Значение СМИ в жизни старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 08:56, курсовая работа

Краткое описание

В ходе написания работы мы будем решать следующие задачи, выявленные в соответствии с объектом и предметом исследования:
Изучение СМИ как сложного комплекса;
Изучение структурных единиц СМИ: телевидения, радио, печатных изданий, сети Интернет;
Изучение старшеклассников как социальной группы;
Изучение влияния СМИ на старшеклассников, выявление степени значимости СМИ в жизни старшеклассников.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Характеристика СМИ как компонента духовной культуры общества…………………………………………………………………………………...5
1.1 Определение, структура, типология СМИ……………………………5
1.2 Характеристика структурных единиц СМИ: телевидение, радио, печатные издания, Интернет………………………………………………………10
Глава 2. Старшеклассники как социально-демографическая группа………...15
2.1 Социально-статусные особенности старшеклассников…………….15
2.2 Социально-психологическое воздействие СМИ……………………19
Глава 3. Изучение значения СМИ в жизни старшеклассников (на примере МОУ СОШ № 28 города Архангельска)……………………………………….29
3.1 Программа исследования……………………………………………..29
3.2 Анализ результатов исследования…………………………………...30
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 496.34 Кб (Скачать)

     Таким образом, мы видим, что средства массовой информации плотно вошли в жизнь  современных подростков и имеют  в ней огромное значение. Кроме  основных вопросов, в анкету были включены вопросы о социальных сетях, и  это было сделано не просто так. Из результатов исследования мы видим, что такая структурная единица как Интернет-СМИ перестала быть источником информации, она стала виртуальным миром, который все больше и больше затягивает современную молодежь в свои сети. В условиях внутреннего кризиса, когда старшеклассник пытается найти свое место в реальном мире, когда из-за разных взглядов и внутренних барьеров начинаются ссоры с родителями, социальная сеть становится своеобразным средством утешения. Но кого там может встретить подросток? Да кого угодно. И непонятно каким образом виртуальное знакомство повлияет на самоопределение и мировоззрение подростка.

     Так же обстоит дело и с другими  средствами массовой информации. Все  они перестали быть как таковыми носителями информации, а приобрели развлекательный характер. Фильмы с незамысловатым сюжетом, музыка, не несущая смысловой нагрузки, журналы, рассказывающие о «красивой жизни звезд» – разве это было первоначальной функцией СМИ? Нет! Первоначальная функция – информативная. Но даже просмотр новостей может пагубно сказаться на психическом здоровье подростка. В современных новостных передачах слишком детально описываются жестокие сцены (насилие, убийство, грабеж, и пр.).

     Самое ужасное и опасное из всего  этого то, что подростки не осознают всю опасность взаимодействия со СМИ. Старшеклассники считают, что нет ничего такого в том, что ночи напролет они «сидят» в Интернете, попутно слушая музыку, или смотрят телевизор. Но выше нами уже говорилось, что средства массовой информации – это умелый манипулятор, и он пагубно влияет на молодое поколение. 

 

     

Заключение

     Сегодня в школу пришло новое поколение детей, чье детство проходит у экранов телевизоров, а у многих – рядом с клавиатурой и монитором компьютера. Все чаще в поисках источников информации школьники обращаются к электронным средствам коммуникации. Современные дети растут в новом информационном пространстве, жить и работать им предстоит в мире информационных технологий.

     Свободный доступ к неограниченным объемам информации создает сегодня новые проблемы интеллектуального и психологического характера. Многочисленные публикации о влиянии средств массовой информации на подростка, о негативных последствиях этого влияния, о неподготовленности выпускников школы к интеграции в мировое информационное пространство, о формировании нового восприятия человека в современной социокультурной ситуации подтверждают существование проблем и призывают специалистов искать новые способы педагогической работы со средствами массовой информации.

     Современное общество ставит перед педагогами новую  задачу: перейти от школы знаний к школе мышления, то есть научить учеников самостоятельно мыслить, анализировать, находить необходимую информацию, ориентироваться в ней.

     К сожалению, о нынешней школе нельзя сказать, что она успешно справляется  с поставленной задачей в плане  подготовки учеников к реальной жизни  в современном обществе. Современная  школа не всегда успевает следить за постоянно меняющейся ситуацией в стране и в мире, не даёт в полной мере информации, необходимой для адаптации подростков в обществе. Не помогает школа своим ученикам и ориентироваться в огромном потоке информации, ежедневно поступающей по различным каналам средств массовой информации, отличать правдивую информацию от непроверенной или заведомо ложной. А это в значительной мере осложняет жизнь школьников в информационном обществе.

     В связи с этим появляется необходимость  новых подходов к средствам массовой информации. В социологических и  психологических исследованиях  последних лет говориться о том, что средства массовой информации оказывают все большее влияние на подрастающее поколение. Они задают модели и нормы поведения, под их влиянием происходит становление мировоззрения. Малоисследованным (хотя несомненным) является влияние средств массовой информации на самоопределение старшеклассников. Это осознается уже многими педагогами, которые стараются более широко использовать средства массовой информации в целях обучения и воспитания. На первое место выдвигается задача научить учителей и учащихся структурировать и анализировать массивы информации, а не только подключить их к новым информационным каналам.

     Наше  исследование показало, что старшеклассники  в некоторой степени зависимы от средств массовой информации, а это еще раз доказывает всю опасность указанных положений.

     Итак, мы думаем, что во избежание проблем  с подростками необходимо всеми доступными средствами ограничить взаимодействие старшеклассников и СМИ, то есть:

  1. регламентировать время просмотра телепередач подростками, а также характер просматриваемых передач (например, это могут быть какие-либо научные передачи);
  2. регламентировать время нахождения в сети Интернет;
  3. Оградить подростка от компьютерных игр;
  4. проверять качество фильмов, просматриваемых подростками.

     Конечно, данные положения осуществимы только при том условии, что подросток  осознает всю степень опасности, исходящей от СМИ, и готов отказаться от телевизора, компьютера и т.д. Здесь также важна степень доверительности отношений между подростком и его родителями, ведь именно они являются его главными защитниками. Взрослые должны объяснить, что это все опасно и не принесет пользы. Это должно быть сделано мягко и деликатно, потому что грубый и приказной тон может только ухудшить ситуацию.

     И, несомненно, важна роль государства в этой ситуации. Правительство должно регламентировать качество информации, подаваемой СМИ. 

 

Список  использованной литературы

  1. Березкина О.П. Социально-психологическое воздействие СМИ: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 240 с.
  2. Васильев Г. А., Романов А.А., Поляков В.А. Медиапланирование: Учеб. пособие. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 268 с.
  3. Егоров В.В.  На пути к информационному обществу. – М.: ИПК работников телевидения и радиовещания, 2006. – 192 с.
  4. Кириллова Н.Б. Медиасреда российской модернизации. – М.: Академический Проект, 2005. – 400 с. 
  5. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.:  Издательский центр "Академия", 1999. - 456 с.
  6. Палагина Н.Н. Психология развития и социальная психология: учебное пособие для вузов. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 288 с.
  7. Петленко В.П. Основы валеологии: Книга 3. – Киев, 1999. – 433 с.
  8. Стегарев С.Т. Теория и практика массовой информации: Учеб. пособие. Часть I. – СПб: Издательство СЗАГС, 2010. – 108 с.
  9. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2005 – 349 с.
  10. Средства массовой информации России: Учеб. пособие для студентов вузов/ М.И. Алексеева, Л.Д. Болотова, Е.Л. Вартанова и др.; Под ред. Я.Н. Засурского. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 380 с.
  11. Митюхина Н.П. Роль писхологических медиаторов в развитии духовно-нравственных качеств личности // Казанский педагогический журнал, 2005. – № 3. – С. 34-41.
  12. Новиков К.Ю. Возрастные особенности юношеской аудитории в контексте виртуализации массовой информации // Известия Уральского государственного университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. – 2009. – Т. 67. № 3. – С. 79-86.
  13. Хасанова Г.В. Факторы, влияющие на провождение свободного времени старшеклассников, и социально-педагогические условия его организации // Педагогический журнал Башкортостана, 2010. –  № 4-2. – С. 185-196.
  14. Шепелева Е.В. Значение средств массовой информации в процессе самоопределения старшеклассника // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2008. – № 11. – С. 161-163.
  15. Снегирева Т.В. Старший школьный возраст [Электронный ресурс]/ Библиотека по психологии. – Режим доступа: http://psychologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000017/st011.shtml/ свободный. – Дата обращения: 01.06.2011.
  16. Телевидение / БСЭ [Электронный ресурс] // Большая советская энциклопедия, свободная энциклопедия. – Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Телевидение/ свободный. – Дата обращения: 30.05.2011.

Информация о работе Значение СМИ в жизни старшеклассников