Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 22:34, курсовая работа
Из всего многообразия предпринимательских структур кредитные организации находятся в особом положении. Эта особенность определяется тем, что в своей коммерческой деятельности они используют не столько собственный капитал, сколько заемные средства. Их деятельность является предметом надзора со стороны Банка России, за которым закреплены контрольные и регулирующие функции.
Цель анализа финансовых результатов – выявление резервов роста прибыльности банковской деятельности и формирование на этой основе рекомендаций по дальнейшей работе. При этом стратегия банка должна строиться на следующих принципах:
Методика анализа
Валовой доход банка можно представить в следующем виде:
Валовой доход = Процентные доходы + Непроцентные доходы.
Процентные доходы — это начисленные и полученные проценты по ссудам в рублях и валюте.
Непроцентные доходы — это доходы от инвестиционной деятельности (дивиденды по ценным бумагам; доходы, полученные от участия в совместной хозяйственной деятельности предприятий, организаций, банков; доходы, хозрасчетных предприятий банка); валютных операций; полученных комиссий и штрафов (комиссия по услугам и корреспондентским счетам, возмещение клиентами телеграфных и других расходов, плата за оказанные услуги, штрафы полученные, проценты и комиссия прошлых лет) и прочие доходы.
Таблица 7 - Валовой доход ОАО «Сбербанк России» в 2008-2010 гг., тыс. руб.
Показатель |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Процентные доходы |
623901911 |
811316235 |
796993292 |
Непроцентные доходы |
97310351 |
120603852 |
139936699 |
Валовой доход |
721212262 |
931920087 |
936929991 |
Для наглядности рассмотрим динамику валового дохода на рисунке 7.
Рисунок 9 - Динамика валового дохода ОАО «Сбербанк России» в 2008-2010 гг.
Как видно из рисунка, в период с 2008 по 2010 годы объем валового дохода увеличивался. Увеличение происходило благодаря росту процентных доходов.
Анализ актива – анализ направлений использования ресурсов банка : на какие цели, в каком объеме, на какой срок и кому они предоставляются.
Активами, приносящими банку доход, являются: краткосрочные (за исключением бесплатных кредитов) и долгосрочные ссуды; кредиты другим банкам; ценные бумаги, паи, акции; задолженность по факторингу; средства, перечисленные предприятиям для участия в их хозяйственной деятельности.
Активы, не приносящие банку доход, — касса, корреспондентский счет, резервный счет, объем основных средств, сумма иммобилизационных собственных средств. Сокращение указанных активов повышает доходность банка. Однако следует иметь в виду, что увеличение объема таких активов снижает рентабельность, но в то же время увеличивает ликвидность банка.
Важную роль в анализе доходности кредитных операций играет показатель, характеризующий сумму операционных доходов, приходящихся на 1 руб. кредитных вложений (K1):
Расходы коммерческого банка — это затраты денежных средств банка на выполнение операций и обеспечение функционирования банка. Анализ расходов в целом осуществляется по тому же плану, что и анализ доходов.
Расходы всего = Процентные расходы + Непроцентные расходы.
Процентные расходы — начисленные и уплаченные проценты в рублях и валюте.
Непроцентные расходы:
В таблице представлены данные по расходам в 2008-2010 гг.
Таблица 8 – Расходы ОАО «Сбербанк России» в 2008-2010 гг.
Показатель |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Процентные расходы, тыс. руб. |
240530107 |
311422598 |
294160076 |
Непроцентные расходы, тыс. руб. |
213980850 |
208355193 |
318720257 |
Расходы, всего, тыс. руб. |
454510957 |
519777791 |
612880333 |
При анализе банковских расходов определяется удельный вес (D) групп расходов в их общей сумме.
Dпр = Процентные расходы / Расходы
Dнр = Непроцентные расходы / Расходы
Рисунок 10 – Удельный вес групп расходов в их общей сумме в 2008 году, %
Рисунок 11 - Удельный вес групп расходов в их общей сумме в 2009 году, %
Рисунок 12 - Удельный вес групп расходов в их общей сумме в 2010 году, %
Анализ рисунков показывает, что в 2010 году основную долю расходов составили непроцентные расходы. Это обусловлено увеличением операционных расходов и расходов по обеспечению функционирования банка.
Следует отметить, что сокращению суммарных расходов банка способствуют: оптимизация структуры ресурсной базы, уменьшение непроцентных расходов.
Прибыль коммерческого банка — это финансовый результат деятельности коммерческого банка в виде превышения доходов над расходами. Общая сумма прибыли определяется как разница между общей суммой доходов банка и общей суммой расходов банка.
П = Д – Р
Таблица 9 – Прибыль ОАО «Сбербанк России» в 2008-2010 гг.
Показатель |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Доходы, тыс. руб. |
721212262 |
931920087 |
936929991 |
Расходы, тыс. руб. |
454510957 |
519777791 |
612880333 |
Прибыль, тыс. руб. |
266701305 |
412142296 |
324049658 |
Из таблицы 9 видно, что прибыль зависит от доходов и расходов. Кроме того, немаловажным фактором является налог, уплачиваемый в бюджет. Сопоставление трех этих компонентов позволяет оценить, какой из факторов оказал позитивное (негативное) влияние на прибыль.
3 Рекомендации по совершенствованию предоставления услуг
ОАО «Сбербанк России»
21 октября 2008 года Наблюдательный
совет Сбербанка России
Основные направления преобразований:
Реализация Стратегии развития позволит Сбербанку укрепить позиции на российском рынке банковских услуг и достичь финансовых и операционных показателей, соответствующих уровню высококлассных универсальных мировых финансовых институтов.
Для достижения этих целей дальнейшее развитие Сбербанка будет сфокусировано на четырех основных направлениях преобразований, которые предполагают значимые изменения во всех областях его деятельности:
Стратегические цели Сбербанка на период до 2014 года:
Результатом комплексного внедрения предложенных инициатив станут достижение стратегических целей по всем финансовым показателям и формирование устойчивой структуры баланса.
Банк будет поддерживать рентабельность капитала на уровне не ниже 20%, что соответствует росту прибыли к 2014 году в 2,5 — 3 раза. Опережающий рост розничных рынков и реализация новых конкурентных преимуществ в области обслуживания населения создадут предпосылки для дальнейшего роста доли розничного бизнеса в активно-пассивных операциях Сбербанка и сближения этого показателя с долей операций с корпоративными клиентами.
Сбербанк будет использовать возможность привлечения средств с международных рынков в соответствии со своими потребностями в формировании долгосрочной ресурсной базы, с учетом рыночной конъюнктуры и стоимостных характеристик заимствований. Выполнение задач по привлечению средств населения и корпоративных клиентов позволит Сбербанку поддерживать целевой объем бизнеса при сохранении доли внешних займов на уровне не выше 5—10% пассивов.
Оптимизация бизнес-процессов,
штатной численности и
Успешное достижение поставленных целей будет способствовать росту рыночной капитализации и выдвижению Сбербанка в число лидирующих финансовых институтов мира.
В деятельности банка важную роль играет соблюдение сметы расходов. Данный показатель оценивается путем сравнения фактических расходов с их плановой суммой. Важно также изучение причин перерасходов и выявление резервов более экономного расходования средств. Для анализа воспользуемся таблицей 10.
Таблица 10 – Оценка выполнения плана по процентным расходам
Показатель |
Значение показателя |
Темп прироста, % | |||
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2010 года от 2008 года |
2010 года от 2009 года | |
Процентный доход, тыс. руб. |
623901911 |
811316235 |
796993292 |
+27,7 |
-1,8 |
Расходы, тыс. руб. |
454510957 |
519777791 |
612880333 |
+34,8 |
+17,9 |
Расходы на 1 руб. дохода, руб. |
0,73 |
0,64 |
0,77 |
+5,5 |
+20,3 |