Экономическое пространство социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 20:53, статья

Краткое описание

Социальная работа проходит в определенном экономическом пространстве, входящим в общее социальное пространство. Многие исследователи склонны определять социальное пространство как форму общественного бытия в форме обширного «поля». В разных сферах и на различных уровнях «поля» проводят работу и взаимодействие учреждения и органы, которые обеспечивают общественную жизнедеятельность, а также поддерживают социальные отношения и связи между общественными субъектами, к которым можно отнести как социальные группы, так и индивиды.

Файлы: 1 файл

EKONOMIChESKOE_PROSTRANSTVO_SOTsIL_NOJ_RABOTY.docx

— 20.14 Кб (Скачать)

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО СОЦИЛЬНОЙ РАБОТЫ

ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» г Волгоград

 

Социальная работа проходит в определенном экономическом пространстве, входящим в общее социальное пространство. Многие исследователи склонны определять социальное пространство как форму общественного бытия в форме обширного «поля». В разных сферах и на различных уровнях «поля» проводят работу и взаимодействие учреждения и органы, которые обеспечивают общественную жизнедеятельность, а также поддерживают социальные отношения и связи между общественными субъектами, к которым можно отнести как социальные группы, так и индивиды.

Это длительный во времени процесс, который происходит в постоянном движении, как структурных элементов, так и преобразований.

Именно в общественном, социальном пространстве находят свое отражение экономические контакты и связи, происходит процесс взаимосвязи экономических форм и способов существования и взаимодействия социальных субъектов (личность, семья, трудовой коллектив, общность, группа и т.д.), который образует особое экономическое пространство.

Экономическое пространство социальной работы – это постоянно развивающаяся, упорядоченная социальная система, экономическое воздействие институтов социальной защиты, ее субъектов и объектов, обеспечивающее условия для нормальной жизнедеятельности членов общества, оптимального удовлетворения их потребностей и реализации творческого потенциала личности. [1, С. 11]

Экономическое пространство социальной работы идет в тесной связи с социальной сферой, что проявляется как во взаимодействии в экономической, так и в духовной и политической сторонах жизни всего общества.

Изучив научно-исследовательскую литературу по проблеме, мы приходим к выводу, что самой первостепенной задачей социальной сферы можно считать изучение экономических потребностей субъекта (личности, семьи, коллектива и т.д.), а также изучение того экономического потенциала, который направлен на удовлетворение этих потребностей.

Процесс реализации экономических механизмов этого пространства имеет свою структуру, в которой мы постараемся выделить два основных элемента. Во-первых, это государственный (федеральный, региональный и местный) и, во-вторых, это негосударственный элемент.

Само экономическое пространство социальной работы состоит из экономики всей системы социальной защиты, экономики образования и здравоохранения, сферы трудовых отношений, культуры, быта и др. Экономика каждой из этих сфер имеет специфические особенности и выполняет специфические функции.

 На крупных предприятиях в основном создается материальная база социальной защиты населения за счет отчислений в фонды социального обеспечения и социального страхования; создаются рабочие места и условия труда, ведется жилищное строительство, осуществляется социально-бытовое обслуживание работающих, их материально-экономическая поддержка, повышение квалификации сотрудников и т.д. [1, С. 13]

Однако, существуют и противоречия экономического пространства. Обусловленные определенным ростом потребности в социальной помощи с одной стороны и сокращении ресурсов для оказания этой помощи с другой стороны. Кроме этого основное противоречие состоит в том, что не существует общей цели – профилактики среди всех элементов социального экономического пространства. Не выделены критерии оценки деятельности учреждений этого пространства, которые носили бы именно профилактический характер. Эффективность работы оценивается только экономическими затратами в сфере социальной помощи.

В связи с вышесказанным, государство начинает политику реформирования в образовании, жилищно-коммунальной сфере, в здравоохранении с целью выделения государственных ресурсов в зависимости от объема и качества оказанных услуг.

Элементы социального пространства — гражданское общество, государство, регионы, национально-этнические общности и субъекты управления, трудовые и бытовые ассоциации.

В деятельности государства наблюдается приоритет социального, поэтому социально ориентируемый рынок подчиняет «модель экономического порядка».

Экономическое пространство должно работать на все общество, а не только на социально слабых. В сфере труда и быта — это обеспечение права на труд, контроль за условиями труда и его оплатой, поддержка безработных.

Определенную роль в экономических отношениях играют профессиональные союзы трудящихся. Причем следует отметить, что их значение как выразителей и защитников социальных интересов членов общества в условиях рыночных отношений объективно должно увеличиваться.

Совершенствование экономического пространства социальной работы затронуло и жилищно-коммунальную сферу. Жилищная реформа поставила задачу модернизации жилищной коммунальной сферы с одновременным постепенным увеличением доли оплаты услуг за счет потребителей (населения). В этих целях были введены федеральные стандарты: социальной нормы жилья; уровня платежей граждан как процент от стоимости услуг; максимально допустимой доли расходов семьи за жилищно-коммунальные услуги в совокупном семейном доходе.

Совершенствуется сфера образования. Согласно Федеральному закону от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», созданы негосударственные вузы. Их предельный контингент лимитируется государством. Целью их создания было привлечение инвестиций в сферу образования, приближение вузов к месту проживания студентов и т.д.

За последнее десятилетие XX в. высшие учебные заведения из бюджетной научно-образовательной организации постепенно превратились в учебно-научный производственный и предпринимательский комплекс, осуществляющий взаимодействие с нерыночными и рыночно-предпринимательскими структурами. Возник так называемый рыночный образовательный сектор.

Новые подходы реформирования образования воплотились в Национальной доктрине образования в Российской Федерации. Образование уже не рассматривается как затратная часть экономики, как финансовая обуза.

В настоящее время в России в целях совершенствования экономического

пространства социальной защиты населения реализуются приоритетные национальные проекты в таких областях, как здравоохранение, образование, жилье. В области здравоохранения планируется оснастить новым диагностическим оборудованием значительное число муниципальных медицинских учреждений — практически все первичное звено здравоохранения; повысить оплату медицинскому персоналу и связать ее с объемом и качеством оказываемых услуг.

Разрабатываются механизмы, способные кардинально поднять качество отечественного образования в целях создания основ для инновационного развития страны и укрепления ее конкурентоспособности.

Завершается формирование базы накопительной ипотечной системы для обеспечения жильем семей военнослужащих, обеспечение дешевых кредитов на приобретение жилья молодыми семьями, сельскими молодыми специалистами и т.д. Государство поддержало инициативу компании «Газпром» по реализации масштабной программы газификации страны.

Совершенствуются экономические связи и других субъектов и объектов социального пространства. Основная цель совершенствования — переход от финансирования системы к финансированию индивида — члена общества. Другой стороной процесса совершенствования экономического пространства социальной работы должно стать повышение степени участия в этом процессе самого гражданина.

Следует подчеркнуть, что экономическое пространство социальной работы нуждается в изучении, оптимизации экономических связей его субъектов, совершенствовании экономических отношений между ними, с государством и обществом, а также в координации этих взаимосвязей на основе правового регулирования в условиях формирования рыночных отношений.

 

 

Список литературы

 

Пантелеева Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы. М.: Академия, 2012. — с. 11.

 

 

 

 

 


Информация о работе Экономическое пространство социальной работы