Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 22:47, курсовая работа
Финансы - реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие денежную форму выражения. Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Объект статистического изучения финансов включает образование и использование финансовых ресурсов, кредит и денежное обращение. Финансы - неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно инструмент государственного регулирования.
В
банковской статистике развитых стран
выделяются от трех показателей денежной
массы (в Германии, Швейцарии) до десяти
(во Франции). В США и Италии выделяются
четыре основных показателя, в Англии
- пять показателей.
В
России исчисляются четыре показателя.
В российской практике категория "совокупная
денежная масса" близка международным
стандартам, хотя имеются некоторые различия
в понимании и в трактовке ее составляющих
денежных агрегатов
Самостоятельным компонентом денежной
массы является показатель «денежная
база». Денежная база включает денежный
агрегат плюс денежные средства в кассах
банков, обязательные резервы коммерческих
банков в Центральном банке. Для контроля
за динамикой денежной массы, анализа
возможностей коммерческих банков расширять
объемы кредитных вложений в экономику
используется показатель «денежный мультипликатор».
Денежный мультипликатор - это коэффициент,
который служит мерой увеличения денежной
массы в обороте за счет роста банковских
резервов.
Предельная величина денежного мультипликатора
равна величине обратной ставки обязательных
резервов, устанавливаемых Центральным
банком для коммерческих банков.
Вопросы соответствия количества денежных
знаков объему обращения и факторов обесценения
денег статистически изучаются посредством
ряда показателей, среди которых:
1. количество денежных единиц, необходимых
в данный период для обращения;
2. масштабы опережения произведения количества
денег на скорость обращения над произведением
уровня цен на товарную массу;
3. показатель инфляции.
Обесценение денег, проявляющееся в росте
цен на товары и услуги (инфляция), - следствие
переполнения каналов денежного обращения
деньгами сверх потребностей производства
и товарооборота. Инфляция, как правило,
измеряется при помощи двух индексов дефляторов:
дефлятора ВВП
-индекса потребительских цен.
Чаще всего для измерения
2.3
Категории, классификации
и система статистических
показателей кредита.
Кредит обслуживает движение капитала и постоянное движение различных общественных фондов. Благодаря кредиту в хозяйстве производительно используются средства, высвобождаемые в ходе работы предприятий, в процессе выполнения государственного бюджета, а также сбережения отдельных граждан и ресурсы банков.
В
состав ресурсов для кредитования (ссудного
фонда) входят:
§
денежные резервы предприятий, высвобождающиеся
в процессе кругооборота капитала;
§
денежные резервы, выступающие в виде
специальных фондов, а также фонд амортизационных
отчислений, используемые для капиталовложений;
§
государственный денежный резерв, состоящий
из сумм текущих денежных ресурсов бюджета;
§
фонд денежных средств, специально выделяемый
для развития кредитных отношений (например,
для долгосрочного кредитования капиталовложений);
§денежные
накопления населения, аккумулируемые
банками;
§эмиссия
денежных знаков, осуществляемая в соответствии
с ростом оборота наличных денег
В современных условиях известны следующие
формы кредита:
банковский,
коммерческий,
заимствования государством,
потребительский,
межбанковский,
межхозяйственный,
международный.
Принципы кредитования и классификации
кредитных операций определяют структуру
и содержание статистических показателей,
измеряющих разные стороны кредитных
отношений.
Банковский кредит - предоставление банками
денежных средств в качестве ссуды юридическим
(компаниям, предприятиям) и физическим
лицам, а также государству. Банковский
кредит отличается от коммерческого не
только по объектам, но и по субъектам
кредитования, а также по своей динамике.
Субъектом банковского кредита выступают
не только промышленные и торговые компании,
но и сами кредитно-финансовые учреждения
и рынок ценных бумаг. Движение банковского
кредита в отличие от коммерческого кредита
не находится в прямой зависимости от
изменений объема производства и товарооборота.
Банковский кредит делится на ссуду денег
и ссуду капитала.
К наиболее важным показателям отечественной
статистики банковского кредита относятся:
общий размер кредитования банками отраслей
экономики и населения с выделением краткосрочного
и долгосрочного кредитования, доля краткосрочных
и долго-срочных кредитов в общей сумме
кредитных вложений, просроченная задолженность
предприятий и хозяйственных организаций
по ссудам банков, процент за кредит и
ставка рефинансирования (Центрального
банка).
Общий размер кредитования банками отраслей
экономики и населения определяется за
вычетом погашенной суммы кредита (возврата
денежных средств) банку, т.е. в виде остатка
ссуд на определенный момент времени (год,
квартал, месяц) (табл. 3).
Для изучения динамики кредитных вложений
не только используются индексы, характеризующие
изменение номинальных объемов кредитных
вложений, но и определяется динамика
кредитных вложений с корректировкой
на размер инфляции. В аналитических целях
для этого данные об объемах кредитных
ресурсов дефлятируются на индекс-дефлятор
ВВП или индекс потребительских цен.
Для анализа структуры кредитования можно
выделить отрасли и отдельно население,
получающие ссуды банков. Важное аналитическое
значение имеет группировка кредитов
на краткосрочные и долгосрочные.
Коммерческий
кредит предоставляется одним
Такого рода заимствования (как одна из
форм кредита) являются главным способом
привлечения государством свободных финансовых
ресурсов. Субъектами при государственном
кредите выступают юридические и физические
лица, а также государство. Государство
распространяет свои облигации и другие
ценные бумаги среди государственных
и негосударственных предприятий, организаций,
учреждений, населения.
При осуществлении указанных кредитных
операций внутри страны государство обычно
является заемщиком средств, а население,
предприятия и организации - кредиторами.
В сфере международных экономических
отношений государство выступает в роли
как заемщика, так и кредитора. Различают
внутренние заимствования государством
и заимствования государством у институционных
единиц сектора "остальной мир". Кроме
того, государство может выступать в роли
гаранта по кредитам, предоставляемым
заемщикам, местным органам власти, государственным
объединениям и т.п.
Такие формы государственного кредита,
как "казначейские ссуды" и "гарантированные
займы", в нашей стране еще только начинают
использоваться.
В
первом случае речь идет об оказании финансовой
помощи предприятиям и организациям
со стороны органов
Международный кредит принимает форму
государственных внешних займов. Предоставление
внешних займов осуществляется за счет
бюджетных средств или специальных правительственных
фондов. Государственные внешние займы
предоставляются в денежной или товарной
форме. Погашение займов по соглашению
сторон осуществляется товарными поставками
или валютой. Сумма полученных внешних
займов с начисленными процентами включается
в государственный долг страны.
Система показателей заимствований государством
должна не только характеризовать масштабы,
структуру, динамику таких заимствований
и классификацию займов, но и служить информационно-методологической
основой для принятия решений по управлению
государственным долгом
Вопрос о повышении
эффективности государственного
кредита - один из самых острых в плане
финансового оздоровления страны. На достижение
эффективности государственного кредита
направлены такие меры в области управления
государственным долгом, как
конверсия,
консолидация,
обмен облигаций по регрессионному соглашению,
отсрочка погашения
аннулирование займов.
Искусство
управления в рассматриваемой сфере
состоит в правильном выборе способа регулирования
и времени проведения государственных
кредитных операций, исходя из экономических
условий и социально-экономического положения
в стране. Именно в таком контексте следует
рассматривать воздействие государственного
кредита на состояние бюджета государства
и денежного обращения, на укрепление
доверия населения к финансовой деятельности
правительства и благоприятное экономическое
развитие страны в целом.
Межбанковский и межхозяйственный кредиты
- относительно новые формы кредита.
Межбанковский кредит - предоставление
банками кредита друг другу, когда у одних
возникают свободные ресурсы, а у других
их недостает. При межхозяйственном кредите
субъектами кредитных отношений выступают
различные предприятия и организации,
дающие средства друг другу взаймы. Он
имеет сходство с коммерческим кредитом,
однако в отличие от последнего подразумевает
предоставление взаймы денежных средств.
Большим разнообразием форм отличается
международный кредит - движение ссудного
капитала в сфере международных экономических
отношений, связанных с предоставлением
валютных и товарных ресурсов на условиях
возвратности, срочности и уплаты процента.
В качестве кредитора или заемщика выступают
частные компании, банки и другие кредитно-финансовые
институты, правительства, государственные
учреждения, международные и региональные
валютно-кредитные и финансовые организации.
По источникам международный кредит делится
на внутренние и внешние; по назначению
- на коммерческие, финансовые, промежуточные;
по видам - на товарные и валютные; по срокам
- на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные
(от 1 года до 5 лет), долгосрочные (свыше
5 лет).
Международный кредит
§
банковского международного кредита (в
виде экспортных, финансовых и валютных
кредиторов);
§
брокерского международного кредита
(содержит элементы коммерческого кредита
и банковского кредита, так как брокер
заимствует средства у банка).
Глава 3. Анализ исполнения Федерального бюджета по итогам первого полугодия 2007 года
По итогам I полугодия 2007 года основные показатели исполнения федерального бюджета по доходам оказались несколько ниже соответствующих бюджетных назначений, а также ниже показателей в I полугодии 2006 года, причем в наибольшей степени снизился уровень таможенных поступлений. Основные причины наблюдаемого сокращения доходной части федерального бюджета — укрепление рубля, уменьшение объемов экспорта газа и снижение мировых цен на энергоносители (средняя цена отечественной нефти марки "Urals" за январь—июнь 2007 года составила 59,8 доллара США за баррель против 61,3 доллара США за январь—июнь
2006 года),
По
данным Федерального казначейства о
кассовом исполнении бюджета, доходы федерального
бюджета за январь—июнь 2007 года получены
в сумме 3245,7 млрд. рублей, что составило
46,6% от годового объема доходов, утвержденного
Федеральным законом "О федеральном
бюджете на 2007 год", и 97,8% к бюджетной
росписи на I полугодие 2007 года. По отношению
к ВВП доходы федерального бюджета равнялись
22,8% (за I полугодие 2006 года — 24,5%). В июне
2007 года в федеральный бюджет в счет погашения
налоговой задолженности
ОАО "НК "ЮКОС" были зачислены дополнительные
поступления в размере 146 млрд. рублей
(т.е. 1% от ВВП за январь—июнь 2007 года).
Без учета этих платежей доходы федерального
бюджета за 1 полугодие 2007 года оказались
бы ниже доходов за тот же период 2006 года
на 2,7 процентного пункта (п.п.).
Уровень мировых цен на нефть, значительно превосходящий цену отсечения, обусловил дальнейшее накопление средств в Стабилизационном фонде Российской Федерации. Совокупный объем Стабилизационного фонда в рублевом эквиваленте по состоянию на 1 января 2007 года составил 2346,9 млрд. рублей. В январе 2007 года в Стабилизационный фонд были перечислены дополнительные доходы за декабрь 2006 года и остатки средств федерального бюджета на начало 2007 года (всего 300,3 млрд. рублей); таким образом, объем Стабилизационного фонда на 1 февраля 2007 года (т.е. по итогам 2006 года) составил 2647,2 млрд. рублей, или 99,8 млрд. долларов США. В феврале—июле 2007 года за счет доходов января— июня в Стабилизационный фонд было перечислено 657,3 млрд. рублей, что соответствует 4,6% от ВВП за I полугодие 2007 года (за счет доходов I полугодия 2006 года в Стабилизационный фонд поступило 748 млрд. рублей, или 6,2% от ВВП).
В соответствии с порядком управления средствами Стабилизационного фонда с июля 2006 года они размещаются на счетах в иностранной валюте. В феврале 2007 года из Стабилизационного фонда было перечислено 12 млрд. рублей в счет досрочного погашения остатка задолженности Российской Федерации банку Кредитанштальт фюр Видерауфбау. Таким образом, с учетом этого перечисления, а также с фонд Российской Федерации. Внутреннее финансирование дефицита федерального бюджета составило 107,9 млрд. рублей, внешнее финансирование — минус 109,3 млрд. рублей (отрицательное сальдо означает превышение объема погашения задолженности над объемом привлечения средств), остатки средств бюджета — минус 1074,7 млрд. рублей. Первичный профицит федерального бюджета за I полугодие 2007 года равнялся 8% к ВВП (за январь—июнь 2006 года — 9,7% к ВВП).
Информация о работе Статистика исследования государственных финансов