Предмет, метод и задачи статистики предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 22:26, контрольная работа

Краткое описание

Развитие малого бизнеса – одно из приоритетных направлений государственной политики, направленной на рост российской экономики, создание благоприятных условий для развития инициативы граждан в этой области. Необходимым условием разработки эффективных мер государственной поддержки малого предпринимательства является наличие достоверной и своевременной информации о состоянии и развитии сектора малого предпринимательства.

Оглавление

Введение 3
1. Предмет, метод и задачи статистики предпринимательства 4
2. Показатели статистики предпринимательства, методология их исчисления 9
Задача 1 15
Задача 2 21
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

Задача 1.docx

— 59.37 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение                                                                                                                   3

  1. Предмет, метод и задачи статистики предпринимательства                    4
  2. Показатели статистики предпринимательства, методология их исчисления                                                                                                     9

Задача 1                                                                                                                   15

Задача 2                                                                                                                   21

Заключение                                                                                                             24

Список использованной литературы                                                                   26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Развитие малого бизнеса  – одно из приоритетных направлений  государственной политики, направленной на рост российской экономики, создание благоприятных условий для развития инициативы граждан в этой области. Необходимым условием разработки эффективных  мер государственной поддержки  малого предпринимательства является наличие достоверной и своевременной  информации о состоянии и развитии сектора малого предпринимательства.

Задачей статистики малого предпринимательства является обеспечение  информационных потребностей органов  власти, научных, широких общественных кругов и граждан достоверной  и своевременной информацией  о состоянии и развитии данного  сектора экономики в условиях снижения статистической нагрузки на респондентов.

Закон Российской Федерации  от 24.07.2007 № 209 – ФЗ типизирует субъекты малого и среднего предпринимательства  независимо от их организационно-правового  статуса. Это означает, что индивидуальный предприниматель в зависимости  от параметров своей деятельности может  быть как микро, малым или средним  предприятием, так и не являться таковым.

Исходя из особенностей совокупностей  субъектов малого предпринимательства, статистическое наблюдение за каждой из них организовано с использованием различных форм статистической отчетности, отражающих специфику субъектов  малого предпринимательства, а также  с применением различных методов  статистического наблюдения.

 

 

 

 

 

 

  1. Предмет, метод и задачи статистики предпринимательства

Статистика предпринимательства  в России начала формироваться в  конце 80-х – начале 90-х годов  ХХ века, в связи с развитием  кооперативов, затем малых предприятий  и осуществлением приватизации.

Статистические сведения о предпринимательской деятельности основываются на определенной системе  источников информации, которая включает перечни прошедших государственную  регистрацию коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, фермерских хозяйств. Таким образом, объектом  статистического исследования   является самостоятельный хозяйствующий  субъект (предприятие), осуществляющий свою предпринимательскую деятельность на территории данного государства  и подчиняющийся законам и  подзаконным актам этого государства.

Органы государственной  статистики осуществляют отнесение  предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства  только для организации федеральных  статистических наблюдений на основании  имеющейся в органах государственной  статистики информации, используя критерии, установленные Федеральным законом  от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации».

Типизация организаций проводится на основании данных государственной  регистрации, статистической и бухгалтерской  отчетности (о средней численности  работников и выручке). В случае отсутствия необходимой информации типизация  отдельных предприятий носит  условный характер.

Для статистического исследования масштабов и структуры предпринимательства  проводятся статистические обследования всего массива субъектов предпринимательской  деятельности, которые включены в  генеральную совокупность. При этом крупные и средние субъекты обследуются сплошным методом, а мелкие и индивидуальные – способом выборки.

Статистика предпринимательства – статистические данные объединяемые органами государственного надзора.

Статистическая отчетность (статистика) - совокупность составляемых по утвержденным формам отчетов компаний, предприятий, организаций, которые  они обязаны в установленные  сроки представлять в региональные статистические органы.

Граждане, занимающиеся предпринимательской  деятельностью, представляют в органы государственной статистики учредительные  документы для присвоения идентификационных  кодов, определения классификационных  признаков на основании общероссийских классификаторов технико-экономической  информации для включения в единый государственный регистр предприятий  и организаций (ЕГРПО) и отражения  в государственной статистической отчетности.

Статистические сведения о предпринимательской деятельности основываются на определенной системе  источников информации, которая включает перечни прошедших государственную  регистрацию коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, фермерских хозяйств.

По своей экономической  сущности предпринимательство относится  к такому виду деятельности, которая  преследует цель получить доход за счет собственных или заемных  средств, а также путем опосредованного  участия в такой деятельности (вложение в дело своего капитала).

Главным стимулом и основным статистическим показателем в такого рода деятельности является прибыль  как вид дохода, который остается после вычета из выручки затрат и  оплаты труда наемных работников. Прибыль является собственностью предпринимателя  и расходуется им по своему усмотрению.

Предпринимательская прибыль - это особого рода доход, который, с одной стороны, сопровождается коммерческим риском, с другой - является вознаграждением за коммерческий успех (инициатива и активность в реализации новых идей, высокое качество продукции или услуг).

Законодательство РФ предоставляет  достаточно широкие экономические  права предпринимательской деятельности (наряду с экономическими обязательствами):

    • формирование производственной программы, самостоятельный выбор поставщиков и потребителей своей продукции;
    • установление цены на свою продукцию в пределах, предусмотренных законодательством и договорными обязательствами;
    • привлечение на договорных началах и использование финансовых средств, имущества и отдельных имущественных прав граждан и юридических лиц;
    • распоряжение прибылью в соответствии с законодательством, уставом предприятия и договорными обязательствами;
    • открытие расчетных и других счетов в любом банке для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций;
    • самостоятельное установление форм, систем и размеров оплаты труда работников (при этом максимальный размер оплаты труда не ограничен);
    • выпуск и приобретение акций и других ценных бумаг.

Среди обязанностей следует  отметить:

  • своевременное представление декларации о доходах и уплате налогов и других обязательных платежей и сборов в соответствии с законодательством;
  • выполнение договорных обязательств;
  • своевременное заявление о банкротстве предприятия в случае невозможности исполнения обязательств перед кредиторами;
  • полная ответственность за соблюдение расчетной дисциплины и т.д.

В условиях формирования рыночного  хозяйства особое значение приобретает  развитие среднего и мелкого предпринимательства, малого бизнеса. Именно малые предприятия  способны быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, поскольку не требуют крупных  стартовых вложений, гарантируют  высокую скорость оборота ресурсов, быстро реагируют на изменение рыночной конъюнктуры.

Согласно Гражданскому кодексу  Российской Федерации предпринимательская  деятельность в России может осуществляться гражданами без образования юридического лица, а также юридическими лицами. В первом случае гражданин действует  либо в качестве индивидуального  предпринимателя, либо как глава  крестьянского (фермерского) хозяйства. Во втором случае предпринимательская  деятельность осуществляется, как правило, юридическими лицами, являющимися коммерческими  организациями. Коммерческие организации  могут создаваться в форме  хозяйственных товариществ и  обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных  унитарных предприятий. Некоммерческие организации (потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, учреждения, объединения юридических  лиц) могут осуществлять предпринимательскую  деятельность лишь постольку, поскольку  это служит достижению целей, ради которых  они созданы.

Статистика призвана выявить:

  • в каких формах и масштабах осуществляется соединение живого труда и экономических активов в процессе предпринимательской деятельности;
  • каково инновационное содержание и экономическая эффективность этого процесса;
  • каковы тенденции развития предпринимательства.

В общем числе коммерческих организаций большую часть составляют организации, являющиеся субъектами малого предпринимательства, проще говоря — малые предприятия . Например, в 2008 г. малые предприятия составляли 85% общего количества действующих промышленных предприятий, однако ими было произведено лишь 4% всего объема промышленной продукции.

В ходе статистического исследования предпринимательства необходимо выяснить количество зарегистрированных и фактически действующих индивидуальных предпринимателей и коммерческих организаций (в том  числе субъектов малого предпринимательства); их распределение по формам собственности, организационно-правовым формам и видам  деятельности. Для каждой из полученных групп определить важнейшие сводные  экономические показатели. Целесообразно  также провести группировку общего числа предприятий в зависимости  от их размера, при этом в качестве группировочного признака обычно используются показатели численности работников или объема выпущенной продукции. Результаты такого анализа дают ответ на вопрос — в каких формах и масштабах  осуществляется предпринимательская  деятельность.

Эффективность предпринимательской  деятельности оценивается отдельно по текущей (операционной) и инвестиционной деятельности.

Текущая предпринимательская  деятельность представляет собой работу предпринимателя по обеспечению  наиболее эффективного соединения уже  имеющихся в его распоряжении факторов производства с целью увеличения выпуска и продажи товаров  и услуг при одновременном  уменьшении затрат на их производство. Основным показателем эффективности  текущей деятельности является рентабельность реализованных товаров и услуг, которая исчисляется как отношение  прибыли, полученной от реализации произведенных  данным предпринимателем или юридическим  лицом товаров и услуг, к величине затрат на производство этих товаров  и услуг. Ресурсы, вложенные в  дело в процессе текущей деятельности, дают отдачу сравнительно быстро — по мере продажи произведенных товаров и услуг.

Инвестиционная деятельность не дает быстрой отдачи, она ориентирована  на создание основы для будущих доходов. Ее исследование представляет собой  комплекс довольно сложных проблем.

Инвестиционная деятельность часто направлена на освоение новых  для данного предприятия научно-технических  достижений, т.е. имеет ярко выраженное инновационное содержание.

 

2. Показатели статистики предпринимательства, методология их исчисления

Статистическое изучение предпринимательства начинается с  определения перечней прошедших  государственную регистрацию коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств. Такая  информация имеется в Едином государственном  регистре предприятий и организаций, а также в регистрах государственной налоговой службы. Далее из этих перечней выбираются фактически действующие юридические лица, индивидуальные предприниматели и фермеры. Полученное в результате такого отбора множество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и фермеров образует генеральную совокупность объектов, на основе которой проводятся сплошные или выборочные статистические наблюдения.

Для ее формирования используются различные источники информации. В частности, считаются фактически действующими и включаются в состав генеральной совокупности все организации, которые представили в органы государственной статистики годовую  бухгалтерскую отчетность за предыдущий год, а также новые организации, зарегистрированные в текущем году. Такой подход достаточно надежен, поскольку  в соответствии с Федеральным  законом Российской Федерации «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. все организации, за исключением  бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность органам государственной статистики по месту их регистрации. Индивидуальные предприниматели и организации, являющиеся субъектами малого предпринимательства и имеющие численность работников менее 15 человек, бухгалтерскую отчетность в органы статистики, как правило, не представляют, поэтому сведения о них вносятся в генеральную совокупность объектов статистического наблюдения по данным государственной налоговой службы или других источников.

Информация о работе Предмет, метод и задачи статистики предпринимательства