Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 08:56, курсовая работа
В ходе написания работы мы будем решать следующие задачи, выявленные в соответствии с объектом и предметом исследования:
Изучение СМИ как сложного комплекса;
Изучение структурных единиц СМИ: телевидения, радио, печатных изданий, сети Интернет;
Изучение старшеклассников как социальной группы;
Изучение влияния СМИ на старшеклассников, выявление степени значимости СМИ в жизни старшеклассников.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Характеристика СМИ как компонента духовной культуры общества…………………………………………………………………………………...5
1.1 Определение, структура, типология СМИ……………………………5
1.2 Характеристика структурных единиц СМИ: телевидение, радио, печатные издания, Интернет………………………………………………………10
Глава 2. Старшеклассники как социально-демографическая группа………...15
2.1 Социально-статусные особенности старшеклассников…………….15
2.2 Социально-психологическое воздействие СМИ……………………19
Глава 3. Изучение значения СМИ в жизни старшеклассников (на примере МОУ СОШ № 28 города Архангельска)……………………………………….29
3.1 Программа исследования……………………………………………..29
3.2 Анализ результатов исследования…………………………………...30
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы………
В
этом возрасте начинаются серьезные
поиски трудового признания, возникает
стремление наметить свою будущую профессию.
Отношение к учебным предметам
у старших школьников – избирательное.
Складываются интересы, связанные с профессиональной
направленностью старшеклассников. Это
приводит к формированию познавательно-профессиональной
направленности личности, что в свою очередь
определяет выбор профессии, жизненный
путь после окончания школы.
2.2
Социально-психологическое
Проблема воздействия средств массовой информации на людей исследуется, начиная с 20-х гг. ХХ века. В это время господствовало убеждение во всесильности влияния средств массовой информации на сознание человека. Предполагалось, что воздействие сообщений СМИ выражено непосредственно и осязаемо.
Однако в дальнейшем такие взгляды изменились на совершенно противоположные: эффективность влияния СМИ была признана минимальной (эти взгляды имели распространение в 50-х гг. ХХ века).
В 60-х годах считалось, что хотя средства массовой информации влияют на установки и мнения людей, однако это влияние опосредованно характеристиками аудитории. Ученые выдвинули идею о том, что сила воздействия средств массовой информации на процессы самоопределения и социализации зависит от установок аудитории, а также от возраста, образования, семейного и социального положения.
В середине 60-х гг. канадский ученый М. Маклюэн обратил внимание на изменение образцов мышления и восприятия внешнего мира под воздействием средств массовой информации.
В начале 70-х гг. была выдвинута концепция «спирали молчания», которая гласит, что средства массовой информации оказывают сильное воздействие на общественное мнение, чему способствуют два фактора:
Эти факторы блокируют, ограничивают возможность избирательного восприятия зрителей, читателей, слушателей. Эффект воздействия средств массовой информации общественное мнение, и старшеклассников в том числе, значителен по той причине, что индивид использует их для того, чтобы узнать, что думают другие люди и общество в целом по конкретному вопросу.
В западной социологии все большее распространение получает точка зрения, что средства массовой информации предлагают обществу не только информацию, но и идеи и мировоззрение. Так, например, Дж. Гербнер считает изменения, происходящие в современной культуре, порождением культивируемых СМИ ценностей и стандартов. Дж. Б. Томпсон убежден, что средства массовой информации конструируют значения и смыслы, которые обеспечивают в обществе поддержание социально сконструированного неравенства. Также, он поддерживает идею, что СМИ являются носителями, хранителями и производителями «доминирующей идеологии» в конкретном обществе. С.Холл полагает, что средства массовой информации сегодня – это пространство для конкуренции самых противоречивых взглядов.
Ученые
приписывают телевидению
Российские
исследователи также
В настоящее время для объяснения механизмов влияния сообщений СМИ на индивидуальное и массовое сознание предложены многочисленные теории. В ходе изучения литературы, нами были выделены две наиболее популярных из них – это теория использования и удовлетворения и теория зависимости. В первой подчеркивается, что человек (старшеклассник в том числе) выступает в качестве активного фильтра информации, а не его пассивного получателя. Он осуществляет отбор сообщений СМИ для того, чтобы удовлетворить некоторые свои потребности. Таким образом, аудитория СМИ активна и целеустремленна, а человек – инициатор выбора сообщения – хорошо осведомлен о своих желаниях и потребностях. Он, зная свои потребности, ищет различные способы их удовлетворения, одним из которых и являются СМИ. Однако у этой теории есть существенный недостаток: она игнорирует негативные результаты влияния сообщений СМИ на человека, а также постулирует чрезмерную рациональность человека, его способность сознательно выбирать то, что ему необходимо.
В теории зависимости центральное положение таково: реципиент зависит от сообщений СМИ в силу того, что ему необходимо удовлетворять свои потребности и достигать различных целей. Степень влиятельности СМИ на аудиторию варьируется и зависит от состояния самого общества (если в обществе возникает ситуация социальных изменений и конфликтов, то она заставляет людей переоценивать сложившиеся у них системы норм и ценностей, что порождает потребность в необходимой информации, в том числе из СМИ, повышая тем самым зависимость людей от них) и самих СМИ (потенциал их влияния зависит от их количества и близости к нормам и ценностям группы объекта воздействия).
По мнению некоторых ученых, можно говорить о когнитивных, эмоциональных и поведенческих результатах воздействия сообщений СМИ на индивидуальное и массовое сознание. К когнитивным результатам воздействия они относят: разрешение неопределенности (посредствам СМИ поставляется дополнительная информация, позволяющая составить представление о новых, неоднозначных явлениях и процессах); формирование установок, то есть системы когнитивных, эмоциональных и поведенческих реакций в отношении объектов социальной среды (физических, социальных, политических и др.); задание набора обсуждаемых людьми тем; распространение новых систем мнений; уточнение ценностных ориентаций населения. Воздействие СМИ на эмоциональную сферу приводит к появлению у людей страха, тревоги, отчуждения. Влияние на поведение людей осуществляется по линии активации (провоцирования тех или иных действий), и по линии деактивации (прекращение некоторых действий).
Исходя из этих подходов, можно описать процесс влияния СМИ на индивидуальное и массовое сознание следующим образом: сообщения СМИ, взаимодействуя с аудиторией, формируют у людей разнообразные потребности, интересы и влечения.
Есть мнение, что СМИ ежедневно конструируют реальность. В самих СМИ это осуществляется путем воспроизводства схем социальной асимметричности, намеков, подтекстов, неоправданных исторических параллелей. События не существует, если о нем не говорят по радио, не пишут в газетах, не показывают по телевидению.
Западные и отечественные ученые высказали идею, что телевидение вполне способно соперничать с родителями, педагогами и психологами в качестве не только источника информации, но и источника ролевых моделей для подражания. Исследования показали, что средства массовой информации очень важны в процессе самоопределения, а также в процессе социализации старшеклассников, а анализ информации, поступающей по телевизионным каналам, продемонстрировал, что телевидение создает стереотипные образы, которым склонны подражать подростки. Ученые также акцентируют внимание на угрозе избыточного, всеядного потребления информации, отрицательно сказывающейся на процессе самоопределения личности старшеклассника.
Подросток, испытывающий в жизни затруднения, начинает сравнивать себя с транслируемым образом и зачастую находит очень большое сходство во внешних признаках. Очень часто юноши и девушки в подростковом и раннем юношеском возрасте выбирают образ героя или героини в понравившемся фильме, телесериале и т.д. и достаточно длительное время подражают ему. Под их влиянием иногда и происходит личностное и профессиональное самоопределение старшеклассников.
К сожалению, в большинстве «мыльных опер», которыми изобилует современное телевидение, образ женщины сводится к образу идеальной жены и матери, или домработницы и секретарши, или проститутки, или учительницы и продавщицы. Создатели телесериалов очень часто изображают женщин, сидящих дома и ухаживающих за мужем и детьми, живущих обеспеченно на деньги богатого мужа и имеющих достаточно времени и средств на «подходы» по магазинам, в спортивные залы и салоны красоты. При этом сами они никакой профессией не владеют, следовательно, сами денег не зарабатывают. В результате под влиянием подобных фильмов и телесериалов многие девочки и девушки не только не хотят работать, но и не хотят даже овладевать какой-либо профессией, так как их цель – стать хорошей женой богатого мужа.
Мужчина, напротив, очень часто изображается в роли кормильца, добытчика. Он обязательно удачлив и успешен, любимчик женщин. При этом создатели фильмов и телесериалов часто умалчивают о том, какой труд надо приложить, чтобы добиться подобного статуса в обществе. В результате у юношей может появиться ложное представление о том, как всего этого достигнуть, и при первой же неудаче многие могут свернуть с выбранного пути и заняться чем-то еще.
Итак, к негативным воздействиям сообщений СМИ на процесс самоопределения старшеклассников можно отнести:
К положительным последствиям относятся:
Средства массовой информации оказывают столь заметное воздействие на самоопределение старшеклассников благодаря своим свойствам. К основным достоинствам средств массовой информации можно отнести современность, актуальность, новизну, мобильность, наглядность, связанную с большими техническими возможностями, доступность, легкость восприятия, возможность выбора. Информация, получаемая по каналам СМИ, обладает высокой зрелищностью, динамичностью, сильным эмоциональным воздействием. Она не требует умственных усилий и легко воспринимается, однако плохо встраивается в систему формируемых в школе знаний.
И в завершении темы о социально-психологическом воздействии СМИ, мы хотели бы еще раз сказать о негативном влиянии СМИ. Итак, специалисты выделяют достаточно много аспектов в этой области. Вот некоторые из них: