Значение СМИ в жизни старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 08:56, курсовая работа

Краткое описание

В ходе написания работы мы будем решать следующие задачи, выявленные в соответствии с объектом и предметом исследования:
Изучение СМИ как сложного комплекса;
Изучение структурных единиц СМИ: телевидения, радио, печатных изданий, сети Интернет;
Изучение старшеклассников как социальной группы;
Изучение влияния СМИ на старшеклассников, выявление степени значимости СМИ в жизни старшеклассников.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Характеристика СМИ как компонента духовной культуры общества…………………………………………………………………………………...5
1.1 Определение, структура, типология СМИ……………………………5
1.2 Характеристика структурных единиц СМИ: телевидение, радио, печатные издания, Интернет………………………………………………………10
Глава 2. Старшеклассники как социально-демографическая группа………...15
2.1 Социально-статусные особенности старшеклассников…………….15
2.2 Социально-психологическое воздействие СМИ……………………19
Глава 3. Изучение значения СМИ в жизни старшеклассников (на примере МОУ СОШ № 28 города Архангельска)……………………………………….29
3.1 Программа исследования……………………………………………..29
3.2 Анализ результатов исследования…………………………………...30
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 496.34 Кб (Скачать)
 

     Таким образом, можно говорить о том, что средства массовой информации играют в нашем мире большую роль. Потому что только благодаря современным СМИ мы можем своевременно и оперативно узнавать о том, что происходит в нашем мире. В отсутствие СМИ, нам было бы сложно получать информации с больших расстояний, из других государств, от других людей. Особенно актуальным стало в наше время наличие такого средства массовой информации как Интернет. Это огромный источник информации, который включает в себя обмен мнениями разных пользователей со всем точек мира в режиме он-лайн. Мы видим, что средства массовой информации вторглись во все стороны жизни старшеклассников. СМИ сильно воздействует на поведения молодёжи, вносит существенный вклад в характер их общения с миром, оказывается стимулом для действий, которые не нужно изобретать самому, поскольку они даны в готовом виде. Пропагандируя определенные ценности, оно способно формировать у людей соответствующие установки.

     СМИ задают характерные для современной  массовой культуры идеальные личностные образцы и нормы поведения, которые проецируются на молодежную субкультуру и тем самым присваиваются подростками, формируя их ценностные ориентации и реальное поведение. В этой связи особый интерес представляет анализ как позитивных, так и негативных моделей социального поведения, которые распространяются через каналы СМИ, поскольку это имеет прямое отношение к пониманию содержательного контекста и механизмов социализации подростков. И, как мы видим, негативных моделей гораздо больше, чем позитивных, и это ужасно ведь подростки так уязвимы.

 

 

Глава 3 Изучение значения СМИ в жизни  старшеклассников (на примере МОУ  СОШ № 28 города Архангельска) 

3.1 Программа  исследования 

     Основная  проблема: роль СМИ в жизни старшеклассников

     Цель  исследования: изучить представления  старшеклассников, выяснить значимость и роль СМИ

     Предмет: представления школьников о СМИ

     Объект: учащиеся 10-х и 11-х классов МОУ  СОШ №28

Задачи  исследования:

  1. Проследить роль Интернета в повседневной жизни школьника, рассмотрев такие параметры как: частота работы в Интернете и мотивы-ситуации использования Всемирной паутины.
  2. Выяснить, в каких социальных сетях зарегистрирована большая часть учащихся;
  3. Выяснить, какие функции социальных сетей в большей мере привлекают старшеклассников;
  4. Выявить содержание понятия старшеклассников о средствах массовой информации;
  5. Определить значимость СМИ в их жизни.

Гипотеза:

    Мы предполагаем, что:

    1. наиболее значимыми в жизни старшеклассников средствами массовой информации являются телевидение и Интернет;
    2. они тратят на просмотр телепередач и нахождение в сети большую часть своего свободного времени (около 3-4 часов);
    3. большую часть своего нахождения в сети Интернет они тратят на социальные сети;
    4. общение в социальных сетях заменяет реальное общение;
    5. старшеклассники не осознают, что зависимы от социальных сетей, и то, насколько социальные сети опасны.

     Актуальность: СМИ играют огромную роль в нашей  жизни, мы уже не представляем, как  будем обходиться без них. Возраст  старшеклассников (учеников 10-11-х классов) составляет 16-18 лет, а ведь это возраст  становления мировоззрения, жизненной позиции, жизненных целей и ценностей. СМИ оказывают огромное влияние на все эти показатели.

     Метод выборки: серийная

     Инструментарий  исследования:  анкета  

3.2 Результаты исследования 

     Наше  исследование проводилось в МОУ  СОШ № 28 города Архангельска. Объектом стали старшеклассники двух «десятых» и двух «одиннадцатых» классов.

     Инструментарием исследования стала анкета, анкетирование  мы проводили 14 апреля 2011 года.

     В ходе составления, для упрощения  дальнейшей обработки и анализа  результатов, анкета была разделена  на 4 блока:

  1. блок – это вопросы личного характера,
  2. блок делится на 3 подблока: 
    1 подблок – вопросы о телевидении, 
    2 подблок – вопросы о радио, 
    3 подблок – вопросы о печатных изданиях,
  3. блок – это вопросы о сети Интернет,
  4. блок включает в себя вопросы о социальных сетях.

     После обработки результатов мы выяснили, что было опрошено 63 человека, из них 45 девочек и 18 мальчиков, возраст которых 16 (22% опрошенных), 17 (46% опрошенных) и 18 (32% опрошенных) лет.

      Одной из задач нашего исследования было выявление содержания понятия старшеклассников о средствах массовой информации. Мы предполагали, что наиболее известными и значимыми средствами массовой информации являются телевидение и Интернет, а также то, что мало кто включит в список СМИ радио и информационные агентства (предполагалось, что пресса будет на среднем уровне).  На Рисунке 1 мы видим, что наше предположение было верным в отношении телевидения и Интернета. Их включили в состав понятия СМИ 94 и 87% опрошенных соответственно. Неверным оказалось предположение о радио и прессе, мы видим, что прессу относят к СМИ 67%, а радио – 57% опрошенных. Также довольно удивительным для нас является то, что информационные агентства в понятие СМИ включили 13 %, на самом деле, мы думали, что их совсем не отнесут к средствам массовой информации. Итак, мы можем сделать вывод, что большая часть опрошенных имеет практически полное представление о содержании понятия «Средства массовой информации».

     Старшеклассники имеют полное представление о  содержании понятия СМИ, однако пользуются не всеми средствами. В ходе исследования было выявлено, что смотрят телевизор 87% опрошенных, слушают радио всего 48%, читают прессу 63%, пользуются Интернетом 98% (Рисунки 2-5). Как мы и предполагали, наиболее популярными являются телевидение и Интернет. Это и опасно, ведь самое негативное влияние оказывается именно этими средствами массовой информации.

 
 
 
 
 

       
 
 
 
 

     В ходе обработки результатов опроса нами было выявлено 3 индикатора для группировки:

  1. черпаемые ресурсы
  2. зависимость
  3. влияние, оказываемое тем или иным СМИ

     По  этим индикаторам будет производиться  дальнейший анализ результатов опроса. Выделенные индикаторы позволяют представить результаты более структурировано и полно. 

  1. Черпаемые ресурсы
 

      В понятие черпаемых ресурсов мы включили то, насколько полезным является использование средств массовой информации подростками. Мы спрашивали старшеклассников о том, какие телепередачи они смотрят, какие радиопрограммы слушают, что читают, для чего используют Интернет. Из результатов опроса (Рисунок 6-9) можно увидеть, что в основном это какие-либо развлекательные виды, то есть большая часть использует СМИ не по прямому их назначению, а это передача информации, а чтобы весело провести время. Это заставляет нас задуматься, а что будет с будущим поколением, если они не стремятся черпать все новые и новые знания, а тратят свое свободное время на то, что, по сути, разлагает их. 71% опрошенных смотрит по телевизору различное кино, 55% - развлекательные телешоу, в которых существует незамысловатый сюжет, которые наполнены глупыми и пошлыми шутками (а ведь именно они чаще всего и запоминаются!). Такими же неутешительными являются результаты по радио и прессе – 83% слушают по радио музыку, которая состоит из трех нот и трех слов, и 47% читают развлекательные журналы, которые информационной нагрузки тоже особо не несут.

       Результаты опроса по Интернету  нас несколько удивили, мы, на  самом деле, не ожидали, что  Интернет используется одинаково  как для поиска фильмов и  музыки, так и для поиска информации  для учебы. Но все-таки нельзя  не обратить внимания на то, что он также используется  и для нахождения в социальных сетях и ICQ, что является опасным, ведь эти ресурсы используют чаще всего для общения с друзьями и приобретения новых знакомых, заменяя реальное общение и формируя виртуальный, выдуманный мир, а также создавая образ нереального, ненастоящего «Я». Но тут есть и свои «плюсы» - многие находят в социальных сетях своих дальних родственников, потерянных бывших одноклассников, это дает возможность вновь общаться. Анализируя результаты, мы вновь были удивлены, обнаружив, что на самом деле виртуальное общение не заменяет старшеклассникам реальное – большая часть (56%) хотя бы старается совмещать реальное и виртуальное общение, мы же предполагали обратный результат. И нас не может не радовать тот факт, что 42% предпочитают реальное общение.    

  1. Зависимость
 

     В данном случае мы включили в понятие  зависимость количество времени, которое подростки тратят на пользование тем или иным средством массовой информации, а также в отношении сети Интернет мы включили дополнительные вопросы, показывающие зависимость от сети. Мы не стали спрашивать у респондентов, сколько часов в день они тратят на чтение газет, журналов, книг и другой корреспонденции, потому что, по нашему мнению, это трудно отследить. А также мы не видим особой опасности быть зависимым от чтения, на самом деле мы удивлены, что 63% старшеклассников читают. В настоящее время бытует мнение, что старшеклассники вообще перестали читать.

     Итак, мы предполагали, что подростки тратят на просмотр телепередач и нахождение в сети большую часть своего свободного времени – около 3-4 часов в  день. Также предполагалось, что  на прослушивание радио тратится незначительная часть времени –  около 30 минут или одного часа в  день. Из результатов исследования (Рисунок 10-12) можно увидеть, что не все наши предположения оказались верными. Мы ошиблись насчет просмотра телепередач – на него большая часть старшеклассников (48%) тратит 1-2 часа, а 33% – только 30 минут-1 час. 3-4 часа на телевизор тратят лишь 4 % опрошенных. Предположения о радио подтвердились (Рисунок 11) – 76% опрошенных тратит на прослушивание радио около 30 минут-1 часа. Результаты вопросов по Интернету несколько удивили нас. Да, мы предполагали, что большая часть тратит на него около 3-4 часов, но результаты оказались несколько другими (Рисунок 13). Итак, 42% опрошенных находятся в Интернете до 2-х часов, а 40% – 3-5 часов в день, также 13% – 6-10 часов, 4% – более 12часов, то есть практически не отключаются, 4% вообще не отключаются и лишь 1% находится в сети менее одного часа. И если вернуться к предыдущему индикатору, то можно увидеть, что тратят они это время на социальные сети и формирование виртуального мира. Однако нас не может не радовать тот факт, что старшеклассники относительно спокойно относятся к отсутствию подключения к сети и большая часть из них не бросают все дела ради того, чтобы посидеть в Интернете (это также было выявлено в ходе исследования).

 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 

     Но  в тоже время нужно отметить, что  для большинства респондентов (57%) социальная сеть является частью распорядка дня, и 37% заходят туда несколько раз в день, а 8% вообще не отключаются (Рисунок 19). А это уже в чистом  виде зависимость, потому что, находясь на учебе, большая часть старшеклассников либо хочет зайти и проверить свой аккаунт, либо находится «он-лайн». Это означает, что существует реальная угроза того, что социальные сети будут затягивать все больше и больше, заменяя собой реальный мир, но подростки не осознают все опасности пользования социальными сетями.

     В тоже время результаты исследования показывают, что респонденты теряют интерес к сайтам социальных сетей. На лицо противоречие – как они могут терять интерес, но в тоже время проверять свою страничку в социальной сети несколько раз в день? Получается, что они уже на бессознательном уровне не могут пережить отсутствие нахождения на своей страничке. 

     
  1. Влияние
 

     Кроме ресурсов и зависимости нас также  интересовал вопрос о том, влияют ли СМИ каким-либо образом  на мнение в различных вопросах. Мы предполагали, влияние оказывается всеми средствами массовой информации, но, как мы видим  из результатов исследования (Рисунок 13-15), наше предположение оказалось не совсем верным. Радио оказывает влияние лишь на 12% опрошенных, но телевидение – на 47%, это, конечно меньше половины, но немногим. А печать влияет на мнение 60% читателей, причем положительным образом – побуждает респондентов задумываться о той или иной проблеме и искать дополнительную информацию, чтобы попытаться решить эту проблему, собственно так же, как и радио и телевидение (Рисунок16-18).

      
     
     
     
     
     
     
     

 
 
 

 

 
 
 
 

 

     Но, с другой стороны, если мы вспомним, что они смотрят, слушают и  читают, то возникает вопрос: над  чем же заставляют задуматься СМИ? Мы надеемся, что задумываться их заставляют различные научные и новостные  программы, книги, газеты и журналы  научной публикации, а не фильмы ужасов и развлекательные журналы. 

Информация о работе Значение СМИ в жизни старшеклассников