Экономико-статистический анализ эффективности производства пивоваренной продукции предприятия ОАО «Вятич»

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является экономико-статистический анализ эффективности производства пивоваренной продукции ОАО «Вятич». Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
• рассмотреть теоретические основы экономико-статистического анализа эффективности производства пивоваренной продукции;
• рассмотреть организационно-экономическую характеристику предприятия ОАО «Вятич»;
• провести экономико-статистический анализ эффективности производства пивоваренной продукции предприятия ОАО «Вятич».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПИВОВАРЕННОЙ ПРОДУКЦИИ …………….…………………………………5
1.1 Состояние российского рынка пива и тенденции его развития
1.2 Показатели динамики производства пивоваренной продукции и выявление общей тенденции изменения показателя...……………………………………………….5
1.3 Индексный метод оценки эффективности производства пивоваренной продукции……………..8
1.4 Корреляционно-регрессионный анализ эффективности производства пивоваренной продукции………..………………………………12
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ВЯТИЧ»……………………………………………16
2.1 Организационная основа, размер и специализация предприятия ОАО «Вятич»………………………………………………………………………16
2.2 Наличие и оценка ресурсного потенциала ОАО «Вятич»………………..23
2.3 Оценка финансовых результатов деятельности предприятия ОАО «Вятич»……………………………………………………………………….26
3. ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПИВОВАРЕННОЙ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ВЯТИЧ»………………………………………………………………..29
3.1 Динамика и структура оборотных средств ОАО «Вятич»………………..29
3.2 Уровень использования текущих активов ОАО «Вятич»………………...30
3.3 Факторы, влияющие на эффективность использования оборотных средств предприятия ОАО «Вятич»……………………………………………………..32
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………………………………..36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Экономико-статический анализ эффективности производства пива ОАО Вятич (Автосохраненный).docx

— 122.14 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ ВПО «ВЯТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

 

 

 

КАФЕДРА СТАТИСТИКИ

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО СТАТИСТИКЕ

 

Тема: «Экономико-статистический анализ эффективности производства пивоваренной продукции предприятия ОАО «Вятич»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил (а):

                                              Руководитель:

 

 

Регистрационный номер:

Дата сдачи на проверку:

Оценка после защиты:

 

 

 

 

 

 

 

 

Киров  2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПИВОВАРЕННОЙ ПРОДУКЦИИ …………….…………………………………5
    1. Состояние российского рынка пива и тенденции его развития
    2. Показатели динамики производства пивоваренной продукции и выявление общей тенденции изменения показателя...……………………………………………….5
    3. Индексный метод оценки эффективности производства пивоваренной продукции……………..8
    4. Корреляционно-регрессионный анализ эффективности производства пивоваренной продукции………..………………………………12
  2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ВЯТИЧ»……………………………………………16
    1. Организационная основа, размер и специализация предприятия ОАО «Вятич»………………………………………………………………………16
    2. Наличие и оценка ресурсного потенциала ОАО «Вятич»………………..23
    3. Оценка финансовых результатов деятельности предприятия ОАО «Вятич»……………………………………………………………………….26
  3. ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПИВОВАРЕННОЙ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ВЯТИЧ»………………………………………………………………..29

3.1 Динамика  и структура оборотных средств  ОАО «Вятич»………………..29

3.2 Уровень  использования текущих активов  ОАО «Вятич»………………...30

3.3 Факторы,  влияющие на эффективность использования  оборотных средств предприятия  ОАО «Вятич»……………………………………………………..32

ВЫВОДЫ И  ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………………………………..36

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Роль статистики при переходе к рыночным отношениям, как известно, возрастает. Статистика выступает не только как действенный  инструмент анализа рыночной экономики, но и как своеобразный арбитр по оценке условий и результатов  ее развития, одновременно являясь  мощным орудием преобразования рыночных социально – экономических отношений, важным дополнительным фактором оперативного, предприимчивого и эффективного их совершенствования.

Статистические  исследования предприятий предполагает проведение статистического наблюдения, организацию сбора статистической информации о предприятиях, ее систематизации и классификации. Это необходимо современному специалисту на предприятии для принятия решений в условиях, когда анализируемые явления подвержены влиянию случайных параметров.

Экономическая эффективность  деятельности любого предприятия, в  первую очередь, оценивается по выпуску  продукции. Объем производимой продукции  на предприятии характеризуется  системой показателей в натуральном, условно-натуральном, трудовом и стоимостном выражениях. Поэтому экономико-статистический анализ производства на предприятии является актуальной темой исследования.   

Целью данной курсовой работы является экономико-статистический анализ эффективности производства пивоваренной продукции ОАО «Вятич». Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:

    • рассмотреть теоретические основы экономико-статистического анализа эффективности призводства пивоваренной продукции;
    • рассмотреть организационно-экономическую характеристику предприятия ОАО «Вятич»;
    • провести экономико-статистический анализ эффективности производства пивоваренной продукции предприятия ОАО «Вятич».

Объект исследования данной курсовой работы является показатель производства пивоваренной продукции предприятия ОАО «Вятич».

Экономико-статистический анализ эффективности производства пивоваренной продукции предприятия ОАО «Вятич» проводился методами: массовых наблюдений, сводка и группировка, расчет обобщающих показателей, средних величин, относительных индексов, динамических рядов, а так же балансовым методом и другими. Информационную базу составили устав предприятия, годовые бухгалтерские балансы, а так же формы №1, №2 бухгалтерских балансов за период исследования 2007 г., 2008 г. и 2009 г.

Программные средства

 

  1. ТЕОРИЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПИВОВАРЕННОЙ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ВЯТИЧ»

 

 

1.1  Состояние  российского рынка пива и тенденции  его развития

Несмотря  на замедление роста пивной индустрии  и снижение интереса инвесторов к российскому пивоварению, потенциал для развития отрасли все же существует.

В результате оживления российской экономики, увеличения объема инвестиций со стороны производителей, а также в связи с ростом популярности пива и вина продажи  пенного напитка получили дополнительный стимул.

Несмотря  на то, что Россия является страной  с самым высоким в мире уровнем  потребления алкоголя в целом, по уровню среднедушевого потребления  пива в год Россия вместе с Исландией, Польшей и Италией принадлежит  к группе стран с низким потреблением этого напитка. По уровню потребления пива на душу населения Россия значительного уступает развитым странам, что предполагает наличие заметного потенциала роста по мере повышения покупательной способности населения, развития культуры потребления пива, переориентации населения с употребления крепких спиртных напитков на пиво как более "здоровый" продукт [16, 17].

Таблица 1 –  Потребление пива на душу населения  в некоторых странах

Страна

Уровень потребления пива, литров в  год

Германия

146,1

Великобритани

121,0

Россия

17 – 20

В т.ч. Санкт-Петербург

45

Москва

40


 

Уровень потребления пива в России в 2009 г. составил 76,5 л/чел. Потребление пива в Кировской области – 75 л/чел. (2009 г.), этот показатель в разы превышает местное производство на душу населения, поэтому рынок формируется в основном импортной продукцией. Средний объем производства пива с 2000 до 2008 года составил 2 390 л., это примерно 17 л/чел, в 2009 г. объем резко вырос по сравнению с 2008 годом на 53%. В 2009 г. было произведено уже 30 л/чел, данные представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 –  Производство пива в Кировской области, 2000-2009 гг.

Таким образом, по Кировской области емкость  рынка пива за 2009 год составила 10 457,7 тыс. декалитров. Что касается 2010 года, то продажи и производство существенно сократилось как в натуральном, так и в денежном выражении. Существенный спад объясняется  повышением ставки акциза с 1 января 2010 года на 200% до 9 рублей за 1 литр пива [7].

Если  сравнить октябрь 2009 года и точку  стабильности июнь 2010, то розничная  стоимость 1 литра пива возрос на 17% до 54, 13 рублей за литр или на 7 рублей. Быстрое повышение цен на пиво на фоне существующей меньшей инфляции в секторе пищевой промышленности не осталось незамеченным российскими  потребителями. Так, за первое полугодие 2010 года продажи пива в натуральном  выражении сократились на 6 %. В  денежном выражении выросли на 9 % (за счет повышенных акцизов). Так же, в сокращении рынка пива в первом квартале 2010 года сыграл большую роль погодный фактор. Выпуск солода за первые 6 месяцев 2010 года снизился на 24%, к тому же цены на него возросли. Российский рынок  хмеля все больше зависит от импорта. Переработанный хмель  завозиться в виде гранул или порошка [18].

На производственные показатели пивоваренных компаний существенное влияние оказал рост отгрузок дистрибьюторам в преддверии повышения акцизов. Импортеры пива поспешили заполнить  склады, потому как основу составляет недорогое украинское пиво, в цене которого велика акцизная составляющая. Поэтому ситуация с импортом пива мало отличалась от производства. Российский рынок пива на 80% зависит от импорта. Среди стран-импортеров наблюдается  падение натуральных показателей  у Мексики, поставки чешского пива возросли на 6%, немецкого – на 1%, бельгийского – на 20%, финского – на 12% и английского  – на 60%.

Экспорт российского  пива сократился, в основном за счет сокращения поставок в Казахстан [19].

В 2011 году большинство пивоваренных компаний продолжает сокращать затраты на логистику. Так как сокращается  спрос на дорогие сорта пива, а  возрастают продажи экономичных  марок, которые перевозятся в  основном на небольшие расстояния авто транспортом.

По прогнозам  на 2011 год ожидается увеличение общих  продаж алкогольных напитков на 34% в  стоимостном выражении - при постоянных ценах. Темпы роста в натуральном  выражении будут менее интенсивными, но все же достаточно высокими к 2011 г [20].

На сегодняшний  день рынок пива близок к насыщению, поэтому в ближайшие несколько  лет взрывного роста продаж не ожидается. К 2012 г. объем пивного рынка увеличится на 18% в натуральном выражении, причем основной рост будет происходить в регионах.

Таким образом, темпы роста в денежном выражении  превысят темпы роста в натуральном  выражении благодаря повышению  акцизов и усилению позиций пива класса «премиум» и других высоко ценовых категорий. Это обусловлено тем, что поляризация рынка между «премиум» брендами и брендами экономичного сегмента идет достаточно высокими темпами. Производители продолжат борьбу за доли в этих сегментах. На рубеже 2010 года рынок российского пивоварения достиг высокой степени насыщения, что приводит к высокому уровню конкуренции.

1.2 Показатели  динамики производства пивоваренной  продукции и выявление общей  тенденции изменения показателей.

Построение и анализ рядов динамики позволяет выявить и измерить закономерность объема производства во времени. Эти закономерности проявляются  лишь в тенденции, в длительной динамике.

Выявление основной тенденции в  изменении уровней, именуемой трендом  является одной из главных задач  анализа рядов динамики.

Ряды динамики состоят из элементов  времени, момент или период и статистического показателя, уровня ряда (объема производства). В зависимости от способа выражения уровней различают ряд абсолютных величин, ряд средних величин, ряд отностительных величин. Так же по полноте линий выделяют полные (с равными интервалами) и не полные. По временному показателю ряды динамики могут быть моментными (на дату) и интервальные (за период).

При изучении динамики объемов производства продукции возникает проблема описания интенсивности изменения и расчета  средних показателей динамики. К  таким относятся: абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, средний  темп прироста.

  1. Абсолютный прирост – разность между каждым последующим показателем и базисным (уо) или предыдущим (цепной).

Показатель  абсолютного цепного прироста вычисляется  по формуле (1), абсолютный базисный прирост  – по формуле (2):

  (1),

(2),

где - уровень сравниваемого периода;

 - уровень предшествующего периода;

уо  - уровень базисного периода.

Данные  показатели имеют взаимосвязь : .

Для оценки интенсивности, то есть относительного изменения уровня динамического  ряда за период времени вычисляют  темпы роста.

  1. Темп роста.

Показатель  темп роста тесно связан с показателем  коэффициента роста.  Коэффициент  роста – это отношение между  каждым последующим показателем  и базовым или предыдущим. Так, коэффициент роста базисный вычисляется  по формуле (3), коэффициент роста  цепной – по формуле (4):

(3),

(4).

Итак, Тр = Кр* 100, следовательно темпы цепного  и базисного роста соответствуют  коэффициентам роста, умноженным на 100 %.

  1. Темпы прироста показывают на сколько процентов сравниваемый уровень больше или меньше уровня, принятого за базу сравнения и выражается как отношение абсолютного прироста к абсолютному уровню, принятому за базу сравнения. Так, темп цепного и базисного прироста выводятся из формул (5,6), принимая форму (7, 8), соответственно:

Тпр = Тр – 100% (5), Кпр = Кр – 1 (6);

 

.

  1. Абсолютное значение 1% прироста показывает какое абсолютное значение скрывается за относительным показателем – одним процентов прироста. Рассчитываеться по формуле (9):

Информация о работе Экономико-статистический анализ эффективности производства пивоваренной продукции предприятия ОАО «Вятич»