Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 23:19, курсовая работа
Цель работы: проведение статистико–экономического анализа производства и реализации продукции животноводства сельскохозяйственными организациями по субъектам Южного федерального округа.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Освоить основные методы изучения массовых общественных явлений.
Сопоставляя данные таблиц о размере субъектов и об уровне производства, можно сделать предварительный вывод о том, что, несмотря на небольшие размеры субъектов в высшей группе, объёмы производства продукции здесь выше. Значит, более существенное влияние на результаты производства оказывают другие факторы, в первую очередь объёмы производства, характеризующиеся произведением численности поголовья животных и их продуктивности.
Рассмотрим численность и состав поголовья животных (таблица 4).
Таблица 4
Численность и состав поголовья животных | ||||
Группы |
Поголовье крупного рогатого скота, тыс гол. |
Поголовье свиней, тыс. гол. |
Поголовье овец и коз, тыс. гол. |
Поголовье коров |
Низшая |
42714 |
52,9 |
7231,1 |
5775,50 |
Средняя |
41470 |
599,9 |
2434,5 |
8100,67 |
Высшая |
410024 |
3199,7 |
2880,5 |
39868,33 |
Поголовье основных видов животных характеризуется общей суммой показателей по субъектам, входящим в группу, поэтому приведённые абсолютные показатели дают представление лишь о физическом объёме имеющегося поголовья.
Рассмотрим продуктивность животных показатели по группам (таблица 5).
Таблица 5
Продуктивность животных | |||
Группы |
Надой молока на 1 корову, ц |
Яйценоскость 1 головы кур-несушек, тыс. шт. |
Прирост живой массы на 1 голову выращенного КРС, ц |
Низшая |
1200,75 |
129,29 |
0,74 |
Средняя |
2419,67 |
173,57 |
1,01 |
Высшая |
3353,33 |
200,39 |
1,37 |
Южный федеральный округ |
2475,54 |
172,32 |
1,09 |
Как видно из таблицы, наивысшая продуктивность по всем продуктам наблюдается в высшей группе. Можно предположить, что именно этот фактор сыграл более существенную роль на формирование выручки, так как для эффективного производства лучше иметь, например, меньшее количество коров, но с высокой продуктивностью и не тратить бюджет на содержание непроизводительных животных.
Однако на выручку влияют и другие факторы, помимо численности и продуктивности животных. Важно иметь в виду и такие условия производства, как состав используемых земель (сельскохозяйственных угодий в целом и пашни), величину материальных затрат в целом и по видам (например, на корма и электроэнергию), размеры государственных субсидий и число работников, занятых в с.х. производстве; их совместное действие и взаимодействие может оказывать существенное влияние на результат. Рассмотрим значение перечисленных выше показателей по группам (таблица 6).
Таблица 6
Факторы продуктивности животных и уровня производства основных видов продукции | |||||||
Площадь используемых сельскохозяйственных угодий, тыс. га |
Площадь используемой пашни, тыс. га |
Материальные затраты в |
В том числе, млн. руб. |
Государственные субсидии на развитие животноводства, тыс. руб. |
Среднегодовое число работников, занятых в с.х. производстве, чел. | ||
на корма |
на электроэнергию | ||||||
Низшая |
1880,9 |
306,7 |
179,4 |
152,4 |
5,8 |
-37444,0 |
9113 |
Средняя |
3028,1 |
1684,1 |
1095,5 |
708,2 |
70,0 |
-61148,7 |
16851 |
Высшая |
3022,5 |
2352,4 |
2598,7 |
3646,0 |
252,5 |
-89782,6 |
45737 |
Из таблицы мы видим, что
площадь сельхозугодий
Показателем, характеризующим уровень производства является еще и выручка. Она складывается из количества реализуемой продукции и цен на реализацию (таблица 7)
Таблица 7
Объемы и цены реализации основных видов продукции животноводства | ||||
Показатели |
Группы |
Южный федеральный округ | ||
Низшая |
Средняя |
Высшая | ||
Объём реализации, тыс. ц. |
||||
скота и птицы в живой массе |
65,5 |
259,3 |
3330,3 |
3655,2 |
молока цельного |
172,2 |
549,4 |
9435,2 |
10156,9 |
яиц |
59,4 |
559,1 |
2169,7 |
2788,3 |
мяса и мясопродуктов |
19,0 |
366,2 |
1884,4 |
2269,5 |
Цена реализации 1 ц, руб. |
||||
скота и птицы в живой массе |
3651,7 |
4209,0 |
3613,4 |
3762,6 |
молока цельного |
686,9 |
782,9 |
893,0 |
804,2 |
яиц |
909,0 |
1164,6 |
1743,2 |
1353,0 |
мяса и мясопродуктов |
939,0 |
3585,0 |
3759,1 |
2851,2 |
Высщая группа находится на первом месте по выручке от всех видов продукции животноводства, хотя цены на все виды примерно равные (не считая яиц и мясопродуктов-на них такие маленькие цены вследствие отсутствия данной отрасли в некоторых областях), объемы реализации в несколько раз больше, чем в средней и низшей группах.
В низшей группе наблюдается обратное: наяду со средними ценами реализации они имеют очень маленький объем реализации продукции. Также низкие цены на реализацию мяса и яиц объясняются тем, что эти отрасли отсутствуют в некоторых областях ( Калмыкия и Дагестан - отсутствует производство яиц, Дагестан и Чеченская республика – отсутствует производство мяса).
В средней группе объемы реализации намного ниже, чем в высшей, но и на порядок выше, чем в низшей. Цены практически не отличаются от средних цен по округу.
Для характеристики уровня производства продукции животноводства наряду с изученными характеристиками необходимо рассмотреть рентабельность производства, с учётом государственных субсидий и без них. Все данные расположим в таблице 8.
Таблица 8
Рентабельность реализации продукции в целом | ||||
Группы |
Южный федеральный округ | |||
Низшая |
Средняя |
Высшая | ||
Рентабельность реализации продукции |
-14,63 |
-1,50 |
3,17 |
-3,38 |
Из таблицы видно, что наибольшая рентабельность- в высшей группе. Производство рентабельно только в высшей группе, в остальных – нерентабельно.
Определим влияние на выручку факторов рентабельности производства и реализации продукции животноводства и поголовья основного стада на 100 га с.х. угодий. Поскольку на результативный признак одновременно влияет комплекс факторов, то наиболее эффективным приемом является комбинационная группировка. Группировочные признаки для нее отбираются в процессе анализа вариации и сопоставления факторов и результатов по группам (таблица 9). Отобранные группировочные признаки не должны быть функционально связаны с изучаемым результативным признаком.
Таблица 9
Средние показатели по группам субъектов | ||||
Показатели |
Типические группы |
В среднем по всей совокупности | ||
I низшая |
II средняя |
III высшая | ||
В расчёте на 100 га с.х. угодий, тыс. руб.: |
||||
выручка от реализации продукции |
158,09 |
476,24 |
1994,27 |
1199,72 |
полная себестоимость продукции |
150,93 |
475,69 |
1973,46 |
1187,16 |
прибыль |
7,16 |
0,54 |
20,81 |
12,55 |
Число работников, занятых в сельском хозяйстве на 100 га с.х. угодий, чел. |
4,84 |
5,56 |
15,13 |
10,40 |
Рентабельность произвдства и реализации продукции, % |
-14,63 |
-1,50 |
3,17 |
-3,38 |
Поголовье основного стада на 100 га сх угодий, гол. |
76,76 |
89,17 |
219,84 |
385,78 |
Факторы - рентабельность и поголовье основного стада на 100 га с. Х. угодий – соответствуют данным требованиям, так как не связаны с выручкой функционально.
Чтобы оценить влияние
каждого фактора на результат
необходимо провести факторную аналитическую
группировку, когда группы выделяются
по признаку и характеризуются средним
значением результативного
Вначале уясним содержание процесса формирования выручки, роль и направления влияния изучаемых факторов. Известно, что чем больше поголовье основного стада, тем больше продукции будет произведено и реализовано, что несомненно тесно повлияет на выручку. Также, чем выше рентабельность производства, тем оно эффективнее и тем выше будет выручка. При сочетании этих факторов эффективность каждого из них может возрастать.
Таблица 10
Выручка, рентабельность и поголовье основного стада | |||
Название субъекта |
Выручка от реализации продукции животноводства на 100 га с.х. угодий, тыс. руб. |
Рентабельность продукции |
Поголовье основного стада на 100 га сх угодий, гол. |
Республика Ингушетия |
11246 |
-64,6 |
391,34 |
Республика Северная Осетия - Алания |
257467 |
-15,6 |
918,36 |
Астраханская область |
759545 |
-11,2 |
118,83 |
Чеченская Республика |
46856 |
-11,1 |
29,94 |
Кабардино-Балкарская Республика |
289480 |
-6,6 |
1169,30 |
Республика Дагестан |
462458 |
-0,9 |
857,99 |
Волгоградская область |
3453377 |
0,8 |
313,48 |
Карачаево-Черкесская Республика |
113301 |
5,9 |
256,50 |
Ставропольский край |
6452471 |
6,2 |
475,82 |
Ростовская область |
6599828 |
9,2 |
489,78 |
Республика Адыгея |
836580 |
12,1 |
919,04 |
Краснодарский край |
21730023 |
13,7 |
3866,65 |
Республика Калмыкия |
668864 |
18,1 |
13,08 |
Выделим 2 группы по рентабельности.
Определим шаг интервала, учитывая резко выделяющееся значение рентабельности в республике Ингушетия: %.
Тогда в первую группу войдут все субъекты в интервале от: -15,6+16,85=1,25 включительно, во вторую - свыше 1,25%.
Таким же образом можно выделить подгруппы по поголовью основного стада, учитывая резко выделяющиеся Краснодарский край и Кабардино-Балкарскую республику, где величина шага интервала составит:
. Таким образом получим границы интервалов: до 452,98 голов на 100 га и свыше 452,98.
Распределим все единицы совокупности ( таблица 11)
Таблица 11
Влияние рентабельности и поголовья основного стада на выручку | ||||
Группы по рентабельности производства и реализации, % |
Подгруппы по поголовью основного стада на 100 га с.х. угодий, гол. |
Число субъектов |
Сумма выручки на 100 га с.х. угодий по субъектам, тыс. руб. |
Средняя выручка на 100 га с.х. угодий, тыс. руб. |
I. До 1,25 |
1. До 452,98 |
4 |
4271,02 |
1067,76 |
2. Свыше 452,98 |
3 |
707,10 |
235,70 | |
Итого по группе |
- |
7 |
7963,95 |
1137,71 |
II. Свыше 1,25 |
1. До 452,98 |
2 |
10562,52 |
5281,26 |
2. Свыше 452,98 |
4 |
4692,74 |
1173,18 | |
Итого по группе |
- |
6 |
28758,25 |
4793,04 |
По всем участкам |
1. До 452,98 |
6 |
17174,54 |
2862,42 |
2. Свыше 452,98 |
7 |
7549,71 |
1078,53 | |
Итого |
- |
13 |
29019,07 |
2232,24 |
Как видно, группы по рентабельности распределились почти равномерно, по поголовью основного стада – практически равномерно. Следовательно, изучаемые группировочные признаки взаимосвязаны между собой - с ростом рентабельности производства продукции становится больше поголовье основного стада. Этого и следовало ожидать, так как при высокой рентабельности субъекта он может себе позволить расширять имеющееся поголовье и повышать уровень производства. Для оценки влияния группировочных признаков на выручку, по каждой подгруппе определим её средний уровень и занесём данные в таблицу 12.