Статистика таможенных платежей

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 22:00, курсовая работа

Краткое описание

Реальное развитие международной торговли все более отчетливо проявляет, что глобализация и интернационализация мировых экономических процессов, резко усилившаяся в конце уходящего столетия , все более интенсифицирующаяся и преходящая в новое тысячелетие, одним из своих последствий имеет постепенное размывание грани между пограничным и внутренним регулированием международного экономического обмена.

Оглавление

Введение

1. Теоретические аспекты таможенно -тарифного регулирования ВЭД
1.1 Основные методы регулирования внешнеэкономической деятельности
1.2 Понятие статистики таможенных платежей
1.3 Тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности
2. Динамика внешнеторгового оборота России
3. Анализ таможенного тарифа и его структура

Заключение
Список использованнОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Маслов Андрей.Курс. Статистика таможенных платежей.doc

— 357.00 Кб (Скачать)

 

Таможенный тариф – это инструмент государственного регулирования внешней торговли и внутреннего рынка, представляющий собой документ, содержащий правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу государства [13]. Можно выделить 2 основных функции,  присущие таможенному тарифу – фискальная и регулирующая.

Фискальная (от лат. «фиск» – государственная казна) обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны.

Регулирующая функция подразделяется на 3 вида:

1)     протекционистская (защита отечественных товаропроизводителей путем установления ввозных пошлин выше разницы между национальными и мировыми ценами);

2)     стабилизирующая (выравнивание условий конкуренции для товаров импортного и отечественного производства путем применения пошлин, которые не создают преимущества для тех или других товаров, то есть ввозные пошлины устанавливаются в соответствии с разницами между мировыми и национальными ценами);

3)     стимулирующая (установление ввозных пошлин ниже разницы между национальными и мировыми ценами, тем самым создавая более широкие возможности для импорта товаров).             

В развитых государствах таможенно-тарифное регулирование выполняет, в первую очередь, регулирующую функцию. В России же фискальная роль является преобладающей.

 

1.3 Тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности

 

Инструменты государственного регулирования международной торговли, можно разделить на тарифные (основанные на использовании таможенного тарифа) и нетарифные (квоты, лицензии, субсидии демпинг и т.д.)[7].

Наиболее распространёнными средствами регулирования внешней торговли служат таможенные тарифы, целями использования которых являются получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирование внешнеторговых потоков (более типично для развитых государств) или защита национальных производителей.

Таможенный тариф в узком смысле представляет собой перечень товаров, облагаемых таможенными пошлинами, применяемыми данной страной к импортируемым товарам, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Однако понятие таможенного тарифа в широком может быть определено, как инструмент внешнеторговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком, и как конкретная ставка таможенной пошлины.

Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

- фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

- защитную, относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

- балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

В результате введения тарифа любой страной возникает несколько экономических эффектов, среди них следует отметить следующие:

Эффект доходов, который представляет собой объём увеличения доходов бюджета в результате обложения импорта пошлиной. Он исчисляется как размер импорта страны после введения тарифа, умноженный на размер таможенной пошлины. Эффект доходов на представляет собой потерю для экономики страны, но является потерей для потребителей, поскольку их доходы изымаются государством в доход бюджета. Происходит перемещение доходов из частного в государственный сектор;

Эффект передела представляет собой перераспределение доходов от потребителей к производителям продукции, конкурирующей с импортом. Вычисляется как разность между дополнительной прибылью, получаемой производителями в результате введения импортного тарифа, и его дополнительными издержками на производство дополнительного количества товара.

Эффект защиты показывает экономические потери страны, возникающие в результате необходимости внутреннего производства под защитой тарифа дополнительного количества товаров при более высоких издержках. По мере того как растёт защита внутреннего рынка с помощью тарифов, всё больше количество ресурсов, не предназначенных специально для производства данного товара, задействуется для его производства. Это приводит к наиболее высоким издержкам производства по сравнению с теми, которые страна понесла бы, покупая товар по более низкой цене у иностранного поставщика. Эффект защиты возникает в результате того, что более эффективные в производстве иностранные товары замещаются на внутреннем рынке менее эффективными в производстве местными товарами.

Эффект потребления возникает в результате того, что сокращается потребление товара в результате роста его цены на внутреннем рынке.

Обеспечить некоторый положительный экономический эффект может лишь страна которая считается большой. Следует отметить, что в мировой экономике страна считается большой, если изменение спроса с её стороны на импортные товары приводит к изменениям мировых цен. Однако и в этом случае положительный экономический эффект возникает, только если прибыль от улучшения условий торговли перекроет потери, возникающие из-за необходимости увеличивать менее эффективное внутреннее производство товаров и из-за сокращения внутреннего потребления. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще, сделав экспорт товара в данную страну невыгодным для иностранных поставщиков. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа.

Оптимальная ставка тарифа - уровень тарифа, обеспечивающий максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

Аргументы в пользу ограничения свободной торговли достаточно многообразны и противоречивы, главными из них являются следующие:

- таможенные тарифы позволяют защитить оборонные отрасли промышленности, которые необходимо развивать независимо от критерия экономической эффективности размещения ресурсов, так как в случае войны очень важна самообеспеченность экономики их продукцией;

- таможенные тарифы позволяют увеличить внутреннюю занятость ресурсов и простимулировать совокупный спрос, что особенно важно в период приближения циклического спада производства. В результате ограничений импорта относительно возрастает величина чистого экспорта как компонента совокупного спроса, что способствует росту занятости и выпуска, а также улучшению состояния платёжного баланса страны по счёту текущих операций;

- таможенные тарифы необходимы для защиты новых "молодых" отраслей национальной экономики, порождённых научно-техническим прогрессом, от конкуренции более зрелых и эффективных иностранных фирм;

- таможенные тарифы необходимы для защиты монокультурных экономик от разрушительных колебаний конъюнктуры мирового рынка;

- в случае, если страна способна оказывать влияние на мировые цены, можно найти такой уровень ставки тарифа, который принесёт ей чистый выигрыш;

- если правительство не использует таможенные тарифы, то иностранные фирмы, использующие более дешёвую рабочую силу, могут увеличить приток дешёвого импорта на внутренний рынок. В результате снижения внутренних цен снизится и заработная плата, что может послужить основой для снижения уровня жизни в стране;

- таможенные тарифы необходимы для защиты отечественных производителей от демпинга - сбыта импортной продукции по ценам, которые ниже внутренних рыночных цен в стране-изготовителе. Обычно демпинг является результатом монопольной рыночной власти и используется в целях её укрепления.

Противники применения протекционистских мер строят свою аргументацию на следующем:

- таможенные тарифы почти всегда снижают уровень благосостояния в торгующих странах;

- одностороннее введение тарифов нередко приводит к торговым войнам, которые подрывают стабильность международной торговли и мировой экономики в целом. Торговые партнёры страны, применившей в одностороннем порядке импортный тариф для защиты своих потребителей от наплыва более дешёвых товаров из-за рубежа, рискуют испытать на себе ответные тарифные санкции, которые чаще всего затрагивают основные товары экспорта;

- тариф приводит к увеличению налогового бремени на потребителей, которые из-за тарифа вынуждены покупать как импортные, так и аналогичные местные товары по более высоким ценам. Кроме того, импортный тариф приводит к общему повышению уровня цен и, как неизбежное следствие, стоимости жизни в стране;

- тариф ведёт к сокращению общего уровня занятости. Защищая рабочие места на местных предприятиях, производящих товары, конкурирующие с импортом, импортный тариф в то же время приводит к сокращению занятости в экспортном и других связанных с ним секторах. Сокращение экспорта из-за ограничения импорта может оказаться настолько значительным, что положительное влияние от введения тарифа на уровень занятости в отраслях, конкурирующих с импортом, может быть перекрыто отрицательным влиянием на занятость в экспортных отраслях;

Таким образом, таможенные тарифы являются важнейшим инструментом внешнеторговой политики. Однако зачастую перед правительством возникает дилемма: какой инструмент торговой политики - тарифный или нетарифный - использовать в конкретной ситуации. В большинстве случаев предпочтение отдаётся нетарифным методам, использование которых приводит к более ограничительному характеру государственной торговой политики.

Выделение тарифных методов в особую группу в определенной мере оправдано той специфической ролью, которую играют таможенные тарифы в регулировании ВЭД. Вместе с тем приведенная выше классификация методов регулирования ВЭД представляется недостаточно обоснованной в научном отношении и на практике не способна ориентировать на системное решение вопросов регулирования ВЭД[8].

Во-первых, вызывает сомнение целесообразность объединения в одну группу нетарифных (с помощью НДС и акциза) и административных методов регулирования (квотирования, лицензирования, и т.п.). НДС, акциз, как экономические методы управления, по своей природе схожи с тарифными, которые являются также экономическими методами регулирования ВЭД. И те, и другие соответствуют природе рыночных отношений, они относятся к числу важнейших экономических регуляторов экономики, значение которых будет не ослабляться, а усиливаться. Необходим комплексный системный подход к использованию их в качестве регуляторов ВЭД. Во-вторых, административные методы регулирования ВЭД целесообразно выделить в особую группу: международные и региональные организации обычно особенно резко реагируют на применение этих мер и требуют их отмены; с другой стороны, при определенных ситуациях, применение этих мер может стать необходимым, и сами меры незаменимы мерами экономического регулирования. Например, когда необходимо в какой-то период сократить до определенных размеров или увеличить экспорт или импорт соответствующих товаров.

В свете вышеизложенного предоставляется наиболее целесообразной следующая классификация методов регулирования ВЭД:

- экономические методы регулирования ВЭД, включающие таможенные пошлины, таможенные сборы, налог на добавленную стоимость, спецналоги и акциз;

- административные методы регулирования ВЭД, включающие лицензирование, квотирование, государственную монополию на экспорт и импорт отдельных специфических товаров, сертификацию качества товаров и тому подобное[9]. Экономические методы регулирования ВЭД, учитывая их взаимосвязь и известную взаимозаменяемость, должны составлять единый экономический механизм регулирования ВЭД[10].

Единый экономический механизм регулирования ВЭД в условиях рыночной экономики различных модификаций (планово- рыночной, социально- ориентированной и так далее) в перспективе должен выполнять основные функции по регулированию ВЭД. ВЭД любого государства подчинена обычно решению национальных задач и тесно связана с проблемой развития внутренней экономики, повышения ее эффективности. Ради достижения этих конечных целей государства нередко идут на некоторые сиюминутные потери, на ограничения определенных доходов от ВЭД ради достижения более высоких конечных результатов на базе общего подъема национальной экономики[11].

Требования наших партнеров по ВЭД, особенно стран, занимающих лидирующее положение в международных экономических организациях, обычно сводятся к дальнейшей либерализации ВЭД, то есть снижению таможенных пошлин, НДС и акциза, а также ограничению и сокращению административного регулирования ВЭД. Но такие требования нередко вступают в противоречие с национальными интересами России, они ослабляют позиции отечественных производителей на мировом и даже внутреннем рынках. В процессе реализации рекомендаций и требований Международных организаций и союзов должны быть найдены способы защиты национальных интересов России и национальных производителей, обеспечена надлежащая конкурентоспособность их продукции. Данная задача может быть решена одновременным снижением таможенных пошлин и компенсирующим это снижение повышением ставок НДС, акциза на импортные товары в тех случаях, когда возможности такого повышения не заблокированы соответствующими обязательствами Правительства Российской Федерации. Особенности взимания НДС и акциза с импортных и отечественных товаров не только допускают определенные различия в системе налогообложения, но и делают такие различия неизбежными. Это создает возможность для регулирующих органов Российской Федерации изменять в определенных пределах автономно системы внутреннего налогообложения импортных и отечественных товаров для защиты отечественного производителя[12]. Особую роль в системе единого экономического механизма регулирования ВЭД играет система ввозных и вывозных пошлин и специального налогообложения. Пошлины играют главную роль в адаптации товаров иностранного производства к условиям российского рынка и товаров отечественного производства к условиям мирового рынка.

Информация о работе Статистика таможенных платежей