Социально-экономическое изучение уровня и динамики цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 15:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы –проследить изменения уровня и динамики цен в России. Поставленная цель определила следующие задачи исследования:
• выявить особенности цены как объекта оценки;
• определить значение цен в экономическом механизме ;
• проанализировать состояние российского рынка цен и те факторы, которые могут влиять на дальнейшее развитие ценовой политики;
• предложить идеи рационального поведения в условиях роста цен.

Оглавление

Введение. 3
Глава 1.Теоретические основы изучения уровня и динамики цен. 5
1.1 Понятие и сущность цен. 5
1.2 Социально-экономическое значение статистического изучения цен. 12
1.3 Статистическое наблюдение за уровнем и динамикой цен по товарам-представителям. 16
Глава 2.Статистический анализ. 20
2.1.Статистический анализ динамики стоимости женских зимних сапог с верхом из натуральной кожи. 21
2.2.Статистический анализ динамики стоимости хлеба и булочных изделий из пшеничной муки высшего сорта. 23
Глава 3.Выводы и рекомендации. 26
Заключение. 33
Список литературы. 34

Файлы: 1 файл

Sotsialno-ekonomicheskoe_izuchenie_urovnya_i_dinam.docx

— 89.01 Кб (Скачать)

  транспортировке, испарении  (молоко в цистернах), трудноудаляемые   остатки

  (мед), избыточное содержание  влаги (хлопок, шерсть) ;

-  надбавка за индивидуальность  заказа;

-  надбавка за повышенное  качество;

-  надбавка за рассрочку  платежа;

-  надбавка за дополнительные  услуги;

-  наценки за упаковку, тару.

В  условиях  развитого  рынка  основным  видом  цен  являются  свободные  от жесткого  регулирования  цены,  а  ценообразование  становится  инструментом маркетинга. Выработка ценовой стратегии в первую очередь зависит  от  целей, преследуемых фирмой на рынке. Это, как  правило,  максимизация  прибыли  или доли на рынке, достижение стабильного положения. В процессе  ценообразования учитываются такие факторы, как спрос  (закон  спроса,  ценовая  эластичность спроса, психологическое  восприятие цены),  полные  и  предельные  издержки, цены  и  возможности   конкурентов,   влияние   других   участников   канала товародвижения, законодательные ограничения  цен,  различные  характеристики товара.

Свободная  калькуляция  цены   не   означает   ее   полной   стихийности   и

необузданности.  В  большинстве  развитых  стран  мира  на   разных   этапах

экономического  развития  проводилась  политика  сочетания  регулируемых   и свободных цен. Например, в Германии и США только в 70-х годах были  отменены вертикально   фиксированные   (основанные   на   твердых   договорах   между промышленностью и торговлей) цены, постоянно  снижается  роль  рекомендуемых цен (торговые фирмы  могут  несколько  изменять  уровень  цен,  предлагаемый производителем при поставках).Снижение  доли  фиксированных  цен  сопровождается   ростом    эффективности экономического (налогового) регулирования цен. НДС используется более чем  в 40  странах мира  (в 17  членах  ЕЭС)  и считается   эффективной   формой налогообложения благодаря универсальности, стимулированию роста  доходов,  а

не расходов. Во Франции, например, с 1989 г. действуют три ставки НДС:

      5,5%   -  на товары и услуги первой  необходимости;

      18,6% - на  все товары и

      28%    - на предметы роскоши, алкоголь, табак.[2]

 По соглашению в  рамках ЕС  в  дальнейшем  останутся  только  две  ставки  -нормальная и сниженная. Кроме   того,  от  уплаты  НДС  освобождаются   мелкие предприятия, некоторые виды благотворительной деятельности,  льготы  по  НДС имеют   предприятия,   выпускающие   продукцию   социального   характера   и инвестирующие науку.

Кроме  экономического   регулирования   цен   широко   применяется   система административных (законодательных) мер.  Нарушители  подвергаются  судебному наказанию  в  виде  штрафа  или  тюремного  заключения.  Например,   в   США законодательно запрещены  ценовые соглашения между производителями,  оптовой и  розничной  торговлей,  контролирование   производителями   и   оптовиками розничных цен на свои товары.  В  Австрии  министр  экономики  устанавливает либо верхний предел цен социально значимых товаров и услуг, либо   «ножницы» цен. Контроль осуществляют местные  органы  самоуправления  и   «социальные

партнеры»  (профсоюзы  и др.). Во Франции  широко  применяются  обязательства между финансовой администрацией и конфедерациями  предприятий,  определяющие предельные уровни или индексы цен на некоторые  товары,  улучшение  качества как условие роста цен на новую продукцию  и  т.  д.  Для  усиления  контроля государство субсидирует ассоциации потребителей. Контроль  ужесточается  при обострении инфляции (например, в 1980-1981 гг., когда инфляция достигала  10%).

    1. Социально-экономическое  значение статистического изучения цен.

Статистика цен — составная  часть социально-экономической статистики, изучающая всю систему цен, действующую в сфере экономических отношений.[12]

Цена является важнейшим стоимостным измерителем. Цену как объект изучения статистики цен следует рассматривать с позиций макро- и микроэкономики. С позиций макроэкономики на цену воздействуют отраслевые пропорции, системы распределения национального дохода, налогообложения и кредитования, порядок формирования затрат и т. д. С микроэкономических позиций цена рассматривается как механизм, функционирующий на уровне конкретного предприятия, фирмы, с помощью которого можно обеспечить прибыль.

Цены формируются в  процессе как производства, так и  обмена товаров. Значение цен в экономическом механизме велико. Коренные из- мененияв экономике России и ее государственном устройстве, связанные с переходом на рыночные основы хозяйствования, привели к радикальной ломке прежнего механизма управления, в том числе и в ценообразовании. В условиях плановой экономики цены устанавливались централизованно. Система цен строилась по цепочке, последовательно переходя от продукции добывающих и сырьевых отраслей к продукции передельного цикла и товарам народного потребления.[4]

Плановые цены отличались относительной устойчивостью, стабильностью. Но чем дольше они действовали, тем больше формировался отрыв конкретных цен от реальной величины затрат, тем больше цены превращались в «кривое зеркало», что приводило к еще большим ошибкам в планировании экономики. Эти противоречия решались, в основном, путем периодических пересмотров цен — общих (например, сметных норм и цен в строительстве в 1969 и в 1984 гг.) либо частичных или по отдельным прейскурантам или их группе (например, пересмотр оптовых цен на продукцию машиностроения и легкой промышленности в 1973 г)

Пересмотры прейскурантных цен в СССР были осуществлены 1936,1949, 1956, 1967, 1973, 1982, 1990, 1991 гг.

Проводимые централизованно  пересмотры цен охватывали все виды (артикул, сорт, марка) продукции, включенной в прейскуранты.

В период между пересмотрами системы цен соблюдался принцип  обеспечения их стабильности. С переходом  на рыночные основы хозяйствования доминирующее положение заняли свободные цены.[12]

В рыночной экономике цена широко реализует свою балансирующую функцию. Она заключается в том, что с помощью цен достигается баланс между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена должна заинтересовывать производителя в повышении качества и расширении ассортимента товаров с учетом спроса.

Сущность цены проявляется  не только в ее балансирующей функции. Государством широко используется распределительная функция цены, которая предполагает возможность распределения и пере-

 

 

распределения произведенной  стоимости между отдельными отраслями  и секторами экономики, между  различными регионами, отдельными социальными группами населения и т. д. Именно через эту функцию цены государство в значительной мере решает социальные проблемы общества.

Цена выполняет также критериальную функцию, поскольку является соизмерителем, с одной стороны, затрат, с другой — результатов труда. Соотношение между результатом и затратами характеризует эффективность затрат.

Не рассматривая подробно все функции цены в рыночном механизме хозяйствования, отметим лишь то, что они действуют не изолированно, а в сложном взаимодействии и взаимосвязи. В тесной взаимосвязи действуют в сфере экономических отношений и различные виды цен, составляющие единую систему цен, которые можно классифицировать. Так, с учетом сферы товарного обращения выделяются цены производителей и потребительские. Кроме того, цены можно классифицировать в зависимости от отраслевого признака, от назначения товаров и услуг, от уровня регулирования цен и т. д.

Для получения объективной  статистической информации о ценовых  процессах потребовалось решить две проблемы:

  • разработать принципиально новую систему сбора информации о ценах;
  • совершенствовать систему показателей и методологию их расчета с учетом адаптации к международным стандартам.

Основы совершенствования  методологии статистики цен были заложены к концу 1991 г. (накануне либерализации цен в январе 1992 г.). Внедрение этой методологии осуществлялось постепенно, по мере накопления опыта работы и изучения потребностей управления экономикой.

С момента либерализации  цен (в январе 1992 г.) решалась задача построения логической системы показателей статистики цен, которая peaлизует построение по единым методологическим принципам системы на блюдения за уровнем и изменением цен во всех секторах экономики

Система показателей статистики цен представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих  показателей, характеризующих различные  стороны формирования и движения цен. Она должна быть достаточно устойчива, но в период становления рыночных отношений необходимы ее динамичность и непрерывное совершенствование. В этот период расширяется предложение, действует большое количество цен, что затрудняет получение информации о ценах на конкретные виды товаров, поэтому в системе показателей особое место занимают индексы цен, которые отражают изменение цен по обобщенным потокам товаров и услуг. В связи с этим в системе показателей особое место занимают индексы цен на товары и услуги. В анализе движения цен наряду с индексами используются и динамические ряды средних цен, позволяющие изучить соотношения цен на разные виды товаров. Важную роль в анализе ценовой информации играют пространственные ряды цен, на основании которых проводятся межрегиональные сопоставления уровней цен на одни и те же группы товаров, сопоставление уровней цен по различным каналам реализации товаров и т. д.

При построении системы показателей  статистики цен предусматривается и определенная ее согласованность с показателями других направлений статистики (статистики промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, транспорта, торговли) и статистики, изучающей функциональные аспекты (потребление, уровень жизни, финансы).

Задачи статистики цен  на современном этапе можно сформулировать исходя из следующих целей:

      • изучение конъюнктуры рынка;
      • выявление средней динамики цен (тарифов) на произведенные продукцию и услуги предприятиями всех секторов экономики
      • выявление средней динамики цен (тарифов), сложившейся на потребительском рынке
      • определение стоимости социального набора и набора основных продуктов питания;
      • элиминирование стоимостных макропоказателей от изменения цен (дефляция), например, ВВП и показателей СНС;
      • определение паритета покупательной способности вал ют для международных сопоставлений.[4]
    1. Статистическое  наблюдение за уровнем и динамикой  цен по товарам-представителям.

В ходе реформирования отечественной  государственной статистики изменилась система сбора ценовой информации. До 1989 г. основным источником статистической информации о ценах была отчетность предприятий, поступающая в органы государственной статистики, по отдельным вопросам: себестоимость, рентабельность и т. д. В условиях сравнитльно стабильных цен и мало меняющегося ассортимента товаров такой метод сбора информации в известной мере был оправдан.

С первого полугодия 1989 г. в практике отечественной статистики стал использоваться метод несплошного  наблюдения за изменением цен ! по товарам-представителям. Вначале этот метод был внедрен при изучении динамики цен производителей продукции промышленности и потребительских цен, а затем и в других отраслях экономики.

При формировании совокупности товаров-представителей осуществляются:

  • отбор базовых предприятий;
  • отбор товаров-представителей (конкретных видов), репрезентирующих все товары генеральной совокупности;
  • определение моментов наблюдения (регистрации) цен и тарифов.

Выборочная сеть базовых  организаций для регистрации  цен и тарифов на товары и услуги формируется во всех секторах экономики. В каждом субъекте РФ отбираются крупные, средние и малые организации, занимающие соответствующие доли как в объемах производства, так и Реализации товаров и услуг.

Из общего перечня крупных  и средних организаций в наблюдение, 'первую очередь, включаются организации, характеризующие соответствующие  отрасли экономики в целом  по России. Затем этот перечень пополняется  организациями, характеризующими соответствующие  отрасли  экономики субъектов  РФ.

Малые предприятия включаются в список базовых организаций  при условии, если выпускаемая ими  продукция является основой формирования экономических показателей по какой-либо отрасли экономики.

В сферу наблюдения за ценами (тарифами) репрезентативно включаются организации всех форм собственности и организационно-правовых форм (государственные, муниципальные, частные и т. д.).

Отбор товаров и услуг-представителей формируется на федеральном уровне и остается неизменным в течение  длительного времени (как правило, не менее года).

Основным принципом отбора товаров для регистрации цен  является представительность отобранных их видов для характеристики динамики цен по товарным группам, подотраслям и отраслям экономики региона и России в целом. В основу выборки товаров положено предположение, что изменение цен на отобранные для наблюдения виды товаров и на товары, не попавшие в выборку, но являющиеся продукцией той же конкретной товарной группы, близки по своему значению как в организации, участвующей в наблюдении, так и в других организациях, не отобранных для обследования.

Информация о работе Социально-экономическое изучение уровня и динамики цен