Статистика исследования государственных финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 22:47, курсовая работа

Краткое описание

Финансы - реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие денежную форму выражения. Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Объект статистического изучения финансов включает образование и использование финансовых ресурсов, кредит и денежное обращение. Финансы - неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно инструмент государственного регулирования.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

Введение 
Финансы - реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие денежную форму выражения. Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Объект статистического изучения финансов включает образование и использование финансовых ресурсов, кредит и денежное обращение. Финансы - неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно инструмент государственного регулирования. В рамках курса национального счетоводства и макроэкономической статистики особое внимание следует обратить на статистику государственных финансов, денежного обращения и кредита, которые являются взаимосвязанными процессами на макроуровне. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Глава1. Государственные финансы: их сущность и задачи. 
 
1.1Задачи статистики государственных финансов.

 
Государственные финансы - важная сфера финансовой системы страны. Под государственными финансами понимаются денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта и валового национального дохода, а также части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на нужды обороны и управления, социально-культурные потребности членов общества, производственно-экономические и научно-технические программы. Согласно отечественным традициям государственные финансы включают бюджеты различных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий. 
Важную роль в составе государственных финансов играют бюджетные взаимосвязи на федеральном, территориальном и местном уровне. С помощью бюджетных отношений в распоряжение государственных структур мобилизуется значительная часть национального дохода. Отдельное звено в составе государственных финансов образуют внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды различают по функциональному назначению (имеющие экономический, социальный или природоохранный характер) и по уровням управления (общегосударственный, территориальный и региональный). Тенденции развития статистики государственных финансов таковы, что показатели собственно бюджета и показатели внебюджетных фондов могут отражаться в едином блоке - статистике государственного бюджета. Так как в условиях рыночной экономики преобладающая часть доходной части бюджета - это налоговые поступления, то имеет смысл рассмотреть статистику государственных финансов под углом зрения бюджета. 
Государственный бюджет - важный инструмент государственного регулирования экономики. Он определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования в интересах общества и особенно социально слабо защищенных категорий населения.

Основной  задачей статистики государственного бюджета является характеристика основных его параметров, определяющих содержание и направленность фискальной политики.

Более конкретно эта задача состоит  в том, чтобы определить: 
• общую величину доходов и расходов государственного бюджета, размер превышения расходов над доходами (дефицит) или доходов над расходами (профицит); 
• структуру доходов государственного бюджета; 
• структуру расходов государственного бюджета; 
• источники финансирования бюджетного дефицита; 
• размеры государственного внутреннего долга; 
Практическая статистика государственных финансов обобщает данные и подготавливает статистическую информацию, необходимую для анализа и планирования деятельности органов государственного управления и выработки экономической политики. Несмотря на важную роль международных стандартов в реформировании отечественной статистики вообще и статистики государственного бюджета в частности, организационно-ведомственная структура экономики и особенности практической деятельности органов государственного управления отражаются в отечественной статистике.
 
 
 

 
1.2 Особенности и структура государственного бюджета Р.Ф.

  Задачи  статистики государственного бюджета  состоят в следующем:

  • характеристике структуры и соотношения доходов и расходов;
  • анализе сбалансированности бюджетов (профицит, дефицит);
  • учете по операциям со средствами Стабилизационного фонда РФ;
  • отражении поступлений средств от заимствований и расходов на обслуживание и погашение государственного или муниципального долга;
  • изучении связи доходов госбюджета с важнейшими макроэкономическими показателями;

• прогнозировании доходов и расходов госбюджета. 
Информационное обеспечение статистики государственного бюджета регламентирует Бюджетный Кодекс РФ.

Все доходы бюджета, источники его финансирования дефицита, расходы, а также операции, осуществляемые в процессе исполнения, подлежат бюджетному учету, который базируется на  Едином  плане счетов. Бюджетный учет организуется органом, исполняющим бюджет. Единый план счетов бюджетного учета устанавливается Правительством РФ.

  Отчетность  об исполнении бюджета  по срокам представления может быть:

    -оперативной;

    -ежеквартальной;

    -полугодовой;

    -годовой.

  Единая  методология отчетности об исполнении бюджета устанавливается Правительством РФ. Уполномоченный исполнительный орган представляет ежеквартальные, полугодовой и годовой отчеты об исполнении бюджета в представительный орган и соответствующий контролирующий орган, а также в Федеральное казначейство.

  Муниципальные образования представляют сведения об исполнении местных бюджетов в учреждения Росстата.

  Исполнение  федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета  в системе балансовых счетов Федерального казначейства.

  Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и поступлений из источников финансирования его дефицита, а также с санкционированием и финансированием расходов федерального бюджета, в Главной книге Федерального казначейства. Данные Главной книги являются основой для формирования отчетов об исполнении федерального бюджета.

  В целях составления проекта бюджета  на очередной финансовый год должны быть подготовлены следующие документы и материалы:

  • прогноз социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год;
  • основные направления бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год;
  • прогноз сводного финансового баланса развития соответствующей территории на очередной финансовый год.

  Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются:

  • объем ВВП на очередной финансовый год;
  • темп роста ВВП в очередном финансовом году;

  • уровень инфляции (темп роста цен) (декабрь очередного финансового года к декабрю текущего).

  Статистика  государственного бюджета охватывает все уровни бюджетной системы: консолидированный  и федеральный бюджеты, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты.

  Бюджет  любого уровня состоит из доходов и расходов.

  В настоящее время в составе доходов бюджета выделяют:

  • налоговые поступления: налог на прибыль организаций, налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы, НДС, платежи за пользование природными ресурсами, налог на добычу полезных ископаемых и др.;
  • неналоговые поступления: доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, дивиденды по акциям, находящимся в собственности РФ, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности, перечисление прибыли в Банк России, платежи от государственных предприятий и др.

Система макроэкономических показателей доходной части бюджета 

 

Показатели  доходов государственного бюджета 

    Показатели Аналитическое значение
    Отношение доходов бюджета к ВВП Характеризует

    перераспределительные процессы в стране посредством государственного вмешательства

    Доля  доходов разных уровней в консолидированном бюджете Характеризует развитие межбюджетных отношений
    Отношение сумм налоговых поступлений к ВВП Характеризует налогоемкость ВВП
    Доля  налоговых доходов бюджетов разных уровней в доходах консолидированного бюджета Используется  при решении проблем бюджетного выравнивания
    Отношение налоговых доходов к численности населения Используется в качестве косвенной оценки уровня жизни населения
    Доля  недополученных налоговых доходов в общем объеме налоговых доходов Выполняет контрольную  функцию
 
 
 
 

Классификации расходов государственного бюджета

Вид классификации Назначение  классификации
Функциональная Разграничивает  целевые направления финансирования государственной деятельности в соответствии с основными функциями государства
Экономическая Разграничивает:

-текущие расходы  (расходы на товары и услуги, выплату процентов, субсидии и другие текущие трансфертные платежи);

-капитальные  расходы (приобретение основного  капитала, товаров для создания запасов, приобретения земли и нематериальных активов, капитальные трансферты). 

Позволяет оценить  влияние государства на процесс расширенного воспроизводства

Ведомственная Отражает распределение  денежных средств по министерствам  и наиболее важным ведомствам. Позволяет контролировать изменения в структуре расходов, связанных с происходящими в стране реформами системы управлении
 

Основой функциональной классификации бюджета является классификация всех расходов органов государственного управления по функциям (КФОГУ) в системе национальных счетов. К основным категориям КФОГУ относят государственные услуги общего характера, деятельность и услуги в области обороны, обеспечения общественного порядка и безопасности, образования и здравоохранения, досуга и культуры, другая экономическая деятельность и иные услуги.

Итог финансовой деятельности органов государственного управления определяется на основе сопоставления доходной и расходной частей бюджета. Если доходы превышают расходы, то имеется профицит; если доходы меньше расходов, то имеется дефицит бюджета. Статистические показатели, расчет которых предполагает сопоставление доходов и расходов бюджета, формируются в соответствии с такими принципами бюджетной системы, как принцип сбалансированности бюджета и принцип общего (совокупного) покрытия расходов.

  Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему его доходов и поступлений из источников финансирования дефицита.

  Принцип общего (совокупного) покрытия расходов заключается в том, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой его доходов и поступлений из источников финансирования дефицита.

  Дальнейший  статистический анализ деятельности органов  государственного управления включает определение показателей финансирования расходов бюджета, а также классификации и характеристики государственного долга.

Показатели дефицита государственного бюджета 

    Показатели Аналитическое значение
    Коэффициент покрытия расходов бюджета его доходами (отношение доходов бюджета к расходам) Используется  при прогнозировании расходов, сумма которых может быть зависимой от доходов бюджета и уровня его дефицита
    Соотношение дефицита бюджета и его расходов (доходов) Характеризует уровень дефицита
    Соотношение дефицита бюджета и ВВП Отражает финансовое положение страны. Принято считать нормальным финансовое положение страны, если это соотношение не превышает 3%

Информация о работе Статистика исследования государственных финансов