Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 22:47, курсовая работа
Финансы - реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие денежную форму выражения. Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Объект статистического изучения финансов включает образование и использование финансовых ресурсов, кредит и денежное обращение. Финансы - неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно инструмент государственного регулирования.
Привлечение
заемных средств
для финансирования
расходов бюджета
Финансирование бюджета |
Формы финансирования |
Внешнее:
Займы
— международных
финансовых |
— изменение запасов золотовалютных резервов; --- займы Банка России, других банков, внебюджетных фондов, других уровней власти; |
Результат — изменения обязательств по кредитам и суммы долга |
Показатели обслуживания государственного долга посредством выплаты процентов или погашения основной суммы долга |
Формирование системы показателей финансовой статистики на основе международных стандартов потребует существенной трансформации отечественной статистики государственного бюджета, и, в частности, рассмотренных выше классификаций и показателей.
В соответствии с международными стандартами статистика государственных финансов (СГФ) — это статистическая система, в рамках которой определяются понятия, правила учета и классификации, рекомендуемые для систематизации сбора данных об операциях отдельно органов государственного управления и государственного сектора в целом. Понятие сектора государственного управления в СГФ соответствует определению, данному в СНС (1993). Государственный сектор — это производное понятие, которое отражает перегруппировку институциональных единиц секторов в СНС (1993) путем объединения подсекторов сектора органов государственного управления с подсекторами государственных нефинансовых и финансовых корпораций.
Международные стандарты отчетности сектора государственного управления изложены в документах МВФ по статистике государственных финансов. Переход на эти стандарты предполагает существенное изменение содержания доходов и расходов бюджета как экономических категорий.
Эти изменения связаны прежде всего с различиями в принципах учета по кассовому методу и методу начислений. Согласно кассовому методу учитывают:
Согласно методу начислений учитывают:
т.е. чистую стоимость активов.
Таким образом, переход с кассового метода учета на учет по методу начислений приводит к следующим изменениям в основных категориях статистики бюджета:
При таком определении в доходы не включаются поступления от реализации нефинансовых и финансовых активов (например, продажа земли, оборудования), потому что подобные операции связаны лишь с видоизменением активов: из нефинансовых (основные средства) активы переходят в финансовые (средства на счетах). Аналогично к расходам не относится ни приобретение основных средств, ни создание активов, ни операции с бюджетными кредитами и ссудами.
Сальдо доходов (за вычетом расходов) является величиной, эквивалентной изменению чистой стоимости активов под влиянием операций с нефинансовыми и финансовыми активами и обязательствами.
Очевидно, внедрение указанных изменений предполагает реорганизацию всей системы бюджетного учета. Главным управлением Федерального казначейства Минфина России разработан проект Плана счетов и Инструкция по его применению, которые должны вступить в силу с 2005 г. В данном проекте номер каждого счета включает в себя источник средств, код раздела и подраздела Плана счетов, код бюджетной классификации счетов Единого плана счетов и код соответствующей валюты. Данный План счетов позволит на основе кодов классификации активов и обязательств на начало отчетного периода производить учет потоков, которые (в процессе исполнения бюджета) изменяют соответствующие активы и обязательства, и определять объем активов и обязательств на конец отчетного периода.
Назначение системы отчетности в формате СГФ заключается в том, чтобы обеспечить формирование информационной базы, позволяющей не только следить за правильностью расходования бюджетных средств, но и облегчить идентификацию и оценку воздействия на экономику мер государственной экономической политики, а также выявить их долгосрочную устойчивость. Например, меры государственной политики не будут устойчивыми в долгосрочном плане, если они приведут к значительному снижению чистой стоимости государственных активов.
С
точки зрения внешних пользователей
важно то, что данные СГФ, во-первых,
тесно связаны с другими
Государственные корпорации (организации) могут проводить операции органов государственного управления по распоряжению государственных единиц, которым они принадлежат. Такая деятельность может осуществляться в различных формах. Непосредственно государственная корпорация (организация) может проводить конкретные операции для выполнения тех или иных функций органов государственного управления, например, предоставлять кредиты определенным сторонам по ставкам ниже рыночных или отпускать электроэнергию отдельным потребителям по сниженным тарифам. Однако в более общем случае государственная корпорация (организация) может проводить налогово-бюджетную политику посредством найма большего числа работников, чем требуется, приобретения избыточных производственных ресурсов, оплаты производственных ресурсов по ценам, превышающим рыночные, или продажи значительной доли своей продукции по ценам ниже того уровня, на котором находилась бы рыночная цена в том случае, если в этой деятельности участвовали бы только частные производители.
Для целей повышения эффективности налогово-бюджетного анализа наряду со статистикой сектора государственного управления МВФ рекомендует вести статистику государственного сектора в целом, при этом подчеркивается, что статистическая основа СГФ может применяться к обоим секторам независимо от выбранного охвата институциональных единиц.
Формирование
системы показателей
Глава 2. Методология изучения финансов государства
2.1 Определения и показатели
статистики государственного
бюджета.
Одной из важнейших категорий, применяемых
в статистике государственного бюджета,
является "сектор государственного
управления". Важность этой категории
состоит в том, что определение сектора
позволяет установить тот круг институционных
единиц - государственных организаций
и учреждений, доходы и расходы которых
подлежат отражению в государственном
бюджете. В этот сектор входят единицы,
деятельность которых связана с выполнением
государством функции управления. Эта
функция заключается в проведении государственной
политики посредством предоставления
услуг нерыночного характера и в перераспределении
доходов и богатства.
Характер системы статистических показателей
государственного бюджета определяют
категории, которые отражают природу различных
хозяйственных операций, осуществляемых
органами государственного управления
с единицами, относящимися к другим секторам
экономики. Это такие категории, как:
§
поступления или платежи;
поступления (платежи) невозвратные или
возвратные;
§поступления
(платежи) возмездные или невозмездные;
§текущие
или капитальные поступления (платежи);
§приобретение
финансовых активов или принятие обязательств;
§
приобретение финансовых активов в целях
проведения государственной политики
или для управления ликвидностью.
Определение этих категорий важно
для правильного отражения
В действующем международном стандарте
по статистике государственных финансов
подчеркивается, что в статистике государственного
бюджета учет производится на кассовой
основе (т.е. на основе регистрации фактических
денежных потоков), в то время как в СНС
- на основе начисленных сумм или, другими
словами, на момент возникновения дебиторской
и кредиторской задолженности. Тем не
менее необходимо обратить внимание на
то, что в процессе пересмотра стандартов
сбора и обработки статистических показателей
по государственным финансам, начатого
Международным валютным фондом предполагается
перейти от регистрации по преимущественно
кассовому методу к регистрации по методу
начислений. Предполагаемые нововведения
обеспечат совместимость с СНС ООН по
способу регистрации операций. Кроме того,
это обеспечит более полный охват показателей
запасов и потоков, имеющих отношение
к правительству, в том числе операций
и обязательств не денежного характера,
позволит ввести в систему статистики
государственных финансов важные показатели,
измеряющие не денежные потоки (потребление
основного капитала, списанные безнадежные
долги и др.).
К основным показателям государственного
бюджета относятся:
Доходы как поступления в бюджет включают
в себя обязательные безвозвратные платежи,
поступающие в бюджет. Доходы делятся
на текущие и капитальные. Текущие доходы
включают налоговые и неналоговые поступления.
Налоги - это обязательные, безвозмездные,
невозвратные платежи, взыскиваемые государственными
органами с целью удовлетворения государственных
потребностей. В налоги включается также
прибыль, переводимая фискальными экспортными
и импортными государственными монополиями,
а также прибыль от государственных монопольных
закупок и продаж иностранной валюты (доходы
акцизного типа).
Налоговые поступления включают возмездные
поступления (доходы от собственности,
сборы, поступления от продажи товаров,
услуг и случайных продаж, кассовую прибыль
ведомственных предприятий) и некоторые
безвозмездные поступления.
Официальные трансферты
в государственном бюджете - это безвозмездные,
невозвратные, необязательные поступления,
имеющие нерегулярный, единовременный,
добровольный характер в виде субвенций,
дарений, которые получены от других органов
государственного управления (отечественных
и зарубежных) или международных организаций.
Поступления же безвозмездных, невозвратных,
необязательных платежей из негосударственных
источников включаются в категорию доходов.
Расходы включают все невозвратные платежи
независимо от того, являются ли они возмездными
или безвозмездными и для каких целей
осуществляются - текущих или капитальных.
Трансфертные платежи другим органам
государственного управления включаются
в расходы и не выделяются в самостоятельную
категорию.
Кредитование минус погашение (чистое
кредитование) включает операции органов
государственного управления с финансовыми
требованиями другим секторам, осуществляемые
в целях проведения государственной политики.
В данную категорию включается предоставление
ссуд и приобретение акций за вычетом
сумм полученных кредитов, выручки от
продажи акций либо возврата собственного
капитала.
В статистике государственных финансов
чистое кредитование объединяется с расходами
и рассматривается как фактор, определяющий
бюджетный дефицит. Если кредитование
осуществляется между различными структурами
или уровнями государственного управления,
то две стороны одной операций кредитования
будут отражаться асимметрично, а именно:
орган-кредитор показывает кредитование,
объем которого определяет дефицит, а
орган-заемщик - заимствование с целью
финансирования дефицита. Следует отметить
асимметричную трактовку в статистике
государственного бюджета кредитования
и заимствования. Кредитование рассматривается
как статья расходов, оказывающая непосредственное
влияние на расчеты дефицита в разные
годы, тогда как заимствование не включается
в доходную часть бюджета, а рассматривается
как источник финансирования дефицита.
Дефицит государственного бюджета исчисляется
как сумма доходов и полученных трансфертов
за вычетом суммы расходов и «кредитования
минус погашение».
Общий объем финансирования дефицита
(профицита) равен величине дефицита (профицита)
с противоположным знаком. С точки зрения
финансирования дефицита последний может
быть определен:
Дефицит = (Заимствование - Погашение долга)
+ Уменьшение остатков ликвидных финансовых
средств.
В результате накопления бюджетного дефицита
образуется государственный долг. Государственный
долг - неоплаченная сумма официально
признанных прямых обязательств органов
государственного управления перед другими
секторами экономики и остальными странами
мира, которая образовалась в результате
их операций в прошлом и должна быть погашена
посредством операций этих органов в будущем
или переоформлена в бессрочный долг.
В государственный долг не включаются:
внутриструктурные и межструктурные долги
различных подсекторов государственного
управления, для которых составляется
статистика, и обязательства органов денежно-кредитного
регулирования, связанные с эмиссией наличных
денежных средств, а также прочие обязательства
этих органов; необслуживаемые долги,
выплата процентов по которым прекращена
на неопределенный срок по договоренности
между кредитором и должником или в одностороннем
порядке, а также любая текущая задолженность
по неоплаченным обязательствам.
Для аналитических целей наряду с основными
применяются и другие показатели, в совокупности
призванные характеризовать роль бюджета
в проведении экономической и социальной
политики государства.
Итог финансовой деятельности государства
выражается, как указывалось, в превышении
расходов над доходами (дефиците). Принято
считать нормальным финансовое положение
страны, если уровень бюджетного дефицита
(к ВВП) не превышает 3%.
2.2 Категории, классификации и система статистических показателей денежного обращения.
Система статистических показателей, характеризующих денежное обращение, опирается на категории, связанные с функциями денег, определениями денежной массы и ее структуры.
1. Деньги в качестве меры
2. Деньги выполняют функцию
3. Деньги являются средством
4. Во внешнеэкономических
В соответствии с указанными функциями
система показателей, отображающих
систему денежных отношений, включает
следующие показатели:
§
денежную массу, ее структуру;
§
обеспеченность денежными знаками обращения
общественного производства и покупательная
способность денежной единицы (национальной
валюты);
§
операции на счетах, с депозитами, золотым
запасом государства;
§
операции с валютой в международных экономических
отношениях.
В процессе обращения товаров, оказания
услуг и совершения различных платежей
осуществляется движение денег во внутреннем
обороте в наличной и безналичной форме.
Всю денежную массу можно представить
как совокупный денежный агрегат .
В статистике ООН предпочтение отдается
показателю, объединяющему наличные и
депозитные деньги. МВФ рассчитывает общий
для всех стран показатель (как совокупность
наличных денег и всех видов чековых вкладов)
и показатель "квазиденьги" (срочные
и сберегательные банковские счета и наиболее
ликвидные финансовые инструменты, образующиеся
на рынке).
Информация о работе Статистика исследования государственных финансов