Статистика таможенных платежей

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 22:00, курсовая работа

Краткое описание

Реальное развитие международной торговли все более отчетливо проявляет, что глобализация и интернационализация мировых экономических процессов, резко усилившаяся в конце уходящего столетия , все более интенсифицирующаяся и преходящая в новое тысячелетие, одним из своих последствий имеет постепенное размывание грани между пограничным и внутренним регулированием международного экономического обмена.

Оглавление

Введение

1. Теоретические аспекты таможенно -тарифного регулирования ВЭД
1.1 Основные методы регулирования внешнеэкономической деятельности
1.2 Понятие статистики таможенных платежей
1.3 Тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности
2. Динамика внешнеторгового оборота России
3. Анализ таможенного тарифа и его структура

Заключение
Список использованнОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Маслов Андрей.Курс. Статистика таможенных платежей.doc

— 357.00 Кб (Скачать)


3

 

Содержание

 

стр

Введение

 

1. Теоретические аспекты таможенно -тарифного регулирования ВЭД

1.1 Основные методы регулирования внешнеэкономической деятельности

1.2 Понятие статистики таможенных платежей

1.3 Тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности

2. Динамика внешнеторгового оборота России

3. Анализ таможенного тарифа и его структура

 

Заключение

Список использованнОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Введение

 

Реальное развитие международной торговли все более отчетливо проявляет, что глобализация и интернационализация мировых экономических процессов, резко усилившаяся в конце уходящего столетия , все более интенсифицирующаяся и преходящая в новое тысячелетие, одним из своих последствий имеет постепенное размывание грани между пограничным и внутренним регулированием международного экономического обмена.

Интересы России требуют, чтобы она завершила свою роль наблюдателя и стала активным участником этого процесса. России  уже располагает рыночными механизмами хозяйствования, отказалась от ряда ограничений на экономическую деятельность, и в тоже время, до сих пор отличается резкими диспропорциями в экономике.

Сохранение позиций на внешних рынках и дальнейшее наращивание экспорта требуют решения проблем доступа на внешние рынки, устранения необоснованных ограничений в отношении российского экспорта и угрозы их применения в будущем.

Эта задача становится все более значимой, поскольку открывает возможность зарабатывать деньги на мировых рынках там, где Россия имеет реальные конкурентные преимущества, что очевидно, предпочтительнее прямой финансовой помощи, предоставлению западными странами и международными финансовыми институтами кредитов России.

Среди направлений, значение которых за последние годы постоянно возрастает, является таможенное дело и таможенная политика, которые являются составной частью внутренней и внешней политики государства. Таможенная политика становится важными активными факторами формирования экономических отношений, как внутри страны, так и формирование ее внешнеэкономической деятельности. 

Россия активно налаживает связи с международными экономическими организациями. В последние годы она стала полноправным членом ряда крупнейших таможенных, торговых и финансовых организаций, в частности Совета таможенного сотрудничества, Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития, Международной торговой палаты, а в настоящее время готовится к вступлению в одну из самых представительных - Всемирную торговую организацию. ВТО призвана стать главным мировым центром содействия развитию и упорядочению внешнеэкономических связей, а также разрешения торговых споров

Целью написания настоящей работы является изучение таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности. Задачами работы являются:

- Изучение таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности.

-  Рассмотрение основных показателей внешнеторговой деятельности.

- Рассмотрение вопросов совершенствования системы классификации товаров.

 

 


1. Теоретические аспекты таможенно -тарифного регулирования ВЭД

1.1 Основные методы регулирования внешнеэкономической деятельности

 

Под внешнеэкономической политикой обычно понимают деятельность государства, направленная на развитие и регулирование торговых отношений с другими государствами. Осуществление внешнеторгововой политики предполагает определение стратегических целей государства во внешнеторговых отношениях в целом и с отдельными странами и группами стран, а также выработку методов и средств, обеспечивающих достижение поставленных целей и сохранение впоследствии достигнутых результатов.

Существующий ныне у большинства государств обширный арсенал инструментов внешнеэкономической политики позволяет им оказывать активное влияние на формирование структуры и направлений развития собственных внешнеэкономических связей, так и на внешнеторговую политику других государств.

Главная задача внешнеэкономической политики является создание благоприятных внешнеторговых условий для развития промышленного производства внутри страны.

Остановимся поподробнее на некоторых мерах регулирования:

1.            Тарифные методы. Импортные тариф регулирует экономический климат в стране (цены, прибыль, рентабельность предприятий, состояние национальной валюты). Импортный тариф базируется на Законе “О таможенном тарифе”.

2.            Нетарифные (паратарифные методы). К их числу относятся прочие, помимо таможенных пошлин, платежи, взимаемые при ввозе иностранных товаров; различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы. Эти меры официально не ставят целью регулирование внешней торговли, но порой оказывают на нее существенное влияние.

3.            Финансовые меры. Для регулирования внешней торговли могут вводиться правила совершения валютных операций.

4.            Меры контроля за ценами. Данные меры имеют целью защиту национальных интересов производителей. Для защиты некоторых уязвимых секторов экономики могут применяться антидемпинговые меры., компенсационные меры и др.

5.            Количественный контроль. На ввоз и вывоз товаров устанавливаются количественные ограничения (квоты).

6.            Лицензирование. Для ввоза определенных товаров требуется получить установленный документ. Таким образом осуществляется наблюдение за торговлей этими товарами.

7.            Монополизация Государство устанавливает свою монополию на торговлю определенными товарами вообще или на внешнюю торговлю ими.

8.            Технические барьеры. Включают контроль импорта на предмет его соответствия национальным стандартам безопасности. 

Оценивая таможенные политику и методы регулирования внешнеэкономической деятельности, можно утверждать, что го­сударство всегда ищет компромисс между двумя крайними их проявлениями.

Тарифные и нетарифные методы регулирования ВЭД должны применяться в комплексе. При этом следует помнить, что основным орудием регулирования, в том числе структурного, является все же таможенный тариф. Интенсивное развитие международных связей в последнее десятилетие стало возможным благодаря применению и развитию общих правовых, административных и организационно-технических принципов, норм и правил применяемых в международной торговле. Но и до вступления в рыночную экономику наша страна накопила определенных опыт в использование методов государственного регулирования внешней торговли[1].

Таможенное регулирование в Российской Федерации составляют таможенная политика, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

Конституция РФ относит таможенное регулирование к ведению Российской Федерации[2] (п. «ж» ст. 71). Это означает исключительное право государства на выработку таможенной политики, инструментом практической реализации которой является таможенное дело, а также обеспечивает единство таможенной территории и централизацию таможенного дела в стране. Единство таможенной территории и таможенного регулирования конкретизировано в ч. 1 ст. 74 Конституции РФ[3]: «На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов, и каких либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств». Структуру современного таможенного регулирования в общем виде можно представить следующим образом:

1. принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;

2. таможенные режимы;

3. таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей;

4. таможенное оформление;

5. таможенный контроль;

6. предоставление таможенных льгот;

7. ведение таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;

8. правовая регламентация ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела.

Экономические цели таможенного регулирования достигаются посредством пополнения государственного бюджета путем взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Регулятивные цели достигаются посредством установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, а также путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и рядом иных мер. Правоохранительные цели таможенного регулирования заключаются в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей общества; в охране животных, растений и окружающей природной среды; в обеспечении интересов российских потребителей; в борьбе с незаконным оборотом через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и т. д.[4]

 

1.2 Понятие статистики таможенных платежей

 

Таможенные платежи представляют собой денежные средства, взимаемые таможенными органами с лиц, участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. В соответствии Бюджетным кодексом РФ таможенные платежи относятся к налоговым доходам федерального бюджета. Виды таможенных платежей регламентируются ТК РФ. Их классификация представлена на рис. 1.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Классификация видов таможенных платежей

 

Однако изменения структуры не сводятся к возрастанию и уменьшению долей элементов этой структуры. В ряде практических задач особую роль имеют ранги долей, то есть порядковые номера (места), присваиваемые этим долям[5]. На основе изменения (различия) рангов долей можно определить 2 ранговых показателя[6]:

1.   Линейный коэффициент изменения (различия) рангов долей (ЛКR) – это отношение фактической суммы модулей изменения рангов к предельно возможной сумме модулей при n элементах структуры. Для четного n определяется по формуле (1), а для нечетного n – по формуле (2):

,              (1) ,              (2)

где R1i и R0i – ранги доли i-го элемента структуры в отчетном и базисном периодах.

2.      Квадратический коэффициент интенсивности изменения (различия) рангов долей (ККR) основан на коэффициенте корреляции рангов Спирмена, особенностью которого является то, что он позволяет определить корреляцию по таким признакам, которые нельзя выразить численно, но можно проранжировать. При полном совпадении рангов долей в базисном и отчетном периодах коэффициент Спирмена равен +1, а при максимальном изменении рангов (первый становится последним, порядок рангов «переворачивается») коэффициент Спирмена составит –1, следовательно максимальное значение изменения коэффициента Спирмена равно 2. Чтобы получить показатель степени интенсивности  изменения рангов элементов структуры, следует отклонение фактического коэффициента Спирмена от единицы разделить на 2:

.              (3)

              Перечисленные показатели различия структуры рассчитываются также для оценки изменений в структуре таможенных платежей по различным таможенным управлениям (в географическом разрезе), таможням, таможенным постам.

Наиболее значимое место в структуре таможенных платежей занимают таможенные пошлины (ввозные и вывозные).

Таможенная пошлина – это косвенный налог, взимаемый государством при перемещении отдельных видов товаров и транспортных средств через таможенную границу государства, регулирующий развитие внутреннего рынка и способствующий интеграции страны в мировое сообщество [13]. Классификация таможенных пошлин представлена в таблице 2.

Изменение таможенных пошлин является одним из важных механизмов регулирования экономической ситуации в стране. Снижение пошлин усиливает давление иностранных конкурентов на отечественное производство, вытесняет отечественных производителей с внутреннего рынка. Вместе с тем, оно служит мощным фактором, побуждающим отечественных товаропроизводителей повышать конкурентоспособность своей продукции, снижать издержки производства и улучшать качество выпускаемых товаров. В то же время целесообразно использовать временное повышение таможенных пошлин для защиты отечественных товаропроизводителей от наполнения рынка импортными товарами-аналогами.

Для расчета таможенных пошлин применяются ставки, предусмотренные таможенным тарифом. Они дифференцированы в зависимости от кода товара по ТН ВЭД  и страны происхождения товара.

Таблица 2

Классификация таможенных пошлин

Критерий классификации

Виды пошлины

Краткая характеристика

По объекту обложения

Импортные (ввозные)

Взимаются с импортируемых товаров, выполняют протекционистскую функцию, защищая внутренний рынок от иностранных конкурентов, позволяют повышать внутренние цены на отечественные товары до уровня мировых

Экспортные (вывозные)

Взимаются с товаров при вывозе их за таможенную территорию, применяется к товарам, в области экспорта которых страна обладает монополией

Транзитные

Взимаются за провоз товара по территории данной страны, носят фискальный характер

По способу взимания

Специфические

 

Устанавливаются в определенной сумме с единицы объема, веса или количества товара, позволяя ограничить уклонение от таможенных налогов путем занижения фактурных цен на импортные товары

Адвалорные

 

Устанавливаются в виде определенного процента с цены товара, поэтому поступления от них в бюджет зависят от колебаний конъюнктуры цен на мировых рынках

Смешанные

Комбинация специфических и адвалорных ставок, позволяющая в зависимости от колебаний цены на тот или иной товар отдавать предпочтение более эффективной ставке

Страна происхождения товара

Максимальные

Устанавливаются для всех стран

Минимальные

Применяются в отношении товаров, происходящих из стран, пользующихся в торговле с данной страной режимом наибольшего благоприятствования

Преференциальные

Предоставляются отдельным странам, они ниже минимальных или равны нулю, что означает беспошлинный провоз

По порядку установления

Сезонные

Устанавливаются правительством страны для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров на срок не более 6 месяцев в году, при этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом не применяются

Антидемпин-говые

Устанавливаются на импортные товары, которые продаются по более низким ценам, чем их номинальная стоимость в стране вывоза (на момент вывоза), если такой импорт влечет за собой неблагоприятные последствия для национальных производителей

Специальные

Применяются для охраны внутреннего рынка, если товары ввозятся в страну в количестве и на условиях, способных нанести ущерб отечественным производителям, а также как ответная мера на дискриминационные действия других стран

Компенсацион-ные

Взимаются с целью нейтрализации субсидий, предоставленных государством импортеру товара

По характеру происхождения

Автономные

 

Устанавливаются государственной властью внутри данной страны вне зависимости от каких-либо многосторонних или двухсторонних актов (договоров), величина этой пошлины может быть изменена в связи с интересами государства без согласования со странами-партнерами

Конвенционные

Устанавливаются в процессе переговоров и могут быть повышены государственной властью в процессе переговоров в одностороннем порядке

Информация о работе Статистика таможенных платежей