Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 08:56, курсовая работа
В ходе написания работы мы будем решать следующие задачи, выявленные в соответствии с объектом и предметом исследования:
Изучение СМИ как сложного комплекса;
Изучение структурных единиц СМИ: телевидения, радио, печатных изданий, сети Интернет;
Изучение старшеклассников как социальной группы;
Изучение влияния СМИ на старшеклассников, выявление степени значимости СМИ в жизни старшеклассников.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Характеристика СМИ как компонента духовной культуры общества…………………………………………………………………………………...5
1.1 Определение, структура, типология СМИ……………………………5
1.2 Характеристика структурных единиц СМИ: телевидение, радио, печатные издания, Интернет………………………………………………………10
Глава 2. Старшеклассники как социально-демографическая группа………...15
2.1 Социально-статусные особенности старшеклассников…………….15
2.2 Социально-психологическое воздействие СМИ……………………19
Глава 3. Изучение значения СМИ в жизни старшеклассников (на примере МОУ СОШ № 28 города Архангельска)……………………………………….29
3.1 Программа исследования……………………………………………..29
3.2 Анализ результатов исследования…………………………………...30
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы………
Министерство
образования и науки Российской
Федерации
Государственное образовательное
учреждение
высшего профессионального
образования
«СЕВЕРНЫЙ (АРКТИЧЕСКИЙ)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени М.В.ЛОМОНОСОВА»
Факультет
социальной работы
Кафедра социальной
работы
КУРСОВАЯ
РАБОТА
«Значение СМИ в жизни
старшеклассников»
Выполнила
студентка
2 курса, 21 группы
факультета социальной работы,
специальность 040100
«Социальная работа»
Архангельск
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Характеристика
СМИ как компонента духовной культуры
общества…………………………………………………………
1.1
Определение, структура,
1.2
Характеристика структурных единиц СМИ:
телевидение, радио, печатные издания,
Интернет………………………………………………………
Глава 2. Старшеклассники как социально-демографическая группа………...15
2.1 Социально-статусные особенности старшеклассников…………….15
2.2 Социально-психологическое воздействие СМИ……………………19
Глава 3. Изучение
значения СМИ в жизни старшеклассников
(на примере МОУ СОШ № 28 города Архангельска)……………………………………….
3.1
Программа исследования…………………………………………….
3.2 Анализ результатов исследования…………………………………...30
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Приложения……………………………………………………
Введение
Данная работа посвящена изучению значения средств массовой информации в жизни старшеклассников. Эта проблема является актуальной в настоящее время, поскольку СМИ стали неотъемлемой частью нашей жизни, соответственно и частью жизни старшеклассников. Мы уделяем внимание именно этой категории молодых людей, так как возраст 16-18 лет – это время выбора будущей профессии, становления мировоззрения, жизненных целей и ценностей. Содержание, масштабы и характер эстетического воспитания и образования населения в современном обществе во многом определяется участием и уровнем социальной ответственности средств массовой информации. Печать, радио и телевидение, пробуждая интерес, развивая любознательность, просто любопытство к окружающему нас миру, вольно или невольно начинают влиять на формирование интересов и вкусов читателя, слушателя, зрителя. Массовая культура рождает новую ориентацию, особенно у молодежи, что нередко означает не просто пристрастие к той или иной форме организации досуга или симпатии к конкретным исполнителям, но изменение мировоззренческой позиции. Современная масскультура неожиданно стала для многих своеобразным символом, соответствующим особой шкале духовных ценностей. В этом главная опасность и вред масскультуры, так как она размывает критерии прекрасного, понимание человеком подлинного искусства, когда он ищет в различных программах лишь развлечение.
Жить в современном обществе и быть свободным от СМИ невозможно. СМИ формируют мысли, вкусы, привычки, ценности, культуру и традиции людей. Словом, «унифицируют» индивида, подгоняя его под стандарты общества, став средством психологической монополии и духовного принуждения.
Итак, целью данной работы является показать степень значимости СМИ в жизни старшеклассников.
Мы предполагаем, что СМИ играют огромную роль в жизни современной молодежи, и они уделяют ей большое количество свободного времени, что не может не влиять на их мнение.
Объектом исследования являются старшеклассники.
Предметом исследования – значение СМИ в их жизни.
В ходе написания работы мы будем решать следующие задачи, выявленные в соответствии с объектом и предметом исследования:
Глава
1 Характеристика СМИ как компонента духовной
культуры общества
Современное общество называют информационным обществом, обществом потребления и его невозможно представить без современных средств массовой информации. Телевидение, радио, печатные издания, Интернет – все это стало неотъемлемой частью нашей жизни. Мы уже не можем представить себе, что вечером мы не сядем с чашкой чая перед телевизором, или не будем слушать радио по дороге на работу, или не найдем нужную информацию в Интернете и не прочитаем свежие новости в газете. Итак, что же все-таки представляют собой СМИ?
Средства
массовой информации (массмедиа) –
это организационно-
СМИ
являются сложно организованным объектом
и, чтобы правильно
Массовое взаимодействие в обществе создается печатью, телевидением, радиовещанием, Интернет-СМИ не только ради самого общения, но также и для того, чтобы в ходе этого массового общения осуществлялись:
Система средств массовой информации не может оптимально функционировать, если отсутствует неразрывная связь со средой, в которой она действует. Среда системы СМИ включает в себя:
Средой СМИ является также Интернет в значительной своей части, хотя интернет-журналистика входит непосредственно в систему средств массовой информации.
Структура СМИ представляет собой строение системы, способ связи ее компонентов. Взаимодействуя между собой, компоненты системы (технологические, редакционные, аудиторные и пр.) образуют общемедийную структуру СМИ. Она включает совокупность различных видов газет, журналов, каналов, программ телевидения, радиостанций, сетевых СМИ, информационных агентств и др. Газеты, журналы, бюллетени, другие периодические, а также непериодические и продолжающиеся издания входят в состав печати отдельного рода средства массовой информации. Наряду с печатью, объединяющей различные виды изданий, в процессе развития системы СМИ были созданы такие образования родового характера, как телевидение, радиовещание, интернет-СМИ, информационные агентства и др.
На данный момент в России множество общероссийских и общерегиональных СМИ, которые в значительной степени дублируют друг друга, что не способствует разнообразию их содержания и ограничивает полноту информирования аудитории. Такое проявление недостатков информационной культуры производства и распространения информации – одно из следствий плохого использования типологических принципов и методов. Типологические исследования призваны выявить сходства и различия изучаемых объектов, найти способы их идентификации (соответствие того или иного СМИ определенной модели), а в своей теоретически развитой форме способны отобразить строение исследуемой системы, выявить ее закономерности. Таким образом, необходимо изучать типологию СМИ, чтобы при создании новых изданий, программ, передач телевидения и радиовещания занять свою нишу, не повторяя уже существующие. Типологическими признаками могут быть: характер аудитории средства массовой информации; его предметно-тематическая направленность и иные черты, связанные с характером информации; целевое назначение; время выхода (утренняя, вечерняя газета, ночная программа телевидения); периодичность (ежедневная газета, еженедельник, месячный журнал) и др.
По характеру аудитории выделяются следующие типы изданий, теле- и радиопрограмм:
У
системы СМИ как у
Средства
массовой информации России работают
на основе законов «О средствах массовой
информации», «О связи», «О рекламе», «Об
информации, информатизации и защите
информации», кроме того их деятельность
определяется многочисленными указами
Президента РФ, постановлениями Правительства
РФ, ведомственными инструкциями.
Как уже говорилось нами выше, средства массовой информации представлены четырьмя основными структурными единицами – это телевидение, радио, печатные издания, Интернет.