Значение СМИ в жизни старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 08:56, курсовая работа

Краткое описание

В ходе написания работы мы будем решать следующие задачи, выявленные в соответствии с объектом и предметом исследования:
Изучение СМИ как сложного комплекса;
Изучение структурных единиц СМИ: телевидения, радио, печатных изданий, сети Интернет;
Изучение старшеклассников как социальной группы;
Изучение влияния СМИ на старшеклассников, выявление степени значимости СМИ в жизни старшеклассников.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Характеристика СМИ как компонента духовной культуры общества…………………………………………………………………………………...5
1.1 Определение, структура, типология СМИ……………………………5
1.2 Характеристика структурных единиц СМИ: телевидение, радио, печатные издания, Интернет………………………………………………………10
Глава 2. Старшеклассники как социально-демографическая группа………...15
2.1 Социально-статусные особенности старшеклассников…………….15
2.2 Социально-психологическое воздействие СМИ……………………19
Глава 3. Изучение значения СМИ в жизни старшеклассников (на примере МОУ СОШ № 28 города Архангельска)……………………………………….29
3.1 Программа исследования……………………………………………..29
3.2 Анализ результатов исследования…………………………………...30
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 496.34 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации 
Государственное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования 
«СЕВЕРНЫЙ (АРКТИЧЕСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В.ЛОМОНОСОВА»

Факультет социальной работы 
Кафедра социальной работы
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

  «Значение СМИ в жизни старшеклассников» 

Выполнила студентка  
2 курса, 21 группы 
факультета социальной работы, 
специальность 040100 
«Социальная работа»

                                                                       
 
 
 
 
 

Архангельск

2011  

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Характеристика СМИ как компонента духовной культуры общества…………………………………………………………………………………...5

     1.1 Определение, структура, типология  СМИ……………………………5

     1.2 Характеристика структурных единиц СМИ: телевидение, радио, печатные издания, Интернет………………………………………………………10

Глава 2. Старшеклассники как социально-демографическая группа………...15

     2.1 Социально-статусные особенности старшеклассников…………….15

     2.2 Социально-психологическое воздействие СМИ……………………19

Глава 3. Изучение значения СМИ в жизни старшеклассников (на примере МОУ СОШ № 28 города Архангельска)……………………………………….29

     3.1 Программа исследования……………………………………………..29

     3.2 Анализ результатов исследования…………………………………...30

Заключение……………………………………………………………………….40

Список использованной литературы…………………………………………...43

Приложения……………………………………………………………………...45        

 

Введение

     Данная  работа посвящена изучению значения средств массовой информации в жизни старшеклассников. Эта проблема является актуальной в настоящее время, поскольку СМИ стали неотъемлемой частью нашей жизни, соответственно и частью жизни старшеклассников. Мы уделяем внимание именно этой категории молодых людей, так как возраст 16-18 лет – это время выбора будущей профессии, становления мировоззрения, жизненных целей и ценностей. Содержание, масштабы и характер эстетического воспитания и образования населения в современном обществе во многом определяется участием и уровнем социальной ответственности средств массовой информации. Печать, радио и телевидение, пробуждая интерес, развивая любознательность, просто любопытство к окружающему нас миру, вольно или невольно начинают влиять на формирование интересов и вкусов читателя, слушателя, зрителя. Массовая культура рождает новую ориентацию, особенно у молодежи, что нередко означает не просто пристрастие к той или иной форме организации досуга или симпатии к конкретным исполнителям, но изменение мировоззренческой позиции. Современная масскультура неожиданно стала для многих своеобразным символом, соответствующим особой шкале духовных ценностей. В этом главная опасность и вред масскультуры, так как она размывает критерии прекрасного, понимание человеком подлинного искусства, когда он ищет в различных программах лишь развлечение.

     Жить  в современном обществе и быть свободным от СМИ невозможно. СМИ  формируют мысли, вкусы, привычки, ценности, культуру и традиции людей. Словом, «унифицируют» индивида, подгоняя его  под стандарты общества, став средством психологической монополии и духовного принуждения.  

     Итак, целью данной работы является показать степень значимости СМИ в жизни  старшеклассников.

     Мы  предполагаем, что СМИ играют огромную роль в жизни современной молодежи, и они уделяют ей большое количество свободного времени, что не может не влиять на их мнение.

     Объектом  исследования являются старшеклассники.

     Предметом исследования – значение СМИ в  их жизни.

     В ходе написания работы мы будем решать следующие задачи, выявленные в соответствии с объектом и предметом исследования:

  1. Изучение СМИ как сложного комплекса;
  2. Изучение структурных единиц СМИ: телевидения, радио, печатных изданий, сети Интернет;
  3. Изучение старшеклассников как социальной группы;
  4. Изучение влияния СМИ на старшеклассников, выявление степени значимости СМИ в жизни старшеклассников.

  

 

     Глава 1 Характеристика СМИ как компонента духовной культуры общества 

     
    1. Определение, структура, типология СМИ
 

     Современное общество называют информационным обществом, обществом потребления и его невозможно представить без современных средств массовой информации. Телевидение, радио, печатные издания, Интернет – все это стало неотъемлемой частью нашей жизни. Мы уже не можем представить себе, что вечером мы не сядем с чашкой чая перед телевизором, или не будем слушать радио по дороге на работу, или не найдем нужную информацию в Интернете и не прочитаем свежие новости в газете. Итак, что же все-таки представляют собой СМИ?   

     Средства  массовой информации (массмедиа) –  это организационно-технические  комплексы, оперативно передающие различного рода информацию на широкую аудиторию1.

     СМИ являются сложно организованным объектом и, чтобы правильно функционировать, они должны отвечать следующим требованиям:

  • целостный характер, несмотря на существование разнообразных, отличающихся друг от друга СМИ, чтобы получить единый конечный результат, сформировать единое информационное пространство для всех членов общества, различных его групп, а также необходимо постоянное информационное взаимодействие в общественной системе;
  • совокупность оптимально организованных компонентов (технологическая, экономическая, редакционная, аудиторная, информационная подсистемы), каждый из которых активно взаимодействует со своей средой и друг с другом на основе присущих СМИ закономерностей, а их совокупность, способ их связи содействуют формированию устойчивой и динамичной структуры средств массовой информации, устойчивых и динамичных процессов их функционирования;
  • набор функций, уровень их актуализации, чтобы удовлетворить информационные потребности личности, различных групп населения, общества в целом;
  • структура как способ связи компонентов, как строение системы должна располагать такой совокупностью газет, журналов, программ телевидения и радио, интернет-СМИ различного типа и профиля, которые могут способствовать выполнению этих функций;
  • организованная система, имеющая значительный потенциал самоорганизации, что помогает ей действовать в соответствии с развитием условий жизни общества, иметь для этого необходимые этические, правовые, организационные и иные отношения между участниками массовой информационной деятельности.

     Массовое  взаимодействие в обществе создается  печатью, телевидением, радиовещанием, Интернет-СМИ не только ради самого общения, но также и для того, чтобы в ходе этого массового общения осуществлялись:

  • познание объективных условий жизни общества и усвоение результатов этого познания всем социумом, различными общественными группами, всеми участниками социальных действий (познавательная деятельность);  
  • формирование социальных позиций, оценок по отношению к процессам, протекающим в природе и обществе. Отражение экономических и других общественных отношений в форме политических, правовых, нравственных, эстетических, философских представлений, установок, норм, ценностей. Формирование политических, нравственных, эстетических идеалов и их усвоение (социально-ориентационная деятельность);
  • формирование проектов изменения материальной и духовной реальности, выработка единых целей, планов, программ, способов согласованных совместных действий  членов общества в тех или иных видах практической, духовно-практической и духовной деятельности. Массовое общение личностей им и обществу в целом не отставать от динамичных перемен в условиях совместной деятельности и действовать адекватно этим переменам (организационно-управленческая деятельность).

     Система средств массовой информации не может  оптимально функционировать, если отсутствует неразрывная связь со средой, в которой она действует. Среда системы СМИ включает в себя:

  • материально-техническую подсистему общества;
  • социально-экономическую подсистему общества;
  • духовную жизнь общества и различные продукты духовной культуры (политической, правовой, нравственной и т.п.);
  • систему управления обществом
  • различные компоненты, входящие в информационную подсистему общества (пресс-службы экономических, политических и других организаций, службы по связям с общественностью, рекламные агентства и пр.);
  • зарубежные средства массовой информации и др.

     Средой  СМИ является также Интернет в  значительной своей части, хотя интернет-журналистика входит непосредственно в систему средств массовой информации.

     Структура СМИ представляет собой строение системы, способ связи ее компонентов. Взаимодействуя между собой, компоненты системы (технологические, редакционные, аудиторные и пр.) образуют общемедийную структуру СМИ. Она включает совокупность различных видов газет, журналов, каналов, программ телевидения, радиостанций, сетевых СМИ, информационных агентств и др. Газеты, журналы, бюллетени, другие периодические, а также непериодические и продолжающиеся издания входят в состав печати отдельного рода средства массовой информации. Наряду с печатью, объединяющей различные виды изданий, в процессе развития системы СМИ были созданы такие образования родового характера, как телевидение, радиовещание, интернет-СМИ, информационные агентства и др.

     На  данный момент в России множество  общероссийских и общерегиональных СМИ, которые в значительной степени дублируют друг друга, что не способствует разнообразию их содержания и ограничивает полноту информирования аудитории. Такое проявление недостатков информационной культуры производства и распространения информации – одно из следствий плохого использования типологических принципов и методов. Типологические исследования призваны выявить сходства и различия изучаемых объектов, найти способы их идентификации (соответствие того или иного СМИ определенной модели), а в своей теоретически развитой форме способны отобразить строение исследуемой системы, выявить ее закономерности. Таким образом, необходимо изучать типологию СМИ, чтобы при создании новых изданий, программ, передач телевидения и радиовещания занять свою нишу, не повторяя уже существующие. Типологическими признаками могут быть: характер аудитории средства массовой информации; его предметно-тематическая направленность и иные черты, связанные с характером информации; целевое назначение; время выхода (утренняя, вечерняя газета, ночная программа телевидения); периодичность (ежедневная газета, еженедельник, месячный журнал) и др.

     По  характеру аудитории выделяются следующие типы изданий, теле- и радиопрограмм:

  • общероссийские, чья аудитория может включать основные группы населения, проживающего на всей территории России;
  • межрегиональные, охватывающие население нескольких регионов (СТС, Рен-ТВ и др.);
  • международные, объединяющие группы населения различных стран (журналы «Домашний очаг», «Cosmopolitan» и др.);
  • этнических общностей (наций, народностей);
  • территориальных общностей (краевые, областные, городские, районные и др. СМИ);
  • для профессиональных, производственных групп (в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, управлении, армии и др.);
  • для социальных групп (организаторского, умственного, индустриального труда, для нарождающихся «новых русских» и др.);
  • для возрастных групп (детей, подростков, молодежи, людей среднего возраста, пожилых);
  • для женщин и мужчин;
  • для родителей («Родители», «Няня», «Наш малыш» и др.);
  • для малых групп (семья, землячество, клуб и др.);
  • для различных групп верующих (православные, католики, мусульмане и др.);
  • для групп населения, выделяемых по другим признакам.

     У системы СМИ как у коммуникативной  целостности существует широкая отражаемая сфера, предметная среда, включающая различные произведения науки, искусства, публицистической и литературной деятельности, другие духовные продукты. В процессе взаимодействия СМИ значительная часть этих духовных продуктов становится продуктами информационными: входит в содержание газет, журналов, других изданий, передач телевидения и радиовещания, сайтов интернет-СМИ и потребляется массовой аудиторией.

     Средства  массовой информации России работают на основе законов «О средствах массовой информации», «О связи», «О рекламе», «Об  информации, информатизации и защите информации», кроме того их деятельность определяется многочисленными указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, ведомственными инструкциями. 

     
    1. Характеристика  структурных единиц СМИ: телевидение, радио, печатные издания, Интернет
 

     Как уже говорилось нами выше, средства массовой информации представлены четырьмя основными структурными единицами – это телевидение, радио, печатные издания, Интернет.

Информация о работе Значение СМИ в жизни старшеклассников