Статистический анализ состояния и перспектив развития экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 22:38, курсовая работа

Краткое описание

В теоретической части рассматривается:
 текущее развития экономики;
 общая характеристика развития экономики в России и Брянской области.
В практической части курсовой работы произведены расчеты различных показателей (темп роста и прироста оборота розничной торговли, индексы, средний размер валового регионального продукта в Центральном федеральном округе и в Брянской области и др.) с использованием статистических методов.

Оглавление

АННОТАЦИЯ 2

ВВЕДЕНИЕ 4

1.ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИКИ 6

1.2 Общая характеристика экономики 9

1.3 Развитие промышленности 12

1.3.1Топливно-энергетический комплекс 12

1.3.2 Сельское хозяйство 15

1.3. 3 Строительство 18

1.3.4 Транспорт 20

1.4 Научный потенциал экономики 23

1.5 Перспективы развития экономики 26

1.6 Текущее положение экономики в Брянской области 27

1.6.1 Показатели производства по Брянской области 29

1.6.2 Развитие сельского хозяйства в Брянской области 30

2.ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ ДАННЫХ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЭКОНОМИКУ РОССИИ 32

2.1. Аналитическая и структурная группировка по объёму валового регионального продукта 32

2.2 Анализ средней величины валового регионального продукта 36

2.3.Показатели вариации экспортируемых продовольственных и сельскохозяйственных товаров 40

2.4 Показатели динамики оборота розничной торговли 42

2.5 Изучение тесноты связи между товарооборотом и товарными запасами страны 49

2.6 Выборочное наблюдение размера прожиточного минимума 54

2.7 Индексы 56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59

ЛИТЕРАТУРА 62

Файлы: 1 файл

ПОЛНАЯ.docx

— 286.54 Кб (Скачать)

     В системе АПК более 75 лет функционирует  Российская академия сельскохозяйственных наук, научный потенциал которой  составляют 207 научных учреждений. Общая  численность ученых - 30,3 тыс. человек, в том числе более 1,4 тыс. докторов и 5 тыс. кандидатов наук. В системе высшего сельскохозяйственного образования функционируют 59 вузов.

     Сельское  хозяйство является крупным потребителем продукции и услуг других отраслей экономики. На него сориентированы сельскохозяйственное машиностроение, химическая, легкая и  текстильная промышленность, а также  предприятия транспорта, строительства  и торговли.

     Ежегодно  отрасль потребляет порядка 1,5 млн. т минеральных удобрений в  действующем веществе. Каждый работник сельскохозяйственного производства обеспечивает за его пределами занятость  еще пяти человек.

     Россия  интегрирована в мировой рынок  сельхозпродукции и занимает второе место в мире по производству картофеля, третье - молока, пятое - зерна и зернобобовых культур, шестое - скота и птицы, седьмое - животного масла, восьмое - по улову  рыбы и морепродуктов, десятое - по производству растительного масла.

     Экспорт продовольственных товаров и  сельскохозяйственного сырья в 2005 г. составил 4,536 млрд. долл., основные статьи экспорта - зерновые культуры (12,2 млн. т), рыба свежемороженая (1,094 млн. т), водка (669,9 тыс. декалитров в пересчете на 100% спирт).

     Начиная с 1999 г., валовой объем производства в сельском хозяйстве стабильно  увеличивался. В целом за эти годы рост сельскохозяйственного производства составил 25,3%. Остановлен затяжной кризис 90-х годов, когда объем валовой  продукции сельского хозяйства  упал почти вдвое 

     Стабилизировалась ситуация в зерновом комплексе страны. Урожаи последних лет позволяют  полностью удовлетворять внутренние потребности в продовольственном  зерне, обеспечивать потребности животноводства в комбикормах и сохранять  объемы экспорта зерна.

     Положительная динамика сохранилась и в 2005 г. - 2% роста. Валовой сбор зерна составил 78,2 млн. т, экспортный потенциал зерна - около 12 млн. т. Собраны самые высокие  урожаи сахарной свеклы и подсолнечника.

     Во  многих странах происходит потеря почвенного плодородия вследствие ветровой и водной эрозии, уплотнения земли из-за интенсивной  механической обработки, заболачивания  и засоления земель, что уже  привело к выбытию из состава  обрабатываемых земель 430 млн. га, а  ежегодно из оборота выбывает около 10 млн. га.

     По  прогнозам, к 2050 г. процессы эрозии приведут к уменьшению почвенных ресурсов более чем на 30%.

     Россия, обладая 9% общемировых пахотных земель, в этой ситуации может стать потенциальным  поставщиком продовольственных  ресурсов на мировой рынок.

     Дополнительный  потенциал российского сельского  хозяйства может быть достигнут  благодаря снижению затрат энергии  и труда при производстве сельхозпродукции, которые сегодня в России в  несколько раз выше, чем в развитых странах.

     Повышение эффективности и производительности может быть достигнуто путем увеличения урожайности, которая сейчас у нас  составляет 18,5 ц/га, а в развитых странах - 50-60 ц/га. В животноводстве - схожая ситуация: средний надой  на одну корову в России - 3300 кг, а  в странах ЕС - 8000 кг. По ресурсосберегающим технологиям в России обрабатывается 2% пашни, в то время как в Канаде - более 90%.

     Еще одним перспективным направлением интенсификации сельского хозяйства  является использование биологического потенциала генно-модифицированнных  растений и результатов научных  достижений в области генной инженерии.

     Важным  фактором, способствующим увеличению потенциала сельского хозяйства, в  перспективе станет мировая тенденция  использования возобновляемых источников энергии. По мнению экспертов, в 2015-2025 гг. возобновляемые источники энергии, в том числе из сельскохозяйственного сырья (биотопливо - биоэтанол, метиловый эфир из рапса, биогаз), будут покрывать по меньшей мере 10% потребности в ней.

     Для России это, прежде всего, возможность  реализовать свой земельный потенциал  и увеличить объемы производства биотоплива u1080 из сельскохозяйственного  сырья, прежде всего из рапса, сои, подсолнечника  и сахарной свеклы.

     Сегодня посевные площади под этими культурами составляют 7,1% пашни, в то время как  в Германии только под рапс в севообороте  используется 24%, в Польше - 16% пахотных угодий.

     В России производство рапса составило  в 2005 г. 303 тыс. т, в то время как  в странах ЕС ежегодно перерабатывается более 15 млн. т.

     Перечисленные факты свидетельствуют об имеющемся  у российского сельского хозяйства  потенциале. Но, к сожалению, его  реализация на практике сталкивается с рядом ограничивающих факторов.4

1.3. 3 Строительство

     Строительная  отрасль в ее современном представлении  существует не один десяток лет и, соответственно, пережила не один кризис на своем веку. Практически все  аналитики рынка предрекают спад в строительстве в будущем  году, связанный в первую очередь  с диспропорциями спроса и предложения, а не отголосками мирового кризиса. Проследить развитие отрасли за последние 5 лет, акцентируя внимание на последних 11 месяцах, подвести предварительные  итоги года по результатам работы «локомотива российской экономики», обозначить некоторые ближайшие  перспективы - цели данной статьи.

     Стремительный рост строительной отрасли по всем ключевым показателям продолжался  последние несколько лет, и в  «докризисную эпоху» все прогнозы развития имели чрезвычайно позитивный тренд. Это было связано, в первую очередь, с неплохими темпами развития российской экономики и необходимостью замены ветхого фонда, основная часть которого дала о себе знать еще в 90-е годы. Кроме того, уровень обеспеченности населения жилплощадью сильно отстает от нормы, а темпы ежегодного прироста жилищного фонда в России в разы ниже, чем в развитых странах. Строительная отрасль последние годы наращивала и без того значительный вклад в ВВП. Строительство стало объектом государственной заботы и опеки, и по этой причине, и благодаря высокой социальной значимости отрасли. Общее число организаций строительного комплекса по состоянию на октябрь 2008 года составило более 130 тысяч, а число работников, официально занятых в строительном комплексе – 3,3 млн. человек (около 7,0 % от всего работающего населения).

     Строительство с 2002 года росло неплохими темпами, а что касается последнего периода – рост замедлился, но не так значительно, чтобы можно было бы делать негативные выводы. Очевидно, что строительная отрасль с ее огромными размерами, как тяжелый поезд по инерции катится вперед на рельсах недавних кредитных вливаний, темпы роста которых заставляют призадуматься.

     «Независимость» отрасли, обратно пропорциональная росту ее кредитных обязательств, падает с 2003 года с неменьшим постоянством, чем показатели других отраслей в  период кризиса.

     Что касается темпов роста ввода в  действие жилья в 2008 году, они оказались  значительно ниже прошлогодних (по сравнению с отношением – 2007 к 2006). Не очень оптимистично выглядит рост за весь период январь-ноябрь 2008 года – 104,6% к соответствующему периоду  предыдущего года - против 129,2% за январь-ноябрь 2007 года. В первой половине 2007 года прирост  объемов строительства жилья  составил 30-36 процентов. По результатам 1 полугодия 2008 года в целом по стране отмечается 2,9 процента темпа роста. Однако, сравнивать эти цифры нужно  с учетом того, что высокие отметки  были достигнуты по 7-8 областям-лидерам, в которых в текущем году просто нет возможности расти такими темпами – строительные площадки ограничены, нельзя отрицать и тот факт, что строительство тесно связано с другими отраслями экономики – некоторые из которых «почувствовали» кризис уже в 1 полугодии 2008.5

1.3.4 Транспорт

     Транспорт — один из основных потребителей энергии  и один из главных источников выбросов двуокиси углерода, парникового газа, усиливающего глобальное потепление. Причина этого — сжигание огромных объёмов ископаемых видов топлива (в основном нефтепродуктов, таких  как бензин, керосин и дизельное  топливо) в двигателях внутреннего  сгорания наземных, воздушных и водных транспортных средств.

     Общественный  транспорт и безмоторные виды транспорта (например, пеший ход  или велосипед) считаются более  «экологичными», так как их вклад  в перечисленные проблемы значительно  меньше либо вовсе нулевой. Транспортные средства с электрическим приводом (например, электропоезда или гибридные  автомобили) считаются более «климатически  нейтральными», чем их аналоги на ископаемом топливе. Климатически нейтрального технологического решения (топливо  или двигатель) для самолётов  в настоящее время не существует, но дирижабли предлагаются в качестве экологической альтернативы коммерческой авиации.

     Программой  развития транспортной системы в  России запланировано приобретение с 2010 по 2015 год 688 российских самолетов. Помимо «Суперджета» - Ту-204 и Ту-214, Ил-96, региональный самолет  до 50 мест. Такого самолета в программе развития транспорта нет. Поэтому был внесен пакет  акций Ташкентского завода, который  делает машину Ил-114, она примерно соответствует 50 пассажирам.

     В 2007 году российские авиакомпании перевезли 45 млн. пассажиров, это на 19% больше, чем в 2006, и весь спрос обеспечить не смогли. В программе планируем выйти на 65 млн. пассажиров в год. В России огромнейший дефицит парка, поэтому не разрешать покупать самолеты за рубежом не можем. Или есть другой путь - запустить иностранные компании на внутрироссийские перевозки. Пока не идем по такому пути, хотя объем перевозок сегодня в России очень большой.

     688 самолетов - это подтвержденный  заказ Объединенной авиастроительной  компании. Если он не будет  выполнен, мы опять будем приобретать  самолеты за границей.

     За  два последних года частные компании вложили в главный аэродром России $1 млрд. До сих пор «Шереметьево»  оставался единственным из московских аэропортов, не связанным железнодорожным  сообщением с городом. Сегодня уже  построена железнодорожная станция, заканчивается строительство третьего терминала, реконструирована взлетно-посадочная полоса. Строительные работы планируется  полностью завершить в 2010 году, и  аэропорт сможет пропускать в год 25 млн. пассажиров.

     Железнодорожный транспорт. За последние два-три  года железных дорог в стране построено  очень мало. Программой развития запланированы  обходы крупных городов, железнодорожных  узлов, которые сегодня загружают  города Ярославль, Саратов, Чита, Омск и ряд других. Планируется обход  Украины. Сегодня, когда вы едете  из Москвы на Юг, два раза пересекаете  границу с Украиной.

     Основная  проблема Московского транспортного  узла связана, прежде всего, с тем, что  здесь очень слабо развит пригородный  железнодорожный транспорт, и он не увязан с метро. Соответствующая  программа компании «Российские  железные дороги» сегодня уже  согласована с городом.

     Сейчас  на 30% железнодорожных линий существуют «лимитирующие участки». Если рельсовая» инфраструктура будет развиваться  теми же темпами, что и сейчас, к 2015 году таких ограничений может  быть до 50%. При этом на реализацию программы  по развитию железных дорог транспортникам не хватает 1,4 трлн. рублей. Министерство предложило правительству ввести «инвестиционную составляющую» или попросту повысить тариф на грузоперевозки по рельсам. Цены на железнодорожные билеты, видимо, тоже будут поднимать параллельно росту стоимости металла. Перевод транспортных систем на новый качественный уровень потребует значительных инвестиций.

     Автомобильный транспорт. Только 30% российских дорог  соответствуют нормам. 29% магистралей  федерального значения работают «в режиме перегрузки». К 2015 году количество качественных магистралей правительство намерено увеличить до 50%. Транспортники обещают  проложить 2 тыс. км скоростных магистралей.

     Особенно  тяжелая ситуация сложилась в  московском транспортном узле. В столице  перегружены 60% дорог. 80% магистралей  и развязок, особенно в центре города, исчерпали свою пропускную способность. Для решения проблемы министерством  подготовлена комплексная программа  развития московского транспортного  узла, где Москва и область представлены как единый транспортный комплекс. Кроме того, облегчить жизнь столичных  автолюбителей должно появление  нового объездного пути для транзитников, в обход Москвы. Эта трасса пройдет  через Екатеринбург, Пермь, Киров, Вологду  и Питер. Правда, формирование этого  «коридора» начнется не раньше, чем  через два года.

     Параллельно транспортники обещают заняться сельскими дорогами. Сейчас примерно 40 тыс. сел и деревень, где живут  больше 2 млн. россиян, не связаны с  внешним миром дорогами с твердым  покрытием. С 2010 по 2015 гг. транспортники  намерены проложить асфальтовые  «ветки» от основных магистралей  к 2,3 тыс. поселков. И в дальнейшем определенные суммы бюджетных денег  будут целевым назначением направляться на строительство сельских дорог.

Информация о работе Статистический анализ состояния и перспектив развития экономики