Статистика страхования и страхового рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 17:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания данной курсовой работы состоит в статистическом изучении развития страхового рынка Российской Федерации и его субъектов.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Статистика страхования и страхового рынка
1. 1 Социально-экономическая сущность страхового дела и задачи его статистического изучения ……………………………………………………………...5
1.2 Основные виды и формы страхования ……………………………………...7
1.3 Основные показатели статистики страхования и методология их исчисления ………………………………………………………………………………..15
1.4 Источники статистической информации о страховом деле и методы ее анализа …………………………………………………………………………...25
2. Статистический анализ страхования и страхового рынка РФ
2.1 Группировка субъектов РФ по числу страховых организаций …………..27
2.2 Расчет показателей вариации ………………………………………………34
2.3 Корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязи между страховыми премиями и выплатами по видам страхования ………………………………..36
2.4 Расчет показателей ряда динамики по числу учтенных страховых организаций в России …………………………………………………………………..38
Заключение ……………………………………………………………………....41
Список используемой литературы ……………………………………………..43
Приложение ……………………………………………………………………...44

Файлы: 1 файл

Статистика страхования.doc

— 624.50 Кб (Скачать)

Страхование – процесс двусторонний. Основные субъекты страхования следующие.

Страхователь (полисодержатель) – дееспособное физическое или юридическое лицо, уплатившее страховой взнос и вступившее в конкретное страховое обязательство со страховщиком. Страхователями могут быть как резиденты и нерезиденты, так и лица без гражданства, владеющие различными видами собственности и принадлежащие к различным отраслям (секторам) экономики. Основная обязанность страхователя состоит в осуществлении регулярных страховых взносов (премии, платежи).

Страховщик  – юридическое лицо любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, созданное для осуществления страховой деятельности на территории России. Страховщиками могут быть государственные, акционерные, частные или совместные страховые организации. Страховщики могут осуществлять страховую деятельность напрямую или через страховых агентов и страховых брокеров.

Результатом заключенного между страховщиком и  страхователем договора является страховой  полис. Страховой полис (свидетельство, сертификат) – это документ, удостоверяющий факт заключения договора страхования и передаваемый страховщиком страхователю с приложением правил страхования. Страховой полис должен содержать:

  • наименование, юридический адрес и банковские реквизиты страховщика;
  • ФИО или юридическое наименование страхователя и его адрес;
  • указание объекта страхования;
  • размер страховой суммы в зависимости от величины страхового риска;
  • размер, сроки и порядок внесения страхового взноса;
  • срок действия договора, а также порядок его изменения и(или) прекращения;
  • прочие условия, характеризующие конкретный договор.

В случаях, когда законом предусматривается  обязательное страхование, для подтверждения  наличия страхового покрытия требуется  страховой сертификат.

Назначение  страхования коммерческой деятельности состоит в том, чтобы возместить страхователю возможные потери прибыли или дохода. Процесс возмещения осуществляется на базе страховой суммы. При определении величины страховой суммы, указываемой в договоре, возможны два варианта:

а) страховая  сумма устанавливается в пределах коммерческих вложений страхователя в страхуемые операции;

б) страховая  сумма устанавливается не только в пределах вложений страхователя, но и с учетом возможной прибыли.

В первом случае коммерческое страхование называется страхованием инвестиций, во втором – страхованием прибыли или доходов.

Страховые посредники являются связующим звеном между самой страховой компанией и ее клиентами – они выполняют непосредственное страховое обслуживание.

Основными функциями страховых посредников  являются:

  • информирование клиентов о специфике деятельности страховой компании и условиях страхования, т.е. пропагандная функция;
  • принятие и первичный анализ качества страховых предложений, заключение, возобновление договора страхования и инкассация страховых взносов;
  • разъяснение клиентам их прав и обязанностей/действий при наступлении страхового случая.

В зависимости  от способа и места приобретения различают следующие виды страховых  полисов:

  • индивидуальный – приобретается исключительно по месту жительства и личному желанию клиента;
  • коллективный – страхуются работники коллектива (чаще всего это страхование от несчастного случая и страхование жизни);
  • смешанный – основывается на сотрудничестве территориальных посредников со специализированными компаниями, а также на достижение компромисса в процессе совместной деятельности субъектов государственного и негосударственного страхования.

Основными страховыми посредниками являются:

Страховые агенты – физические или юридические лица, осуществляющие свою деятельность от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями. Специфика деятельности страховых агентов такова: они не работают от своего имени и довольно редко имеют право на собственность, могут одновременно обслуживать конкурирующие финансовые учреждения, часто создают довольно качественную официальную информацию о финансовых рынках.

Страховые брокеры – юридические или физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей, осуществляющие посредническую деятельность по страхованию от своего имени на основании поручений страхователя либо страховщика.

И страховой  брокер, и страховой агент получают вознаграждение в форме комиссионных от страховщика. На практике довольно часто брокер получает более высокие  комиссионные благодаря своему более высокому профессиональному статусу.

Страховой взнос – плата за страхование, которую страхователь обязан внести страховщику в соответствии с  договором страхования или законом. Размер страхового взноса исчисляется  в соответствии со страховым тарифом. Денежная сумма, на которую застрахованы материальные ценности (в имущественном страховании), жизнь, здоровье  и трудоспособность (в личном страховании), называют страховой суммой.

Страховой тариф – это цена страховой услуги, которая исчисляется на основании актуарных расчетов. Это ставка страховой премии с единой страховой суммой или объекта страхования, на базе которой рассчитывается полная страховая премия. С помощью методов страховых финансовых вычислений и на базе статистических расчетов частоты наступления страхового случая на основе теории рисков определяется размер страхового тарифа для различных видов страхования, на различных рыночных сегментах, в зависимости от ряда внешних и внутренних факторов. Тарифная ставка, по которой заключается договор между субъектами страхования, называется брутто-ставкой. Она состоит из нетто-ставки (цена страхового риска) и нагрузки (расходы страховщика по организации и осуществлению страхового дела, включая отчисления в запасные фонды; содержит элементы прибыли).

Страховой риск – вероятность наступления страхового случая. Совокупность рисков, при котором большое количество застрахованных объектов или несколько объектов со значительными страховыми суммами могут быть затронуты одним и тем же страховым случаем (например, наводнение), в результате чего возникает очень крупный убыток, называемый кумуляцией.

Анализ  уровня страхового риска, необходимого размера страхового фонда, правильности выплаты страховых премий и прочее осуществляется специальными аналитиками – актуариями, которые с помощью ряда экономико-статистических методов дают количественную оценку эффективности деятельности страховых институциональных единиц.

Рассмотрим  факторы, определяющие основные направления  социально-статистического анализа финансового состояния страховщика, эффективность его деятельности, его рейтинг, характеризующий социально-экономическую привлекательность той или иной страховой компании.

1. Уровень  достаточности собственного капитала. Для обеспечения финансовой стабильности страховой компании необходимо соблюдать нормативные соотношения между активами/авуарами и принятыми ими страховыми обязательствами. Соблюдение этого требования индикатора гарантируется, если выполняется следующее условие:

С =(А - У)*5%/100%,

где С  – сумма, на которую страховщик имеет право заключать договора по конкретному виду страхования;

А –  величина активов страховщика, составляющих его капитал;

У –  размер уплаченного уставного капитала;

5% - нормативное  процентное отношение поступивших  страховых взносов к оплаченному  уставному капиталу по данному виду страхования.

Страховщики, принявшие обязательства в объемах, превышающих возможности их исполнения за счет собственных средств и страховых резервов, обязаны застраховать у перестраховщиков риск исполнения соответствующих обязательств.

2. Маржа  платежеспособности страховой компании  рассчитывается как соотношение активов и обязательств. Этот показатель определяется в соответствии с методикой расчета, утвержденной Росстрахнадзором 28 апреля 1993г. №02-02/14.

3. Надежность размещения активов, покрывающих страховые резервы, рассчитываются в соответствии с Правилами размещения страховых резервов, утвержденных Росстрахнадзором 14 марта 1995г. №02-02/06. Определяется отдельно по страхованию жизни и прочему страхованию.

4. Уровень  выплат страховых сумм исчисляется как отношение сумм страховых выплат (брутто) за отчетный период к суммам поступивших страховых взносов (брутто). Для формирования оптимального значения этого показателя для конкретной страховой (перестраховочной) компании индивидуальное значение сравнивается со средним значением по определенному рыночному сегменту, на котором эта компания осуществляет свою деятельность. Этот показатель также рассчитывается отдельно по страхованию жизни и прочему страхованию.

5. Значимым  показателем деятельности страховой компании является отношение величины страховых премий к собственным средствам страховщика. В сумму страховых премий включаются премии, собранные за отчетный период, плюс страховые премии, относящиеся к прошлым периодам по действующим договорам страхования. Данный индикатор должен быть меньше 3,0, так как существует предел, после которого страховщик не может увеличить страховые премии, т. е. не имеет возможности брать на себя страхование новых рисков.

6. Обеспеченность  страховыми резервами, т. е. отношение суммы страховых резервов к сумме аккумулированных взносов. Показатель не рассчитывается по страхованию жизни. Формирование страховых резервов осуществляется в соответствии с правилами Росстрахнадзора от 18 марта 1994г. №02-02/04. В состав страховых резервов входят технические резервы, состоящие из резерва убытков и дополнительного технического резерва, и резерв предупредительных мероприятий. На практике довольно часто анализируется и такой показатель, как отношение годового движения резервов к величине чистой прибыли страховой компании. Этот показатель предоставляет необходимую информацию, характеризующую соответствие размера чистой прибыли требованиям законодательства.

Отношение величины страховых резервов к чистой прибыли позапрошлого года (т. е. лаг в два года) не должно превышать 25%.

7. Текущая  ликвидность характеризует общую  обеспеченность компании оборотными  средствами для ведения хозяйственной  деятельности и своевременного погашения срочных обязательств. Рассчитывается как отношение фактической стоимости находящихся в наличии оборотных средств (сумма итогов II и III разделов актива баланса за минусом расходов будущих периодов) к наиболее срочным обязательствам (сумма итогов II и III разделов пассива баланса за вычетом долгосрочных кредитов банков, долгосрочных займов, доходов будущих периодов, фондов потребления). Для определения оптимального значения индивидуальный показатель страховой компании соотносится со средним показателем по рынку.

8. Общая  ликвидность страховой компании. Этот индикатор характеризует  способность страховой компании покрывать собственные обязательства ликвидными активами. Уровень ликвидности рассчитывается как отношение пассивов в части величины резервов и кредиторской задолженности к величине ликвидных активов. Этот индикатор необходимо рассчитывать в динамике.

Ликвидность финансовой институциональной единицы  достаточно оперативно можно определить и с помощью коэффициента ликвидности (Кл), который представляет собой отношение денежных средств страховой компании, готовых для осуществления платежей, к величине краткосрочных обязательств:

Кл =

,

где Д  – денежные средства в кассе, на расчетном счете, на валютном счете, прочие денежные средства, руб.

Информация о работе Статистика страхования и страхового рынка