Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:01, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является экономико-статистический анализ эффективности производства пивоваренной продукции ОАО «Вятич». Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
• рассмотреть теоретические основы экономико-статистического анализа эффективности производства пивоваренной продукции;
• рассмотреть организационно-экономическую характеристику предприятия ОАО «Вятич»;
• провести экономико-статистический анализ эффективности производства пивоваренной продукции предприятия ОАО «Вятич».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПИВОВАРЕННОЙ ПРОДУКЦИИ …………….…………………………………5
1.1 Состояние российского рынка пива и тенденции его развития
1.2 Показатели динамики производства пивоваренной продукции и выявление общей тенденции изменения показателя...……………………………………………….5
1.3 Индексный метод оценки эффективности производства пивоваренной продукции……………..8
1.4 Корреляционно-регрессионный анализ эффективности производства пивоваренной продукции………..………………………………12
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ВЯТИЧ»……………………………………………16
2.1 Организационная основа, размер и специализация предприятия ОАО «Вятич»………………………………………………………………………16
2.2 Наличие и оценка ресурсного потенциала ОАО «Вятич»………………..23
2.3 Оценка финансовых результатов деятельности предприятия ОАО «Вятич»……………………………………………………………………….26
3. ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПИВОВАРЕННОЙ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ВЯТИЧ»………………………………………………………………..29
3.1 Динамика и структура оборотных средств ОАО «Вятич»………………..29
3.2 Уровень использования текущих активов ОАО «Вятич»………………...30
3.3 Факторы, влияющие на эффективность использования оборотных средств предприятия ОАО «Вятич»……………………………………………………..32
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………………………………..36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
.
Для обобщающей характеристики динамики объема производства определяют средние показатели среднего уровня ряда, среднего абсолютного прироста, среднего коэффициента прироста, среднего темпа роста, а так же, средний годовой темп прироста.
(10), где n – количество интервалов;
= (11);
(12), где n – число цепных абсолютных приростов;
(13), где m - число уровней ряда;
(14), где n – число цепных коэффициентов роста;
(15);
Важной задачей статистики является определение в рамках динамики общей тенденции развития явления (объема производства). Основной тенденцией развития (трендом) называется плавное и устойчивое изменение уровня явления во времени, свободное от случайных колебаний. С этой целью ряды динамики подвергаются обработке методами укрупнения интервалов, скользящей средней и аналитического выравнивания.
1 способ: укрупнение периодов;
Периоды укрупняют по трем, пяти или семи, находя средние, по которым оценивают тенденции. Данные ежемесячного производства продукции укрупняют по кварталам, выявляя среднее за месяц, сравнивая между собой средние.
Исчисляется средний уровень, но каждый раз отбрасывая один уровень и прибавляя следующий. Исходные данные для расчета скользящей средней укрупняют за три года, пять лет, семь лет. Метод дает возможность определить лишь общую тенденцию развития явления (объема производства), более или менее освобожденную от случайных и волнообразных колебаний.
Метод дает количественную модель, выражающую основную тенденцию изменение уровней динамического ряда во времени. Общая тенденция рассчитывается как функция времени, по формуле (16):
(16),
где
t – период;
ао – неизвестный параметр;
а1 – средний месячный прирост или падение.
Задача аналитического выравнивания состоит в том, чтобы подобрать для данного динамического ряда теоретическую линию, которая бы наилучшим образом отражала черты фактической динамики, то есть отклонение фактических данных от теоретических было минимальным.
Решая систему (17), определяют параметры ао и а1, составляя уравнение линейного тренда.
(17)
Полученное уравнение можно использовать для расчета прогноза, подставив вместо t порядковый номер прогнозируемого месяца. Расчет уровней за пределами ряда называется экстраполяцией.
Так же, для точности расчетов, определяют среднюю ошибку прогноза по формуле (18) и среднее квадратическое отклонение (19):
(18), так (19), где p – число параметров уровня.
С вероятностью 0,954 определяют предельную ошибку выборки по формуле (20):
E = t * (20), таким образом прогнозируют показатель с вероятностью и учетом ошибки.
Относительный показатель, выражающий
среднее изменение
Виды индексов:
Индивидуальные индексы
(21).
Общие индексы показывают изменение сложного явления состоящего из непосредственно не соизмеримых величин, определяя по формуле (22):
, где р – сопоставимая цена.
Основной формой общего индекса
является агрегатный. Для построения
таких индексов необходимо выявить
индексируемую величину и соизмеритель
(вес). Индексируемая величина –
величина, изменение которой
Индексы количественных показателей строится соизмерителями базисного периода. Индексы качественных показателей с соизмерителями отчетного периода.
Значение индекса стоимости продукции (товарооборота) зависит от двух факторов: изменение количества продукции и цен. Если оценить продукцию по одним и тем же базисным ценам, то такой индекс отразит изменение только одного фактора – индексируемого показателя g и будет представлять собой агрегатный индекс физического объема продукции.
Индекс физического объема показывает
во сколько раз увеличивается
или уменьшается физический объем
продукции или сколько
В тех случаях, когда исходные данные выражены не исходными величинами, а индивидуальными индексами. Общий индекс вычисляют по формуле средне арифметического или средней гармонической.
Применение той или иной формулы индекса физического объема (агрегатного, среднеарифметического, средне гармонического) зависит от имеющихся данных и цели исследования.
Для оценки эффективности производства продукции вычисляют:
(23), индекс показывает, что в одном месяце по сравнению с другим месяцем цены на данную продукцию на рынке увеличиваются или уменьшаются.
(24), индекс показывает, что в первом месяце по сравнению со вторым месяцем цена на рынке изменилась только на продукт второго месяца.
(25).
(26), где в числителе затраты на производство продукции в отчетном периоде, а в знаменателе затраты на произведение той же продукции остались на уровне базисного периода.
В зависимости от базы сравнения различают базисные и цепные индексы. Если при построении индекса уровень одного периода принять за постоянную величину базу сравнения и сопоставить с ним уровень других периодов получим базисные индексы.
Так же ведут учет индекса переменного и постоянного состава, вычисляя по формулам (27, 28) соответственно:
(27), (28).
Индекс постоянного состава показывает, как в отчетном периоде по сравнению с базисным изменяется средняя величина показателя по какой-либо однородной совокупности за счет изменения только самой индексируемой величины, то есть устраняя влияние структурного фактора.
Данный метод используется для
изучения стохастической взаимосвязи
между признаками. Таким образом,
решаются 2 задачи: определяется среднее
изменение результативного
Проведение корреляционно-
На данном этапе дается теоретическое
обоснование связей между признаками,
выделяя факторный и
На втором этапе определяется величина параметров, а так же проводят расчет показателей связей. Вычисляют показатель, характеризующий тесноту связей между признаками, коэффициент корреляции по формуле (29):
(29),
где , , ,
, .
Если r = 0 – связь, между признаками отсутствует;
r = 1 – связь полная, функциональная;
r ˃0 – связь прямая;
r ˂0 – связь обратная;
r ≥ /0,7/ связь тесная, если в интервале от 0,5 до 0,7 – связь средняя, менее 0,5 – связь слабая.
Долю зависимости
(30).
Затем, определяют коэффициент эластичности, который показывает на сколько процентов изменится результативный признак от факторных, при изменении х на 1%. Коэффициент эластичности определяют по формуле (31):
(31).
Необходимость третьего этапа статистической оценки полученных данных связана с тем, что корреляционный анализ проводится по данным выборочного наблюдения. Выдвигается гипотеза о существенности полученных характеристик. Определяют величину ошибки в соответствии с формулой (32):
= (32).
Величину коэффициента корреляции считают достоверной, а связь между признаками существенной, если величина t фактического будет больше t табличного с заданной вероятностью. Показатель t фактического рассчитывается по формуле (33):
(33).
t табличное (коэффициент Стьюдента) учитывается при вероятности 0,05 и числе степеней свободы равное n-1.
Организационно-экономическая
По организационно-правовой форме деятельности предприятие производству пива и безалкогольных напитков "Вятич" является открытым акционерным обществом. ОАО «Вятич», и является коммерческой организацией, учредителем которой выступает Комитет по управлению имуществом Кировской области. Акционеры могут приобретать и отчуждать акции «Вятич» без согласия других акционеров. Общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции с учетом требований ФЗ "Об акционерных обществах" и других правовых актов.
Общество также может
«Вятич» - один из ведущих брендов на рынке Кировской области. Завод основан в 1903 году немецким пивоваром К.О. Шнейдером - поставщиком Двора Его Императорского Величества, держателем марки пива “Баварское”. ОАО «Вятич» производит пиво в строгом соответствии с немецким законом о чистоте пивоварения “Reinheitsgebot” от 1516 года, по которому для производства пива используется только ячменный солод, хмель, пивные дрожжи и вода. В 1911 году кроме завода, за Шнейдером числится 2 пивных ресторана и 20 пивных лавок. Однако истинное благополучие иностранного предпринимателя в Российской Империи зависело от его общественных связей, знакомств в городском обществе. Необходимо было вступить в одно из благотворительных или добровольных обществ. Первым таким обществом для К.А.О. Шнейдера стало общество Северных охотников (через него проходили все иногородние и иностранные предприниматели, желающие получить тот или иной вес в вятском деловом мире).
Для увеличения сбыта продукции
фирмы Товариществом "Шнейдер
и Компания" ("Шнейдер и К")
с 1912 г. была устроена организация караванов
для обслуживания ярмарок в южных
уездах Вятской губернии. Ассортимент
выпуска основной продукции к 1914
г. также был чрезвычайно
1918, март — завод был
1921 год — предприятие
1924 год — построена бетонная
солодовня размером 170 сажен, закончена
постройка подвала на три