Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 09:36, курсовая работа
Цель данной работы – провести анализ себестоимости  продукции выпускаемой промышленным предприятием.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Рассмотреть особенности проведения анализа себестоимости продукции, его цели и задачи;
Провести примеры анализ себестоимости продукции выпускаемой предприятием (на примере деревообрабатывающего цеха).
Введение..............................................................................................................................3
Глава 1. Составные элементы и методы анализа 
себестоимости продукции..........................................................................................5
1.1. Сущность и составные  элементы себестоимости продукции………………......5
1.2. Анализ структуры себестоимости продукции………………………………...…9
Глава 2. Основные методы статистического анализа себестоимости…………..…11
2.1. Оценка выполнения  плана и динамики себестоимости  продукции
индексным методом (на примере деревообрабатывающего  цеха)……………..….11
2.2. Анализ себестоимости продукции в динамике……………………………..….18
2.3. Выявление основной тенденции ряда динамики
себестоимости продукции...............................................................................................21
2.4. Исследование  влияния факторов на себестоимость  продукции……………....27
2.5. Выбор факторов, влияющих на себестоимость
продукции графическим  методом…………………………………...……................28
2.6. Оценка влияния  факторов методом аналитической  группировки………….....30
2.7. Корреляционно-регрессионный  анализ…………………………………...........33
Заключение……………………………………………………………………….......38               
Список литературы………………………………………………
= 9,81 тыс. руб.
Относительной мерой колеблемости уровней эмпирического ряда относительно тренда является коэффициент вариации:
= 0,014933
Колеблемость от линии тренда составляет 9,81 руб. или 1,4%. Так как коэффициент вариации меньше 30%, то значения уровней ряда достаточно однородны.
Используя уравнение динамики, выполним экстраполяцию себестоимости единицы продукции на следующий временной период. Экстраполяция – нахождение уровней за пределами изучаемого ряда, т.е. продление ряда на основе выявленной закономерности изменения уровней в изучаемый отрезок времени.
Можно использовать следующие методы экстраполяции:
– на основе средних характеристик данного ряда динамики: среднего абсолютного прироста и среднего темпа роста;
– аналитическое выравнивание ряда, при этом достаточно продолжить значение независимой переменной – времени.
Воспользуемся вторым методом. Для этого возьмем значение t =13, для которого себестоимость равна 667,62.
При составлении прогноза оперируют интервальной оценкой, определяя доверительные интервалы прогноза. Величина доверительного интервала определяется:
= ± 4,15 при =0,05
= ± 5,64 при = 0,01
где – среднее квадратическое отклонение от тренда;
– табличное значение t-критерия Стьюдента при уровне значимости .
при =0,05 равен 2,074, при 0,01 – 2,819.
Из величины доверительного интервала при =0,05 можно сделать вывод, что при t =13 себестоимость будет находиться в интервале от 663,47 до 673,26 руб.
    2.4. Исследование 
влияния факторов на 
Изучение 
взаимосвязей – одна из важнейших 
задач экономико-
Компонентные связи характеризуются тем, что изменение статистического показателя определяется изменением компонентов, входящих в этот показатель как множители. Например, динамика затрат на 1 руб. товарной продукции зависит от динамики себестоимости и объема производства продукции, а также ее цены, что можно показать в виде взаимосвязи индексов:
.
Факторные связи проявляются в согласованной вариации изучаемых показателей. При корреляционной факторной связи изменение результативного признака y обусловлено не полностью влиянием факторного признака х, а лишь частично, так как возможно влияние других факторов. При изучении корреляционной связи решаются следующие основные задачи:
Статистика 
разработала много методов 
2.5. Выбор факторов, влияющих на себестоимость продукции
графическим методом
Отберем фактор производительности, который на первый взгляд могут оказывать влияние на себестоимость продукции: количество продукции и производительность труда. Данные представлены в таблице 7.
Влияние производительности на себестоимость продукции
Помесячное значение себестоимости продукции, руб.  | 
  Производительность труда на 1 рабочего, тыс. руб./.раб.  | 
646  | 
  58  | 
647  | 
  61  | 
648  | 
  90  | 
664  | 
  94  | 
639  | 
  96  | 
649  | 
  97  | 
648  | 
  102  | 
648  | 
  139  | 
650  | 
  141  | 
647  | 
  146  | 
645  | 
  150  | 
649  | 
  166  | 
650  | 
  167  | 
678  | 
  206  | 
668  | 
  211  | 
671  | 
  216  | 
648  | 
  220  | 
669  | 
  230  | 
670  | 
  235  | 
667  | 
  282  | 
666  | 
  310  | 
668  | 
  318  | 
664  | 
  350  | 
670  | 
  380  | 
Построим корреляционные поля и линии тренда – рис. 5:
Рис. 5. Корреляционные поля и линии тренда
По данным рисункам можно сделать вывод, что себестоимость находиться в прямой зависимости от производительности и в обратной от количества продукции.
2.6. Оценка влияния факторов методом аналитической группировки
На этапе обоснования модели при построении аналитической группировки решается задача определения числа групп и границ интервалов. При равных интервалах целесообразно увеличивать число групп до тех пор, пока линия групповых средних сохраняет плавный характер и существенно не искажается случайными скачками. Построим аналитическую группировку.
В качестве факторного признака воспользуемся количеством продукции. Возьмем 5 разных по длине интервалов с равным количеством наблюдений. Представим результаты вычислений в таблице 8.
Аналитическая группировка себестоимости единицы продукции
по производительности
Группы по факторному признаку  | 
  Среднее значение себестоимости единицы продукции в группе  | 
  Численность,  | 
| 
   54-119  | 
  648,71  | 
  7  | 
120-185  | 
  648,17  | 
  6  | 
186-251  | 
  667,33  | 
  6  | 
252-317  | 
  666,50  | 
  2  | 
318-…  | 
  667,33  | 
  3  | 
Построим график групповых 
средних совместно с 
Рис. 6. Аналитическая группировка по производительности
Методика 
измерения тесноты связи в 
аналитической группировке 
.
Общая дисперсия характеризует вариацию результативного признака (у) от всех влияющих на него факторных признаков:
или ,
где n – численность совокупности.
Групповые дисперсии и средняя из групповых характеризуют вариацию результативного признака у от всех факторных признаков, кроме признака х, по которому построена группировка:
; ,
гдеj – порядковый номер значения признака в i-й группе.
Межгрупповая дисперсия характеризует вариацию результативного признака от признака, положенного в основание группировки:
.
Отсюда можно получить относительный показатель – дисперсионное отношение – показывающий удельный вес вариации, связанной с группировочным признаком в общей дисперсии:
.
Тесноту связи характеризует эмпирическое корреляционное отношение:
; , – связь слабая.
– связь тесная.
Определив тесноту связи, необходимо убедиться, что связь эта не случайна, т.е. провести проверку существенности связи. Для этой цели может быть использован критерий Фишера (F – критерий):
или ,
, ,
где – расчетное значение критерия Фишера;
n – число единиц совокупности;
m – количество групп.
Если , то существенность связи подтверждается, где – критическое значение критерия Фишера, которое находится по таблицам.
Результаты расчетов по двум аналитическим группировкам ведем таблицу 9.
Расчет показателей по аналитическим группировкам
Расчитанные показатели  | 
  Номер интервала  | 
  Аналитическая группировка  | 
Среднее значение ряда распределения  | 
  175,3089619  | |
Внутригрупповая дисперсия  | 
  1  | 
  47,03  | 
2  | 
  190,01  | |
3  | 
  81,40  | |
4  | 
  0,94  | |
5  | 
  6,22  | |
Дисперсия средняя из групповых  | 
  82,43  | |
Межгрупповая дисперсия  | 
  87,09  | |
Общая дисперсия  | 
  169,52  | |
Дисперсионное отношение  | 
  0,51  | |
Эмпирическое корреляционное отношение  | 
  0,72  | |
К1  | 
  4  | |
К2  | 
  19  | |
к2/ к1  | 
  5,02  | |
  | 
  при α 0,05  | 
  2,9  | 
при α 0,01  | 
  4,5  | 
Из полученных данных видно, что при производительности труда рабочих в качестве факторного признака η = 0,72 а это близко к 0,76, значит связь тесная. Таким образом, на результативный признак оказывает влияние производительность труда работников. Этот признак будем использовать в дальнейших исследованиях.
                      
2.7. Корреляционно-регрессионный 
Корреляционно регрессионный анализ – комплекс методов, основанный на построении регрессионной модели. Наиболее разработанной в статистике является методика парной корреляции, рассматривающая влияние одного факторного признака (x) на результативный (y).
Выполним такой анализ для производительности труда. Анализ будем проводить для случая линейной связи:
.
Найти теоретическое уравнение связи – значит определить параметры прямой и . По методу наименьших квадратов система нормальных уравнений имеет вид:
,
гдеn – численность совокупности.
Решив эту систему, получим: а1=0,09, а0= 640,79.
Уравнение связи примет вид: yx=640,79+0,09x
Вычисленные параметры и позволяют получить модель зависимости себестоимости продукции от выбранного фактора. Но при численности совокупности n<30 необходима проверка параметров уравнения на их типичность. Для этого можно воспользоваться t-критерием Стьюдента.
для параметра :
для параметра :
,
где
– среднее квадратическое отклонение y от теоретических значений ;
– среднее квадратическое отклонение факторного признака x от общей средней .
Критические значения критерия Стьюдента с учетом принятого уровня значимости α и числа степеней свободы k представлены в таблице 10.
Теоретическое значение критерия Стьюдента
tα,k  | 
  α=0,05  | 
  2.074  | 
α=0,1  | 
  1.717  | 
Параметры и признаются типичными, если фактические значения критерия , больше критических , которые получают по таблице Стьюдента с учетом принятого уровня значимости a и числа степеней свободы k. Фактически признается типичным, т.к. из оно больше критического, признается не типичным.
Информация о работе Применение статистических методов в анализе себестоимости продукции