Эффективность банковской сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 22:34, курсовая работа

Краткое описание

Из всего многообразия предпринимательских структур кредитные организации находятся в особом положении. Эта особенность определяется тем, что в своей коммерческой деятельности они используют не столько собственный капитал, сколько заемные средства. Их деятельность является предметом надзора со стороны Банка России, за которым закреплены контрольные и регулирующие функции.

Файлы: 1 файл

основная часть.новая.docx

— 116.45 Кб (Скачать)

 

Из анализа таблицы 5 видно, что чистая прибыль в 2009 году уменьшилась по сравнению с 2008 годом на 75 %  и достигла уровня 24396 млн. рублей и увеличилась по сравнению с 2010 годом на 157252 млн. руб.

Для большей наглядности  представим показатели доходов и  расходов ОАО «Сбербанк России» на рисунке 6.

 

Рисунок 6 – Показатели доходов и расходов ОАО «Сбербанк России» за 2008-2010 гг., млн. руб.

 

Из рисунка 6 видно, что объем чистой прибыли в 2009 году снизился по сравнению с 2008 годом практически в 4 раза. Это обусловлено экономическим кризисом, начавшимся в 2008 году, снижением вкладов юридических лиц, снижением уровня общего капитала (рисунок 5), ростом операционных расходов.

Успех Сбербанка России основан  на профессионализме и ощущении гармонии и счастья его сотрудников.

 В Банке внедряется  единая система мотивации сотрудников.  В ее основу заложено три  основных принципа: заработная плата  сотрудников должна быть конкурентоспособной в каждом регионе, система оплаты труда должна быть прозрачной, сотрудники должны иметь возможность влиять на свой заработок.

В Сбербанке действует  уникальная для России система социальной защиты работников. 100% работников застрахованы от несчастных случаев и тяжелых  заболеваний. Внедрена программа страхования  работников по добровольному медицинскому страхованию на паритетных началах, действует система периодических  медицинских обследований работников. В апреле 2011 года стартовала корпоративная  пенсионная программа. Участие в  программе позволит сотрудникам  по окончании трудовой деятельности получать дополнительно доход в  виде негосударственной пенсии.

 Банк предоставляет  своим сотрудникам хорошие возможности  для личного и профессионального  роста. В 2010 году по различным  программам  корпоративного университета  Сбербанка прошли обучение более  165 тысяч человек. Специально для  сотрудников Банка проводятся  лекции и семинары с участием  всемирно известных экспертов  в сфере современных управленческих  технологий.

 В апреле 2010 году Сбербанк  признан лучшим среди банков  по итогам первого этапа «Рейтинга  работодателей России 2010».

 

2 Оценка деятельности ОАО «Сбербанк России»  за 2008-2010 гг.

2.1 Характеристика  объекта исследования, виды услуг,  предоставляемых банком

 

Центрально-Черноземный  банк создан 1 января 2001 года и обслуживает  территорию шести областей — Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой, Орловской  и Тамбовской. Центрально-Черноземный  банк с большим запасом выдерживает  все обязательные нормативы Банка  России и способен оказывать клиентам максимально широкий спектр качественных финансовых услуг.

Центрально-Черноземный  банк имеет разветвленную филиальную сеть, мощную материально-техническую  базу. В городах и административных районах региона действует 83 отделения. Услуги населению и юридическим лицам оказывают 1435 подразделений банка, из которых 4 являются специализированными и обслуживают только юридических лиц, 185 оказывают услуги и юридическим лицам, и частным клиентам, а 1246 подразделений осуществляют обслуживание населения.

Банк традиционно уделяет  особое внимание обслуживанию населения, предлагая разнообразные виды рублевых и валютных вкладов, денежные переводы, кредиты, банковские и кредитные  карты, памятные монеты, золотые слитки, дорожные чеки и т.д. Через банк проходит значительная доля безналичных операций населения региона по зачислению пенсий во вклады, коммунальным платежам, налогам и т.д. По состоянию на 1 июля 2011 года ссудная задолженность  частных клиентов составила более 58,9 млрд. рублей. Причем, на долю Центрально-Черноземного банка приходится 56,1% от всех выданных в регионе кредитов на приобретение жилья. На ту же дату жители областей Черноземья хранили во вкладах в Центрально-Черноземном  банке 250,7 млрд. рублей. Это более 66,5% всех вкладов, размещенных населением в коммерческих банках региона.

Разнообразие услуг, высокое  качество обслуживания, наличие разветвленной  филиальной сети обеспечили банку широкую  клиентскую базу юридических лиц. Большая  часть юридических лиц шести  областей обслуживания — клиенты  банка. На 1 мая 2011 года на счетах предприятий  и организаций в Центрально-Черноземном  банке хранилось более 52,2 млрд. рублей.

Важнейшим направлением работы банка является инвестиционное кредитование.

Долгосрочные кредитные  ресурсы направляются, в первую очередь, на развитие высокотехнологичных и  ресурсосберегающих производств, социально  значимые проекты, реализация которых  позволяет повысить конкурентоспособность  предприятий региона, создать новые  рабочие места и ускорить рост доходов населения.

По состоянию на 1 июля 2011 года в шести областях обслуживаемого региона с участием Центрально-Черноземного банка реализуются десятки проектов общей стоимостью около 160 млрд. рублей. Объем их финансирования превышает 114 млрд. рублей. В стадии рассмотрения еще несколько десятков проектов общей стоимостью более 10 млрд. рублей с предполагаемым объемом финансирования банком свыше 8 млрд. рублей.

На протяжении многих лет  Центрально-Черноземный банк является крупнейшим инвестором агропромышленного  комплекса региона. Системная поддержка  предприятий АПК позволила вывести  регион в лидеры по производству свинины  и мяса птицы в стране: профинансированные банком предприятия Центрального Черноземья занимают более 20% рынка России. Созданный  с решающей поддержкой Центрально-Черноземного банка на территории региона мощный кластер высокотехнологичных предприятий  в различных сегментах АПК  является, по сути, мультипликатором передового опыта для других регионов России.

Орловское отделение Сбербанка  предлагает широкий спектр услуг  различным категориям обсуживаемых клиентов: физическим и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям.

 

Рисунок 7 - Виды услуг, предоставляемых ОАО «Сбербанк России»

 

Банк предлагает широкий спектр продуктов и услуг для физических и юридических лиц. В Банке открыто более 340 млн. счетов физических лиц при населении страны 142,9 млн. человек. Его клиентами являются более 1,2 млн. компаний различных отраслей экономики.

Общее собрание акционеров является высшим органом управления Банка, принимающим решения по основным вопросам его деятельности.

На рисунке 8 представлена организационная структура ОАО  «Сбербанк России».








 



 


 

 

 

 

Рисунок 8 – Организационная структура ОАО «Сбербанк России»

 

В соответствии с Уставом  общее руководство деятельностью  Банка осуществляет Наблюдательный совет. Наблюдательный совет ОАО «Сбербанк России» состоит из 17 членов. В 2010 году в состав Наблюдательного совета были избраны 12 членов совета — представителей основного акционера, администрации Президента и Правительства Российской Федерации; 2 менеджера Банка; 3 независимых директора, полностью удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к независимым директорам российским законодательством.

Комитеты Наблюдательного  совета являются органами, созданными для предварительного рассмотрения наиболее важных вопросов, отнесенных к компетенции Наблюдательного  совета, и подготовки рекомендаций по ним. Формирование комитетов осуществляется ежегодно из числа членов Наблюдательного  совета. В состав каждого комитета входят независимые директора. Комитеты способствуют рабочему взаимодействию с органами управления Банка. Решения  комитетов носят рекомендательный характер.

Руководство текущей деятельностью  Банка осуществляется Президентом, Председателем Правления Банка  и коллегиальным исполнительным органом — Правлением Банка.

В целях повышения эффективности  работы и развития бизнеса в Банке  функционирует ряд коллегиальных  органов (комитетов), подотчетных Правлению, основными задачами которых является решение вопросов и проведение единой, согласованной политики по различным  направлениям операционной деятельности Банка.

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Банка годовым Общим собранием акционеров избирается Ревизионная комиссия. Ревизионная комиссия дает оценку достоверности данных, включаемых в годовой отчет и содержащихся в годовой бухгалтерской отчетности Банка.

 

2.2 Анализ финансовой деятельности организации

Самый простой  способ анализа деятельности банка - это анализ его финансовой отчетности. Подготовленная в соответствии с международными стандартами, она содержит большой объем различной информации о банковской деятельности. Тщательно проанализировав отчетные данные, можно получить четкое представление об общих направлениях деятельности, финансовом положении, структуре активов и перспективах развития кредитной организации.

Каждая группа пользователей финансовой отчетности (акционеры, инвесторы и потенциальные инвесторы, законодательные органы и т.д.) стремится получить различные сведения о кредитной организации.

При проведении анализа деятельности кредитной организации, как правило, прежде всего, уделяется внимание ее финансовому положению, которое характеризуется системой показателей, отражающих фактическое наличие, размещение и использование финансовых ресурсов.

 

Таблица 6 – Основные показатели финансовой деятельности ОАО «Сбербанка России» в 2008-2010 гг.

Показатели

2008 год

2009 год

2010 год

Абсолютное отклонение (+;-)

2010 года от 2008 года

2010 года от 2009 года

1

2

3

4

5

6

Чистые процентные доходы, млн. руб.

378157

502717

495821

+117664

-6896

Чистые комиссионные доходы, млн. руб.

86194

101089

123574

+22485

+37380

Операционные доходы до резервов, млн. руб.

449541

648073

666563

+18490

+217022

Чистая прибыль, млн. руб.

97746

24396

181648

+83902

+157252


 

Продолжение таблицы 6

1

2

3

4

5

6

Активы, млрд. руб.

6736

7105

8628

+1892

+1523

Средства клиентов, млрд. руб.

4795

5439

6651

+1856

+1212

Вклады частных лиц, млрд. руб.

3112

3781

4834

+1722

+1053

Средства юридических лиц, млрд. руб.

1683

1652

1816

+133

+164

Капитал, млрд. руб.

750

779

983

+233

+204

Рентабельность активов, %

1,68

0,40

2,30

+0,62

+1,9

Рентабельность капитала, %

14,09

3,20

20,60

+6,51

+17,4


 

Анализ таблицы 6 показывает, что в 2009 году операционный доход до создания резервов увеличился по сравнению с 2008 годом на 30,6% и достиг 648073 млн. руб. Основой роста доходов банка стало увеличение чистого процентного дохода на 24,7% до 502717млн руб.

Чистый комиссионный доход увеличился на 14,7% до 101089 млн. руб.

Активы банка за год увеличились на 5,2% до 7 105 млрд. руб. в основном за счет роста кредитного портфеля корпоративных клиентов и портфеля ценных бумаг.

Вклады частных лиц  на протяжении всего периода увеличивались.

Чистая прибыль в 2009 году сократилась по сравнению с 2008 годом  на 75% до 24396 млн. руб.  В 2010 году данный показатель увеличился в абсолютном выражении на 157252 млн. руб. и составил 181648 млн. руб.

 

2.3 Анализ основных показателей результативности деятельности организации

Ориентир банковской деятельности в рыночном хозяйстве состоит в максимизации прибыли от операций при сведении к минимуму потерь. Прибыль или убытки, полученные банком, — показатели, концентрирующие в себе результаты различных пассивных и активных операций банка и отражающие влияние всех факторов, воздействующих на деятельность банка.

Информация о работе Эффективность банковской сферы