Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 23:09, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение государственной миграционной политики, ее сущности, видов и инструментов.
Введение 3
1. Понятие и содержание международной трудовой миграции рабочей силы 4
2. Миграционная политика, ее цели и методы их достижения 9
2.1. Правовые основы межстрановой трудовой миграции 9
2.2. Иммиграционная политика стран-импортеров трудовых ресурсов 12
2.3. Эмиграционная политика стран-экспортеров трудовых ресурсов 14
3. Миграционная политика Российской Федерации 18
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Так, Комиссия ООН по народонаселению располагает соответствующим фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения. Деятельность МОТ в качестве одной из целей предусматривает регулирование миграции населения. Ряд международных договоров, принятых ВОЗ (Всемирной организацией здравоохранения), содержит специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся-мигрантов. В конвенциях ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся мигрантов и членов их семей. Возрастает роль Международной организации по миграции (MOM), цель которой — обеспечение упорядоченной и плановой международной миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по указанным вопросам. В Западной Европе деятельностью, связанной с обеспечением и защитой прав трудящихся-мигрантов, занимается Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ).
Соответствующие документы международных организаций имеют большое значение применительно к национальному законодательству, поскольку при формировании национальной политики в области внешней трудовой миграции должны быть учтены требования международных конвенций.
Одна из основных идей Конвенции МОТ о трудящихся-мигрантах — признание государствами, ратифицирующими данный документ, равенства в отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т.п. Конвенция содержит статьи, направленные на регулирование условий, при которых трудящиеся-мигранты будут иметь равные с гражданами принимающего государства права в вопросах, определенных Конвенцией. Защита прав трудящихся-мигрантов обеспечивается [9, c.18]:
— организацией бесплатных служб для помощи мигрантам и обеспечения их необходимой информацией (ст. 2);
— принятием мер против недостоверной информации и пропаганды в отношении вопросов, касающихся иммиграции и эмиграции граждан (ст. 3);
— принятием мер, облегчающих все стадии миграции: отъезд, перемещение и прием мигрантов (ст. 4);
— организацией соответствующих медицинских служб (ст. 5);
— разрешением переводить на родину заработок и сбережения трудящихся-мигрантов (ст. 9).
Ратификация
заинтересованными
Страны-импортеры
трудовых ресурсов, которые постоянна
испытывают потребности в привлечении
рабочей силы, свою иммиграционную
политику основывают прежде всего на
мерах регулирования
В качестве инструмента регулирования численности используется показатель иммиграционной квоты, который ежегодно рассчитывается и утверждается в стране-импортере. При определении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населения (половозрастным группам, образованию и т.п.), а также принимаются во внимание; состояние национальных рынков труда, жилья, политическая и социальная обстановка в стране-импортере.
Качественный состав трудящихся-иммигрантов регулируется принимающих странах путем использования различных методов ( целях определения групп иммигрантов, для которых предусмотрены преференции, в части первоочередного получения въездной визы).
О высоких требованиях к качеству прибывающей рабочей силы свидетельствует необходимость прохождения процедуры признания имеющихся у мигранта документов об образовании или профессиональной подготовке, а также имеющегося опыта работы по специальности. Возрастной ценз служит одним из распространенных критериев отбора иммигрантов. Шансы получить разрешение на въезд в страну выше у более молодых претендентов.
Национальность иммигранта — качественный признак, дифференцированный в зависимости от национального состава принимающей страны и учитываемый для обеспечения, например в США, национального равновесия.
К числу других требований, предъявляемых к качеству рабочей силы, относят [5, c. 228]:
— требование хорошего состояния здоровья у прибывающего мигранта (характерно для ряда скандинавских стран и США);
— дополнительные профессиональные требования, относящиеся к ряду специальностей или профессий (в США, например, иностранный программист должен владеть принятыми в стране программными средствами, быть знакомым с соответствующими компьютерными системами);
— ограничения личностного и психологического плана. Так, например, претендент на получение гражданства ЮАР должен иметь «добрый характер». В США издавна ограничен въезд для представителей любой из партий тоталитарного типа.
Значение того или иного качественного признака при отборе иммигрантов непостоянно и может меняться в пользу других приоритетов. Вместе с тем по ряду важнейших характеристик, таких, как возрастной ценз, наличие трудового сертификата, обладание определенной профессией и профессиональной подготовкой, требования достаточно устойчивы во времени.
Селективность миграционной политики стран-импортеров выражается также в предоставлении льгот отдельным категориям мигрантов в целях их привлечения в страну. Так, приоритетным правом получения разрешения на иммиграцию пользуются бизнесмены, предполагающие открыть дело в стране пребывания.
Одна из целей иммиграционной политики — защита национального рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы. Для осуществления этой цели государства-импортеры применяют меры, направленные на сокращение или предотвращение иммиграции, а также на сокращение иностранной рабочей силы в стране пребывания. Например, в США одновременно с ужесточением политики по отношению к нелегальным иммигрантам законодательством предусмотрено право на легализацию для части иностранцев, без разрешения находящихся в стране, что является гуманным актом и свидетельствует о демократических тенденциях в осуществлении иммиграционной политики. Многие страны-импортеры рабочей силы приняли и реализуют государственные программы) стимулирования репатриации официально зарегистрированных иностранцев, в которых преобладают экономические (а не административные) стимулы (предоставление материальной помощи и возможности приобретения профессии и т.п.).
Международная
организация труда так
Современная международная трудовая миграция характеризуется активизацией и ростом влияния стран — экспортеров рабочей силы, которые применяют различные методы и средства для достижения целей эмиграции, а именно:
— методы и средства защиты интересов государства — экспортера трудовых ресурсов путем регулирования масштабов эмиграции и качественного состава эмигрантов, выезжающих за пределы страны. Большинство государств демонстрируют своей эмиграционной политикой уважение прав своих граждан на свободное перемещение. Некоторые страны проводят политику сдерживания эмиграции, особенно в отношении высококвалифицированных специалистов и при нехватке квалифицированной рабочей силы, а также при неблагоприятной демографической ситуации;
— методы использования эмиграции в целях обеспечения ресурсами экономики страны путем привлечения валютных средств трудящихся-мигрантов. Для этого в национальных банках открывают эмигрантам валютные счета под более высокую процентную ставку, создают им выгодные условия использования своих валютных средств для приобретения товаров и производственного оборудования и т.д. Ряд государств прямо обязывает трудящихся-эмигрантов переводить в страну происхождения значительную (иногда дифференцированную по категориям) долю полученной за границей заработной платы. Государство привлекает также средства частных посреднических организаций, занимающихся трудоустройством граждан за границей, путем введения обязательных вкладов и страховок;
—
методы и средства по защите прав трудящихся-эмигрантов
путем использования
В
посольствах и
Заслуживает внимания опыт создания специальных фондов, в задачи которых помимо контроля за соблюдением прав трудящихся-мигрантов и членов их семей входит накопление средств (фонда благосостояния), предназначенных для обеспечения медицинского обслуживания, жилищного строительства, расширения сети школ и т.п. возвращающихся на родину мигрантов;
— меры, способствующие как защите государственных интересов, так и прав и свобод трудящихся-мигрантов. Государство стремится выработать такой механизм регулирования миграции, который позволял бы совмещать защиту государственных интересов и его граждан. Одним из инструментов реализации данной задачи является введение порядка обязательного государственного лицензирования деятельности по найму граждан для работы за границей. Цель лицензирования — наделение правом посредничества при трудоустройстве за границей только тех организаций, которые обладают достаточными знаниями, опытом работы, располагают надежными международными связями и способны нести материальную и юридическую ответственность за результаты своей деятельности;
—
меры, направленные на взаимную защиту
интересов стран экспортеров и стран —
импортеров трудовых ресурсов (например,
при проведении политики сдерживания
масштабе миграции, нелегальных перемещений,
стимулирования возвращения мигрантов
на родину) [10,c.153].
Главная причина того, что люди выезжают из страны в поисках работы, — это в первую очередь поиски средств к существованию. Неравномерность социально-экономического развития привела к повышению подушевого национального дохода (НД) сначала в индустриальных государствах, а затем в нефтедобывающих (точнее, экспортирующих нефть в больших объемах), что породило мощные внутренние сдвиги в традиционных обществах, способствуя их модернизации и формированию мотивов перемещения части людей. Конечно, НД увеличивается и в развивающихся странах, но во многих из них он растет медленно и разрыв в уровнях дохода на душу населения между обеспеченными и малообеспеченными слоями населения существенно возрос. Низкий жизненный уровень, порой беспросветная нищета выражаются в низком уровне потребления, в первую очередь продуктов питания, не говоря уже о товарах длительного пользования.
Россия не осталась в стороне от миграционных процессов. Распад СССР, переход к рыночным отношениям, экономические и политические перемены и неурядицы, межэтнические столкновения и войны привели к тому, что на территории России оказалось в середине 1990-х годов около трех миллионов беженцев. Эти потоки беженцев, прежде всего из стран СНГ и Балтии, не прекращаются.
Рост безработицы подтолкнул сотни тысяч российских граждан, в том числе высококвалифицированных специалистов, трудоустраиваться за рубежом. Это один из крупнейших исходов населения в последние десятилетия прошлого столетия. На Конференции стран СНГ в Женеве по проблемам беженцев и эмигрантов была признана безотлагательная необходимость международной помощи. На территории России оказались сотни тысяч перемещенных лиц не только из стран СНГ и Балтии, но и из других регионов (например, афганская община порядка 200 тыс. человек, а также мигранты — вьетнамцы, китайцы и т.д.).
Информация о работе Миграционная политика Российской Федерации