Статистический анализ состояния и перспектив развития экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 22:38, курсовая работа

Краткое описание

В теоретической части рассматривается:
 текущее развития экономики;
 общая характеристика развития экономики в России и Брянской области.
В практической части курсовой работы произведены расчеты различных показателей (темп роста и прироста оборота розничной торговли, индексы, средний размер валового регионального продукта в Центральном федеральном округе и в Брянской области и др.) с использованием статистических методов.

Оглавление

АННОТАЦИЯ 2

ВВЕДЕНИЕ 4

1.ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИКИ 6

1.2 Общая характеристика экономики 9

1.3 Развитие промышленности 12

1.3.1Топливно-энергетический комплекс 12

1.3.2 Сельское хозяйство 15

1.3. 3 Строительство 18

1.3.4 Транспорт 20

1.4 Научный потенциал экономики 23

1.5 Перспективы развития экономики 26

1.6 Текущее положение экономики в Брянской области 27

1.6.1 Показатели производства по Брянской области 29

1.6.2 Развитие сельского хозяйства в Брянской области 30

2.ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ ДАННЫХ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЭКОНОМИКУ РОССИИ 32

2.1. Аналитическая и структурная группировка по объёму валового регионального продукта 32

2.2 Анализ средней величины валового регионального продукта 36

2.3.Показатели вариации экспортируемых продовольственных и сельскохозяйственных товаров 40

2.4 Показатели динамики оборота розничной торговли 42

2.5 Изучение тесноты связи между товарооборотом и товарными запасами страны 49

2.6 Выборочное наблюдение размера прожиточного минимума 54

2.7 Индексы 56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59

ЛИТЕРАТУРА 62

Файлы: 1 файл

ПОЛНАЯ.docx

— 286.54 Кб (Скачать)

     В стране 69 аварийных мостов. В рамках программы будет реконструировано и построено вновь порядка 500 искусственных  сооружений на федеральных автомобильных  трассах.

     Водный  транспорт. Пока на территории страны используется только 25% внутренних водных дорог. К 2015 году «ограничительная пропускная способность» рек и каналов должна снизиться с 75% до 14%. По сути, 100 тыс. км внутренних водных путей будет  обеспечено хорошей пропускной способностью.

     За 5 лет с 20010 по 2015 гг. Минтранс намерен  полностью восстановить речное сообщение  на территории России, но при этом не удастся избежать дефицита судов. Министерство готово заказать примерно 100 судов внутреннего  водного транспорта, для того чтобы  обеспечить перевозку тех пассажиров, которые нуждаются в речных перевозках. Это примерно 25 млн. человек. Если наши верфи готовы будут выполнить  такой заказ, мы полностью разместим  его в России. 6

1.4  Научный потенциал экономики

     Развитие  производства неразрывно связано с  прогрессом в научно-технической  сфере, что многократно и всесторонне  обосновано исследованиями российских и зарубежных специалистов. Вместе с тем вопрос об эффективности  применяемых механизмов регулирования  народного хозяйства в условиях научно-технического прогресса остается открытым.

     Современная мировая экономика представляет собой совокупность очень сложных, противоречивых и неустойчивых процессов. Периоды ее успешного развития и  спада постоянно сменяют друг друга. Глобализация использования  информационных технологий желаемой стабильности пока не принесла.

     Значительные  потери нашей страной научно-технического потенциала на фоне его быстрого наращивания  лидерами мировой научной сферы (США и ЕС) порождают сомнения в возможности сконцентрировать усилия и вырваться вперед на каком-то «прорывном» направлении. Исходя из этого, некоторые ученые предлагают использовать стратегию опережающей коммерциализации фундаментальных открытий. Среди предпосылок, имеющихся в России для ее реализации, следует отметить: наличие научных кадров, способных перейти в коммерческий сектор для эксплуатации фундаментальных открытий, устойчивых коллективов, имеющих систематический опыт разработки инженерно-сложных изделий и доведения их до необходимого уровня качества и т.д.

     Базовая наука необходима для восприятия чужих открытий, накапливания собственных  заделов в соответствующих областях знаний, создания кадрового потенциала для прикладных НИОКР.

     Привлекательным качеством стратегии опережающей  коммерциализации научных открытий является гибкое отношение к иностранным  конкурентам. Собственные результаты в сфере НИОКР открывают перспективу  реальной технологической кооперации с зарубежными компаниями, вплоть до совместной коммерциализации принадлежащих  разным сторонам, но взаимодополняющих  открытий.

     В соответствии с общими закономерностями долгосрочного экономического роста  оптимальная стратегия развития и распространения нового технологического уклада в российской экономике должна сочетать стратегию: лидерства в  тех направлениях, где российский научно-промышленный комплекс имеет  технологическое превосходство; догоняющего  развития в направлениях со значительным отставанием; опережающей коммерциализации в остальных направлениях.

     Необходимо, чтобы при формировании приоритетов  в научных разработках речь шла  не просто о перечислении примерных  видов деятельности в различных  областях развития, но о выделении  тесно взаимосвязанных направлений  поисковых исследований. В качестве приоритетных должны выделяться проблемные технологии, самостоятельная разработка которых оправдана невозможностью или нецелесообразностью их заимствования.

     Поскольку нанотехнологий — ключевой фактор зарождающегося шестого технологического уклада, ведущие позиции в соответствующей  этому укладу инновационной конкуренции  будет занимать лидер в производстве приборостроительной базы для наноиндустрии. В России существует производство необходимого в сфере наноиндустрии уникального  оборудования, включая сверхвысоковакуумные комплексы, зондовые нанолаборатории, сканирующие зондовые микроскопы. Эта  продукция поставляется в 40 стран. Важно  закрепление России на ведущих позициях с учетом перспективных требований к наносистемной технике и действий конкурентов.

     В условиях инновационного соперничества  большую роль играют тесные связи  между производителями оборудования для новейших технологий и его  потребителями, своего рода кластеризация  подотраслей. Такое сотрудничество благоприятствует доведению оборудования до высоких кондиций. Ускоряется обновление оборудования в соответствии с меняющимися  запросами потребителей. В частности, производство нанопродукции, имеющей  массовый спрос в гражданском  секторе экономит, - средство удешевления  поставок этой продукции и в оборонный  сектор экономики. При этом важную роль в генерировании такого спроса должны сыграть заказы госкорпораций. «РЖД», «Газпром», «Роснефть», «Ростехнологии», региональные и муниципальные хозяйственные  организации должны стать приобретателями  передовой продукции нового технологического уклада. Определенные стимулы могут  быть созданы и для массовых потребителей, включая запрет на приобретение устаревших, энергозатратных и экологоемких продуктов.

     При правильной политике в результате кризиса  Россия могла бы существенно улучшить свое положение в мировой экономике, добившись признания рубля в  качестве одной из мировых валют, многократного повышения мощности отечественной банковско-инвестиционной системы, опережающего становления нового технологического уклада и подъема экономики на длинной волне его роста.

     Чтобы достичь такого тройного эффекта, необходимо предусмотреть механизмы целевого направления выделяемых государством кредитных ресурсов на финансирование модернизации экономики на основе нового технологического уклада.

     Стимулирование  инновационной активности - важнейшее  направление политики развития, ключевым для преодоления депрессии. Реализация этого направления включает следующие  элементы: учет всех затрат предприятий  на цели проведения НИОКР, модернизации производства и внедрения новых  технологий в составе издержек производства, их освобождение от налогообложения; субсидирование расходов на защиту интеллектуальной собственности на отечественные  изобретения и разработки за рубежом; разрешение страховым компаниям  и пенсионным фондам участвовать  в венчурных проектах; сохранение информационной инфраструктуры научно-исследовательских  работ, поддержание сети научно-технических  библиотек, субсидирование их деятельности по предоставлению услуг пользования  информационными сетями и базами данных и закупке научной литературы; поддержание функционирования опытных  стендов, экспериментальных установок  и опытных производств, создание сети технологических центров и  парков коллективного пользования; активное вовлечение в осуществление  приоритетных направлений НТП научно-технического потенциала СНГ; защита интеллектуальной собственности, обеспечение прав на нее.7

1.5 Перспективы развития экономики

       Формирование социально-экономической  политики государства затрагивает  интересы миллионов граждан и  предприятий, определяет социальное  и экономическое развитие страны. Чтобы избежать ошибок и воспрепятствовать навязыванию обществу чьих-либо частных  интересов,  формирование государственной экономической политики должно вестись на научной основе с использованием институтов социального партнерства. Цели экономического развития страны и приоритеты  экономической политики должны определяться исходя из понимания объективных закономерностей современного экономического роста, состояния и конкурентных преимуществ российской экономики. Для этого процедура общественного обсуждения альтернатив и формирования общенациональных решений должна предусматривать постоянное научное сопровождение, которое может обеспечить Российская академия наук. Наряду с облеченными властью государственными чиновниками в этой процедуре должны принимать участие  представители деловых кругов, профсоюзов, научных и общественных организаций. Для решения этих задач целесообразно сформировать комиссию по определению целей и приоритетов общегосударственной экономической политики при Президенте России. Вырабатываемые комиссией  цели и приоритеты затем могли бы рассматриваться и утверждаться соответствующими органами государственной власти в соответствии с законодательно установленной процедурой. Правительство и должностные лица исполнительной власти должны затем отвечать за достижение   сформированных таким образом общенациональных целей экономической политики.8

1.6 Текущее положение  экономики в Брянской  области

     С целью экономической и социальной стабилизации, повышения уровня занятости  и доходов населения, повышения  благосостояния жителей Брянска  администрацией и Брянским городским  Советом народных депутатов была принята среднесрочная "Программа  социально-экономического развития города Брянска на 2008-2010 годы". Главными задачами, которые власть хочет достичь  к концу 2010 года, являются:

     - повышение качества и доступности  медицинской помощи брянцам;

     - снижение уровня смертности до 15 человек на 1000 жителей и роста  рождаемости до 10 человек на 1000 жителей;

     - доведение среднемесячной заработной  платы до 14700 рублей;

     - ввод в эксплуатацию жилья  до 170 тысяч квадратных метров  в год;

     - улучшение условий для развития  малых предприятий, активная консультационная  и информационная поддержки предпринимателей;

     - повышение инвестиционной привлекательности  Брянска;

     - увеличение доли участвующих  в организациях общественного  самоуправления жителей Брянска  с 15 до 60 процентов;

     - улучшение дорог и тротуаров,  приближение их состояния к  нормативам и стандартам;

     - сокращение среднего времени  ожидания на остановках: маршрутного  такси – до 5-6 минут, троллейбуса  - до 6-7 минут, городского автобуса - до 15 минут;

     - расширение площади зеленых насаждений  для улучшения экологической  чистоты городской среды;

     - строительство полигона ТБО и  санитарно-защитной зоны для повышения  эффективности утилизации отходов;

     - улучшение качества питьевой  воды в городской водопроводной  системе Брянска. 

     Одним из главных барьеров на пути экономического роста в Брянске является в  последние годы дефицит квалифицированной  рабочей силы. Администрация прилагает  усилия для решения этой проблемы, но численность зарегистрированных безработных за последние годы составляет ежегодно 2-3 тысячи человек.9

1.6.1 Показатели производства по Брянской области

     В 2006 году промышленными предприятиями  города Брянска отгружено продукции  собственного производства, выполнено  работ и услуг собственными силами в действующих ценах на 55,2 млрд. руб. (100,4 процента к 2005 году в сопоставимых ценах). В январе-июне 2007 года - 30,0 млрд. руб.

     Положительная характеристика изменений объемов  производства в течение ряда лет, показатели работы ведущих предприятий  города Брянска за 6 месяцев 2007 года, позволяют спрогнозировать объемы отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ  и услуг в 2007 году в сумме 62,4 млрд. руб.

     До  конца 2007 года сохранится тенденция  опережающего роста обрабатывающих производств по сравнению с производством  сырья и материалов и топливно-энергетических ресурсов. Обрабатывающими предприятиями  города Брянска в 2006 году отгружено  товаров собственного производства на 25,0 млрд. руб., за 6 месяцев 2007 года - 11,9 млрд. руб., ожидаемые объемы 2007 года составят 28,2 млрд. руб.

     Производство  и распределение электроэнергии, газа и воды в 2007 году увеличится в  сравнении с 2006 годом на 4,3 процента. При оценке ситуации в электроэнергетике  в 2007 году учитывался тот факт, что  с 1 января 2007 года увеличены тарифы на электрическую энергию, отпускаемую  с оптового рынка, и цены на природный  газ.

     Индекс  потребительских цен на товары и  платные услуги в январе-июне 2007 года составил 108,78 процентов. Ожидаемая  инфляция 2007 года – 8-9 процентов.

     Однако  тенденция повышения тарифов  на услуги ЖКХ и транспорт по-прежнему будет составлять основной инфляционный риск. Подтверждением тому – продолжающийся рост потребительских цен и тарифов  на товары и платные услуги населению  в течении ряда лет.

     Индекс  потребительских цен составил в 2006 году – 112 процентов, в январе-июне 2007 года - 108,78 процента, ожидаемый процент 2007 года – 109 процентов.10

1.6.2 Развитие сельского хозяйства в Брянской области

     С 2008 года приоритетный национальный проект «Развитие АПК» реализуется как  Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования  рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы. В рамках этой программы в  области приняты областные целевые  и ведомственные программы.

     По  программе «Социальное развитие села» построено и приобретено 3201,6 м2 жилья, в том числе для  граждан, проживающих в сельской местности — 1825,4 м2, для молодых  семей и молодых специалистов — 1376,2 м2. В рамках областной программы  профинансированы мероприятия в  объеме 17,383 млн. рублей, федеральной  программы — 53,748 млн. рублей.

Информация о работе Статистический анализ состояния и перспектив развития экономики