Контрольная работа по статистике

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 10:40, контрольная работа

Краткое описание

1. Программно-методические и организационные вопросы статистического наблюдения, контроль за полнотой и достоверностью статистических данных.
2. Статистическое изучение ассортимента и качества продукции.
Задача 3.
Определить среднюю заработную плату одного работника по трём торговым домам. Исходная информация: фонд заработной платы в первом торговом доме – 17540 тыс. руб., во втором – 21470 тыс. руб., в третьем – 25830 тыс. руб., а средняя заработная плата одного работника в первом торговом доме – 350 тыс. руб., во втором – 465 тыс. руб., в третьем –
510 тыс. руб.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

1. Программно-методические  и организационные вопросы статистического  наблюдения, контроль за полнотой  и достоверностью статистических  данных.

 

Организация статистического наблюдения является весьма сложной работой, требующей большой подготовительной работы, которая должна обеспечить полноту получения сведений, их достоверность, единообразие, своевременность и сравнимость. Поэтому статистическое наблюдение проводится по заранее разработанному плану, и многое из того, что относится к наблюдению определяется и решается задолго до проведения самого наблюдения в этом плане.

Планом статистических работ считается перечень статистических работ с полным их наименованием, указанием сроков их проведения и представления их итоговых результатов в вышестоящие статистические органы и окончания работы в республиканском, областном, городском и районном масштабах, в зависимости от полноты охвата статистических исследований.

Все вопросы, решаемые в плане статистического наблюдения можно разбить на две группы: программно-методологические и организационные вопросы.

Программно методические вопросы плана статистического наблюдения включают в себя: определение цели наблюдения, определение объекта и единицы наблюдения, разработку программы наблюдения.

При планировании любого статистического наблюдения, прежде всего, необходимо точно сформулировать его цель, ибо только конкретная цель, конкретные задачи исследования определят те сведения, которые должны быть получены в процессе наблюдения.

Для аналогичных исследований, проводимых в разное время цель может меняться. Точное определение цели позволяет определить точно и те признаки, которыми должна быть охарактеризована каждая исследуемая единица для решения поставленной задачи.

Параллельно с установлением цели статистического наблюдения определяется объект наблюдения. Объектом статистического наблюдения называется совокупность явлений, предметов и т.п. (называемая в статистике статистической совокупностью), подвергаемых статистическому наблюдению. Это может быть совокупность предприятий, фермерских хозяйств, машин, школ, жителей страны и т.д. Для успешного проведения наблюдения объект наблюдения должен быть точно определен. Для этого нужно указать признаки, черты, отличающие его от других сходных с ним объектов. Этому помогает точное определение единицы наблюдения. Так, например нельзя сказать только, что объектом наблюдения является промышленность, надо указать, какая именно промышленность - вся или, только машиностроительная и дать её определение: что это такое, какие предприятия следует относить к машиностроительной промышленности или добывающая промышленность и т.д. Определить объект наблюдения - это значит точно установить границы изучаемой совокупности, решить, что или кто должен быть обследован в процессе наблюдения. Часто уже в самом определении цели частично или полностью определён объект наблюдения (например, перепись населения). Точное определение объекта наблюдения во многом гарантирует полноту и достоверность получаемых при наблюдении сведений.

При определении объекта наблюдения должны быть строго проведены его границы во времени, пространстве и материальной сущности. Так, если взять пример из области наблюдения в промышленности, то при статистическом наблюдении явлений в промышленности важно определить, к какой территории должны относиться сведения (ко всей ли стране, республике, области, городу и т.п.), за какой период или на какой момент должны быть получены сведения (за год, за два или иной период) и, наконец, какой вид деятельности должен быть отнесён к промышленности.

Объект наблюдения - это всегда определённая совокупность, состоящая из отдельных элементов, единиц. Характеристика отдельных единиц (частей) объекта и позволяет изучить объект в целом. Поэтому определение объекта наблюдения непосредственно связано с определением единиц наблюдения, которые подлежат статистической характеристике.

Единицей наблюдения в статистике считают первичный элемент объекта статистического наблюдения, являющийся носителем регистрируемых при наблюдении признаков. Так при переписи населения - это отдельный житель страны. Для каждого статистического наблюдения, его единица должна быть чётко определена, названы её ограничительные признаки. Чёткое определение единицы наблюдения позволяет правильно ограничить наблюдаемый объект в целом.

Признаки, которыми отдельные единицы совокупности могут отличаться одна от другой, носят разный характер. Они могут быть количественными (возраст, стаж работы, рост, вес и т.д.) и тогда отдельные единицы отличаются друг от друга, по величине данного признака. Признаки также могут быть и качественными (пол, семейное положение, вид выпускаемой продукции и т.д.), и тогда отдельные единицы наблюдения отличаются друг от друга наличием или отсутствием того или иного качества.

После определения единицы наблюдения разрабатывается программа наблюдения. Под программой наблюдения понимается перечень тех признаков, которыми каждая единица наблюдения должна быть охарактеризована. Другими словами, это перечень тех вопросов, на которые в процессе наблюдения должны быть получены ответы. Конкретное воплощение программа наблюдения получает в перечне вопросов, содержащихся в статистическом формуляре, ответы на которые должны быть получены в ходе проведения статистического наблюдения. Содержание программы определяется целью статистического исследования, конкретными задачами того, что необходимо установить, выяснить.

Основные принципы составления программы наблюдения сводятся к следующему.

Программа должна содержать только такие вопросы, которые, безусловно, необходимы для данного статистического исследования. Не следует загромождать программу излишними деталями. Чем обширнее проводимое исследование, тем короче должна быть программа.

В программу следует включать лишь те вопросы, на которые можно получить точные ответы.

Нельзя включать в программу вопросы, способные вызвать подозрение, что ответы на них могут быть использованы во вред опрашиваемым.

Программу наблюдения целесообразно строить так, чтобы ответами на одни вопросы можно было контролировать ответы на другие.

Составить программу статистического наблюдения - значит, выбрать те признаки, поставить те вопросы, ответы на которые помогут решить намеченную наблюдением цель.

При составлении программы особое внимание надо обращать на формулировку вопросов. Необходимо добиваться того, чтобы вопросы допускали единое толкование для тех, кто на них отвечает.

Вопросы программы и ответы на них фиксируются в особых статистических формулярах, которые могут носить различное наименование.

Статистические формуляры встречаются двух видов - индивидуальные (карточные) и списочные. В первом случае формуляр заводится на каждую единицу наблюдения отдельно, т.е. в каждом формуляре содержаться сведения лишь об одной единице наблюдения. Во втором случае один формуляр составляется на несколько единиц наблюдения. Главное требование к статистическому формуляру - простота содержания и возможность эффективной дальнейшей обработки полученной информации (применение ЭВМ).

Организационные вопросы плана статистического наблюдения включают в себя решение таких важных вопросов, как определение субъекта наблюдения, места и времени наблюдения, формы и способа наблюдения.

Определение субъекта наблюдения сводится к тому, какой орган будет осуществлять наблюдение. Это могут быть органы статистики со своими кадровыми работниками, но в некоторых случаях для статистического наблюдения могут привлекаться и другие специалисты.

При организации статистического наблюдения должен быть решён вопрос о времени наблюдения. При этом устанавливается период, в течение которого будет проводиться наблюдение, - срок наблюдения - и точно определяется время, которому относятся регистрируемые сведения, - объективное время наблюдения. Это может быть либо определённый момент, либо тот или иной период (сутки, декада, месяц, квартал, год). В выбранном периоде наблюдения важно отметить определённый момент, именуемый критическим моментом, по состоянию, на который должны регистрироваться все сведения. От критического момента следует отличать срок наблюдения, или время проведения наблюдения.

Важное значение при организации статистического наблюдения имеет определение места наблюдения - региона, где будет осуществляться статистическое наблюдение. Это может быть определённая территория, т.е. административное формирование, отрасль экономики или отдельная совокупность предприятий входящих в неё или часть производственных подразделений отдельно взятого производства и т.д.

Важнейшим требованием, предъявляемым к статистическому исследованию, является достоверность статистических данных на всех стадиях статистической работы, и прежде всего на стадии статистического наблюдения. Расхождение между величиной какого-либо показателя, определенной по данным статистического исследования, и действительным значением изучаемого показателя называется ошибкой наблюдения. В зависимости от причин возникновения различают ошибки регистрации и ошибки репрезентативности.

Ошибки регистрации возникают вследствие неправильного установления фактов в процессе наблюдения или неправильной их записи и подразделяются на случайные и систематические.

Случайные ошибки регистрации представляют собой результат действия различных случайных факторов (например, перепутаны строки или графы статистического формуляра). Такие ошибки имеют разную направленность: они могут как повышать, так и понижать значения обобщающих статистических показателей. При достаточно большом объеме обследуемой совокупности в результате действия закона больших чисел эти ошибки взаимопогашаются.

Систематические ошибки регистрации всегда имеют одинаковую тенденцию либо к увеличению, либо к уменьшению значений признака по каждой единице наблюдения, поэтому они не компенсируют друг друга, а величина обобщающего статистического показателя по совокупности в целом будет включать в себя накопленную ошибку. Систематические ошибки регистрации могут быть преднамеренными и непреднамеренными. Преднамеренные систематические ошибки регистрации - сознательное тенденциозное искажение фактов как опрашиваемыми, так и регистраторами. Непреднамеренные систематические ошибки регистрации вызываются различными причинами.

В отличие от ошибок регистрации ошибки репрезентативности характерны только для несплошного наблюдения. Ошибкой репрезентативности называется отклонение значения показателя по обследованной совокупности от его величины по исходной совокупности. Ошибки репрезентативности также бывают случайными и систематическими. Случайные ошибки возникают вследствие того, что отобранная совокупность неполно воспроизводит изучаемую совокупность. Их величина может быть оценена с помощью методов математической статистики. Систематические ошибки репрезентативности появляются вследствие нарушения принципов случайного отбора единиц из исходной совокупности.

Чтобы избежать ошибок наблюдения, выявить и устранить их необходимо:

1) обеспечить качественное обучение персонала, который будет проводить наблюдение;

2) организовать частичные  или сплошные контрольные проверки  правильности заполнения статистических  формуляров;

3) провести контроль полученных  данных после окончания сбора  информации. С этой целью после получения статистических формуляров следует прежде всего провести проверку полноты собранных данных.

Следующим этапом контроля точности информации является арифметический и логический контроль данных. Арифметический контроль заключается в проверке итогов расчетов. При этом последовательно проверяются те арифметические действия, которые выполнялись при заполнении бланка. Если арифметический контроль покажет, что зависимость не выполняется, это свидетельствует о недостоверности собранных данных. Логический контроль заключается в проверке данных формуляров путем сопоставления их между собой и сравнения с данными других источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Статистическое  изучение ассортимента и качества  продукции.

 

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывает ассортимент продукции.

При формировании ассортимента продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:

- определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

- оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

- изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

- оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Обобщающую характеристику изменений ассортимента продукции дает одноименный коэффициент, уровень которого рассчитывается:

 

.

 

Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины — недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования.

Информация о работе Контрольная работа по статистике