Индексы в экономической работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 10:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование различных видов экономических индексов, как важнейших обобщающих показателей. В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие индексов, правила их построения и классификацию.
2. Охарактеризовать различные виды индексов, их взаимосвязь и применение.
3. Показать примеры использования индексов в статистическом анализе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 5
1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИНДЕКСОВ 9
1.1 Индивидуальные и общие индексы 13
1.2 Агрегатные индексы 16
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНДЕКСОВ В СТАТИСТИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ 22
2.1 Применение общих индексов 22
2.2 Использование индексов средних величин в статистическом анализе 26
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 354.88 Кб (Скачать)

 

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

1. На центральном рынке города  проданы товары (цифры условные):

Товар

Единица измерения

Продано

Среднегодовая цена, руб.

Базисные

Отчетные

Базисные

Отчетные

А

кг

800

950

12,0

11,0

Б

л

350

500

25,0

24,0

В

шт

28

47

45,0

45,0


Определить индивидуальные и обще индексы количества и цен проданных  товаров.

Решение:

1) Индивидуальный индекс количества  проданных товаров равен:

;

;

.

2) Индивидуальный индекс цен  проданных товаров равен:

 

;

;

.

3) Общий индекс количества проданных товаров равен:

 

= .

 

4) Общий индекс цен проданных товаров равен:

= .

 

2. Реализация товара А в магазинах  города характеризуется данными:

 

 

Магазины

Цена за 1 кг., руб.

Физический объем реализации, тыс.кг.

Базисный

Отчетный

Базисный

Отчетный

Муниципальные

28

26

4

12

Частные

30

29

6

8

Итого:

-

-

10

20


Определить:

    1. средние цены продукта А по годам;
    2. индекс средней цены;
    3. индекс структурных сдвигов (индекс влияния изменений в структуре реализации на динамику средней цены).

Решение:

1) Средние цены продукта А  по годам равны:

;

2) Индекс средней цены равен:

 где  ;

3) Индекс структурных сдвигов  равен:

3. Товарооборот магазина по изделиям  увеличился в апреле по сравнению  с мартом на 4 %, а цены снизились  на 15 %. Как изменилась продажа  хлебобулочных изделий?

Решение:

Объём снизится на 22,3%.

 

4. В таблице  приведены данные о продаже  однородной продукции в магазинах  города за два периода.

 

№ магазина

I квартал 2006 года

II квартал 2006 года

Цена, тыс. руб.

Объем продаж, шт.

Цена, тыс. руб.

Объем продаж, тыс. руб.

1

114

33

127

5334

2

110

78

103

11124

3

126

100

107

7597


Определить:

1. Индекс цен переменного состава (индекс средней цены).

2. Индекс цен постоянного состава.

3. Индекс структурных сдвигов.

Решение:

1) Индекс цен переменного состава равен:

 или 92,08%.

2) Индекс  цен постоянного состава равен:

 или 93,913%.

3) Индекс  структурных сдвигов в объеме  продаж равен:

 или 98,047%.

5.По заводу  имеются следующие данные о  выпуске продукции:

Вид продукции

Выпуск продукции в 1 квартале, тыс.руб.

Увеличение (+) или снижение (-) выпуска  продукции во 2 кв. по сравнению с 1 кв., %

Рельсы трамвайные

22300

+3

Чугун литейный

15800

-2,0

Железо листовое

10500

+1,5


Определить на сколько процентов  увеличился выпуск продукции по предприятию.

Решение:

    1. 22300 + (22300 0,03) = 22969
    2. 15800 – (15800 0,02) = 15484
    3. 10500 + (10500 0,015) = 10657,5

Выпуск продукции увеличился на 5,105%.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

1. Индексный  метод исследования – метод  статистического исследования, позволяющий  соотносить социально-экономические  явления, состоящие из неоднородных  элементов, а также выявлять  влияние отдельных факторов на  изучаемый признак.

Определение существенного признака изучаемого общественного явления не может  быть заключено в единые жесткие  условия, оно осуществляется непосредственно  самим исследователем. Выбор вида индекса обусловлен индексируемым  признаком.

Использовав индексные пересчеты и построив временной ряд, характеризующий, например, выпуск промышленной продукции в  стоимостном выражении, можно квалифицированно проанализировать явления динамики.

2. Индекс  – это относительная величина, показывающая, во сколько раз  уровень изучаемого явления в  данных условиях отличается от  уровня того же явления в  других условиях. Различие условий  может проявляться во времени  (тогда говорят об индексах  динамики), в пространстве (территориальные  индексы), в выборе в качестве  базы сравнения какого-либо условного  уровня, например планового показателя, уровня договорных обязательств  и т.п. 

С помощью  индексов можно определить количественные изменения самых различных показателей  функционирования народного хозяйства, развития социально-экономических  процессов и т.п.

3. Aгpeгaтнaя  фopмa oбщиx индeкcoв являeтcя ocнoвнoй  формой экoнoмичecкиx индeкcoв. Cpeдниe  индeкcы — пpoизвoдные, они пoлyчaютcя в peзyльтaтe пpeoбpaзoвaния aгpeгaтныx индeкcoв.

Агрегатный  индекс - сложный относительный показатель, который характеризует среднее  изменение социально-экономического явления, состоящего из несоизмеримых  элементов. Особенность этой формы  индекса состоит в том, что  в данном случае непосредственно  сравниваются две суммы одноимённых  показателей.

Среди средних  индексов, в зависимости от формы  средней различают средние арифметические, средние геометрические, средние  гармонические индексы и т.д.

4. Изменение  средней величины индексируемого  показателя обусловлено взаимодействием  двух факторов – изменением  значения индексируемого показателя  и изменением структуры явления.

Степень влияния  каждого из факторов определяется с  помощью индексного метода, т.е. путем  построения системы взаимосвязанных  индексов, в которую включаются три  индекса: переменного состава, постоянного (фиксированного) состава и структурных  сдвигов.

5. В экoнoмикo-cтaтиcтичecкиx иccлeдoвaнияx выбop cиcтeмы индeкcoв  (бaзиcныe или цeпныe) пpoвoдитcя в  зaвиcимocти от цели aнaлизa. Бaзиcныe индeкcы дают нaгляднyю xapaктepиcтикy oбщeй тeндeнции paзвития иccлeдyeмoгo  явления, a цeпныe — бoлee чeткo oтpaжaют  пocлeдoвaтeльнocть измeнeния ypoвнeй  во вpeмeни.

Meждy цепными  и бaзиcными индeкcaми cyщecтвyют paзличныe виды связи.

Ecли извecтны  цeпныe индeкcы, то пyтeм иx  пocлeдoвaтeльного пepeмнoжeния мoжнo пoлyчить cooтвeтcтвyющиe бaзиcныe индeкcы. Зная пocлeдoвaтeльныe знaчeния бaзиcныx индeкcoв, лerкo paccчитaть на иx ocнoвe цeпныe индeкcы.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Рафикова Н.Т. Основы статистики: Учеб. пособие/Н.Т. Рафикова. - М.: Финансы и статистика, 2008. – 352с.

2. Елисеева И.И. Социальная статистика: Учебник/Под ред. И.И. Елисеевой.-3 изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 254с.

3. Зинченко А.П. Практикум по статистике: Учебник/Под ред. А.П. Зинченко. – М.: Колос, 2008. – 148с.

4. Венецкий И. Г., Венецкая В. И. Основные математико-статистические понятия и формулы в экономическом анализе: Учеб. пособие/И.Г. Венецкий, В.И. Венецкая. - М.: Статистика, 2008. – 323с.

5. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа предприятия: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 253с.

6. Шмойлова  Р.А., Минашкин В.Г., Садовникова Н.А.  Практикум по        теории статистики. под ред. профессора Р.А. Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 2008 – с 300 - 316.

7. Салин В.Н., Чурилова  Э.Ю. Курс теории статистики  для подготовки специалистов  финансово-экономического профиля:  Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2009 – 480 с.

8. Общая теория статистики. / И. И. Елисеева,. - 4 - е изд. доп. и перераб. - М: Финансы и статистика, 2008. - 480 ст.

9. Экономическая статистика. / Под  ред.: Иванова Ю.Н. - М: ИНФРА-М, 2008. - В переп.: 480ст.

10. Социально - экономическая статистика. Учеб. пос. Рек. МО. / Л. А. Голуб. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 272 с. - Библиогр.: с. 276

11. Статистика: основы методологии. Учеб. пос. Рек. МО. / Н. Ю. Гусев. - М.: АСВ, 2008. - 230 с. - Библиогр.: с. 193-194

12. Статистика. / Под ред.: Ионина В.Г. - М: ИНФРА - М, 2007. - В переп.: 310 ст.

13. Статистика рынка товаров и услуг. / Под ред.: Белявского И.К. - М: Финансы и статистика, 2007. - 432 ст.

14. Общая теория статистики. Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности. / Под ред.: Спирина А.А. - М: Финансы и статистика, 2008. - 296 ст.

15. Общая теория статистики. / М. Р. Ефимова. - М: ИНФРА - М, 2008. - В переп.: 416 с. - (Учебник.). - Библиогр.: с. 408

16. Прикладная статистика. Основы эконометрики. Учеб. Рек. МО. Том 2. / С. А. Мхитрян. - 2 - изд., испр. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - В пер.: 656 с. - Библиогр.: с. 642

17. Региональная статистика. Учеб. Рек. МО. / Под ред.: В.М. Рябцева,  Г.И. Чудилина. - М.: МИД, 2008. - 380 с. - Библиогр.: с. 379 

18. Социально - экономическая статистика. Учеб. Доп. МО. / В. Н. Салин. - М.: Юристъ, 2008. - 461 с. - (Homo faber). - Библиогр.: с. 437. - В переп.

19. Статистический анализ и обработка  данных в Windows.: Учеб. пос. / В. Л.  Боровиков,. – 2007

20. Теория статистики. / Под ред.: Громыко Г.Л. - М: ИНФРА - М, 2008. - В переп.: 414 ст.


Информация о работе Индексы в экономической работе