Предмет, метод и задачи статистики предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 22:26, контрольная работа

Краткое описание

Развитие малого бизнеса – одно из приоритетных направлений государственной политики, направленной на рост российской экономики, создание благоприятных условий для развития инициативы граждан в этой области. Необходимым условием разработки эффективных мер государственной поддержки малого предпринимательства является наличие достоверной и своевременной информации о состоянии и развитии сектора малого предпринимательства.

Оглавление

Введение 3
1. Предмет, метод и задачи статистики предпринимательства 4
2. Показатели статистики предпринимательства, методология их исчисления 9
Задача 1 15
Задача 2 21
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

Задача 1.docx

— 59.37 Кб (Скачать)

Для изучения масштабов и  структуры предпринимательства  проводятся статистические обследования всего массива субъектов предпринимательской  деятельности, включенных в генеральную  совокупность. Из-за значительной стоимости  такого статистического исследования в развитых странах оно проводится не чаще одного раза в год. Опросные листы, рассылаемые респондентам, содержат несколько групп вопросов, в том  числе вопросы о структуре  хозяйствующих субъектов, поэтому  данная работа часто называется структурным  обследованием предприятий.

В рамках Европейского союза  основные принципы структурной статистики предприятий определены нормативным  документом Совета ЕС (Council Regulation № 58/57, 20.12.1996). Этим документом установлены  показатели, подлежащие изучению в  ходе структурного обследования. По всем обследуемым субъектам предпринимательской  деятельности должны быть получены следующие  показатели: оборот (объем продаж), объем  произведенной продукции, добавленная  стоимость, объем покупок товаров  и услуг (в том числе для  целей перепродажи), инвестиции в  материальные активы, количество работающих, сумма заработной платы и некоторые  другие. Поскольку перечень основных показателей един для всех типов  хозяйствующих субъектов, имеется  возможность сопоставлять между  собой сводные данные по различным  группам предприятий, анализировать  структуру предпринимательской  деятельности. В этом состоит важнейшее  преимущество структурного обследования предприятий.

В ходе структурного обследования коммерческих организаций большинство  из перечисленных показателей запрашиваются  только в целом по юридическому лицу. Однако отдельные наиболее важные показатели (объем произведенной продукции, численность работников и инвестиции в материальные активы) запрашиваются  в разбивке по местным единицам данного  юридического лица и видам его  деятельности.

Местные единицы — это  принадлежащие юридическому лицу части, различающиеся своим местоположением. Если у юридического лица нет территориально обособленных подразделений, то ему  соответствует только одна местная  единица. Получение данных по местным  единицам позволяет выявить территориальную  структуру производства.

Данные об основных показателях  хозяйствующего субъекта в разрезе  видов деятельности необходимы для  точного определения отраслевой структуры производства и выявления  основного (преобладающего) вида деятельности каждого предприятия. В настоящее  время каждое юридическое лицо зачастую осуществляет несколько видов экономической  деятельности. Наиболее распространены случаи, когда производители товаров  и услуг одновременно занимаются торговой деятельностью. Поэтому получение  наиболее точных сводных данных об объеме производства, численности работников и инвестициях по видам экономической  деятельности возможно только на основании  структурного обследования предприятий.

В странах ЕС при проведении структурных обследований малые  предприятия и индивидуальные предприниматели  обследуются в выборочном порядке, в отношении крупных и средних  предприятий применяются сплошные методы статистического наблюдения. Российская статистическая практика постепенно приближается к европейскому опыту  структурных обследований — как  по составу показателей, так и  по технологии проведения статистического  наблюдения. Вместе с тем определенные различия пока еще сохраняются. Например, в России индивидуальные предприниматели, как правило, не обследуются на регулярной основе. Сведения по ним обычно формируются методом вмененного объема, при котором сводный показатель получается умножением количества хозяйственных единиц на величину, определенную в среднем для единиц этого типа экспертным путем или по материалам разовых опросов.

По данным структурных  обследований проводится ежегодное  уточнение генеральной совокупности объектов статистического наблюдения, в частности, уточняется основной вид  деятельности хозяйствующих субъектов, перечень принадлежащих им местных  единиц, форма собственности и  другие признаки.

На основании бухгалтерской  отчетности предприятий, структурных  и других статистических обследований формируется широкий спектр сводных  показателей предпринимательской  деятельности.

Наряду с количественными  показателями в статистике предпринимательства  в последнее время все более  широко используются качественные показатели, характеризующие текущее состояние  и тенденции развития предпринимательской  активности. Такая информация собирается в ходе обследований деловой активности коммерческих организаций путем  изучения мнения предпринимателей по определенным аспектам деятельности предприятий.

Обследования проводятся ежемесячно или ежеквартально путем  рассылки вопросников (анкет) попавшим в выборку предприятиям. Желательно, чтобы в выборке присутствовали наиболее значимые предприятия основных отраслей и подотраслей экономики, а также случайно отобранные субъекты малого предпринимательства.

Анкеты рассчитаны на добровольное представление ответов и заполнение их непосредственно руководителем  предприятия, поэтому количество вопросов сводится до минимума (желательно не более 20), и вопросы имеют в основном качественный характер. Большинство  вопросов предполагают ответ альтернативного  типа. Обычно эти вопросы ориентированы на анализ только что происшедших изменений, оценку текущего положения или ближайших перспектив.

Чаще всего вопросы  предполагают три варианта ответов. Например, вопрос о перспективах производства имеет следующую форму: «Предполагаете ли Вы, что в предстоящие 3—4 месяца производство на Вашем предприятии: увеличится, уменьшится, останется  без изменения? (отметить нужное)».

Вопросы о текущем положении  могут иметь, например, следующие  формы ответов: «ниже нормального», «нормальное», «выше нормального».

При построении анкеты приоритет  отдается показателям, которые отражают ранний этап производства (спрос на продукцию, определяемый имеющимися заказами), влияют на уровень экономической  активности (запасы готовой продукции), характеризуют ближайшие перспективы (ожидаемый уровень производства). Кроме того, могут задаваться вопросы  о запасах сырья, уровне занятости, продажных ценах, использовании  производственных мощностей, узких  местах в производстве, оценке изменений  отдельных финансовых показателей. Если вопрос предполагает количественную характеристику явления, то в анкете проставляются альтернативные варианты ответов. Например, к вопросу об уровне использования производственных мощностей  могут быть предложены следующие  альтернативы ответов: «не более 30 процентов», «31—40 процентов», «41—50 процентов» и  т.д.

При обработке полученных от респондентов анкет органы статистики по вопросам качественного характера  подсчитывают относительную частоту  каждого варианта ответов в процентах, а по вопросам количественного характера  вычисляют среднюю для полученных данных величину. Далее для вопросов качественного характера (типа «выше  нормального», «нормально», «ниже нормального») рассчитывается разница относительных  частот, называемая «балансом».

В последние годы статистические службы развитых стран активизировали исследование проблемы «демографии» предприятий. Основными показателями «демографии» предприятий являются количество предприятий, созданных и ликвидированных  за календарный период. Эта информация ежемесячно публикуется, она является важной характеристикой предпринимательской активности.  

Источником этой информации являются данные органов, осуществляющих государственную регистрацию фактов создания и ликвидации предприятий. При проведении демографических  исследований предприятий обычно для  упрощения полагают, что дата фактического создания предприятия не отличается от даты его государственной регистрации.

В некоторых странах проводятся выборочные обследования новых предприятий. В анкетах таких обследований содержатся вопросы о личности создателя  предприятия, вложенном капитале, деятельности нового предприятия и т.п. Через 2—3 года обследование тех же самых предприятий  повторяется, это позволяет определить «выжившие» предприятия и проследить их развитие. Обследование «выживших» предприятий может повторяться  несколько раз, принося исключительную ценную информацию о состоянии предпринимательства  в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 1:

Имеются данные о наличии  автомобилей марки ВАЗ в личном пользовании г. Архангельска:

годы

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

Количество машин (шт.)

65449

66885

64230

65449

66550

67280

68995

69445

69250

69115

69110

69250


 

Определить базисным и  цепным способами:

  1. Абсолютный прирост;
  2. Темп роста;
  3. Темп прироста;
  4. Абсолютное значение одного процента прироста.

Привести расчеты всех показателей, результаты свести в таблицу, сделать выводы, сравнить с предыдущими  и базисными показателями.

Решение:

  1. Абсолютный прирост определяется как разность между отчетным и предыдущим уровнями ряда динамики и рассчитывается по формуле:

 

годы

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

Количество машин (шт.)

65449

66885

64230

65449

66550

67280

68995

69445

69250

69115

69110

69250

У ценностей

-

1436

-2655

1219

1101

730

1715

450

-195

-135

-5

140

У базисный

-

1436

-1219

0

1101

1831

3546

3996

3801

3666

3661

3801


Базисный абсолютный показатель – результат сравнения абсолютных величин, за ряд последовательных периодов времени, с данными периода принято  за базу сравнения.

В данном случае это количество единиц в 1990 г. – 65449.

Базисным способом:

= 66885 – 65449 = 1436 (шт.)

= 64230 – 65449 = -1219 (шт.)

= 65449 – 65449 = 0 (шт.)

= 66550 – 65449 = 1101 (шт.)

= 67280 – 65449 = 1831 (шт.)

= 68995 – 65449 = 3546 (шт.)

= 69445 – 65449 = 3996 (шт.)

= 69250 – 65449 = 3801 (шт.)

= 69115 – 65449 = 3666 (шт.)

= 69110 – 65449 = 3661 (шт.)

= 69250 – 65449 = 3801 (шт.)

Цепным способом:

= 66885 – 65449 = 1436 (шт.)

= 64230 – 66885 = -2655 (шт.)

= 65449 – 64230 = 1219 (шт.)

= 66550 – 65449 = 1101(шт.)

= 67280 – 66550 = 730 (шт.)

= 68995 – 67280 = 1715 (шт.)

= 69445 – 68995 = 450 (шт.)

= 69250 – 69445 = -195 (шт.)

= 69115 – 69250 = -135 (шт.)

= 69110 – 69115 = -5 (шт.)

= 69250 – 69110 = 140 (шт.)

Вывод: По сравнению с 1991 году в 2001 году автомобилей марки ВАЗ выросло на 3801 шт. А за отчетный год количество автомобилей марки ВАЗ составило 69250 шт, что больше показателя в 200 г. на 140 штук.

  1. Темп роста:

 

годы

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

Количество машин (шт.)

65449

66885

64230

65449

66550

67280

68995

69445

69250

69115

69110

69250

 

-

102,19

96,03

101,90

101,68

101,10

102,55

100,65

99,72

99,81

99,99

100,20

 

-

102,19

98,14

100,00

101,68

102,80

105,42

106,11

105,81

105,60

105,59

105,81


= 102,19 %

= 96,03 %

= 101,90 %

= 101,68 %

= 101,10 %

= 102,55 %

= 100,65 %

= 99,72 %

= 99,81 %

= 99,99 %

= 100,20 %

= 102,19 %

= 98,14 %

= 100,00 %

= 101,68 %

= 102,80 %

= 105,42 %

= 106,11 %

= 105,81 %

= 105,60 %

= 105,59 %

= 105,81 %

Вывод: к 2001 г.  количество автомобилей марки ВАЗ повысилось на 105,81%,  по сравнению к 1991 г. хотя в 2001 г. по отношению к 2000 г. – рост составил всего лишь 100,20 %.

Информация о работе Предмет, метод и задачи статистики предпринимательства