Экономико-статистический анализ эффективности производства пивоваренной продукции предприятия ОАО «Вятич»

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является экономико-статистический анализ эффективности производства пивоваренной продукции ОАО «Вятич». Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
• рассмотреть теоретические основы экономико-статистического анализа эффективности производства пивоваренной продукции;
• рассмотреть организационно-экономическую характеристику предприятия ОАО «Вятич»;
• провести экономико-статистический анализ эффективности производства пивоваренной продукции предприятия ОАО «Вятич».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПИВОВАРЕННОЙ ПРОДУКЦИИ …………….…………………………………5
1.1 Состояние российского рынка пива и тенденции его развития
1.2 Показатели динамики производства пивоваренной продукции и выявление общей тенденции изменения показателя...……………………………………………….5
1.3 Индексный метод оценки эффективности производства пивоваренной продукции……………..8
1.4 Корреляционно-регрессионный анализ эффективности производства пивоваренной продукции………..………………………………12
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ВЯТИЧ»……………………………………………16
2.1 Организационная основа, размер и специализация предприятия ОАО «Вятич»………………………………………………………………………16
2.2 Наличие и оценка ресурсного потенциала ОАО «Вятич»………………..23
2.3 Оценка финансовых результатов деятельности предприятия ОАО «Вятич»……………………………………………………………………….26
3. ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПИВОВАРЕННОЙ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ВЯТИЧ»………………………………………………………………..29
3.1 Динамика и структура оборотных средств ОАО «Вятич»………………..29
3.2 Уровень использования текущих активов ОАО «Вятич»………………...30
3.3 Факторы, влияющие на эффективность использования оборотных средств предприятия ОАО «Вятич»……………………………………………………..32
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………………………………..36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Экономико-статический анализ эффективности производства пива ОАО Вятич (Автосохраненный).docx

— 122.14 Кб (Скачать)

.

Для обобщающей характеристики динамики объема производства определяют средние  показатели среднего уровня ряда, среднего абсолютного прироста, среднего коэффициента прироста, среднего темпа роста, а  так же, средний годовой темп прироста.

  • Средний уровень ряда для интервального ряда вычисляется по формуле (10), для моментного ряда по формуле (11):

(10), где n – количество интервалов;

= (11);

  • Средний абсолютный прирост вычисляется по формулам (12) и (13), соответственно для цепных и базисных показателей:

(12), где n – число цепных абсолютных приростов;

(13), где m -  число уровней ряда;

  • Средний коэффициент роста определяется для ценных и базисных соответственно формулам (14), (15):

(14), где n – число цепных коэффициентов роста;

(15);

  • Средний темп роста вычисляется, как произведение среднего коэффициента роста и 100 %;
  • Средний годовой темп прироста вычисляется, как разность среднего темпа роста и 100%.

Важной задачей статистики является определение в рамках динамики общей  тенденции развития явления (объема производства). Основной тенденцией развития (трендом) называется плавное и устойчивое изменение уровня явления во времени, свободное от случайных колебаний. С этой целью ряды динамики подвергаются обработке методами укрупнения интервалов, скользящей средней и аналитического выравнивания.

1 способ: укрупнение периодов;

Периоды укрупняют по трем, пяти или  семи, находя средние, по которым оценивают  тенденции. Данные ежемесячного производства продукции укрупняют по кварталам, выявляя среднее за месяц, сравнивая  между собой средние.

  1. способ: скользящей средней;

Исчисляется средний уровень, но каждый раз отбрасывая один уровень и  прибавляя следующий. Исходные данные для расчета скользящей средней  укрупняют за три года, пять лет, семь лет. Метод дает возможность  определить лишь общую тенденцию  развития явления (объема производства), более или менее освобожденную  от случайных и волнообразных  колебаний.

  1. способ: аналитическое выравнивание, способом наименьших квадратов;

Метод дает количественную модель, выражающую основную тенденцию изменение уровней  динамического ряда во времени. Общая  тенденция рассчитывается как функция  времени, по формуле (16):

  (16),

где 

        t – период;

       ао – неизвестный параметр;

       а1 – средний месячный прирост или падение.

Задача аналитического выравнивания состоит в том, чтобы подобрать  для данного динамического ряда теоретическую линию, которая бы наилучшим образом отражала черты  фактической динамики, то есть отклонение фактических данных от теоретических  было минимальным.

Решая систему (17), определяют параметры  ао и а1, составляя уравнение линейного тренда.

(17)

 Полученное уравнение можно использовать для расчета прогноза, подставив вместо t порядковый номер прогнозируемого месяца. Расчет уровней за пределами ряда называется экстраполяцией.

Так же, для точности расчетов, определяют среднюю ошибку прогноза по формуле (18) и среднее квадратическое отклонение (19):

(18), так (19), где p – число параметров уровня.

С вероятностью 0,954 определяют предельную ошибку выборки по формуле (20):

E = t * (20), таким образом прогнозируют показатель с вероятностью и учетом ошибки.

    1. Индексный метода анализа эффективности производства продукции

Относительный показатель, выражающий среднее изменение непосредственно  не соизмеримых общественных явлений  называют индексом. Индексы применяют  для анализа выполнения плановых заданий, для характеристики уровня экономического развития различных  регионов, для измерения показателей  во времени. Они позволяют определить влияние факторов на изменений показателей.

Виды индексов:

  1. По содержанию индексируемых величин:
    1. Индексы количественных показателей (объем производства);
    2. Индексы качественных показателей (цена, себестоимость).
  2. По степени охвата единиц:
    1. Индивидуальные;
    2. Общие.
  3. По методам расчета:
    1. Индивидуальные;
    2. Общие.

Индивидуальные индексы показывают изменение отдельных величин сложного явления. Индекс объема в базисном и отчетном периоде вычисляется по формуле (21):

  (21).

Общие индексы показывают изменение  сложного явления состоящего из непосредственно  не соизмеримых величин, определяя  по формуле (22):

, где р – сопоставимая цена.

Основной формой общего индекса  является агрегатный. Для построения таких индексов необходимо выявить  индексируемую величину и соизмеритель (вес). Индексируемая величина –  величина, изменение которой характеризуется  данным индексом (объем производства). Соизмеритель (вес) служит для соизмерения, величина должна быть постоянной.

Индексы количественных показателей  строится соизмерителями базисного  периода. Индексы качественных показателей  с соизмерителями отчетного периода.

Значение индекса стоимости  продукции (товарооборота) зависит  от двух факторов: изменение количества продукции и цен. Если оценить  продукцию по одним и тем же базисным ценам, то такой индекс отразит изменение только одного фактора – индексируемого показателя g и будет представлять собой агрегатный индекс физического объема продукции.

Индекс физического объема показывает во сколько раз увеличивается  или уменьшается физический объем  продукции или сколько процентов  составляет его рост в отчетном периоде  по сравнению с базисным периодом.

В тех случаях, когда исходные данные выражены не исходными величинами, а индивидуальными индексами. Общий  индекс вычисляют по формуле средне арифметического или средней  гармонической.

Применение той или иной формулы  индекса физического объема (агрегатного, среднеарифметического, средне гармонического) зависит от имеющихся данных и  цели исследования.

Для оценки эффективности производства продукции вычисляют:

  1. Агрегатный индекс цен Пааше по формуле (23):

  (23), индекс показывает, что в одном месяце по сравнению с другим месяцем цены на данную продукцию на рынке увеличиваются или уменьшаются.

  1. Агрегатный индекс цен Лайспейреса по формуле (24):

(24), индекс показывает, что в первом месяце по сравнению со вторым месяцем цена на рынке изменилась только на продукт второго месяца.

  1. Индекс товарооборота по формуле (25):

(25).

  1. Индекс себестоимости продукции по формуле (26):

(26), где в числителе затраты на производство продукции в отчетном периоде, а в знаменателе затраты на произведение той же продукции остались на уровне базисного периода.

В зависимости от базы сравнения  различают базисные и цепные индексы. Если при построении индекса уровень  одного периода принять за постоянную величину базу сравнения и сопоставить  с ним уровень других периодов получим базисные индексы.

Так же ведут учет индекса переменного  и постоянного состава, вычисляя по формулам (27, 28) соответственно:

(27), (28).

Индекс постоянного состава  показывает, как в отчетном периоде  по сравнению с базисным изменяется средняя величина показателя по какой-либо однородной совокупности за счет изменения только самой индексируемой величины, то есть устраняя влияние структурного фактора.

    1. Корреляционно-регрессионный анализ эффективности производства продукции

Данный метод используется для  изучения стохастической взаимосвязи  между признаками. Таким образом, решаются 2 задачи: определяется среднее  изменение результативного признака под влиянием одного или комплекса  факторов и определяется мера тесноты  связей между признаками.

Проведение корреляционно-регрессионного анализа начинается с анализа  причинно-следственных взаимосвязей между  признаками на основании чего формируется  корреляционная модель.

На данном этапе дается теоретическое  обоснование связей между признаками, выделяя факторный и результативный признаки. Строиться уравнение регрессии. При линейной связи между несколькими  признаками строится уравнение линейной регрессии.

На втором этапе определяется величина параметров, а так же проводят расчет показателей связей. Вычисляют показатель, характеризующий тесноту связей между признаками, коэффициент корреляции по формуле (29):

  (29),

где , , ,

, .

Если r = 0 – связь, между признаками отсутствует;

r = 1 – связь полная, функциональная;

r ˃0 – связь прямая;

r ˂0 – связь обратная;

r ≥ /0,7/ связь тесная, если в интервале от 0,5 до 0,7 – связь средняя, менее 0,5 – связь слабая.

Долю зависимости результативного  признака от факторного определяют по коэффициенту детерминации, формула (30):

 (30).

Затем, определяют коэффициент эластичности, который показывает на сколько процентов  изменится результативный признак  от факторных, при изменении х  на 1%. Коэффициент эластичности определяют по формуле (31):

(31).

Необходимость третьего этапа статистической оценки полученных данных связана с  тем, что корреляционный анализ проводится по данным выборочного наблюдения. Выдвигается гипотеза о существенности полученных характеристик. Определяют величину ошибки в соответствии с формулой (32):

=   (32).

Величину коэффициента корреляции считают достоверной, а связь  между признаками существенной, если величина t фактического будет больше t табличного с заданной вероятностью. Показатель t фактического рассчитывается по формуле (33):

(33).

t табличное (коэффициент Стьюдента) учитывается при вероятности 0,05 и числе степеней свободы равное n-1.

 

 

 

 

 

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ  ОАО «ВЯТИЧ»

 

Организационно-экономическая оценка деятельности предприятия по производству пива и безалкогольных напитков ОАО  «Вятич» включает оценку размера  деятельности, характеристику специализации  и организационной структуры, ресурсного потенциала, оценку прибыльности и  рентабельности, финансового состояния, сбытовой, производственной деятельности и факторов внешней среды.

    1. Организационные основы, размер и специализация ОАО «Вятич»

По организационно-правовой форме деятельности предприятие производству пива и безалкогольных напитков "Вятич" является открытым акционерным обществом. ОАО «Вятич», и является коммерческой организацией, учредителем которой выступает Комитет по управлению имуществом Кировской области. Акционеры могут приобретать и отчуждать акции «Вятич» без согласия других акционеров. Общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции с учетом требований ФЗ "Об акционерных обществах" и других правовых актов.

Общество также может проводить  закрытую подписку на свои акции, за исключением  случаев, когда настоящим Уставом  или правовыми актами возможность  проведения закрытой подписки ограничена. Количество акционеров неограниченно. Уставный капитал ОАО «Вятич» определяет минимальный размер имущества, гарантирующий интересы его кредиторов, и составляет 22 438 рублей. Выпущены и размещены обыкновенные акции в количестве 16 849 штук и привилегированные акции в количестве 5 589 штук. Номинальная стоимость каждой обыкновенной и привилегированной акции – 1 руб.

«Вятич» - один из ведущих брендов на рынке Кировской области. Завод основан в 1903 году немецким пивоваром К.О. Шнейдером - поставщиком Двора Его Императорского Величества, держателем марки пива “Баварское”. ОАО «Вятич» производит пиво в строгом соответствии с немецким законом о чистоте пивоварения “Reinheitsgebot” от 1516 года, по которому для производства пива используется только ячменный солод, хмель, пивные дрожжи и вода. В 1911  году кроме завода, за Шнейдером числится 2 пивных ресторана и 20 пивных лавок. Однако истинное благополучие иностранного предпринимателя в Российской Империи зависело от его общественных связей, знакомств в городском обществе. Необходимо было вступить в одно из благотворительных или добровольных обществ. Первым таким обществом для К.А.О. Шнейдера стало общество Северных охотников (через него проходили все иногородние и иностранные предприниматели, желающие получить тот или иной вес в вятском деловом мире).

Для увеличения сбыта продукции  фирмы Товариществом "Шнейдер  и Компания" ("Шнейдер и К") с 1912 г. была устроена организация караванов  для обслуживания ярмарок в южных  уездах Вятской губернии. Ассортимент  выпуска основной продукции к 1914 г. также был чрезвычайно разнообразен: всего пивной завод выпускал 16 сортов пива.

1918, март — завод был национализирован.

1921 год — предприятие восстанавливают  как государственный пивной завод с акционерным капиталом. Директор завода — Кривошейкин Д.С. (1921-1929 гг.) Прекращенная в конце 1914 года выработка пива была возобновлена лишь в августе 1922-го и стала постоянно наращиваться. В начале двадцатых годов основным становится производство дрожжей.

1924 год — построена бетонная  солодовня размером 170 сажен, закончена  постройка подвала на три отделения.  Существенно расширялся и сам завод. Завершилась прокладка водопровода и паропровода. Штатный состав в 1925 году насчитывал: дрожжепивоваренный – 178 человек, государственная мельница - 180 человек. При этом план по пиву был выполнен на 200%, по дрожжам на 120%.

Информация о работе Экономико-статистический анализ эффективности производства пивоваренной продукции предприятия ОАО «Вятич»