Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:54, контрольная работа
В таблице 1 приведены показатели результатов экономической деятельности страны за отчетный год в действующих ценах. Необходимо:
1) определить следующие макроэкономические показатели:
- валовой внутренний продукт;
- валовую прибыль экономики (валовые смешанные доходы);
- валовой национальный доход;
- валовой национальный располагаемый доход;
Располагаемые доходы населения определяются как разность между номинальными доходами и суммой обязательных платежей и взносов. Исходя из данных таблицы 7, располагаемые доходы составят 4448561-54704=4393857 (млн. руб).
Реальные располагаемые доходы населения рассчитываются как отношение располагаемых доходов и индекса потребительских цен, т.е. 4393857⁄ 2,14=2053204,2 (млн. руб).
Задание 5
В таблице 8 приведены данные из доклада экспертов Программы развития ООН 2004г., использованные для расчета индекса развития человеческого потенциала отдельных стран мира.
Таблица 8 − Базовые показатели для расчета индекса развития человеческого потенциала
Страна |
Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении Xi |
Доля грамотных среди взрослого населения, % I21 |
Отношение общего числа учащихся к
числу молодых людей в школьном и I22 |
Валовой внутренний продукт на душу населения (в пересчете по паритету покупательной способности), долл. ВВПi |
Пакистан |
60,8 |
41,5 |
37 |
1 940 |
Португалия |
76,1 |
92,5 |
93 |
18 280 |
Республика Беларусь |
69,9 |
99,7 |
88 |
5 520 |
Источник: интернет-ресурсы
По указанным странам мира необходимо рассчитать индексы развития человеческого потенциала.
Выполнение задания.
Рассчитаем индекс продолжительности человеческой жизни (таблица 9).
Таблица 9 – Расчет индекса продолжительности жизни
Страна |
Xi – Xmin |
Xmax – Xmin |
Индекс продолжительности жизни, I1 |
Пакистан |
60,8-25 |
85-25 |
0,597 |
Португалия |
76,1-25 |
85-25 |
0,852 |
Беларусь |
69,9-25 |
85-25 |
0,748 |
При исчислении индекса ожидаемой
продолжительности жизни в
I1= (Xi
- 25)/ (85 – 25).
Xi - средняя ожидаемая продолжительность
жизни соответствующей страны.
Расчёт индекса достигнутого уровня образования представим в таблице 10.
Таблица 10 – Расчет индекса достигнутого уровня образования
Страна |
Индекс грамотности среди взрослого населения I21 |
Индекс совокупной доли учащихся I22 |
I21*2/3 |
I22*1/3 |
Индекс достигнутого уровня образования I2 |
Пакистан |
0,415 |
0,37 |
0,277 |
0,123 |
0,4 |
Португалия |
0,925 |
0,93 |
0,617 |
0,31 |
0,927 |
Беларусь |
0,997 |
0,88 |
0,665 |
0,293 |
0,958 |
Для расчета индекса достигнутого уровня образования стандарты составляют соответственно 100 % и 0 %. Причем этот индекс рассчитывается как средняя арифметическая взвешенная из двух субиндексов:
I21 – индекса грамотности среди взрослого населения (доли грамотных в возрасте от 15 лет и старше) весом 2/3;
I22 – индекса совокупной доли учащихся (отношение общего числа учащихся на всех ступенях обучения вне зависимости от их возраста к общей численности населения в возрасте 5 – 24 лет) весом 1/3:
Ii =I21*2/3 +I22*1/3.
При исчислении
индекса среднедушевого реального
ВВП — минимальное и
Индекс ВВП
=
где ВВПi – фактическая величина валового внутреннего продукта на душу населения i-той страны.
Расчет индекса среднедушевого реального ВВП представим в таблице 11.
Таблица 11 – Расчет индекса среднедушевого реального ВВП
Страна |
lg(ВВПi) – lg(min) |
lg(max) – lg(min) |
Индекс среднедушевого реального ВВП, I3 |
Пакистан |
1,288 |
2,602 |
0,495 |
Португалия |
2,262 |
2,602 |
0,87 |
Беларусь |
1,742 |
2,602 |
0,669 |
Для расчета сводного индекса развития человеческого потенциала составим таблицу 12.
Таблица 12 – Расчет индекса развития человеческого потенциала
Страна |
I1 |
I2 |
I3 |
∑ Ii |
Индекс развития человеческого потенциала |
Пакистан |
0,597 |
0,4 |
0,495 |
1,492 |
0,497 |
Португалия |
0,852 |
0,927 |
0,87 |
2,649 |
0,883 |
Беларусь |
0,748 |
0,958 |
0,669 |
2,375 |
0,792 |
Индекс человеческого развития (индекс развития человеческого потенциала) (Iч.р.) является одним из обобщающих показателей уровня жизни, который одновременно учитывает влияние трех факторов:
- ожидаемой продолжительности жизни;
- достигнутого уровня
- реального объема ВВП на душу населения.
Он
представляет собой сводный
Iч.р. = 1/3 * å Ii.
На основании полученных результатов расположим исследуемые страны в порядке убывания уровня их развития:
Список источников литературы
1 Статистика: практикум для студентов специальности 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии» / УО «ВГТУ» ; Т. В. Касаева, Е. Ю. Дулебо, А. Н. Масалович. – Витебск, 2008.
2 Дулебо Е.Ю. Статистика: методические указания к выполнению контрольной работы № 2 и контрольные задания для студентов специальностей 1-25 01 10 «Коммерческая деятельность» и 1-26 02 03 «Маркетинг» заочной формы обучения. Витебск: Министерство образования Республики Беларусь, УО «ВГТУ», 2010.
3 Статистика: курс лекций / Т.В. Касаева, Е.Ю. Дулебо. – Витебск: УО «ВГТУ», 2011.- 251 с.