Экономико — статистический анализ производства и реализации зерна

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2012 в 23:49, курсовая работа

Краткое описание

По своим природно-климатическим условиям Россия была и при определенных обстоятельствах вновь может стать великой зерновой державой. Дореволюционная Россия по праву считалась житницей Европы. Она занимала первое место в мире по производству зерна.

Оглавление

Введение

1.Экономико — статистический анализ производства и реализации зерна.


Динамика посевных площадей, урожайности и валовый сбор.


Показатели эффективности производства и реализации зерна.


Прогнозирование основных показателей эффективности производства зерна.



2. Статистический анализ факторов, обуславливающий эффективность производства и реализации зерна.



2.1 Теория вопроса.

2.2 Группировки и корреляция в изучении факторов роста.



Выводы и предложения.



Список литературных источников.

Файлы: 1 файл

курсоваяпо статистике АПК 3 курс.doc

— 252.00 Кб (Скачать)

       Для более полного использования  мощностей, а также преодоления  монополизма   в   области   переработки   необходимо    шире   развивать кооперацию и интеграцию сельскохозяйственных товаропроизводителей и переработчиков сырья путем создания интегрированных структур. Это сложный процесс. Основное препятствие на пути его осуществления - принадлежность контрольного пакета акций перерабатывающих и агросервисных предприятий членам их трудовых коллективов.

       Во  многих регионах удалось передать контрольный  пакет акций -уже приватизированных  предприятий переработки сельскохозяйственным товаропроизводителям путем дополнительной эмиссии. Развитие интеграции на этой основе и обеспечение таким путем реального участия сельскохозяйственных товаропроизводителей в управлении деятельностью перерабатывающих предприятий является перспективным направлением.

       Высокорентабельное ведение зернового хозяйства возможно лишь в том случае, если производство будет ориентировано на спрос потребителя, то есть необходим маркетинговый подход. Маркетинговую службу целесообразно создавать на крупных сельскохозяйственных предприятиях, производящих широкий ассортимент продукции; в хозяйствах, реализующих значительную часть продукции за пределы своего административного района или области. Важнейшим фактором, определяющим рентабельность производства зерна, является урожайность. Как правило, чем выше урожайность, тем ниже себестоимость производства, затраты труда на 1 ц. продукции, а уровень рентабельности выше. Однако, подобная взаимосвязь наблюдается только тогда, когда сельское хозяйство развивается в нормальных условиях, то есть отсутствует диспаритет цен на материально-технические ресурсы и сельскохозяйственную продукцию, а государство оказывает товаропроизводителям необходимую поддержку.

       В последние годы в силу разных причин ослабла связь цены с качественными  характеристиками зерна. Существенные изменения уровня агротехники возделывания зерновых культур, в сочетании с разрушающейся   материально-технической   базой   доведения   зерна   до базисных кондицией по влажности, сорной и зерновой примесям в совокупности с зачастую произвольно устанавливаемыми элеваторами и хлебопекарными предприятиями, повышенными расценками на услуги за подработку зерна, а также доминирующей субъективизм в оценке качественных показателей зерна не заинтересовывают зернопроизводящие хозяйства в повышении качества зерна даже при его продаже в федеральный и региональный фонды. В силу этих и других причин при продаже зерна коммерческим структурам товаропроизводители вообще не заботятся о его подработке, что ведет к смешиванию разнокачественных партий зерна, после в цене, изменением транспортных затрат.

       И все же в сложившихся экономических  условиях при высокой инфляции, диспаритете  цен, неплатежеспособности многих сельскохозяйственных предприятий высокорентабельное ведение  отрасли невозможно без государственной  поддержки. Государство должно обеспечить компенсацию части затрат производителям зерна на приобретение минеральных удобрений, средств защиты растений, топлива и смазочных материалов, сельскохозяйственной техники и электроэнергии.

       В основу государственного регулирования сельскохозяйственного производства должен быть положен принцип обеспечения доходности хозяйствам, достаточной для их нормального функционирования.

       Ограниченность  финансово-материальных ресурсов у  государства для вывода зернового  рынка из создавшегося тяжелого экономического положения требует привлечения средств сторонних инвесторов, концентрацией средств на приоритетных направлениях, адресности их выделения, увязки с конечными результатами, усиления контроля. Немаловажное значение в повышении эффективности производства зерна отводится выбору каналов реализации, повышению качества продукции, государственной поддержке зернового производства, а также росту материальной заинтересованности при выращивании зерновых культур.

       Решение задач подъема сельского хозяйства и выхода его из кризиса требует изменения экономической и аграрной политики государства, проведения в жизнь комплекса мер государственного регулирования развития АПК с использованием рыночных механизмов с тем, чтобы приостановить дальнейшую деградацию отрасли, которая может вызвать катастрофические последствия для всей страны.Академик Россельхозакадемии Хлыстун В.Н. твердо убежден, что нынешняя ситуация в агропромышленном комплексе может быть кардинально изменена, только если будет обеспечен приток инвестиций.

       Потому, что нынешнее состояние сельскохозяйственных фондов таково, что их выбытие во много раз превышает восполнение. И совершенно очевидно, что без  мобилизации собственных и привлекаемых ресурсов изменить эту ситуацию невозможно».Остаётся нерешённой проблема финансового обеспечения гарантированных закупочных цен. Основным источником остаются финансовые средства, выделенные из государственных бюджетов. Но, как правило, государство утратило контроль за этими средствами. Сложившаяся ситуация лишает гарантированные закупочные цены экономической базы. Что производители зерна продают свою продукцию на рынке конкурирующих продуктов, а покупают необходимые средства производства и услуги на монополизированном рынке. В этих условиях они не в состоянии контролировать объём производства и цены, и государство должно законодательно регулировать экономические отношения между рыночными партнёрами, защищая интересы сельских товаропроизводителей. В условиях либерализации внешней торговли и меньшей конкурентоспособности отечественной продукции их необходимо защищать и от монополии иностранных товаропроизводителей.

       Повышение эффективности сельскохозяйственного  производства способствует росту доходов  хозяйств, получению дополнительных средств для оплаты труда и улучшению социальных условий. Организационная и экономическая оценка каналов реализации сельскохозяйственной продукции позволяет не только принять обоснованное решение относительно их выбора, но и обосновать предложение по увеличению прибыли от реализации. Так, сельскохозяйственные предприятия, не имеющие специализированного транспорта, хранилищ, перерабатывающих цехов, сортировочных пунктов и т.д., могут прийти к выводу о целесообразности их приобретения или строительства. Для этого ожидаемый размер прибыли от реализации продукции тем или иным способом сравнивают с затратами на освоение. Регулирование рыночных отношений это не откат назад, а движение вперёд. Необходимо налаживать эффективное государственное регулирование экономики, совместимое с рыночным механизмом.

       Конечно, нельзя не считать с рыночной экономикой. Это веление времени. Но и рыночную экономику по опыту многих стран  должно определёнными методами регулирования  государство, к чему, к слову сказать, неоднократно призывали Государственная  дума, Президент, Федеральное собрание и Правительство. 
 
 
 
 
 

2.2. Группировка и  корреляция в изучении  факторов роста  производства

       Статистическая  группировка –  это разделение общей совокупности единиц объекта наблюдения по одному или несколько существенным признакам на однородные группы, различающиеся между собой в качественном и количественном отношении и позволяющие выявить социально-экономические типы явлений, изучить структуру совокупности или проанализировать взаимосвязи и взаимозависимости между признаками. Иными словами, группировки являются важным статистическим методом обобщения статистических данных, основой для правильного исчисления статистических показателей.

       Построение  статистических группировок предполагает решение ряда основных задач. Прежде всего, следует выбрать группировочный признак, затем определить число групп, на которые нужно разбить изучаемую совокупность, и зафиксировать границы интервалов группировки. На завершающей стадии необходимо для каждой группировки найти конкретные показатели или их систему, которые должны характеризовать выделенные группы.

       Выбор группировочного признака является одним из самых существенных и  сложных вопросов теории статистической группировки и статистического  исследования в целом. Группировочный признак – это основание, по которому проводится разбивка единиц совокупности на отдельные группы. От степени точности группировочного признака зависит правильность выводов статистического исследования. В качестве основания группировки необходимо  использовать наиболее существенные, теоретически обоснованные признаки, отражающие сущность изучаемых социально-экономических явлений и процессов в условиях поставленных целей и задач (в данной работе группировочным признаком является себестоимость 1 центнера зерна, руб.). В основание группировки могут быть положены как количественные, так и атрибутивные (качественные) признаки. Количественные признаки обычно имеют числовое выражение. Атрибутивные признаки не предполагают цифрового выражения. Они дают качественную характеристику единицы совокупности.

       Построение  группировки по атрибутивному признаку требует безошибочного определения градаций, на основе которых устанавливается принадлежность изучаемых явлений и процессов к определенному типу. Выделенные группы должны отличаться друг от друга не по количественной, а исключительно по качественной характеристике признака. Число групп, на которую разбивается изучаемая совокупность, как правило, зависит от числа градаций атрибутивного признака.

       При построении группировки по количественному  признаку необходимо изучить экономическую (социальную) сущность исследуемого явления или процесса. Лишь после этого в соответствии с задачами исследования можно решать вопрос о числе групп, близких по значению к варьирующему признаку единиц совокупности. Определив, таким образом, основание группировки приступают к решению проблемы количества групп, на которые надо разбить исследуемую совокупность.

       Следует помнить, что число групп во многом зависит  от задач исследования и  вида показателя, положенного в основание  группировки, от объема совокупности (числа  единиц) исследуемого объекта, от вариативности группировочного признака. Количество групп должно быть достаточным, чтобы четко и определенно выявились характер и особенности изучаемого явления. Плохо, если их мало, но вреден и их избыток. Так, при небольшом объеме совокупности нельзя образовывать большое количество групп. Они будут включать недостаточное число единиц объекта. Поэтому показатели, рассчитанные при такой группировке, не будут представительными и типичными, не позволят получить адекватную характеристику исследуемого социально-экономического явления.

       Корреляционно-регрессивный анализ.

       Он  позволяет по данным статистического  наблюдения решить две основные задачи.

       1. Определить среднее изменение  результативного признака (функции)  при изменении фактора (аргумента) на единицу в абсолютном измерении.

       2. Установить меру относительного  влияния факторного признака  на изменение результативного,  разложить вариацию последнего  по источникам образования и  определить роль фактора в  общем объеме вариации результата.

       Поскольку корреляционно-регрессивный анализ изучает  связи, проявляющиеся в среднем, то при его проведении следует  соблюдать общие условия применения средних величин: качественная однородность совокупности и достаточно большое  число единиц наблюдения.

       Корреляционно-регрессивный анализ ведется в определенной последовательности и состоит из ряда этапов.

       1. Установление причинных зависимостей  в изучаемом общественном явлении.

       2. Формирование корреляционной модели  связи.

       3. Расчет и анализ показателей  регрессии.

       4. Расчет и анализ показателей  тесноты связи.

       1. Установление причинных зависимостей  в изучаемом явлении проводится  на основе их качественного,  содержательного анализа, теории  данного явления и практического  опыта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Выводы  и предложения 

       Рассмотрев и проанализировав состояние производства и реализации зерна на примере СПК «Колос»  Большемурашкинского района Нижегородской области можно сделать следующие выводы:

       1.  Как в целом по стране, так  и по нашему хозяйству производство  зерна в последние годы становится менее эффективным.

       2. Снижение урожайности зерновых  за три года привело к снижению   валового производства зерна.  В   СПК «Колос» происходит  снижение объемов производства  зерна не только из-за снижения  урожайности, но    и из-за  снижения    площади посевов. Не смотря на то, что в 2008г площадь посевов была увеличена валовый сбор оказался низким по сравнению с предыдущими годами.

       3.    Наряду с падением урожайности  зерновых, в хозяйстве растут  затраты труда на 1 ц зерна,  следовательно снижается производительность труда.   За   последние   10   лет      ежегодное   увеличение   трудоемкости производства  1   ц зерна составило  0.04  чел-час.  Все это  привело  к снижению эффективности производства зерна, увеличению себестоимости продукции и, следовательно, недополучению прибыли.

       4.  Рост себестоимости зерна   и, соответственно рентабельности  в 2008 году был вызван только  ростом цены реализации, все остальные  факторы (себестоимость, объемы  продаж) привели к снижению доходов  от реализации зерна.

       5.  Рост себестоимости вызван резким удорожанием минеральных удобрений и семян.

       Повышение эффективности производства зерна  в первую очередь связано с  повышением урожайности' зерновых. Для  повышения урожайности необходимо:

Информация о работе Экономико — статистический анализ производства и реализации зерна