Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 08:56, курсовая работа
В ходе написания работы мы будем решать следующие задачи, выявленные в соответствии с объектом и предметом исследования:
Изучение СМИ как сложного комплекса;
Изучение структурных единиц СМИ: телевидения, радио, печатных изданий, сети Интернет;
Изучение старшеклассников как социальной группы;
Изучение влияния СМИ на старшеклассников, выявление степени значимости СМИ в жизни старшеклассников.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Характеристика СМИ как компонента духовной культуры общества…………………………………………………………………………………...5
1.1 Определение, структура, типология СМИ……………………………5
1.2 Характеристика структурных единиц СМИ: телевидение, радио, печатные издания, Интернет………………………………………………………10
Глава 2. Старшеклассники как социально-демографическая группа………...15
2.1 Социально-статусные особенности старшеклассников…………….15
2.2 Социально-психологическое воздействие СМИ……………………19
Глава 3. Изучение значения СМИ в жизни старшеклассников (на примере МОУ СОШ № 28 города Архангельска)……………………………………….29
3.1 Программа исследования……………………………………………..29
3.2 Анализ результатов исследования…………………………………...30
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы………
Таким образом, можно говорить о том, что средства массовой информации играют в нашем мире большую роль. Потому что только благодаря современным СМИ мы можем своевременно и оперативно узнавать о том, что происходит в нашем мире. В отсутствие СМИ, нам было бы сложно получать информации с больших расстояний, из других государств, от других людей. Особенно актуальным стало в наше время наличие такого средства массовой информации как Интернет. Это огромный источник информации, который включает в себя обмен мнениями разных пользователей со всем точек мира в режиме он-лайн. Мы видим, что средства массовой информации вторглись во все стороны жизни старшеклассников. СМИ сильно воздействует на поведения молодёжи, вносит существенный вклад в характер их общения с миром, оказывается стимулом для действий, которые не нужно изобретать самому, поскольку они даны в готовом виде. Пропагандируя определенные ценности, оно способно формировать у людей соответствующие установки.
СМИ задают характерные для современной массовой культуры идеальные личностные образцы и нормы поведения, которые проецируются на молодежную субкультуру и тем самым присваиваются подростками, формируя их ценностные ориентации и реальное поведение. В этой связи особый интерес представляет анализ как позитивных, так и негативных моделей социального поведения, которые распространяются через каналы СМИ, поскольку это имеет прямое отношение к пониманию содержательного контекста и механизмов социализации подростков. И, как мы видим, негативных моделей гораздо больше, чем позитивных, и это ужасно ведь подростки так уязвимы.
Глава
3 Изучение значения СМИ в жизни
старшеклассников (на примере МОУ
СОШ № 28 города Архангельска)
3.1 Программа
исследования
Основная проблема: роль СМИ в жизни старшеклассников
Цель исследования: изучить представления старшеклассников, выяснить значимость и роль СМИ
Предмет: представления школьников о СМИ
Объект: учащиеся 10-х и 11-х классов МОУ СОШ №28
Задачи исследования:
Гипотеза:
Мы предполагаем, что:
Актуальность: СМИ играют огромную роль в нашей жизни, мы уже не представляем, как будем обходиться без них. Возраст старшеклассников (учеников 10-11-х классов) составляет 16-18 лет, а ведь это возраст становления мировоззрения, жизненной позиции, жизненных целей и ценностей. СМИ оказывают огромное влияние на все эти показатели.
Метод выборки: серийная
Инструментарий
исследования: анкета
3.2 Результаты
исследования
Наше исследование проводилось в МОУ СОШ № 28 города Архангельска. Объектом стали старшеклассники двух «десятых» и двух «одиннадцатых» классов.
Инструментарием исследования стала анкета, анкетирование мы проводили 14 апреля 2011 года.
В ходе составления, для упрощения дальнейшей обработки и анализа результатов, анкета была разделена на 4 блока:
После обработки результатов мы выяснили, что было опрошено 63 человека, из них 45 девочек и 18 мальчиков, возраст которых 16 (22% опрошенных), 17 (46% опрошенных) и 18 (32% опрошенных) лет.
Одной из задач нашего исследования было выявление содержания понятия старшеклассников о средствах массовой информации. Мы предполагали, что наиболее известными и значимыми средствами массовой информации являются телевидение и Интернет, а также то, что мало кто включит в список СМИ радио и информационные агентства (предполагалось, что пресса будет на среднем уровне). На Рисунке 1 мы видим, что наше предположение было верным в отношении телевидения и Интернета. Их включили в состав понятия СМИ 94 и 87% опрошенных соответственно. Неверным оказалось предположение о радио и прессе, мы видим, что прессу относят к СМИ 67%, а радио – 57% опрошенных. Также довольно удивительным для нас является то, что информационные агентства в понятие СМИ включили 13 %, на самом деле, мы думали, что их совсем не отнесут к средствам массовой информации. Итак, мы можем сделать вывод, что большая часть опрошенных имеет практически полное представление о содержании понятия «Средства массовой информации».
Старшеклассники имеют полное представление о содержании понятия СМИ, однако пользуются не всеми средствами. В ходе исследования было выявлено, что смотрят телевизор 87% опрошенных, слушают радио всего 48%, читают прессу 63%, пользуются Интернетом 98% (Рисунки 2-5). Как мы и предполагали, наиболее популярными являются телевидение и Интернет. Это и опасно, ведь самое негативное влияние оказывается именно этими средствами массовой информации.
В ходе обработки результатов опроса нами было выявлено 3 индикатора для группировки:
По
этим индикаторам будет
В понятие черпаемых ресурсов мы включили то, насколько полезным является использование средств массовой информации подростками. Мы спрашивали старшеклассников о том, какие телепередачи они смотрят, какие радиопрограммы слушают, что читают, для чего используют Интернет. Из результатов опроса (Рисунок 6-9) можно увидеть, что в основном это какие-либо развлекательные виды, то есть большая часть использует СМИ не по прямому их назначению, а это передача информации, а чтобы весело провести время. Это заставляет нас задуматься, а что будет с будущим поколением, если они не стремятся черпать все новые и новые знания, а тратят свое свободное время на то, что, по сути, разлагает их. 71% опрошенных смотрит по телевизору различное кино, 55% - развлекательные телешоу, в которых существует незамысловатый сюжет, которые наполнены глупыми и пошлыми шутками (а ведь именно они чаще всего и запоминаются!). Такими же неутешительными являются результаты по радио и прессе – 83% слушают по радио музыку, которая состоит из трех нот и трех слов, и 47% читают развлекательные журналы, которые информационной нагрузки тоже особо не несут.
Результаты опроса по
В данном случае мы включили в понятие зависимость количество времени, которое подростки тратят на пользование тем или иным средством массовой информации, а также в отношении сети Интернет мы включили дополнительные вопросы, показывающие зависимость от сети. Мы не стали спрашивать у респондентов, сколько часов в день они тратят на чтение газет, журналов, книг и другой корреспонденции, потому что, по нашему мнению, это трудно отследить. А также мы не видим особой опасности быть зависимым от чтения, на самом деле мы удивлены, что 63% старшеклассников читают. В настоящее время бытует мнение, что старшеклассники вообще перестали читать.
Итак, мы предполагали, что подростки тратят на просмотр телепередач и нахождение в сети большую часть своего свободного времени – около 3-4 часов в день. Также предполагалось, что на прослушивание радио тратится незначительная часть времени – около 30 минут или одного часа в день. Из результатов исследования (Рисунок 10-12) можно увидеть, что не все наши предположения оказались верными. Мы ошиблись насчет просмотра телепередач – на него большая часть старшеклассников (48%) тратит 1-2 часа, а 33% – только 30 минут-1 час. 3-4 часа на телевизор тратят лишь 4 % опрошенных. Предположения о радио подтвердились (Рисунок 11) – 76% опрошенных тратит на прослушивание радио около 30 минут-1 часа. Результаты вопросов по Интернету несколько удивили нас. Да, мы предполагали, что большая часть тратит на него около 3-4 часов, но результаты оказались несколько другими (Рисунок 13). Итак, 42% опрошенных находятся в Интернете до 2-х часов, а 40% – 3-5 часов в день, также 13% – 6-10 часов, 4% – более 12часов, то есть практически не отключаются, 4% вообще не отключаются и лишь 1% находится в сети менее одного часа. И если вернуться к предыдущему индикатору, то можно увидеть, что тратят они это время на социальные сети и формирование виртуального мира. Однако нас не может не радовать тот факт, что старшеклассники относительно спокойно относятся к отсутствию подключения к сети и большая часть из них не бросают все дела ради того, чтобы посидеть в Интернете (это также было выявлено в ходе исследования).
Но в тоже время нужно отметить, что для большинства респондентов (57%) социальная сеть является частью распорядка дня, и 37% заходят туда несколько раз в день, а 8% вообще не отключаются (Рисунок 19). А это уже в чистом виде зависимость, потому что, находясь на учебе, большая часть старшеклассников либо хочет зайти и проверить свой аккаунт, либо находится «он-лайн». Это означает, что существует реальная угроза того, что социальные сети будут затягивать все больше и больше, заменяя собой реальный мир, но подростки не осознают все опасности пользования социальными сетями.
В
тоже время результаты исследования
показывают, что респонденты теряют
интерес к сайтам социальных сетей. На
лицо противоречие – как они могут терять
интерес, но в тоже время проверять свою
страничку в социальной сети несколько
раз в день? Получается, что они уже на
бессознательном уровне не могут пережить
отсутствие нахождения на своей страничке.
Кроме
ресурсов и зависимости нас также
интересовал вопрос о том, влияют
ли СМИ каким-либо образом на мнение
в различных вопросах. Мы предполагали,
влияние оказывается всеми
Но,
с другой стороны, если мы вспомним,
что они смотрят, слушают и
читают, то возникает вопрос: над
чем же заставляют задуматься СМИ? Мы
надеемся, что задумываться их заставляют
различные научные и новостные
программы, книги, газеты и журналы
научной публикации, а не фильмы
ужасов и развлекательные журналы.