Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 22:38, курсовая работа
В теоретической части рассматривается:
текущее развития экономики;
общая характеристика развития экономики в России и Брянской области.
В практической части курсовой работы произведены расчеты различных показателей (темп роста и прироста оборота розничной торговли, индексы, средний размер валового регионального продукта в Центральном федеральном округе и в Брянской области и др.) с использованием статистических методов.
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1.ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИКИ 6
1.2 Общая характеристика экономики 9
1.3 Развитие промышленности 12
1.3.1Топливно-энергетический комплекс 12
1.3.2 Сельское хозяйство 15
1.3. 3 Строительство 18
1.3.4 Транспорт 20
1.4 Научный потенциал экономики 23
1.5 Перспективы развития экономики 26
1.6 Текущее положение экономики в Брянской области 27
1.6.1 Показатели производства по Брянской области 29
1.6.2 Развитие сельского хозяйства в Брянской области 30
2.ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ ДАННЫХ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЭКОНОМИКУ РОССИИ 32
2.1. Аналитическая и структурная группировка по объёму валового регионального продукта 32
2.2 Анализ средней величины валового регионального продукта 36
2.3.Показатели вариации экспортируемых продовольственных и сельскохозяйственных товаров 40
2.4 Показатели динамики оборота розничной торговли 42
2.5 Изучение тесноты связи между товарооборотом и товарными запасами страны 49
2.6 Выборочное наблюдение размера прожиточного минимума 54
2.7 Индексы 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
ЛИТЕРАТУРА 62
В системе АПК более 75 лет функционирует Российская академия сельскохозяйственных наук, научный потенциал которой составляют 207 научных учреждений. Общая численность ученых - 30,3 тыс. человек, в том числе более 1,4 тыс. докторов и 5 тыс. кандидатов наук. В системе высшего сельскохозяйственного образования функционируют 59 вузов.
Сельское хозяйство является крупным потребителем продукции и услуг других отраслей экономики. На него сориентированы сельскохозяйственное машиностроение, химическая, легкая и текстильная промышленность, а также предприятия транспорта, строительства и торговли.
Ежегодно
отрасль потребляет порядка 1,5 млн.
т минеральных удобрений в
действующем веществе. Каждый работник
сельскохозяйственного
Россия интегрирована в мировой рынок сельхозпродукции и занимает второе место в мире по производству картофеля, третье - молока, пятое - зерна и зернобобовых культур, шестое - скота и птицы, седьмое - животного масла, восьмое - по улову рыбы и морепродуктов, десятое - по производству растительного масла.
Экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в 2005 г. составил 4,536 млрд. долл., основные статьи экспорта - зерновые культуры (12,2 млн. т), рыба свежемороженая (1,094 млн. т), водка (669,9 тыс. декалитров в пересчете на 100% спирт).
Начиная
с 1999 г., валовой объем производства
в сельском хозяйстве стабильно
увеличивался. В целом за эти годы
рост сельскохозяйственного
Стабилизировалась
ситуация в зерновом комплексе страны.
Урожаи последних лет позволяют
полностью удовлетворять
Положительная динамика сохранилась и в 2005 г. - 2% роста. Валовой сбор зерна составил 78,2 млн. т, экспортный потенциал зерна - около 12 млн. т. Собраны самые высокие урожаи сахарной свеклы и подсолнечника.
Во многих странах происходит потеря почвенного плодородия вследствие ветровой и водной эрозии, уплотнения земли из-за интенсивной механической обработки, заболачивания и засоления земель, что уже привело к выбытию из состава обрабатываемых земель 430 млн. га, а ежегодно из оборота выбывает около 10 млн. га.
По прогнозам, к 2050 г. процессы эрозии приведут к уменьшению почвенных ресурсов более чем на 30%.
Россия, обладая 9% общемировых пахотных земель, в этой ситуации может стать потенциальным поставщиком продовольственных ресурсов на мировой рынок.
Дополнительный
потенциал российского
Повышение
эффективности и
Еще
одним перспективным
Важным фактором, способствующим увеличению потенциала сельского хозяйства, в перспективе станет мировая тенденция использования возобновляемых источников энергии. По мнению экспертов, в 2015-2025 гг. возобновляемые источники энергии, в том числе из сельскохозяйственного сырья (биотопливо - биоэтанол, метиловый эфир из рапса, биогаз), будут покрывать по меньшей мере 10% потребности в ней.
Для России это, прежде всего, возможность реализовать свой земельный потенциал и увеличить объемы производства биотоплива u1080 из сельскохозяйственного сырья, прежде всего из рапса, сои, подсолнечника и сахарной свеклы.
Сегодня посевные площади под этими культурами составляют 7,1% пашни, в то время как в Германии только под рапс в севообороте используется 24%, в Польше - 16% пахотных угодий.
В России производство рапса составило в 2005 г. 303 тыс. т, в то время как в странах ЕС ежегодно перерабатывается более 15 млн. т.
Перечисленные
факты свидетельствуют об имеющемся
у российского сельского
Строительная отрасль в ее современном представлении существует не один десяток лет и, соответственно, пережила не один кризис на своем веку. Практически все аналитики рынка предрекают спад в строительстве в будущем году, связанный в первую очередь с диспропорциями спроса и предложения, а не отголосками мирового кризиса. Проследить развитие отрасли за последние 5 лет, акцентируя внимание на последних 11 месяцах, подвести предварительные итоги года по результатам работы «локомотива российской экономики», обозначить некоторые ближайшие перспективы - цели данной статьи.
Стремительный рост строительной отрасли по всем ключевым показателям продолжался последние несколько лет, и в «докризисную эпоху» все прогнозы развития имели чрезвычайно позитивный тренд. Это было связано, в первую очередь, с неплохими темпами развития российской экономики и необходимостью замены ветхого фонда, основная часть которого дала о себе знать еще в 90-е годы. Кроме того, уровень обеспеченности населения жилплощадью сильно отстает от нормы, а темпы ежегодного прироста жилищного фонда в России в разы ниже, чем в развитых странах. Строительная отрасль последние годы наращивала и без того значительный вклад в ВВП. Строительство стало объектом государственной заботы и опеки, и по этой причине, и благодаря высокой социальной значимости отрасли. Общее число организаций строительного комплекса по состоянию на октябрь 2008 года составило более 130 тысяч, а число работников, официально занятых в строительном комплексе – 3,3 млн. человек (около 7,0 % от всего работающего населения).
Строительство с 2002 года росло неплохими темпами, а что касается последнего периода – рост замедлился, но не так значительно, чтобы можно было бы делать негативные выводы. Очевидно, что строительная отрасль с ее огромными размерами, как тяжелый поезд по инерции катится вперед на рельсах недавних кредитных вливаний, темпы роста которых заставляют призадуматься.
«Независимость» отрасли, обратно пропорциональная росту ее кредитных обязательств, падает с 2003 года с неменьшим постоянством, чем показатели других отраслей в период кризиса.
Что касается темпов роста ввода в действие жилья в 2008 году, они оказались значительно ниже прошлогодних (по сравнению с отношением – 2007 к 2006). Не очень оптимистично выглядит рост за весь период январь-ноябрь 2008 года – 104,6% к соответствующему периоду предыдущего года - против 129,2% за январь-ноябрь 2007 года. В первой половине 2007 года прирост объемов строительства жилья составил 30-36 процентов. По результатам 1 полугодия 2008 года в целом по стране отмечается 2,9 процента темпа роста. Однако, сравнивать эти цифры нужно с учетом того, что высокие отметки были достигнуты по 7-8 областям-лидерам, в которых в текущем году просто нет возможности расти такими темпами – строительные площадки ограничены, нельзя отрицать и тот факт, что строительство тесно связано с другими отраслями экономики – некоторые из которых «почувствовали» кризис уже в 1 полугодии 2008.5
Транспорт — один из основных потребителей энергии и один из главных источников выбросов двуокиси углерода, парникового газа, усиливающего глобальное потепление. Причина этого — сжигание огромных объёмов ископаемых видов топлива (в основном нефтепродуктов, таких как бензин, керосин и дизельное топливо) в двигателях внутреннего сгорания наземных, воздушных и водных транспортных средств.
Общественный транспорт и безмоторные виды транспорта (например, пеший ход или велосипед) считаются более «экологичными», так как их вклад в перечисленные проблемы значительно меньше либо вовсе нулевой. Транспортные средства с электрическим приводом (например, электропоезда или гибридные автомобили) считаются более «климатически нейтральными», чем их аналоги на ископаемом топливе. Климатически нейтрального технологического решения (топливо или двигатель) для самолётов в настоящее время не существует, но дирижабли предлагаются в качестве экологической альтернативы коммерческой авиации.
Программой развития транспортной системы в России запланировано приобретение с 2010 по 2015 год 688 российских самолетов. Помимо «Суперджета» - Ту-204 и Ту-214, Ил-96, региональный самолет до 50 мест. Такого самолета в программе развития транспорта нет. Поэтому был внесен пакет акций Ташкентского завода, который делает машину Ил-114, она примерно соответствует 50 пассажирам.
В 2007 году российские авиакомпании перевезли 45 млн. пассажиров, это на 19% больше, чем в 2006, и весь спрос обеспечить не смогли. В программе планируем выйти на 65 млн. пассажиров в год. В России огромнейший дефицит парка, поэтому не разрешать покупать самолеты за рубежом не можем. Или есть другой путь - запустить иностранные компании на внутрироссийские перевозки. Пока не идем по такому пути, хотя объем перевозок сегодня в России очень большой.
688
самолетов - это подтвержденный
заказ Объединенной
За
два последних года частные компании
вложили в главный аэродром России
$1 млрд. До сих пор «Шереметьево»
оставался единственным из московских
аэропортов, не связанным железнодорожным
сообщением с городом. Сегодня уже
построена железнодорожная
Железнодорожный транспорт. За последние два-три года железных дорог в стране построено очень мало. Программой развития запланированы обходы крупных городов, железнодорожных узлов, которые сегодня загружают города Ярославль, Саратов, Чита, Омск и ряд других. Планируется обход Украины. Сегодня, когда вы едете из Москвы на Юг, два раза пересекаете границу с Украиной.
Основная проблема Московского транспортного узла связана, прежде всего, с тем, что здесь очень слабо развит пригородный железнодорожный транспорт, и он не увязан с метро. Соответствующая программа компании «Российские железные дороги» сегодня уже согласована с городом.
Сейчас
на 30% железнодорожных линий
Автомобильный
транспорт. Только 30% российских дорог
соответствуют нормам. 29% магистралей
федерального значения работают «в режиме
перегрузки». К 2015 году количество качественных
магистралей правительство
Особенно тяжелая ситуация сложилась в московском транспортном узле. В столице перегружены 60% дорог. 80% магистралей и развязок, особенно в центре города, исчерпали свою пропускную способность. Для решения проблемы министерством подготовлена комплексная программа развития московского транспортного узла, где Москва и область представлены как единый транспортный комплекс. Кроме того, облегчить жизнь столичных автолюбителей должно появление нового объездного пути для транзитников, в обход Москвы. Эта трасса пройдет через Екатеринбург, Пермь, Киров, Вологду и Питер. Правда, формирование этого «коридора» начнется не раньше, чем через два года.
Параллельно
транспортники обещают заняться
сельскими дорогами. Сейчас примерно
40 тыс. сел и деревень, где живут
больше 2 млн. россиян, не связаны с
внешним миром дорогами с твердым
покрытием. С 2010 по 2015 гг. транспортники
намерены проложить асфальтовые
«ветки» от основных магистралей
к 2,3 тыс. поселков. И в дальнейшем
определенные суммы бюджетных денег
будут целевым назначением
Информация о работе Статистический анализ состояния и перспектив развития экономики