Эффективность банковской сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 22:34, курсовая работа

Краткое описание

Из всего многообразия предпринимательских структур кредитные организации находятся в особом положении. Эта особенность определяется тем, что в своей коммерческой деятельности они используют не столько собственный капитал, сколько заемные средства. Их деятельность является предметом надзора со стороны Банка России, за которым закреплены контрольные и регулирующие функции.

Файлы: 1 файл

основная часть.новая.docx

— 116.45 Кб (Скачать)

Цель анализа  финансовых результатов – выявление  резервов роста прибыльности банковской деятельности и формирование на этой основе рекомендаций по дальнейшей работе. При этом стратегия банка должна строиться на следующих принципах:

  • как можно дешевле приобрести капитал;
  • продать капитал и услуги по рентабельной ставке;
  • снизить банковские риски потерь путем отбора надежных клиентов и получения гарантий, диверсификации операций и освоения рынков ссудного капитала.

Методика анализа результативности банковской деятельности начинается с анализа доходов и расходов и завершается исследованием прибыли.

Валовой доход банка можно  представить в следующем виде:

 Валовой доход = Процентные доходы + Непроцентные доходы.

Процентные доходы — это начисленные и полученные проценты по ссудам в рублях и валюте.

Непроцентные  доходы — это доходы от инвестиционной деятельности (дивиденды по ценным бумагам; доходы, полученные от участия в совместной хозяйственной деятельности предприятий, организаций, банков; доходы, хозрасчетных предприятий банка); валютных операций; полученных комиссий и штрафов (комиссия по услугам и корреспондентским счетам, возмещение клиентами телеграфных и других расходов, плата за оказанные услуги, штрафы полученные, проценты и комиссия прошлых лет) и прочие доходы.

Таблица 7 - Валовой доход ОАО «Сбербанк России» в 2008-2010 гг., тыс. руб.

Показатель

2008 год

2009 год

2010 год

Процентные доходы

623901911

811316235

796993292

Непроцентные доходы

97310351

120603852

139936699

Валовой доход

721212262

931920087

936929991


 

Для наглядности рассмотрим динамику валового дохода на рисунке 7.

 

Рисунок 9 - Динамика валового дохода ОАО «Сбербанк России» в 2008-2010 гг.

Как видно из рисунка, в  период с 2008 по 2010 годы объем валового дохода увеличивался. Увеличение происходило  благодаря росту процентных доходов.

Анализ актива – анализ направлений использования ресурсов банка : на какие цели, в каком объеме, на какой срок и кому они предоставляются.

Активами, приносящими  банку доход, являются: краткосрочные (за исключением бесплатных кредитов) и долгосрочные ссуды; кредиты другим банкам; ценные бумаги, паи, акции; задолженность по факторингу; средства, перечисленные предприятиям для участия в их хозяйственной деятельности.

Активы, не приносящие банку доход, — касса, корреспондентский счет, резервный счет, объем основных средств, сумма иммобилизационных собственных средств. Сокращение указанных активов повышает доходность банка. Однако следует иметь в виду, что увеличение объема таких активов снижает рентабельность, но в то же время увеличивает ликвидность банка.

Важную роль в анализе  доходности кредитных операций играет показатель, характеризующий сумму операционных доходов, приходящихся на 1 руб. кредитных вложений (K1):

 

 

Расходы коммерческого  банка — это затраты денежных средств банка на выполнение операций и обеспечение функционирования банка. Анализ расходов в целом осуществляется по тому же плану, что и анализ доходов.

Расходы всего = Процентные расходы + Непроцентные расходы.

Процентные расходы  — начисленные и уплаченные проценты в рублях и валюте.

Непроцентные расходы:

  • операционные — почтовые и телеграфные расходы клиентов; 
    уплаченные комиссионные по услугам и корреспондентским отношениям; расходы по валютным операциям;
  • по обеспечению функционирования банка — на содержание 
    аппарата управления, хозяйственные (амортизационные отчисления, арендная плата и т.д.);
  • прочие расходы — штрафы, пени, неустойки уплаченные, проценты и комиссионные прошлых лет и т.д.

В таблице  представлены данные по расходам в 2008-2010 гг.

 

 

 

 

Таблица 8 – Расходы ОАО «Сбербанк России» в 2008-2010 гг.

 

Показатель

2008 год

2009 год

2010 год

Процентные расходы, тыс. руб.

240530107

311422598

294160076

Непроцентные расходы, тыс. руб.

213980850

208355193

318720257

Расходы, всего, тыс. руб.

454510957

519777791

612880333


 

При анализе банковских расходов определяется удельный вес (D) групп расходов в их общей сумме.

 

Dпр = Процентные расходы / Расходы

 

    Dнр = Непроцентные расходы / Расходы

Рисунок 10 – Удельный вес групп расходов в их общей сумме в 2008 году, %

 

Рисунок 11 - Удельный вес групп расходов в их общей сумме в 2009 году, %

Рисунок 12 - Удельный вес групп расходов в их общей сумме в 2010 году, %

 

Анализ рисунков показывает, что в 2010 году основную долю расходов составили непроцентные расходы. Это обусловлено увеличением операционных расходов и расходов по обеспечению функционирования банка.

Следует отметить, что сокращению суммарных   расходов банка способствуют: оптимизация структуры ресурсной базы, уменьшение непроцентных расходов.

Прибыль коммерческого банка — это финансовый результат деятельности коммерческого банка в виде превышения доходов над расходами. Общая сумма прибыли определяется как разница между общей суммой доходов банка и общей суммой расходов банка.

П = Д – Р

Таблица 9 – Прибыль  ОАО «Сбербанк России» в 2008-2010 гг.

Показатель

2008 год

2009 год

2010 год

Доходы, тыс. руб.

721212262

931920087

936929991

Расходы, тыс. руб.

454510957

519777791

612880333

Прибыль, тыс. руб.

266701305

412142296

324049658


 

Из таблицы 9 видно, что  прибыль зависит от доходов и  расходов. Кроме того, немаловажным фактором является налог, уплачиваемый в бюджет. Сопоставление трех этих компонентов позволяет оценить, какой из факторов оказал позитивное (негативное) влияние на прибыль.

 

3 Рекомендации по совершенствованию предоставления услуг

ОАО «Сбербанк  России»

    1. Предполагаемая стратегия развития организации

 

21 октября 2008 года Наблюдательный  совет Сбербанка России единогласно  одобрил Стратегию развития Сбербанка  до 2014 года.

 Основные направления преобразований:

  • максимальная ориентация на клиента и превращение Сбербанка в «сервисную» компанию по обслуживанию индивидуальных и корпоративных клиентов
  • технологическое обновление Сбербанка и "индустриализация" систем и процессов
  • существенное повышение операционной эффективности Сбербанка на основе самых современных технологий, методов управления, оптимизации и рационализации деятельности по всем направлениям за счет внедрения Производственной Системы Сбербанка, разработанной на базе технологий Lean
  • развитие операций на международных рынках, прежде всего в странах СНГ.

Реализация Стратегии развития позволит Сбербанку укрепить позиции на российском рынке банковских услуг и достичь финансовых и операционных показателей, соответствующих уровню высококлассных универсальных мировых финансовых институтов.

Для достижения этих целей  дальнейшее развитие Сбербанка будет сфокусировано на четырех основных направлениях преобразований, которые предполагают значимые изменения во всех областях его деятельности:

  1. Принципиально важным направлением развития Банка станут максимальная ориентация на клиента и в этом смысле превращение Сбербанка в «сервисную» компанию. Это значит, что Сбербанк будет стремиться удовлетворить максимальный объем потребностей в финансовых услугах каждого своего клиента и тем самым максимизировать свои доходы от каждого набора клиентских отношений. Это означает, что качество и глубина взаимоотношений с клиентом, а также навыки и возможности Сбербанка в области продаж и обслуживания, которые обеспечат поддержание и развитие этих отношений, станут важной основой конкурентного преимущества Сбербанка.
  2. Реализация выбранного сценария «модернизации» предполагает комплексную перестройку процессов и систем и их перевод на новую «промышленную»  основу.  Подобная «индустриализация» систем и процессов в Банке повысит уровень управляемости и масштабируемости, снизит затраты, улучшит качество обслуживания клиентов и позволит Сбербанку более эффективно управлять кредитными и другими видами рисков. Построение промышленных систем и процессов во многих случаях подразумевает консолидацию или централизацию функций как инструмента повышения управляемости и снижения затрат, а также пересмотр многих основных процессов, большую формализацию методик работы (например, оценку рисков) и построение современных систем электронного документооборота, способных работать в масштабах всего Сбербанка.
  3. «Индустриализация» позволит повысить эффективность, управляемость и качество, принципиально и «разово» меняя логику работы систем и процессов «сверху вниз». Руководство Сбербанка глубоко убеждено, что этого недостаточно для выполнения стратегических целей и миссии Сбербанка. Важнейшим элементом стратегии развития Сбербанка является внедрение идеологии постоянного совершенствования и развития на всех уровнях и во всех частях организации.

Стратегические цели Сбербанка  на период до 2014 года:

  • увеличение объема прибыли к 2014 году более чем в три раза при снижении отношения операционных затрат к чистому операционному доходу на пять процентных пунктов, что позволит поддерживать рентабельность капитала на уровне не ниже 20%.
  • положение на российском   рынке: укрепление конкурентных позиций на основных банковских рынках (привлечение средств физических лиц, кредитование населения, привлечение средств и кредитование юридических лиц).
  • качественные показатели развития («здоровье» банка): лучшие в России навыки в области клиентской работы, лидерство по качеству обслуживания, современная система управления рисками, сопоставимые с лучшими мировыми аналогами
  • Операции на зарубежных рынках: поэтапное увеличение объема и значимости международных операций за счет роста на рынках стран СНГ и Восточной Европы, постепенного увеличения присутствия на рынках Китая и Индии. Увеличение доли чистой прибыли, полученной за пределами России, до 5—7%, в том числе за счет дополнительных приобретений.

Результатом комплексного внедрения предложенных инициатив  станут достижение стратегических целей по всем финансовым показателям и формирование устойчивой структуры баланса.

Банк будет поддерживать рентабельность капитала на уровне не ниже 20%, что соответствует росту  прибыли к 2014 году в 2,5 — 3 раза. Опережающий рост розничных рынков и реализация новых конкурентных преимуществ в области обслуживания населения создадут предпосылки для дальнейшего роста доли розничного бизнеса в активно-пассивных операциях Сбербанка и сближения этого показателя с долей операций с корпоративными клиентами.

Сбербанк будет использовать возможность привлечения средств с международных рынков в соответствии со своими потребностями в формировании долгосрочной ресурсной базы, с учетом рыночной конъюнктуры и стоимостных характеристик заимствований. Выполнение задач по привлечению средств населения и корпоративных клиентов позволит Сбербанку поддерживать целевой объем бизнеса при сохранении доли внешних займов на уровне не выше 5—10% пассивов.

Оптимизация бизнес-процессов, штатной численности и структуры  затрат позволят снизить удельный вес непроцентных расходов в совокупных расходах Сбербанка до уровня ниже 50% даже с учетом возможного роста отчислений в резерв по ссудной задолженности.

Успешное достижение поставленных целей будет способствовать росту рыночной капитализации и выдвижению Сбербанка в число лидирующих финансовых институтов мира.

 

    1.  Разработка новых проектов и предложений, направленных на повышение заинтересованности клиентов в использовании услуг организации

 

В деятельности банка важную роль играет соблюдение сметы расходов. Данный показатель оценивается путем сравнения фактических расходов с их плановой суммой. Важно также изучение причин перерасходов и выявление резервов более экономного расходования средств. Для анализа воспользуемся таблицей 10.

 

Таблица 10 – Оценка выполнения плана по процентным расходам

 

 

 

Показатель

 

Значение показателя

Темп прироста, %

 

2008 год

 

2009 год

 

2010 год

2010 года от 2008 года

2010 года от 2009 года

Процентный доход, тыс. руб.

623901911

811316235

796993292

+27,7

-1,8

Расходы, тыс. руб.

454510957

519777791

612880333

+34,8

+17,9

Расходы на 1 руб. дохода, руб.

0,73

0,64

0,77

+5,5

+20,3

Информация о работе Эффективность банковской сферы