Применение статистических методов в анализе себестоимости продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 09:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – провести анализ себестоимости продукции выпускаемой промышленным предприятием.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Рассмотреть особенности проведения анализа себестоимости продукции, его цели и задачи;
Провести примеры анализ себестоимости продукции выпускаемой предприятием (на примере деревообрабатывающего цеха).

Оглавление

Введение..............................................................................................................................3
Глава 1. Составные элементы и методы анализа
себестоимости продукции..........................................................................................5
1.1. Сущность и составные элементы себестоимости продукции………………......5
1.2. Анализ структуры себестоимости продукции………………………………...…9
Глава 2. Основные методы статистического анализа себестоимости…………..…11
2.1. Оценка выполнения плана и динамики себестоимости продукции
индексным методом (на примере деревообрабатывающего цеха)……………..….11
2.2. Анализ себестоимости продукции в динамике……………………………..….18
2.3. Выявление основной тенденции ряда динамики
себестоимости продукции...............................................................................................21
2.4. Исследование влияния факторов на себестоимость продукции……………....27
2.5. Выбор факторов, влияющих на себестоимость
продукции графическим методом…………………………………...……................28
2.6. Оценка влияния факторов методом аналитической группировки………….....30
2.7. Корреляционно-регрессионный анализ…………………………………...........33
Заключение……………………………………………………………………….......38
Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

Статистика Курсовая Хамхоев П.В.2.doc

— 681.00 Кб (Скачать)

Министерства образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

 

«Московский государственный  технический университет «МАМИ»

(наименование ВУЗа)

 

 

 

 

Составные элементы и методы анализа себестоимости продукции

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине  Статистика

на тему:

Применение статистических методов в анализе себестоимости  продукции

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Хамхоев Павел  Владимирович

Группа: 22759

Цикл обучения: 6

Курс 3    семестр 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Москва

2013 г.

 

Содержание

Введение..............................................................................................................................3

Глава 1. Составные элементы и методы анализа 

себестоимости продукции..........................................................................................5

1.1. Сущность и составные  элементы себестоимости продукции………………......5

1.2. Анализ структуры себестоимости продукции………………………………...…9

Глава 2. Основные методы статистического анализа себестоимости…………..…11

2.1. Оценка выполнения  плана и динамики себестоимости  продукции

индексным методом (на примере деревообрабатывающего  цеха)……………..….11

2.2. Анализ себестоимости продукции в динамике……………………………..….18

2.3. Выявление основной тенденции ряда динамики

себестоимости продукции...............................................................................................21

2.4. Исследование  влияния факторов на себестоимость  продукции……………....27

2.5. Выбор факторов, влияющих на себестоимость

продукции графическим  методом…………………………………...……................28

2.6. Оценка влияния  факторов методом аналитической  группировки………….....30

2.7. Корреляционно-регрессионный  анализ…………………………………...........33

Заключение……………………………………………………………………….......38               

Список литературы…………………………………………………………………..40

 

Введение

 

Себестоимость является одним из обобщающих показателей  предприятия, отражающих эффективность использованных ресурсов, внедрение новой техники и технологий, труда, производства и управления, а так же необходимой базы для исчисления прибыли, совершенствование организации.

Успех фирмы  зависит от формирования себестоимости  по нескольким причинам:

  • затраты на производство изделия выступают важнейшим элементом при определении справедливой и конкурентоспособной продажной цены;
  • информация о себестоимости продукции часто лежит в основе прогнозирования и управления производством и затратами;
  • знание себестоимости необходимо для определения сальдо материальных счетов на конец отчётного периода.

Себестоимость продукции (работ, услуг) – это стоимостная  оценка используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на её производство и реализацию. Её реальное определение на предприятии необходимо для маркетинговых исследований и принятия на их основе решения о начале производства новых изделий с наименьшими затратами; определение степени влияния определённых статей затрат на себестоимость продукции; ценообразования; правильного определения финансовых результатов работы, а соответственно, и налогообложение прибыли.

В настоящее  время перед предприятиями ставится задача найти наиболее рациональные способы снижения себестоимости продукции, а вследствие этого и ее цены. Предприятия различных форм собственности решают этот вопрос по-разному, выбирая тот или иной, наиболее приемлемый для них вариант. Но в основном решение проблемы совершенствования учета затрат сводится к следующему:

  • организовать изучения рынка по закупке сырья с целью выявления более дешевых источников;
  • сократить транспортно-заготовительные расходы, путем закупки сырья у источников расположенных как можно ближе к предприятию;
  • использовать новейшие разработки НТР в области замены сырья, используемым предприятием, на более дешевые;
  • провести совершенствование производственного изготовления продукции, путем внедрения новых технологий;
  • проводимые мероприятия по уменьшению отходов в процессе изготовления продукции, а также изучение и применение внедрение новейших технологий, позволяют использование отходов в других целях.

Статистический  анализ производственно-хозяйственной  деятельности предприятия играет важную роль в обеспечении повышения  эффективности производства. Он является существенной составной частью методов управления. Анализ является базой планирования, средством оценки качества планирования и выполнения плана.

Таким образом, исследуемая проблема направлений  снижения себестоимости продукции является весьма актуальной.

Цель данной работы – провести анализ себестоимости  продукции выпускаемой промышленным предприятием.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

  1. Рассмотреть особенности проведения анализа себестоимости продукции, его цели и задачи;
  2. Провести примеры анализ себестоимости продукции выпускаемой предприятием (на примере деревообрабатывающего цеха).

Глава 1. Составные элементы и методы анализа себестоимости продукции 

               1.1. Сущность и составные элементы  себестоимости продукции

 

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

В отечественной  теории и практике в зависимости  от объекта, для которого определяются затраты, различают следующие виды себестоимости:

Себестоимость всей продукции, под которой понимается общая сумма затрат на ее производство и реализацию. При этом различают полную производственную себестоимость и полную (коммерческую) себестоимость продукции.

Полная производственная себестоимость - это общая сумма  прямых и косвенных затрат на производство товаров или услуг.

Полная (коммерческая) себестоимость включает в себя полную производственную себестоимость, а также сумму внепроизводственных (коммерческих) расходов. Индивидуальная себестоимость, т.е. себестоимость конкретной единицы продукции. Определяется исключительно в случае единичного производства, например при строительстве судна или при изготовлении уникального оборудования.

Средняя себестоимость  – данный показатель может быть рассчитан для отдельных предприятий и для отраслей определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции.1

Себестоимость входит в число особо значимых показателей эффективности хозяйственной  деятельности. Она представляет собой  затраты предприятия на производство и обращение, служит основой соизмерения  расходов и доходов, то есть самоокупаемости.

В зависимости  от целей управления затраты предприятия  группируются по различным признакам, рассмотрим наиболее распространенные принципы классификации затрат предприятия, формирующих себестоимость продукции, и их значение:

1. Группировка затрат по экономическим элементам показывает, что именно израсходовано на производство продукции (работ, услуг), каково соотношение отдельных элементов затрат в общей сумме расходов.

Под экономическим  элементом затрат принято понимать экономически однородный вид затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), который на уровне предприятия невозможно разложить на отдельные составляющие.

Данная группировка  затрат включает в себя:

  • материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
  • затраты на оплату труда;
  • отчисления на социальные нужды;
  • амортизация основных фондов;
  • прочие затраты.

Группировка затрат по экономическим элементам  позволяет определять и анализировать  структуру текущих издержек производства и обращения. Для проведения такого рода анализа необходимо рассчитать удельный вес того или иного элемента в общей сумме затрат.

2. Для планирования  и учета издержки, связанные с  производством и реализацией продукции (работ, услуг) группируют по статьям калькуляции. Это позволяет формировать производственную и полную себестоимость производимой продукции. Затраты по статьям калькуляции по своему составу шире элементных, так как учитывают характер и структуру производства, создавая базу для определения цены создаваемой продукции и экономического анализа.

3. Для контроля  за составом затрат по местам  их совершения необходимо знать  не только то, что затрачено  в процессе производства, но и  на какие цели (куда и на что) эти затраты произведены, то есть учитывать затраты по направлениям, по отношению их к технологическому процессу. Такой учет затрат позволяет анализировать себестоимость по ее составным частям и по некоторым видам продукции. В этих целях затраты на производство подразделяются на основные и на накладные. В составе последних отдельно по единым статьям учитываются расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования; расходы на управление цехами (общепроизводственные расходы) и управление предприятием в целом (общехозяйственные расходы).

В свою очередь, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования - это амортизация оборудования и транспортных средств (внутризаводского транспорта); издержки на эксплуатацию оборудования в виде расходов смазочных, обтирочных, охлаждающих и других аналогичных материалов; заработная плата рабочих, обслуживающих оборудование, и отчисления на социальные нужды; расходы всех видов энергии, воды, пара, сжатого воздуха, услуг вспомогательных производств; расходы на ремонт оборудования, технические осмотры, уход; расходы на внутризаводское перемещение материалов, полуфабрикатов, продукции и другие расходы, связанные с использованием оборудования.

В цеховые, или  производственные, накладные расходы  на управление входят: заработная плата аппарата управления цехов с отчислениями на социальные нужды; затраты на амортизацию зданий, сооружений, инвентаря, содержание и ремонт зданий, сооружений, обеспечение нормальных условий труда и технику безопасности, на спецодежду и спецобувь; и другие аналогичные затраты, связанные с управлением производственными подразделениями.

Каждая из этих групп накладных расходов имеет  свою специфику, но их объединяет то, что  они планируются и учитываются по местам их возникновения, то есть по производственным подразделениям, а не по видам продукции, как это происходит с основными прямыми расходами. Обе эти группы - расходы комплексные, косвенно распределяемые между отдельными видами продукции и между законченной продукцией и незавершенным производством.

Общехозяйственные накладные расходы, или накладные  расходы непроизводственного назначения, связаны с функцией руководства, управления, которые осуществляются в рамках предприятия, компании, фирмы в целом. В состав этих расходов включается несколько групп: административно-управленческие, общехозяйственные, налоги, обязательные платежи, отчисления и пр.

В их состав включают издержки на:

  • содержание работников аппарата управления предприятием, заработную плату, отчисления на социальные нужды, материально-техническое и транспортное обслуживание их деятельности, затраты на командировки;
  • содержание и обслуживание технических средств управления (вычислительных центров, узлов связи, средств сигнализации), освещение, отопление и прочие;
  • оплату консультационных, информационных и аудиторских услуг, оплату услуг банка (в том числе проценты по кредитам банка и проценты по кредитам поставщика за приобретенные товарно-материальные ценности);
  • текущие затраты, связанные с содержанием фондов природоохранного назначения, очистных сооружений, на уничтожение экологически опасных отходов и платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в природную среду;
  • износ (амортизацию) основных средств и нематериальных активов;
  • платежи по обязательному страхованию имущества предприятия и отдельных категорий работников, налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком.

4. Классификация  затрат на переменные и постоянные  отражает прямую пропорциональную  зависимость объема выпуска продукции  и соответственно затрат на ее производство от степени загрузки производственных мощностей. Переменными затратами считаются те, величина которых является производной от уровня использования производственных мощностей. Это, например, затраты на сырье и материалы, на оплату труда. Постоянными признаются затраты, размер которых не увязан с объемом производства и уровнем использования производственных мощностей - расходы на оборудование, аренда производственных помещений, оплата управленческого аппарата. При этом в расчете на единицу продукции размер постоянных затрат обратно пропорционален росту выпуска продукции в результате увеличения загрузки производственных мощностей.

Информация о работе Применение статистических методов в анализе себестоимости продукции