Социально-экономическое изучение уровня и динамики цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 15:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы –проследить изменения уровня и динамики цен в России. Поставленная цель определила следующие задачи исследования:
• выявить особенности цены как объекта оценки;
• определить значение цен в экономическом механизме ;
• проанализировать состояние российского рынка цен и те факторы, которые могут влиять на дальнейшее развитие ценовой политики;
• предложить идеи рационального поведения в условиях роста цен.

Оглавление

Введение. 3
Глава 1.Теоретические основы изучения уровня и динамики цен. 5
1.1 Понятие и сущность цен. 5
1.2 Социально-экономическое значение статистического изучения цен. 12
1.3 Статистическое наблюдение за уровнем и динамикой цен по товарам-представителям. 16
Глава 2.Статистический анализ. 20
2.1.Статистический анализ динамики стоимости женских зимних сапог с верхом из натуральной кожи. 21
2.2.Статистический анализ динамики стоимости хлеба и булочных изделий из пшеничной муки высшего сорта. 23
Глава 3.Выводы и рекомендации. 26
Заключение. 33
Список литературы. 34

Файлы: 1 файл

Sotsialno-ekonomicheskoe_izuchenie_urovnya_i_dinam.docx

— 89.01 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение профессионального образования 

Ульяновский государственный  технический университет

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

Курсовая работа

 

По дисциплине «Социально-экономическая  статистика»

 

По теме: Социально-экономическое изучение уровня и динамики цен.

 

 


 

 

 

 

 

 

Ульяновск

2010

Оглавление

Введение. 3

Глава 1.Теоретические  основы изучения уровня и динамики цен. 5

1.1 Понятие и сущность цен. 5

1.2 Социально-экономическое значение статистического изучения цен. 12

1.3 Статистическое наблюдение за уровнем и динамикой цен по товарам-представителям. 16

Глава 2.Статистический анализ. 20

2.1.Статистический  анализ динамики стоимости женских  зимних сапог с верхом из  натуральной кожи. 21

2.2.Статистический  анализ динамики стоимости хлеба  и булочных изделий из пшеничной  муки высшего сорта. 23

Глава 3.Выводы и рекомендации. 26

Заключение. 33

Список литературы. 34

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Статистическое изучение уровня цен и их динамики имеет  огромное значение, что связано с  той важной ролью, которую играет цена в условиях рынка. Она выступает  как чувствительный показатель экономической  конъюнктуры, как оперативный обобщающий показатель. Поэтому цена является важным носителем информации и указывает  действующим на рынке субъектам  направление их хозяйственной деятельности. Она дает импульс всей системе  экономических связей для корректировки  направления инвестиций, рабочей  силы, научной разработки проблем  повышения эффективности, расширения производства необходимой продукции  и свертывания ненужной или устаревшей. От изменения цены зависят в значительной мере колебания объемов производства и заполнения рынка товарами, спроса и уровня потребления. Цена влияет и  на уровень товарных запасов. Таким  образом, цена определяет структуру  производства, оказывает решающее воздействие  на движение материальных потоков, распределение  товарной массы, уровень благосостояния населения.

Цель данной работы –проследить изменения уровня и динамики цен в России. Поставленная цель определила следующие задачи исследования:

    • выявить особенности цены как объекта оценки;
    • определить значение цен в экономическом механизме ;
    • проанализировать состояние российского рынка цен и те факторы, которые могут влиять на дальнейшее развитие ценовой политики;
    • предложить идеи  рационального поведения в условиях роста цен.

Объектом исследования является Российская Федерация. Предметом исследования являются организационно-экономические методы,уровени и динамика цен.В работе был использован статистический анализ динамики.

Глава 1.Теоретические основы изучения уровня и динамики цен.

    1. Понятие и сущность цен.

Цена  -  многофункциональное   экономическое   явление,   ведущая   рыночная категория. Изменение цены часто влечет  за  собой  серьезнейшие  социальные, экономические, а также политические  последствия. Поэтому во всесторонней  объективной информации  о  ценах,  в  глубоком   анализе  закономерностей  и тенденций их  изменения  заинтересовано все общество, а не  только  властные структуры и маркетинговые службы.

  Цена - сумма денег,  уплачиваемая  за  единицу товара, эквивалент обмена

товара на деньги.

Цены, процессы  их  образования  и  изменения  представляют   собой  предмет статистического  исследования.  Статистика  цен  -   самостоятельный   блок, входящий  как   составная  часть  в  статистику  рынка  и  соответственно  социально-экономическую  статистику.  Поэтому  в   органах   государственной статистики  сформирована самостоятельная служба  статистики  цен. Сложились уже и альтернативные службы статистики цен.

Сущность  цены,  ее  экономическая  природа  проявляются  в   двойной  роли, которую играет цена на рынке. Она выступает  как:

    -  индикатор,  отражающий  политику  и  конъюнктуру   рынка  (соотношении спроса  и   предложения,  торговый  и  экономический   риск.,   кредитно- финансовую ситуацию, степень конкурентности на рынке  и  т. д.);

     -  маркетинговый  регулятор рынка,  с  помощью   которого  осуществляется воздействие на  спрос и предложение,  структуру и   емкость   рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных   запасов   и т. д.  В качестве регулятора цены  позволяют ограничивать потребление ресурсов и являются мотивацией для производства.

 

Рыночная  цена  выполняет  различные  функции.  Цена  -  это   посредник   и

соизмеритель  при  обмене  товаров  на  деньги.  Цена  -  важный  показатель

конъюнктуры  рынка,  фактор  уровня,  структуры  и  соотношения   спроса   и предложения, территориального размещения производства.  Цена  -   инструмент образования прибыли и  управления  эффективностью,  фактор  налогообложения.

Цена -  это главная  составляющая инфляционных  процессов,  средство  влияния на  инвестиционную   политику   (повышение   цен   часто   ведет   к   росту привлекательности инвестиций). Цена - мощный фактор уровня жизни  населения, влияющий на рынок труда, объем и  структуру  потребления,  уровень  реальных доходов  различных  социальных  групп.  И  наконец,  цена   -   это   орудие конкурентной борьбы.

Цены классифицируют по различным  направлениям.

По сферам  товарного  обслуживания:

-  оптовые  цены,   по  которым  предприятия   реализуют  в  больших   объемах

продукцию промышленно-технического и   потребительского   назначения  (между отраслями внутри оптовой сферы  и  из  оптовой  в  розничную).  При  наличии разветвленной  сети  потребления  товара  оптимизировать  продажу  позволяют посреднические  оптовые   фирмы   или   организации   (снабженческо-сбытовые организации, товарные  биржи).  При  отсутствии  потребности  в  посредниках поставщики и потребители устанавливают прямые хозяйственные связи;

- розничные цены, по которым  товары реализуются   конечному   потребителю  (восновном населению)  в ограниченном количестве;

-  закупочные  цены,  по   которым   государство    покупает   продукцию   у

сельскохозяйственных предприятий (фермеров);

- цены и тарифы на  услуги. Тарифы могут относиться  к сфере оптовой  торговли(например, грузовые транспортные тарифы, фрахт)  и  розничной  (пассажирские тарифы).

По способу отражения  транспортных расходов:

-   цены  франко-отправления  (на  товары   ограниченного   производства   и

разветвленной сети потребления), включающие транспортные издержки до  пункта магистрального  транспорта  (порта,  железнодорожной  станции),  расходы  на остальной путь покрывает покупатель;

-  цены  франко-назначения,  включающие  транспортные  расходы   до   пункта назначения.

 По формам продаж:

- контрактные (договорные) цены  -  цены  фактической   договоренности  между продавцом и покупателем;

- биржевые котировки - это уровень цены товара,  реализуемого  через  биржу.

Цена  биржевого  товара  складывается  из  биржевой  котировки  и   надбавки (скидки) за качество, удаленность от  места поставки;

-  цены ярмарок и  выставок (часто льготные);

-  аукционные цены, отражающие  ход продаж на аукционах (различают   стартовыецены и продажные).

                    Аукционы (публичные торги) бывают  трех   типов:

    1.С  повышением  цены  (товар  продают  по  цене,  наиболее  высокой  из

    предложенных  покупателями);

   2.Вейлинговые торги  (цена  предложения  наивысшая,  на  экране-циферблате стрелки имеют  обратный  ход,  покупатель  нажатием  кнопки  определяет устраивающую его цену);

   3.С  подачей   заявок  в  запечатанных  конвертах,  при  этом  отсутствует

    возможность сравнения  с запросами других покупателей.

  По стадиям продажи:

- цены предложения (цены  продавца,  или  стартовые),  по  которым  продавец желает продать товар. Как правило, это верхний  предел  диапазона  возможных цен  этого  товара  (за  исключением  аукционных  и  цен  подряда),  который корректируется в ходе  переговоров  с  покупателем.  Для  некоторых  товаров (машин, оборудования) цены предложения -  единственный  источник  информации об уровне цен на рынке;

- цены спроса, по которым  покупатель заинтересован приобрести  товар;

-  цены  реализации  (сделки,   продажи,   покупки)   -   фактические,   или

номинальные, цены. Их следует  отличать от реальных, соотнесенных  с  уровнем дохода общества или общим уровнем цен.

 По степени регулирования:

-  жестко  фиксированные  (основной  тип цен в условиях  административно-командной экономики);

-   регулируемые   (допускаются   изменения   в    определенных    пределах,

устанавливаются  государством,  как   правило,   на   продукты   повышенного социального назначения);

-  свободные   (не   подвержены   прямому   вмешательству,   формируются   в

соответствии с конъюнктурой рынка).

 По степени устойчивости  во времени:

- твердые: устанавливаются  при заключении договора на  весь срок действия;

- подвижные: зафиксированная  в договоре цена  меняется  в  момент  поставки, если изменилась  рыночная  цена  товара,  установленная  по  оговоренному  в контракте источнику;

- скользящие: в  договоре  устанавливается  исходная  цена  и  оговаривается

порядок  (формула)  внесения   поправок   в   случае   изменения   стоимости

ценообразующих факторов. Скользящие цены применяются  к  товарам,  требующим длительного срока изготовления;

- с последующей  фиксацией:  в  договоре  определяются  условия  фиксации  и принцип определения уровня  цены:  периодичность  фиксации,  база  фиксации, сроки согласования и осуществления фиксации.

 

В качестве базовой  цены,  ориентира  для  внесения  поправок  или  фиксации уровня цены при заключении сделки используются:

1.Расчетные  цены,   которые   обосновываются    поставщиком   для   каждого  конкретного заказа с  учетом  его технических и коммерческих  условий;

2.Справочные цены,  публикуемые   в  справочниках,  каталогах,  периодических изданиях. Как правило, это средние цены фактических сделок за определенный период, экспертные оценки, биржевые котировки,  цены  предложений  крупных фирм и т. д.;

3.Цены прейскурантов и   ценников.  Прейскуранты  выпускаются,  как  правило, производителем для готовых изделий, рассылаются  клиентам,  включают  цены для конечных пользователей, стабильные скидки в разрезе всей  или части товарной номенклатуры  фирмы.  При  необходимости  частого  изменения  цен прейскуранты дополняются вкладышами с коэффициентами изменений.

Кроме перечисленных выделяют и другие виды цен, например:

-   трансфертные  (внутрифирменные  -  для  обмена   между   цехами   одного

предприятия, дочерними фирмами, заграничными филиалами, конфиденциальны);

- мировые  (выступают   в  качестве   условной  средней   стоимости   товаров,

реализуемых в нескольких странах, на практике, как  правило,  модальные,  т.

е. цены отдельных стран - основных производителей товара).

Базовый,  или   установленный,  уровень  цены  может   быть   скорректирован различными видами  скидок  (наценок).  Наибольшее  распространение  получили следующие:

  -  скидки за оплату  наличными;

  -  сезонные скидки  за покупку вне сезона;

- скидка за  количество  или  серийность  при  покупке   количества  товара,

  увеличивающегося по      сравнению с заранее определенным;

- скидка за оборот  (бонусная)  по  определенной  шкале   в  зависимости  от

  оборота, достигнутого  в течение согласованного сторонами  срока;

  -  дистрибьюторские  и дилерские скидки постоянным  посредникам по сбыту;

  -   постоянным клиентам  за «верность»;

  -  сконто - за предварительную  оплату;

  -  специальные скидки  на пробные партии и заказы;

  -  скидки за возврат  ранее купленной у этой фирмы  устаревшей  модели  (или

  скидки при обмене  на модернизированную модель);

  -  скидки при продаже  подержанных товаров;

   -   экспортные   скидки    иностранным    покупателям    сверх    скидок,

  предоставляемых на  внутреннем     рынке;

  -  скидки  за  потери  при  усушке,  утруске,  сортировке,  за  повышенное

  количество   грязи   (сухофрукты),       потери   жидких   товаров    при

Информация о работе Социально-экономическое изучение уровня и динамики цен