаты налога в бюджет 37
Налог на прибыль организации 37
Налоговый период. Отчетный период 39
Налог на доходы физических лиц 39
Налог на имущество организаций 40
Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу 40
Транспортный налог 41
Земельный налог 41
Порядок исчисления налога 42
Порядок и сроки уплаты налога 42
Вопросы для самоконтроля 43
2.5. Условия обеспечения финансовой устойчивости страховщиков 43
Вопросы для самоконтроля 48
Глава 3. Виды страхования в Российской Федерации 48
3.1. Классификация видов страхования в Российской Федерации 48
Вопросы для самоконтроля 54
3.2. Обязательное страхование 54
Обязательное государственное страхование 57
Обязательное социальное страхование 57
Обязательное страхование вкладов 60
Вопросы для самоконтроля 68
3.3. Добровольное страхование 68
Вопросы для самоконтроля 71
3.4. Личное страхование и имущественное страхование 71
Имущественное страхование 72
Вопросы для самоконтроля 73
3.5. Страхование ответственности 73
Вопросы для самоконтроля 77
3.6. Специальные виды страхования 77
Медицинское страхование 77
Страхование пенсий 79
Вопросы для самоконтроля 81
Список нормативных правовых актов 81
В советский период развития нашего государства существовал Госстрах, который и осуществлял надзор за страховой деятельностью. Страховые органы союзных республик находились в двойном подчинении - Правления Госстраха и Министерства финансов союзной республики.
В 1991 г. в жизни нашей страны произошли коренные изменения: конституционное закрепление демократического правового государства с республиканской формой правления, формирование основ рыночных отношений, либерализация, структурная перестройка экономики. В 1992 г. был создан самостоятельный орган - Государственный страховой надзор в РФ, который впоследствии Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 1992 г. был преобразован в Федеральную инспекцию по надзору за страховой деятельностью, а Указом Президента Российской Федерации от 9 апреля 1993 г. (после вступления в силу Закона РФ "О страховании" (в новой редакции называется: Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации") *(77) - в Федеральную службу России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор).
В августе 1996 г. Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью была ликвидирована, ее функции были переданы Министерству финансов Российской Федерации, при котором был создан Департамент страхового надзора.
В 2004 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" была создана Федеральная служба страхового надзора Российской Федерации.
Федеральная служба страхового надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, и находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. Федеральная служба страхового надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Государственный надзор
за деятельностью субъектов
- соблюдения ими страхового законодательства;
- предупреждения и
пресечения нарушений
- обеспечения защиты
прав и законных интересов
страхователей, иных
- эффективного развития страхового дела.
Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства. Страховой надзор включает в себя:
4) лицензирование деятельности
субъектов страхового дела, аттестацию
страховых актуариев и ведение
Единого государственного
2) контроль за соблюдением
страхового законодательства, в
том числе путем проведения
на местах проверок
3) выдачу в течение
30 дней в предусмотренных
Субъекты страхового дела обязаны:
- представлять установленную
отчетность о своей
- соблюдать требования страхового законодательства и исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства;
- представлять по запросам
органа страхового надзора
Государственный страховой надзор осуществляет Федеральная служба страхового надзора и ее территориальные подразделения.
Основными функциями Федеральной службы страхового надзора являются:
а) принятие решений о выдаче или отказе в выдаче лицензий, об аннулировании, ограничении, приостановлении, восстановлении действия и отзыве лицензий;
б) выдача и отзыв квалификационных аттестатов;
в) ведение Единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;
г) осуществление контроля за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности;
д) осуществление контроля за предоставлением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензии, сведений о прекращении их деятельности или об их ликвидации;
е) получение, обработка и анализ отчетности, представляемой субъектами страхового дела;
ж) выдача предписаний субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;
з) обращение в случаях, предусмотренных законом, в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела - юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела - физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
и) обобщение практики
страхового надзора, разработка и представление
в установленном порядке
Федеральная служба страхового надзора наделена следующими полномочиями:
1) осуществляет контроль и надзор за:
- соблюдением субъектами
страхового дела страхового
- выполнением иными
юридическими и физическими
- предоставлением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензий, сведений о прекращении их деятельности или ликвидации;
- достоверностью представляемой
субъектами страхового дела
- обеспечением страховщиками
их финансовой устойчивости и
платежеспособности в части фор
- составом и структурой активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика;
- выдачей страховщиками банковских гарантий;
- соблюдением страховыми
организациями требований
2) принимает решения
о выдаче или отказе в выдаче,
аннулировании, ограничении,
3) проводит аттестацию страховых актуариев;
4) ведет Единый государственный реестр субъектов страхового дела и реестр объединений субъектов страхового дела;
5) получает, обрабатывает и анализирует отчетность и иные сведения, предоставляемые субъектами страхового дела;
6) выдает в соответствии
с законодательством
7) обращается в случаях,
предусмотренных законом, в
8) обобщает практику
страхового надзора,
9) осуществляет расчет
размера (квоты) участия
10) публикует в печатном органе информационные материалы по правоприменительной практике в установленной сфере деятельности, справочные и иные материалы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы, а также Единый государственный реестр субъектов страхового дела, реестр объединений субъектов страхового дела, информацию о приостановлении, ограничении, возобновлении действия или отзыве лицензии (исключении сведений о субъектах страхового дела из единого государственного реестра субъектов страхового дела);
11) осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;
12) обеспечивает в пределах
своей компетенции защиту
13) организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;
14) обеспечивает мобилизационную подготовку Службы;
15) организует профессиональную подготовку работников аппарата Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
16) осуществляет в соответствии
с законодательством
17) взаимодействует в
установленном порядке с
18) представляет Российскую Федерацию по поручению Правительства Российской Федерации в международных организациях по вопросам страхового надзора, участвует в установленном порядке в деятельности международных организаций в сфере страхового надзора;
19) участвует в установленном порядке в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества, подготовке проектов нормативных правовых актов и международных договоров Российской Федерации по вопросам страхового надзора;
20) проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;
21) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
В целях обеспечения государственного регулирования страхования в сфере агропромышленного производства постановлением Правительства РФ от 21 ноября 1998 г. при Министерстве финансов Российской Федерации образовано Федеральное агентство по регулированию страхования в сфере агропромышленного производства.
Задачами Федерального агентства по регулированию страхования являлись:
- содействие развитию
государственной поддержки
- решение вопросов о выделении страховщикам средств федерального бюджета на оплату целевых страховых взносов;
- управление в установленном
порядке средствами
- выполнение контрольных задач.
В соответствии с вышеуказанным постановлением был образован Федеральный сельскохозяйственный резерв. Средства из данного резерва направлялись страховщиками для выплаты страхового возмещения сельскохозяйственным товаропроизводителям за ущерб от стихийных бедствий, проведения централизованных предупредительных и иных мероприятий, связанных со страхованием урожая сельскохозяйственных культур (если недостаточно средств, имеющихся в распоряжении страховщиков).