Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 23:19, курсовая работа
Цель работы: проведение статистико–экономического анализа производства и реализации продукции животноводства сельскохозяйственными организациями по субъектам Южного федерального округа.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Освоить основные методы изучения массовых общественных явлений.
Таблица 12
Выручка от реализации продукции в зависимости от рентабельности и поголовья основного стада, тыс. руб. | |||
Группы по рентабельности производства продукции, % |
Подгруппы по поголовью основного стада на 100 га с.х. угодий, гол. |
В среднем | |
1. До 452,98 |
2. Свыше 452,98 | ||
I. До 1,25 |
105,31 |
200,96 |
24,11 |
II. Свыше 1,25 |
39,37 |
1040,31 |
177,32 |
В среднем |
43,75 |
179,95 |
106,61 |
Анализ комбинационной таблицы позволяет решить 3 задачи: оценить степень влияния на выручку каждого фактора, их взаимодействие и совместное действие.
Оценим вначале влияние на выручку рентабельности производства продукции при равном значении другого группировочного признака – поголовья основного стада. Так, при поголовье основного стада до 452,98 голов на 100 га сельхоз угодий выручка уменьшается от 105,31т.р при рентабельности до 1,25% до 39,37т.р что составит 65,94 тыс рублей. Это объясняется малым количеством субъектов в данной подгруппе (Карачаево-Черкесская республика и Калмыкия). При поголовье свыше 452,98 голов выручка 1040,31-200,96=839,35. Сравнение показывает, что высокая рентабельность оказывает положительное влияние на выручку при увеличении поголовья основного стада. В этом проявляется взаимодействие факторов, которое численно выражается разностью прибавок: прибавка от взаимодействия факторов равна 773,41 т.р.
Таким же образом оценим
влияние основного поголовья
стада при фиксированном
При рентабельности до 1,25% : 200,96-105,31=95,65
При рентабельности свыше 1,25%:1040,31-39,37=1000,94
1094-95,65=905,29
Совместное влияние двух факторов оценивается сопоставлением выручки при самых низких уровнях обоих факторов ( 105,31) и при самых высоких (1040,31). Прибавка от совместного влияния факторов, включая их прямое действие и взаимодействие составляет: 1040,31-105,31=935
Таблица 13
Данные для расчёта показателей тесноты связи | |||||||
Название субъекта |
Исходные данные в расчёте на 100 га с.х. угодий |
Расчётные данные | |||||
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. |
|
Произведения вариант |
Квадраты вариант |
Воспроизведенное значение по уравнению связи |
Квадрат воспроизведенного значения | ||
выручки |
надоя | ||||||
|
|
|
|
| |||
Республика Адыгея |
330,402844 |
23,09 |
7629,002 |
109166,039 |
533,1481 |
309,643 |
95878,7874 |
Республика Дагестан |
18,156969 |
12,78 |
232,0461 |
329,675523 |
163,3284 |
219,946 |
48376,2429 |
Республика Ингушетия |
9,36386345 |
10,63 |
99,53787 |
87,6819387 |
112,9969 |
201,241 |
40497,9401 |
Кабардино-Балкарская Республика |
76,0988433 |
30,44 |
2316,449 |
5791,03396 |
926,5936 |
373,588 |
139567,994 |
Республика Калмыкия |
16,7011411 |
12,35 |
206,2591 |
278,928114 |
152,5225 |
216,205 |
46744,602 |
Карачаево-Черкесская Республика |
22,6692677 |
18,61 |
421,8751 |
513,895698 |
346,3321 |
270,667 |
73260,6249 |
Республика Северная Осетия - Алания |
106,699959 |
26,86 |
2865,961 |
11384,8812 |
721,4596 |
342,442 |
117266,523 |
Чеченская Республика |
5,50146765 |
12,27 |
67,50301 |
30,2661463 |
150,5529 |
215,509 |
46444,1291 |
Краснодарский край |
501,165225 |
49,25 |
24682,39 |
251166,583 |
2425,563 |
537,235 |
288621,445 |
Ставропольский край |
122,588981 |
41,55 |
5093,572 |
15028,0582 |
1726,403 |
470,245 |
221130,36 |
Астраханская область |
38,0038527 |
26,21 |
996,081 |
1444,29282 |
686,9641 |
336,787 |
113425,483 |
Волгоградская область |
52,4367123 |
27,77 |
1456,168 |
2749,6088 |
771,1729 |
350,359 |
122751,429 |
Ростовская область |
86,1528862 |
30,01 |
2585,448 |
7422,3198 |
900,6001 |
369,847 |
136786,803 |
Итого |
1385,94 |
321,82 |
48652,29 |
405393,26 |
9617,64 |
4213,71 |
1490752,36 |
Средние |
106,61 |
24,76 |
3742,48 |
31184,10 |
739,82 |
324,13 |
114673,26 |
Таблица 14
Групповая таблица факторной группировки | ||||
Группы субъектов по средней выручке |
Число наблюдений в группах |
Средние в группе |
Прирост выручки на единицу прироста поголовья по сравнению со средним уровнем | |
Выручка от реализации продукции животноводства на 100 га с.х. угодий, тыс. руб. |
Надой молока на 1 корову,ц | |||
низшая |
4 |
12,43 |
12,01 |
7,39 |
средняя |
3 |
37,70 |
24,20 |
123,33 |
высшая |
6 |
203,85 |
33,53 |
11,08 |
итого по совокупности |
13 |
106,61 |
24,76 |
- |
Сравнение по группам средних значений результативного признака и факторного показывает, что с ростом продуктивности коров, выручка от реализации на 100 га с.х. угодий возрастает. Величина прироста выручки на единицу прироста расхода кормов по сравнению со средним уровнем по группам сравнительно близка, что свидетельствует о прямой связи, близкой по форме к линейной (рис. 1).
В общем виде связь между признаками выражается математическим уравнением
где - зависимая переменная (признак-результат), - независимая переменная (признак-фактор); и - неизвестные параметры уравнения.
Найдём параметры уравнения. Для этого необходимо решить систему уравнений:
1385,94=13 +321,82
48652,29=321,82 +9617,24
=8,7
1385,94=13 +2799,83
=-108,76
При изменении поголовья основного стада на 100 га с.х. угодий на 1 голову, выручка увеличится на 8,7 тыс.руб. при условии, что влияние других факторов не учтено. Это коэффициент полной регрессии.
Уловное начало показателя выручки составляет -108,76
Определим относительный показатель связи – коэффициент эластичности:
Это значит что при изменении продуктивности коров на 1% результативный признак-выручка изменится на 2,02%
Рассчитаем и проанализируем тесноту корреляционной связи между надоем молока и выручкой.
Также воспроизведенная по уравнению дисперсия может быть определена по коэффициентам уравнения связи по формуле:
Незначительное расхождение связано с округлением данных.
Теоретическое корреляционное отношение равно 0,77. Это говорит о том, что связь между признаками тесная. При этом факторная дисперсия (измеряет воспроизведенную уравнением вариацию результативного признака под влиянием признака-фактора, включенного в модель) составляет , а общая дисперсия (показывает вариацию результативного признака под влиянием всех факторов, вызывающих эту вариацию) .
Коэффициент детерминации . Он показывает, что вариация уровня выручки на 59,9% объясняется вариацией надоя молока на 1 корову и на 40,1% - прочими факторами.
Далее определим линейный коэффициент корреляции:
Значение коэффициента корреляции 0,77 говорит о том, что связь между признаками тесная, так как в этом случае , то есть 59,9% общей вариации обусловлено изучаемым факторным признаком – продуктивностью коров.
Коэффициент парной линейной корреляции связан с коэффициентом парной регрессии:
Таким образом, связь между факторным признаком – надоем молока на 1 корову и результативным признаком – выручкой на 100 га с.х. угодий по данным проведённого корреляционного анализа тесная, для того, чтобы увеличивать выручку, необходимо наряду с другими факторами увеличивать продуктивность коров.
Так как уравнение регрессии отражает только общую закономерность для всей совокупности (то есть каждое отдельное наблюдение подвержено воздействию случайностей), необходимо провести статистическую оценку достоверности полученных характеристик и рассчитать ошибку.
Оценка существенности уравнения регрессии в целом проведём на основе дисперсионного анализа по F-критерию.
Таблица 15
Воспроизведенная уравнением регрессия и остаточная вариация результативного признака | ||||||
Название субъекта |
Надой молока на 1 корову |
Фактическая выручка от реализации продукции, тыс. руб. |
|
Вариация выручки | ||
|
| |||||
|
|
|
||||
Республика Адыгея |
23,09 |
330,40 |
92,12 |
209,90 |
56777,28 | |
Республика Дагестан |
12,78 |
18,16 |
2,43 |
10854,50 |
247,46 | |
Республика Ингушетия |
10,63 |
9,36 |
-16,28 |
15101,93 |
657,56 | |
Кабардино-Балкарская Республика |
30,44 |
76,10 |
156,07 |
2446,00 |
6395,07 | |
Республика Калмыкия |
12,35 |
16,70 |
-1,32 |
11648,01 |
324,58 | |
Карачаево-Черкесская Республика |
18,61 |
22,67 |
53,15 |
2858,39 |
928,89 | |
Республика Северная Осетия - Алания |
26,86 |
106,70 |
124,92 |
335,30 |
332,04 | |
Чеченская Республика |
12,27 |
5,50 |
-2,01 |
11798,72 |
56,44 | |
Краснодарский край |
49,25 |
501,17 |
319,72 |
45413,35 |
32924,18 | |
Ставропольский край |
41,55 |
122,59 |
252,73 |
21349,32 |
16935,38 | |
Астраханская область |
26,21 |
38,00 |
119,27 |
160,18 |
6603,70 | |
Волгоградская область |
27,77 |
52,44 |
132,84 |
687,91 |
6464,53 | |
Ростовская область |
30,01 |
86,15 |
152,33 |
2089,96 |
4379,01 | |
Итого |
321,82 |
1385,94 |
1385,95 |
124953,47 |
133026,13 | |
Средние |
24,76 |
106,61 |
106,61 |
9611,81 |
10232,78 |
Общая сумма квадратов отклонений воспроизведенных значений признака от средней может быть определена по данным таблицы 13 по формуле
Остаточная сумма квадратов отклонений также рассчитывается по данным таблицы 13 по формуле
или как разность между суммой квадратов и :
.
Тогда величины дисперсий составят:
а фактическое значение F-критерия будет равно:
.
Табличное значение F-критерия при 5%-ном уровне значимости и числе степеней свободы вариации и равно 4,75. Расчётное значение F-критерия больше табличного, что позволяет с уверенностью 95% утверждать о существенных различиях в величине дисперсий и сделать вывод о существенности уравнения регрессии в целом.
Таблица 16
Результаты реализации основных видов продукции животноводства по типическим группам | |||||
Показатели |
Скот и птица |
Молоко цельное |
Яйца |
Мясо и мясопродукты | |
Объём реализации, ц |
|||||
|
32757 |
43055 |
14862 |
4751 | |
высшая |
666066 |
1572532 |
361622 |
314058 | |
Полная себестоимость 1 ц продукции, руб. |
|||||
|
5527,5 |
1093,8 |
1780,6 |
1602,0 | |
высшая |
4111,6 |
848,3 |
1711,6 |
4952,8 | |
Цена реализации 1 ц продукции, руб. |
|||||
|
3651,7 |
686,9 |
909,0 |
939,0 | |
высшая |
3613,4 |
893,0 |
1743,2 |
3759,1 |
Определим прирост массы прибыли от реализации основной продукции животноводства в низшей группе по сравнению с высшей и проведём разложение этого прироста по отдельным факторам.