Экономико-статистический анализ производства и реализации молока

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 10:40, курсовая работа

Краткое описание

Скотоводство в общем объёме товарной продукции животноводства составляет около 55 %. Обслуживанием крупного рогатого скота на сельскохозяйственных предприятиях занято примерно 60 % работников отрасли. Хотя в последние года объём производства продукции животноводства значительно уменьшился, по экономическому значению оно остаётся важнейшей отраслью сельского хозяйства.

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 311.00 Кб (Скачать)

     Как мы видим из таблицы, динамика поголовья стада крупного рогатого скота на предприятии отрицательная, т.е. мы видим снижение общего количества голов животных по годам. Так, например, в 2008 году по сравнению с 2007 годом общее количество голов крупного рогатого скота  снизилось на 3 головы, а в 2009 году еще на 48 голов. Количество коров (в том числе коров молочного направления) за исследуемый период не изменилось. Количество нетелей в структуре стада в 2009 году по сравнению с 2007 годом увеличился на 9 голов. Также в 2009 произошло сокращение молодняка всех возрастов на 54 головы. Его количество в отчётном году составило 275 голов.

     Наиболее  общим и широко распространённым показателем молочной продуктивности коров является показатель удоя от коров молочного стада за год. Удой – это количество молока, получаемое от сельскохозяйственных животных (коров, овец, кобыл и др.) за учётный период: за одно доение (разовый удой), сутки, месяц, лактацию, весь период использования (пожизненный удой). Величина удоя зависит от вида животных, породы, возраста, индивидуальных особенностей, периода лактации, условий кормления, содержания и др. Наиболее высокие удои у коров специализированных молочных пород. [17,стр. 39]

     Таблица 9

Сравнительные данные по удою в различных хозяйствах за 2009 год

Наименование  организации Удой на 1 корову, ц В % к изучаемому предприятию
1. ЗАО «Заря» Лысковский район

2. СПК «Большеандреевский»  Княгининский район

3. СПК «Егорьевское»  Княгининский район

4. ЗАО «Покровская  слобода» Княгининский район

5. ООО «Ананье»  Княгининский район

6. ЗАО «Нива»  Лысковский район

7.ООО «Заветы  Ильича» Лысковский район

8. ОАО «Берендеевское»  Лысковский район

9. СХП «Бармино»  Лысковский район

10. СПК «Родина»  Пильнинский район

В среднем на 1 хозяйство Нижегородской области

39,30 

33,39 

27,38 

31,65 

23,04

45,18 

37,54 

27,21 

52,64 

20,18 

33,75

100 

84,96 

69,67 

80,53 

58,63

114,96 

95,52 

69,24 

133,94 

51,35 

85,88

 

     Сравним изучаемое нами хозяйство по удою на 1 корову с другими хозяйствами  Нижегородской области (таблица 9). Таким образом, среди данных хозяйств лидирующее положение по удою на 1 корову занимает СХП «Бармино», где удой составляет 52,64 ц, что на 13,34 ц  или на  33,94 % больше, чем в исследуемом нами хозяйстве. Наименьший показатель в СПК «Родина» - 20,18 ц, что на 19,12 ц или 52,7 % меньше, чем в исследуемом нами хозяйстве. Удой на 1 корову в среднем на 1 хозяйство Нижегородской области составляет 37,53 ц, что на 1,77 ц или на 48,65 % меньше, чем в исследуемом нами хозяйстве. 

3.2 Показатели эффективности  производства и  реализации молока 

     Экономическая эффективность — результативность экономической системы, выражающаяся в отношении полезных конечных результатов ее функционирования к затраченным ресурсам.

     Экономически  эффективным принято считать такой способ производства, при котором предприятие не может увеличить выпуск продукции без увеличения расходов на ресурсы и одновременно не может обеспечить тот же объем выпуска, используя меньшее количество ресурсов одного типа и не увеличивая при этом затраты на другие ресурсы. Эффективность производства складывается из эффективности всех действующих предприятий. Эффективность предприятия характеризуется производством товара или услуги с наименьшими издержками. Она выражается в его способности производить максимальный объем продукции приемлемого качества с минимальными затратами и продавать эту продукцию с наименьшими издержками. [20,стр.56]

     Издержки  производства - затраты на покупку  экономических ресурсов, потребленных в процессе выпуска тех или иных благ. Изучим состав и структуру затрат на производство молока в ЗАО «Заря» за период 2007-2009 года в таблице 10. 
 
 
 
 

Таблица 10

    Состав  и структура затрат на производство молока в ЗАО «Заря» Лысковского  района 

Статьи  затрат 2007 2008 2009 Отклонение, т.р.
т.р. % т.р. % т.р. %
Затраты всего, т.р.

Оплата  труда с отчислениями

Корма, всего

Электроэнергия

Нефтепродукты

Содержание  ОС

Прочие  затраты

7675 

2356

2953

-

-

19

2347

100 

30,7

38,5

-

-

0,2

30,6

11264 

2981

4413

522

693

47

2606

100 

26,5

39,8

4,6

6,2

0,4

23,1

9650 

2852

3588

686

-

32

2492

100 

29,6

38,2

7,1

-

0,3

25,8

1975 

496

635

686

-

13

145

 
 

    

 

    Рис. 2 Структура затрат на производство

    молока  в 2009 году 

    Затраты на производство молока за исследуемый  период увеличились на 1975 тыс.руб или 25,73 %. Увеличение данного показателя произошло из-за увеличения затрат по всем статьям: оплата труда с отчислениями, корма, электроэнергия, содержание основных средств, прочие затраты на 496 тыс. руб. или 21,05 %, 635 тыс. руб. или 21,50 %, 13 тыс. руб. или 68,42 %, 145 тыс. руб. или 6,18 % соответственно.

     Таким образом, ЗАО «Заря» имеет неблагоприятные  тенденции в  развитии отрасли  животноводства.

     Рассмотрим  динамику затрат труда в отрасли молочного скотоводства в ЗАО «Заря», а также динамику затрат труда на 1 ц  ( Приложения  5 и 6) и проведём выравнивание затрат труда на 1 ц молока, используя методы статистики, результат изобразим на графике (Приложение 7) 

     В ЗАО «Заря» за период с 2000 года по 2009 год затраты труда в отрасли  молочного скотоводства увеличивались. Самый высокий показатель зафиксирован в 2008 году – 10451 тыс. чел.-час, а в 2009 году он составил 8919 тыс. чел.-час. Затраты труда на 1 ц молока за исследуемый период увеличивались и в 2009 году составили 1,08 чел.-час. Затраты же труда на 1 корову также возрастали в течении 9 лет и в 2009 году составили 42,51 чел.-час.

         Приведем расчет основных показателей  ряда динамики, которые характеризуют  направление и интенсивность  изменения изучаемого явления  во времени:

              А – абсолютный прирост: 

                                       

                 К – коэффициент роста: 

Кцеп = y/ yi-1

Кбаз = yi / y0

      Т – темп прироста:

Т1 = (А1 / y0)*100;  Тn = (An / yn-1)*100. 

      Пi – значение 1 % прироста:

Пi = yi-1 / 100

     Проанализируем  динамику денежно-материальных затрат (ДМЗ) на производство молока в ЗАО «Заря» (таблица 11).

    Таблица 11

    Динамика  ДМЗ на производство молока в ЗАО  «Заря»

Показатель 2007 2008 2009 Темп роста, %
Произведено молока, ц

ДМЗ на производство молока, т.р.

ДМЗ на 1 ц, руб.

ДМЗ на 1 голову, руб.

Себестоимость 1 ц молока, руб.

11009

7675

697

33810

613,86

10451

11264

1080

46040

949,57

8919

9650

1080

42510

950,22

81,0

125,7

154,9

125,7

154,8

 

    Производство  молока за анализируемый период сократилось на 19,0 %. Предприятие имеет негативную тенденцию развития, так как ДМЗ увеличиваются по всем категориям: на производство молока на 25,7%, на 1 ц – 54,9%, на 1 голову – 25,7 ц, составив в отчётном году 9650 т.р., 1,08, 42,51 руб., соответственно. С увеличением затрат возросла и себестоимость 1 ц молока с 613,86 руб. до 950,22 руб., т.е. на 54,8%.

     Для определения влияния себестоимости  и валового производства на общие  затраты нами был применен индексный  метод анализа (приложение 8). В результате было определено, что общие затраты в 2009 году по сравнению с 2007 годом  выросли на 59 % . На повышение затрат основное влияние оказало увеличение себестоимости на 1,1 % и себестоимость 1 ц зерна в 2009 году составила 650,8 руб.

     Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж.

     Темпы роста объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение.

     Эффективность любого производства характеризуется  суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние (таблица 12) [19, стр.86]

     Прибыль от реализации продукции зависит  от трех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции, ее себестоимости и уровня среднереализационных цен.

     Таблица 12

    Результаты  реализации молока в ЗАО «Заря»

Показатель 2007 2008 2009 Отклонение, (+,-)
Валовое производство молока, ц

Реализовано молока, ц

Товарность, %

Полная  себестоимость, т.р.

Себестоимость 1 ц., руб.

Цена  реализации 1 ц, руб.

Выручка от реализации, т.р.

Прибыль (убыток), т.р.

Рентабельность (убыточность), %

11009

9885

89,9

6758

613,86

896,8

8865

2468

36,5

10451

9488

90,8

99,24

949,57

990,2

9395

-69

-0,7

8919

7776

87,2

8475

950,22

825,7

6421

-1354

-16,0

-2090

-2109

-2,7

1717

336,36

-71,7

-2444

-3822

-

Информация о работе Экономико-статистический анализ производства и реализации молока