Организация работы предприятия ОДО «Караван-Восток» и оценка эффективности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 17:45, курсовая работа

Краткое описание

Данной целью курсового проекта является закрепление знаний, полученных в период изучения курса «Организация производства предприятия», научиться давать характеристику предприятия, выполнять структурную схему, овладеть методологией анализа основных показателей производственно - хозяйственной деятельности предприятия, оценить эффективность и результативность его работы, обобщить полученные результаты в выводах и предложениях.
Центральное место в производственной деятельности любой организации занимает труд и его результаты, поскольку с помощью рабочей силы создаётся прибавочный продукт. Это обстоятельство предопределяет отношение к рациональному использованию трудовых ресурсов, так как без коллектива работников не существует организации и без необходимого количества людей определённых профессий и квалификации ни одна организация не может достичь своей цели.

Оглавление

Введение
3
1 Раздел: Технико-экономическая характеристика ОДО «Караван - Восток»
5
1.1 Характерные признаки и свойства предприятия
5
1.2 Классификация и внешняя среда предприятия
5
1.3 Производственная структура предприятия
6
2 Раздел: анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия за 2 года (2011 и 2012 гг.)
7
2.1 Показатели эффективности использования основных средств
7
2.2 Показатели эффективности использования оборотных средств
10
2.3 Производительность труда и ее влияние на экономику предприятия
12
2.4 Себестоимость, цена
16
2.5 Результативность деятельности предприятия
21
3 Раздел: Эффективность работы предприятия
28
3.1 Показатели рентабельности
28
3.2 Пути повышения эффективности
33
Заключение
34
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

kursov_proekt.docx

— 574.47 Кб (Скачать)

Метод средних  и относительных величин применяют при вычислении средних уровней себестоимости для однородной продукции, при изучении структуры и динамики себестоимости.

Графический метод помогает наглядно представить структуру себестоимости, происходящие в ней изменения, а также динамику ее составных частей.

Индексный метод необходим для сводной характеристики динамики себестоимости сравнимой и всей товарной продукции, для изучения динамики и выявления влияния на нее отдельных факторов.

Приведем пример расчета  производственной себестоимости продукции  на предприятии ОДО «Караван - Восток» (млн. руб.):

Таблица 2.4 - Расчет производственной себестоимости продукции

Затраты на производство

26 000 000

Относятся на непроизводственные счета

210 000

Изменение остатка по счету  «Расходы будущих периодов»

+190 000

Изменение остатка по счету  «Резерв предстоящих расходов и  платежей»

+250 000

Изменение остатка незавершенного производства, полуфабрикатов, инструментов и приспособлений собственной выработки

+610 000


Производственная себестоимость  продукции составит

26 000 000 – 210 000 – 190 000 – 610 000 + 250 000 = 25 240 000 руб.

Поэлементная классификация  затрат представляет собой группировку  расходов независимо от места их возникновения  и не отражает процесса формирования себестоимости продукции по этапам ее производства. Этим целям отвечает группировка затрат по калькуляционным  статьям, которая учитывает затраты  по месту их возникновения и направлению, а потому дает возможность определить уровень себестоимости по отдельным  видам продукции на предприятиях с широкой номенклатурой изделий. На практике применяется следующая  типовая группировка затрат по статьям  калькуляции.

- Сырье и материалы (за вычетом стоимости возвратных отходов), покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера, топливо и энергия на технологические цели.

- Расходы на оплату труда производственных рабочих.

- Отчисления на социальные  нужды.

- Расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования.

- Общепроизводственные расходы.


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

17

К.П.09.ЗЭж.923


- Потери от брака.

- Общехозяйственные расходы. (Итого – производственная себестоимость.)

- Коммерческие расходы. (Итого – полная себестоимость.)

Перечисленные статьи затрат могут быть изменены с учетом характера  и структуры производства.

Таблица 2.4.1 - Затраты  на производство продукции по элементам

Показатель

Предыдущий 2011 год

Отчетный 2012 год

Сумма,  
млн.  
руб.

Уд.  
вес,  
% к  
итогу  
затрат

Сумма,  
млн.  
руб.

Уд.  
вес,  
% к  
итогу  
затрат

1.Объем продукции (работ, услуг) в действующих ценах (без НДС и акцизов)

458 410

-

317 195

-

2. Затраты на производство продукции

251 180

100

192 214

100

В том числе:

       

3. Материальные затраты,  из них:

130 264

51,9

83 385

43,4

сырье и материалы

119 384

47,6

72 943

37,9

топливо

3 058

1,2

4 712

2,5

энергия

3 445

1,4

2 510

1,3

4. Затраты на оплату  труда

71 245

28,4

63 100

32,8

5. Отчисления на социальные

28 138

11,2

25 100

13,1

6. Амортизация основных

872

0,3

767

0,4

7. Прочие расходы

20 661

8,2

19 862

10,3

8. Из общей суммы затрат  на производство относится  
   на непроизводственные счета

190

-

200

-

9.Прирост (+) или уменьшение (-) остатка по счету  
   «Расходы будущих периодов»

+120

-

+130

-

10. Прирост (+) или уменьшение (-) остатка по счету «Резерв предстоящих расходов и платежей»

+52

-

   

11. Прирост (+) или уменьшение (-) остатка НЗП, полуфабрикатов, инструментов, не включаемых в стоимость продукции

+3 333

 

+3 297

 

12. Себестоимость товарной продукции (работ, услуг) 
   (стр.2 - стр.8 ± стр.9 ± стр. 10 ± стр.11)

247 589

 

188 587

 


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

18

К.П.09.ЗЭж.923


Из табл. 2.4.1 видно, что основная доля (37,9%) затрат на производство ОДО « Караван - Восток»– это затраты на сырье и материалы, а также оплату труда (32,8%). Следовательно, данное производство на предприятии является материалоемким и важнейшим направлением снижения затрат на производство будет поиск резервов по сокращению этих расходов. Как известно, источником экономии материалов является их рациональное использование.

За рассматриваемый период с 28,4 до 32,8% возросла доля затрат на оплату труда. Это говорит о том, что  темпы снижения затрат на производство опережали ожидаемое снижение расходов по заработной плате. Увеличилась и  доля отчислений на социальные нужды  – с 11,2 до 13,1 %. Однако в данном случае следует проверить правильность отчислений на социальные нужды путем  сравнения. Для этого сумму отчислений на социальные нужды надо разделить  на сумму затрат на оплату труда  соответственно за оба периода. В  нашем случае на социальные нужды  отчислено в отчетном году 39,8 % (25 100: 63 100×100) а в предыдущем – 39,5 % (28 138:71 245×100). Отклонение незначительно, но все же надо уточнить, за счет чего оно произошло.

Увеличение доли амортизации  как в затратах, так и в стоимости  продукции говорит о снижении фондоотдачи. Уменьшение удельного  веса затрат на энергию свидетельствует  о снижении энергоемкости продукции, однако потребление топлива увеличилось, что свидетельствует о нарушении  баланса цен на топливо и энергию.

Рост удельного веса прочих затрат вызван изменением их структуры: увеличилась доля процентов за кредиты  банка, арендной платы, налогов, включаемых в себестоимость.

Цена

Цена — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Цена — фундаментальная экономическая категория.

Величину соотношений (пропорцию) при добровольном обмене товаров  называют стоимостью. Поэтому цена является стоимостью единицы товара, выраженной в деньгах, или денежной стоимостью единицы товара, или денежным выражением стоимости.

Ценообразование на предприятии  представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных  этапов: сбора и систематического анализа информации о рынке, обоснования  основных целей ценовой политики предприятия на определенный период времени, выбора методов ценообразования, установления конкретного уровня цены и формирования системы скидок и  надбавок к цене, корректировки ценового поведения предприятия в зависимости  от складывающейся рыночной конъюнктуры.


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

19

К.П.09.ЗЭж.923


Ценовая политика – это  механизм или модель принятия решений  о поведении предприятия на основных типах рынков для достижения поставленных целей хозяйственной деятельности.

Предприятие самостоятельно определяет схему разработки ценовой  политики исходя из целей и задач  развития фирмы, организационной структуры  и методов управления, установившихся традиций на предприятии, уровня издержек производства и других внутренних факторов, а также состояния и развития предпринимательской среды, т.е. внешних факторов.

При разработке ценовой  политики обычно решаются следующие вопросы:

·  в каких случаях  необходимо использовать при разработке ценовую политику;

·  когда необходимо отреагировать  с помощью цены на рыночную политику конкурентов;

·  какими мерами ценовой  политики должно сопровождаться введение на рынок нового продукта;

·  по каким товарам  из продаваемого ассортимента необходимо изменить цены;

· на каких рынках надо проводить активную ценовую политику, изменить ценовую стратегию;

·  как распределить во времени определенные ценовые изменения;

·  какими ценовыми мерами можно усилить эффективность  сбыта;

· как учесть в ценовой политике имеющиеся внутренние и внешние ограничения предпринимательской деятельности и ряд других.

Предприятие разрабатывает  ценовую стратегию исходя из особенностей товара, возможностей изменения цен  и условий производства (издержек), ситуации на рынке, соотношения спроса и предложения.

Предприятие может выбирать пассивную ценовую стратегию, следуя за «лидером в ценах» или основной массой производителей на рынке, или попытаться реализовать активную ценовую стратегию, учитывающую, прежде всего его собственные интересы. Выбор ценовой стратегии, кроме того, во многом зависит от того, предлагает ли предприятие на рынке новый, модифицированный или традиционный товар.

При выпуске нового товара предприятие выбирает, как правило, одну из следующих ценовых стратегий.

Стратегия «снятия  сливок». Суть ее заключается в том, что с самого начала появления нового товара на рынке на него устанавливается максимально высокая цена в расчете на потребителя, готового купить товар по такой цене. Снижение цен имеет место после того, как спадет первая волна спроса. Это позволяет расширить зону продажи – привлечь новых покупателей.


Стратегия проникновения (внедрения) на рынок. Для привлечения максимального числа покупателей предприятие устанавливает значительно более низкую цену, чем цены на рынке на аналогичные товары конкурентов. Это дает ему возможность привлечь максимальное число покупателей и Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

20

К.П.09.ЗЭж.923


способствует завоеванию рынка. Однако такая стратегия используется только в том случае, когда большие  объемы производства позволяют возмещать  общей массой прибыли ее потери на отдельном изделии. Реализация такой  стратегии требует больших материальных затрат, чего не могут позволить  себе мелкие и средние фирмы, поскольку  они не располагают возможностями  быстро расширить производство. Стратегия  дает эффект при эластичном Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

21

К.П.09.ЗЭж.923


спросе, а также в том  случае, если рост объемов производства обеспечивает снижение издержек.

Стратегия психологической  цены основана на установлении такой цены, которая учитывает психологию покупателей, особенности их ценовосприятия. Обычно цена определяется в размере чуть ниже круглой суммы, у покупателя при этом создается впечатление очень точного определения затрат на производство и невозможности обмана, более низкой цены, уступки покупателю и выигрыша для него. Учитывается также и тот психологический момент, что покупатели любят получать сдачу. На самом же деле в выигрыше оказывается продавец за счет увеличения количества проданной продукции и соответственно суммы полученной прибыли.

Стратегия следования за лидером в отрасли или на рынке предполагает, что цена на товар устанавливается исходя из цены, предлагаемой главным конкурентом, обычно ведущей фирмой отрасли, предприятием, доминирующим на рынке.

Нейтральная стратегия ценообразования исходит из того, что определение цены на новую продукцию осуществляется на основе учета фактических издержек ее производства включая среднюю норму прибыли на рынке или в отрасли по формуле:

 

                              Ц = С + А + Р (С+А),                                    (2.4.1)

 

где С – издержки производства;

А – административные расходы и расходы по реализации;

Р– средняя норма прибыли на рынке или в отрасли.

Информация о работе Организация работы предприятия ОДО «Караван-Восток» и оценка эффективности