Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 09:36, курсовая работа
Цель данной работы – провести анализ себестоимости продукции выпускаемой промышленным предприятием.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Рассмотреть особенности проведения анализа себестоимости продукции, его цели и задачи;
Провести примеры анализ себестоимости продукции выпускаемой предприятием (на примере деревообрабатывающего цеха).
Введение..............................................................................................................................3
Глава 1. Составные элементы и методы анализа
себестоимости продукции..........................................................................................5
1.1. Сущность и составные элементы себестоимости продукции………………......5
1.2. Анализ структуры себестоимости продукции………………………………...…9
Глава 2. Основные методы статистического анализа себестоимости…………..…11
2.1. Оценка выполнения плана и динамики себестоимости продукции
индексным методом (на примере деревообрабатывающего цеха)……………..….11
2.2. Анализ себестоимости продукции в динамике……………………………..….18
2.3. Выявление основной тенденции ряда динамики
себестоимости продукции...............................................................................................21
2.4. Исследование влияния факторов на себестоимость продукции……………....27
2.5. Выбор факторов, влияющих на себестоимость
продукции графическим методом…………………………………...……................28
2.6. Оценка влияния факторов методом аналитической группировки………….....30
2.7. Корреляционно-регрессионный анализ…………………………………...........33
Заключение……………………………………………………………………….......38
Список литературы………………………………………………
= 9,81 тыс. руб.
Относительной мерой колеблемости уровней эмпирического ряда относительно тренда является коэффициент вариации:
= 0,014933
Колеблемость от линии тренда составляет 9,81 руб. или 1,4%. Так как коэффициент вариации меньше 30%, то значения уровней ряда достаточно однородны.
Используя уравнение динамики, выполним экстраполяцию себестоимости единицы продукции на следующий временной период. Экстраполяция – нахождение уровней за пределами изучаемого ряда, т.е. продление ряда на основе выявленной закономерности изменения уровней в изучаемый отрезок времени.
Можно использовать следующие методы экстраполяции:
– на основе средних характеристик данного ряда динамики: среднего абсолютного прироста и среднего темпа роста;
– аналитическое выравнивание ряда, при этом достаточно продолжить значение независимой переменной – времени.
Воспользуемся вторым методом. Для этого возьмем значение t =13, для которого себестоимость равна 667,62.
При составлении прогноза оперируют интервальной оценкой, определяя доверительные интервалы прогноза. Величина доверительного интервала определяется:
= ± 4,15 при =0,05
= ± 5,64 при = 0,01
где – среднее квадратическое отклонение от тренда;
– табличное значение t-критерия Стьюдента при уровне значимости .
при =0,05 равен 2,074, при 0,01 – 2,819.
Из величины доверительного интервала при =0,05 можно сделать вывод, что при t =13 себестоимость будет находиться в интервале от 663,47 до 673,26 руб.
2.4. Исследование
влияния факторов на
Изучение
взаимосвязей – одна из важнейших
задач экономико-
Компонентные связи характеризуются тем, что изменение статистического показателя определяется изменением компонентов, входящих в этот показатель как множители. Например, динамика затрат на 1 руб. товарной продукции зависит от динамики себестоимости и объема производства продукции, а также ее цены, что можно показать в виде взаимосвязи индексов:
.
Факторные связи проявляются в согласованной вариации изучаемых показателей. При корреляционной факторной связи изменение результативного признака y обусловлено не полностью влиянием факторного признака х, а лишь частично, так как возможно влияние других факторов. При изучении корреляционной связи решаются следующие основные задачи:
Статистика
разработала много методов
2.5. Выбор факторов, влияющих на себестоимость продукции
графическим методом
Отберем фактор производительности, который на первый взгляд могут оказывать влияние на себестоимость продукции: количество продукции и производительность труда. Данные представлены в таблице 7.
Влияние производительности на себестоимость продукции
Помесячное значение себестоимости продукции, руб. |
Производительность труда на 1 рабочего, тыс. руб./.раб. |
646 |
58 |
647 |
61 |
648 |
90 |
664 |
94 |
639 |
96 |
649 |
97 |
648 |
102 |
648 |
139 |
650 |
141 |
647 |
146 |
645 |
150 |
649 |
166 |
650 |
167 |
678 |
206 |
668 |
211 |
671 |
216 |
648 |
220 |
669 |
230 |
670 |
235 |
667 |
282 |
666 |
310 |
668 |
318 |
664 |
350 |
670 |
380 |
Построим корреляционные поля и линии тренда – рис. 5:
Рис. 5. Корреляционные поля и линии тренда
По данным рисункам можно сделать вывод, что себестоимость находиться в прямой зависимости от производительности и в обратной от количества продукции.
2.6. Оценка влияния факторов методом аналитической группировки
На этапе обоснования модели при построении аналитической группировки решается задача определения числа групп и границ интервалов. При равных интервалах целесообразно увеличивать число групп до тех пор, пока линия групповых средних сохраняет плавный характер и существенно не искажается случайными скачками. Построим аналитическую группировку.
В качестве факторного признака воспользуемся количеством продукции. Возьмем 5 разных по длине интервалов с равным количеством наблюдений. Представим результаты вычислений в таблице 8.
Аналитическая группировка себестоимости единицы продукции
по производительности
Группы по факторному признаку |
Среднее значение себестоимости единицы продукции в группе |
Численность, |
54-119 |
648,71 |
7 |
120-185 |
648,17 |
6 |
186-251 |
667,33 |
6 |
252-317 |
666,50 |
2 |
318-… |
667,33 |
3 |
Построим график групповых
средних совместно с
Рис. 6. Аналитическая группировка по производительности
Методика
измерения тесноты связи в
аналитической группировке
.
Общая дисперсия характеризует вариацию результативного признака (у) от всех влияющих на него факторных признаков:
или ,
где n – численность совокупности.
Групповые дисперсии и средняя из групповых характеризуют вариацию результативного признака у от всех факторных признаков, кроме признака х, по которому построена группировка:
; ,
гдеj – порядковый номер значения признака в i-й группе.
Межгрупповая дисперсия характеризует вариацию результативного признака от признака, положенного в основание группировки:
.
Отсюда можно получить относительный показатель – дисперсионное отношение – показывающий удельный вес вариации, связанной с группировочным признаком в общей дисперсии:
.
Тесноту связи характеризует эмпирическое корреляционное отношение:
; , – связь слабая.
– связь тесная.
Определив тесноту связи, необходимо убедиться, что связь эта не случайна, т.е. провести проверку существенности связи. Для этой цели может быть использован критерий Фишера (F – критерий):
или ,
, ,
где – расчетное значение критерия Фишера;
n – число единиц совокупности;
m – количество групп.
Если , то существенность связи подтверждается, где – критическое значение критерия Фишера, которое находится по таблицам.
Результаты расчетов по двум аналитическим группировкам ведем таблицу 9.
Расчет показателей по аналитическим группировкам
Расчитанные показатели |
Номер интервала |
Аналитическая группировка |
Среднее значение ряда распределения |
175,3089619 | |
Внутригрупповая дисперсия |
1 |
47,03 |
2 |
190,01 | |
3 |
81,40 | |
4 |
0,94 | |
5 |
6,22 | |
Дисперсия средняя из групповых |
82,43 | |
Межгрупповая дисперсия |
87,09 | |
Общая дисперсия |
169,52 | |
Дисперсионное отношение |
0,51 | |
Эмпирическое корреляционное отношение |
0,72 | |
К1 |
4 | |
К2 |
19 | |
к2/ к1 |
5,02 | |
|
при α 0,05 |
2,9 |
при α 0,01 |
4,5 |
Из полученных данных видно, что при производительности труда рабочих в качестве факторного признака η = 0,72 а это близко к 0,76, значит связь тесная. Таким образом, на результативный признак оказывает влияние производительность труда работников. Этот признак будем использовать в дальнейших исследованиях.
2.7. Корреляционно-регрессионный
Корреляционно регрессионный анализ – комплекс методов, основанный на построении регрессионной модели. Наиболее разработанной в статистике является методика парной корреляции, рассматривающая влияние одного факторного признака (x) на результативный (y).
Выполним такой анализ для производительности труда. Анализ будем проводить для случая линейной связи:
.
Найти теоретическое уравнение связи – значит определить параметры прямой и . По методу наименьших квадратов система нормальных уравнений имеет вид:
,
гдеn – численность совокупности.
Решив эту систему, получим: а1=0,09, а0= 640,79.
Уравнение связи примет вид: yx=640,79+0,09x
Вычисленные параметры и позволяют получить модель зависимости себестоимости продукции от выбранного фактора. Но при численности совокупности n<30 необходима проверка параметров уравнения на их типичность. Для этого можно воспользоваться t-критерием Стьюдента.
для параметра :
для параметра :
,
где
– среднее квадратическое отклонение y от теоретических значений ;
– среднее квадратическое отклонение факторного признака x от общей средней .
Критические значения критерия Стьюдента с учетом принятого уровня значимости α и числа степеней свободы k представлены в таблице 10.
Теоретическое значение критерия Стьюдента
tα,k |
α=0,05 |
2.074 |
α=0,1 |
1.717 |
Параметры и признаются типичными, если фактические значения критерия , больше критических , которые получают по таблице Стьюдента с учетом принятого уровня значимости a и числа степеней свободы k. Фактически признается типичным, т.к. из оно больше критического, признается не типичным.
Информация о работе Применение статистических методов в анализе себестоимости продукции