Предмет и метод статистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 17:49, контрольная работа

Краткое описание

В науку термин статистика ввел немецкий ученый Готфрид Ахенваль в 1746 году, предложив заменить название курса «Государствоведение», преподававшегося в университетах Германии, на «Статистику», положив тем самым начало развитию статистики как науки и учебной дисциплины. Несмотря на это, статистический учет велся намного раньше: проводились переписи населения в Древнем Китае, осуществлялось сравнение военного потенциала государств, велся учет имущества граждан в Древнем Риме и пр.
У истоков статистической науки стояли 2 школы: немецкая описательная и английская школа политических арифметиков.

Файлы: 1 файл

Статистика.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

   Теоретическую разработку проблемы смертности продолжил Э.Геллей. Знаменитый английский астроном выдвинул идею закона больших чисел и применил методы устранения случайных отклонений.

   Политические арифметики путем обобщения и анализа фактов стремились цифрами охарактеризовать состояние и развитие общества, вскрыть закономерности развития общественных явлений, проявляющиеся в массовом материале. Цели и задачи, которые ставили перед собой эти ученые, близки к современному пониманию сущности статистики. История показала, что именно школа политических арифметиков явилась истоком возникновения современной статистики как науки. Идеи Д.Граунта, Э.Геллея и В.Петти имели своих последователей не только на их родине, но и в других европейских государствах. Наибольшее развитие эта школа получила в ХVП и ХVШ вв. в Англии, Голландии, Франции. В дальнейшем школа политических арифметиков сосредоточилась в основном на демографии, а особенно , на вопросах страхования жизни, финансовых расчетах.

   Заслугой политических арифметиков является то, что они понимали необходимость использования массовых данных для выявления тех или иных закономерностей, что при сводке и анализе использовали группировки, средние и относительные величины, старались рассматривать многие показатели взаимосвязано, при отсутствии необходимых данных использовали косвенные расчеты и т.д.

   В первой  половине 19 в. возникло т р е т ь е н а п р а в л е н и е статистической науки. Оно получило название статистико-математического. Приверженцы этого направления представителей государствоведения и представителей политической арифметики дошли до теоретического обобщения практики учетно-статистических работ. До создания теории статистики. Особый вклад в развитие этого направления внес известный бельгийский статистик Адольф Кетле (1796-1874) математик по образованию, много лет возглавлявший национальную статистику Бельгии, основоположник учения о средних величинах. Он называл статистику «Социальной физикой», т.е. наукой изучающей законы общественной системы с помощью количественных методов. Важнейшей его заслугой является обоснование идеи использования закономерностей, выявленных из массы случаев, в качестве важнейшего инструмента познания объективного мира. Именно он дал определение предмета статистики (массовые явления, связанные с жизнью общества, государства), увидел в ней орудие социального познания, также он внес значительный вклад в разработку теории устойчивости статистических показателей, раскрыл суть методов статистики. Учение А.Кетле о статистической закономерности оказало значительное влияние на современников.

   Математическое направление в статистике развивалось в работах Ф.Гальтона (1822-1911), К.Пирсона (1857-1936), В.Госсета (1876-1936), Р.Фишера (1890-1962), М.Митчела (1874-1948) и др. Представители этого направления, считали основной статистики теорию вероятностей, составляющую одну из отраслей прикладной математики.

   Ф.Гальтон, родственник Чарлза Дарвина, серьезно заинтересовался проблемой наследственности, к анализу которой он вскоре применил статистические методы. Кроме всего прочего им было разработано использование понятия перцентиля. К.Пирсон также провел много плодотворных исследований в статистике. Наряду с Ф.Гальтоном, он внес значительный вклад в развитие и разработку теории количественной оценки связи (теории корреляции). В.Госсет, писавший под псевдонимом Стьдента, разработал теорию малой выборки. Р.Фишер развивал методы количественного анализа. М.Митчелу принадлежит идея «экономического барометра». Исследования данных ученых оказали существенное воздействие на современную статистику. 
 
 

Система государственной  статистики в РФ. 

Федеральный закон Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации"

Опубликовано 6 декабря 2007 г.

Вступает в  силу 17 декабря 2007 г. 

Статья 1. Цель и  предмет регулирования настоящего Федерального закона.

 1. Целью настоящего Федерального закона является создание правовых основ для реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учета, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации о социальных, об экономических, о демографических, об экологических и о других общественных процессах в Российской Федерации.

 2. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета.

 3. Действие настоящего Федерального закона распространяется на респондентов, субъекты официального статистического учета и пользователей официальной статистической информацией. 

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем  Федеральном законе.

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие  основные понятия:

 1) официальный статистический учет - деятельность, направленная на проведение в соответствии с официальной статистической методологией федеральных статистических наблюдений и обработку данных, полученных в результате этих наблюдений, и осуществляемая в целях формирования официальной статистической информации;

 2) система государственной статистики - государственная федеральная информационная статистическая система, представляющая собой совокупность позволяющих осуществлять официальный статистический учет первичных статистических данных и административных данных, формируемой на их основе в соответствии с официальной статистической методологией официальной статистической информации и обеспечивающих формирование такой информации информационных технологий и технических средств;

 3) официальная статистическая информация - сводная агрегированная документированная информация о количественной стороне социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессов в Российской Федерации, формируемая субъектами официального статистического учета в соответствии с официальной статистической методологией;

 4) субъекты официального статистического учета - федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

 5) федеральное статистическое наблюдение - сбор первичных статистических данных и административных данных субъектами официального статистического учета;

 6) административные данные - используемая при формировании официальной статистической информации документированная информация, получаемая федеральными органами государственной власти, иными федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными организациями в связи с осуществлением ими разрешительных, регистрационных, контрольно-надзорных и других административных функций, а также иными организациями, на которые осуществление указанных функций возложено законодательством Российской Федерации;

 7) первичные статистические данные - документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения;

 8) пользователи официальной статистической информацией - государственные органы, органы местного самоуправления, юридические и физические лица, обращающиеся к системе государственной статистики или субъектам официального статистического учета за получением необходимой им статистической информации и (или) пользующиеся такой информацией. 

Статья 3. Правовое регулирование официального статистического учета и системы государственной статистики.

 1. Правовое регулирование официального статистического учета и системы государственной статистики основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти.

 2. Правовое регулирование отношений, которые связаны с поиском, обработкой, предоставлением и распространением официальной статистической информации, обеспечением ее защиты, применением информационных технологий и другими вопросами создания и эксплуатации системы государственной статистики и которые не урегулированы настоящим Федеральным законом, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 

Статья 4. Принципы официального статистического учета  и системы государственной статистики.

   Принципами официального статистического учета и системы государственной статистики являются:

 1) полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами);

 2) применение научно обоснованной официальной статистической методологии, соответствующей международным стандартам и принципам официальной статистики, а также законодательству Российской Федерации, открытость и доступность такой методологии;

 3) рациональный выбор источников в целях формирования официальной статистической информации для обеспечения ее полноты, достоверности и своевременности предоставления, а также в целях снижения нагрузки на респондентов;

 4) обеспечение возможности формирования официальной статистической информации по Российской Федерации в целом, по субъектам Российской Федерации, по муниципальным образованиям;

 5) обеспечение конфиденциальности первичных статистических данных при осуществлении официального статистического учета и их использование в целях формирования официальной статистической информации;

 6) согласованность действий субъектов официального статистического учета;

 7) применение единых стандартов при использовании информационных технологий и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации для создания и эксплуатации системы государственной статистики в целях ее совместимости с другими государственными информационными системами;

 8) обеспечение сохранности и безопасности официальной статистической информации, первичных статистических данных и административных данных. 

Статья 5. Официальный  статистический учет.

 1. Официальный статистический учет в Российской Федерации осуществляется субъектами официального статистического учета.

 2. Субъекты официального статистического учета от имени Российской Федерации осуществляют правомочия обладателей официальной статистической информации, формируемой этими субъектами.

 3. Субъекты официального статистического учета являются операторами системы государственной статистики.

 4. В системе государственной статистики используются следующие виды документированной информации: официальная статистическая информация, первичные статистические данные, административные данные.

 5. Официальный статистический учет осуществляется в соответствии с федеральным планом статистических работ, который разрабатывается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти совместно с субъектами официального статистического учета и утверждается Правительством Российской Федерации. Решение об актуализации (о корректировке) федерального плана статистических работ принимается Правительством Российской Федерации по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

 6. Федеральный план статистических работ содержит перечни субъектов официального статистического учета и выполняемых ими работ по формированию официальной статистической информации с указанием периодичности выполнения каждой работы, уровня агрегирования официальной статистической информации (по Российской Федерации в целом, по субъектам Российской Федерации, по муниципальным образованиям), группировки этой информации согласно классификационным признакам и сроков ее предоставления пользователям официальной статистической информацией или распространения.

Информация о работе Предмет и метод статистики