Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 14:37, курсовая работа

Краткое описание

Потребление является заключительной стадией воспроизводственного процесса, сводящейся к использованию произведенного продукта для удовлетворения определенных потребностей.
Основные задачи статистики потребления населения как важнейшей составляющей уровня его жизни связаны с разработкой Системы показателей потребления, натуральных и стоимостных, индивидуальных, семейных и сводных потребительских бюджетов и потребительской корзины, исследованием структуры потребительских расходов, эластичности и дифференциации потребления, динамики потребления населения и потребительских цен, покупательной способности денег.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 909.50 Кб (Скачать)

или 82,4 %.

Он показывает, что физический объём потребления товаров и услуг в сопоставимых ценах снизился в III квартале по сравнению со II кварталом на 17,6% (100%-82,4%).

4) Общий индекс потребления в  фактических ценах найдем по  формуле:

 или 95,4%

Он показывает, что общий выпуск продукции (стоимость) в фактических ценах снизился в III квартале по сравнению со II кварталом на 5,6% (100-95,4%).

5) Подсчитаем абсолютный прирост (снижение) стоимости товаров и  услуг вследствие изменения цен и объёма продаж по каждому виду товаров и услуг.

Для этого построим таблицу 13.

Таблица 13

Абсолютный прирост (снижение) стоимости товаров и услуг вследствие изменения цен и объёма продаж

Виды товаров

и услуг

Продовольственные товары

432

1,10

0,95

392,727

413,397

39,273

-20,670

Непродовольственные товары

690

1,15

0,80

600,000

750

90,000

-150,000

Платные услуги

252

1,30

0,70

193,846

276,923

58,154

-83,077

å

1375

5,55

5,45

1190,573

1445,32

193,427

-246,75


где:

 - стоимость товаров и услуг в III квартале в текущих ценах, млн. руб.;

- средний индекс цен III квартала ко II кварталу;

- средний индекс объёма продажи  III квартала ко II кварталу в сопоставимых ценах;

- стоимость товаров и услуг  в III квартале в сопоставимых ценах, млн. руб.;

- стоимость товаров и услуг  во II квартале в ценах II квартала (базисных), млн. руб.;

 – абсолютный прирост (снижение) стоимости товаров и услуг  вследствие изменения цен, млн. руб.;

– абсолютный прирост (снижение) стоимости товаров и услуг вследствие изменения объёма продажи, млн. руб.

Вывод: Вследствие роста цен стоимость товаров и услуг выросла на 193,427 млн. руб. Вследствие уменьшения объема продажи стоимость товаров и услуг снизилась на 246,75 млн. руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

3.1. Постановка задачи

Контроль за стоимостью основных продуктов питания необходим для того, чтобы они были доступны для населения страны.

Цены на основные продукты питания зависят от многих факторов, но в первую очередь от инфляции. Инфляция – это явление, присущее экономике, использующей  бумажные деньги. Она проявляется в форме повышения общего уровня цен и удорожание иностранной валюты. Другими словами, инфляция является результатом макроэкономической нестабильности и определяется как дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением, вызывающий повышение общего уровня цен.

Итак, для оценки и измерения инфляции используют показатель потребительских цен.6 Индекс потребительских цен (ИПЦ) измеряет соотношение между покупной ценой определенного набора потребительских товаров и услуг («рыночная корзина») для данного периода с совокупной ценой идентичной и сходной группы товаров и услуг в базовом периоде.

                              (1)                                  

Индекс потребительских цен является наиболее широко распространенным официальным показателем инфляции.

Темп инфляции – изменение общего уровня цен, выраженное в процентах.

                                      (2)                                         

Инфляция (и это общепризнанно) сужает мотивы к трудовой деятельности, ибо она подрывает возможности нормальной реализации ценовых заработков. Инфляция, особенно в условиях существенного роста цен, усиливает социальную дифференциацию населения, разрыв между «крайними» группами получателей доходов.

По данным таблицы 1 необходимо рассчитать:

1) изменение стоимости набора  основных продуктов питания по  областям центрального федерального  округа;

2) изменение стоимости набора  основных продуктов питания в среднем по всем областям центрального федерального округа.

Таблица 1

Стоимость минимального набора продуктов питания по центральному федеральному округу Российской Федерации, рубль

 

Январь

2008

Январь

2009

Белгородская область

1625.5

1848.17

Брянская область

1629.9

1871.45

Владимирская область

1890.8

2113.32

Воронежская область

1805.9

2123.13

Ивановская область

1703

1941.98

Калужская область

1741.2

1956.23

Костромская область

1747.3

2051.2

Курская область

1712.5

1939.19

Липецкая область

1633.2

1913.92

Московская область

1869.7

2175.2

Орловская область

1659.9

1894.57

Рязанская область

1804.9

2157.96

Смоленская область

1818.2

2150.32

Тамбовская область

1591.4

1864.05

Тверская область

1786.9

2055.26

Тульская область

1892.3

2190.71

Ярославская область

1829.6

2084.74


                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Методика решения  задачи

В статистическом исследовании влияния отдельных факторов на изменение стоимости набора основных продуктов питания используется индексный метод, на основе которого может быть определено абсолютное изменение стоимости набора основных продуктов питания в отчетном периоде по сравнению с базисным.7

Изменение стоимости по отдельному региону будем вычислять по формуле:

 


                                                           (3) 

Изменение стоимости по всем регионам:


 

                                                         (4) 

где:

- стоимость набора в отчетном  периоде;

- стоимость набора в базисном  периоде.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Технология выполнения компьютерных расчетов

Статистические расчеты изменения стоимости набора основных продуктов питания за счет отдельных факторов выполнены при помощи пакета прикладных программ обработки электронных таблиц MS Excel в среде Windows.

Расчетные формулы приведены в таблице 2.

Таблица 2

Расчет изменения стоимости продуктов питания, рубль

Область

Стоимость продуктов питания, руб.

Изменение стоимости набора, %

Базисный период (Январь

2008)

Отчетный период (Январь

2009)

Белгородская область

1625.5

1848.17

=С5/В5

Брянская область

1629.9

1871.45

=С6/В6

Владимирская область

1890.8

2113.32

=С7/В7

Воронежская область

1805.9

2123.13

=С8/В8

Ивановская область

1703

1941.98

=С9/В9

Калужская область

1741.2

1956.23

=С10/В10

Костромская область

1747.3

2051.2

=С11/В11

Курская область

1712.5

1939.19

=С12/В12

Липецкая область

1633.2

1913.92

=С13/В13

Московская область

1869.7

2175.2

=С14/В14

Орловская область

1659.9

1894.57

=С15/В15

Рязанская область

1804.9

2157.96

=С16/В16

Смоленская область

1818.2

2150.32

=С17/В17

Тамбовская область

1591.4

1864.05

=С18/В18

Тверская область

1786.9

2055.26

=С19/В19

Тульская область

1892.3

2190.71

=С20/В20

Ярославская область

1829.6

2084.74

=С21/В21

Итого

=СУММ(В5:В21)

=СУММ(С5:С21)

=С22/В22


 

Таблица 2, выполненная с помощью табличного процессора Excel пакета Microsoft Office 2003 имеет следующий экранный вид (формульный шаблон).

 

Рис.1 Формульный шаблон выходной таблицы

Таблица 3

Расчет изменения стоимости продуктов питания, рубль

Область

Стоимость продуктов питания, руб.

Изменение стоимости набора, %

Базисный период (Январь

2008)

Отчетный период (Январь

2009)

Белгородская область

1625.5

1848.17

113,7

Брянская область

1629.9

1871.45

114,82

Владимирская область

1890.8

2113.32

111,77

Воронежская область

1805.9

2123.13

117,57

Ивановская область

1703

1941.98

114,03

Калужская область

1741.2

1956.23

112,35

Костромская область

1747.3

2051.2

117,39

Курская область

1712.5

1939.19

113,24

Липецкая область

1633.2

1913.92

117,19


                                                                

Московская область

1869.7

2175.2

116,34

Орловская область

1659.9

1894.57

114,14

Рязанская область

1804.9

2157.96

119,56

Смоленская область

1818.2

2150.32

118,27

Тамбовская область

1591.4

1864.05

117,13

Тверская область

1786.9

2055.26

115,02

Тульская область

1892.3

2190.71

115,77

Ярославская область

1829.6

2084.74

113,95

Итого

29742,2

34331,4

115,43

Информация о работе Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг