Значение СМИ в жизни старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 08:56, курсовая работа

Краткое описание

В ходе написания работы мы будем решать следующие задачи, выявленные в соответствии с объектом и предметом исследования:
Изучение СМИ как сложного комплекса;
Изучение структурных единиц СМИ: телевидения, радио, печатных изданий, сети Интернет;
Изучение старшеклассников как социальной группы;
Изучение влияния СМИ на старшеклассников, выявление степени значимости СМИ в жизни старшеклассников.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Характеристика СМИ как компонента духовной культуры общества…………………………………………………………………………………...5
1.1 Определение, структура, типология СМИ……………………………5
1.2 Характеристика структурных единиц СМИ: телевидение, радио, печатные издания, Интернет………………………………………………………10
Глава 2. Старшеклассники как социально-демографическая группа………...15
2.1 Социально-статусные особенности старшеклассников…………….15
2.2 Социально-психологическое воздействие СМИ……………………19
Глава 3. Изучение значения СМИ в жизни старшеклассников (на примере МОУ СОШ № 28 города Архангельска)……………………………………….29
3.1 Программа исследования……………………………………………..29
3.2 Анализ результатов исследования…………………………………...30
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 496.34 Кб (Скачать)
  1. Профессиональные интересы.

     В этом возрасте начинаются серьезные  поиски трудового признания, возникает  стремление наметить свою будущую профессию. Отношение к учебным предметам  у старших школьников – избирательное. Складываются интересы, связанные с профессиональной направленностью старшеклассников. Это приводит к формированию познавательно-профессиональной направленности личности, что в свою очередь определяет выбор профессии, жизненный путь после окончания школы.    

     2.2 Социально-психологическое воздействие  СМИ 

     Проблема  воздействия средств массовой информации на людей исследуется, начиная с 20-х гг. ХХ века. В это время господствовало убеждение во всесильности влияния средств массовой информации на сознание человека. Предполагалось, что воздействие сообщений СМИ выражено непосредственно и осязаемо.

     Однако  в дальнейшем такие взгляды изменились на совершенно противоположные: эффективность влияния СМИ была признана минимальной (эти взгляды имели распространение в 50-х гг. ХХ века).

     В 60-х годах считалось, что хотя средства массовой информации влияют на установки и мнения людей, однако это влияние опосредованно характеристиками аудитории. Ученые выдвинули идею о том, что сила воздействия средств массовой информации на процессы самоопределения и социализации зависит от установок аудитории, а также от возраста, образования, семейного и социального положения.

     В середине 60-х гг. канадский ученый М. Маклюэн обратил внимание на изменение  образцов мышления и восприятия внешнего мира под воздействием средств массовой информации.

     В начале 70-х гг. была выдвинута концепция  «спирали молчания», которая гласит, что средства массовой информации оказывают сильное воздействие на общественное мнение, чему способствуют два фактора:

  1. непрерывная массированная подача сообщений;
  2. унифицированность предлагаемой картины освещаемых событий.

     Эти факторы блокируют, ограничивают возможность  избирательного восприятия зрителей, читателей, слушателей. Эффект воздействия  средств массовой информации общественное мнение, и старшеклассников в том  числе, значителен по той причине, что индивид использует их для того, чтобы узнать, что думают другие люди и общество в целом по конкретному вопросу. 

     В западной социологии все большее  распространение получает точка  зрения, что средства массовой информации предлагают обществу не только информацию, но и идеи и мировоззрение. Так, например, Дж. Гербнер считает изменения, происходящие в современной культуре, порождением культивируемых СМИ ценностей и стандартов. Дж. Б. Томпсон убежден, что средства массовой информации конструируют значения и смыслы, которые обеспечивают в обществе поддержание социально сконструированного неравенства. Также, он поддерживает идею, что СМИ являются носителями, хранителями и производителями «доминирующей идеологии» в конкретном обществе. С.Холл полагает, что средства массовой информации сегодня – это пространство для конкуренции самых противоречивых взглядов.

     Ученые  приписывают телевидению уникальную способность изменять фундаментальные  представления о природе социальной реальности. Оно обладает этим даром благодаря тому, что не только отражает существующее положение вещей, но и многократно преувеличивает существующие тенденции: телевизионные образы кажутся реальными, а старшеклассникам доступно широкое использование телевидения и возможность выбора.

     Российские  исследователи также интенсифицируют  изучение роли средств массовой информации в стремительно меняющемся в соответствии с западными стандартами постсоветском  пространстве. В своей работе они  пришли к аналогичным выводам. Так, они утверждают, что СМИ в состоянии  в значительной степени программировать  массовое сознание, ежедневно предлагая  не только повестку дня (о чем думать и на что обратить внимание), но и  задавая схемы интерпретации  обсуждаемых событий.

     В настоящее время для объяснения механизмов влияния сообщений СМИ  на индивидуальное и массовое сознание предложены многочисленные теории. В  ходе изучения литературы, нами были выделены две наиболее популярных из них – это теория использования и удовлетворения и теория зависимости. В первой подчеркивается, что человек (старшеклассник в том числе) выступает в качестве активного фильтра информации, а не его пассивного получателя. Он осуществляет отбор сообщений СМИ для того, чтобы удовлетворить некоторые свои потребности. Таким образом, аудитория СМИ активна и целеустремленна, а человек – инициатор выбора сообщения – хорошо осведомлен о своих желаниях и потребностях. Он, зная свои потребности, ищет различные способы их удовлетворения, одним из которых и являются СМИ. Однако у этой теории есть существенный недостаток: она игнорирует негативные результаты влияния сообщений СМИ на человека, а также постулирует чрезмерную рациональность человека, его способность сознательно выбирать то, что ему необходимо.

     В теории зависимости центральное  положение таково: реципиент зависит от сообщений СМИ в силу того, что ему необходимо удовлетворять свои потребности и достигать различных целей. Степень влиятельности СМИ на аудиторию варьируется и зависит от состояния самого общества (если в обществе возникает ситуация социальных изменений и конфликтов, то она заставляет людей переоценивать сложившиеся у них системы норм и ценностей, что порождает потребность в необходимой информации, в том числе из СМИ, повышая тем самым зависимость людей от них) и самих СМИ (потенциал их влияния зависит от их количества и близости к нормам и ценностям группы объекта воздействия).

     По  мнению некоторых ученых, можно говорить о когнитивных, эмоциональных и поведенческих результатах воздействия сообщений СМИ на индивидуальное и массовое сознание. К когнитивным результатам воздействия они относят: разрешение неопределенности (посредствам СМИ поставляется дополнительная информация, позволяющая составить представление о новых, неоднозначных явлениях и процессах); формирование установок, то есть системы когнитивных, эмоциональных и поведенческих реакций в отношении объектов социальной среды (физических, социальных, политических и др.); задание набора обсуждаемых людьми тем; распространение новых систем мнений; уточнение ценностных ориентаций населения. Воздействие СМИ на эмоциональную сферу приводит к появлению у людей страха, тревоги, отчуждения. Влияние на поведение людей осуществляется по линии активации (провоцирования тех или иных действий), и по линии деактивации (прекращение некоторых действий).

     Исходя  из этих подходов, можно описать  процесс влияния СМИ на индивидуальное и массовое сознание следующим образом: сообщения СМИ, взаимодействуя с аудиторией, формируют у людей разнообразные потребности, интересы и влечения.  

     Есть  мнение, что СМИ ежедневно конструируют реальность. В самих СМИ это осуществляется путем воспроизводства схем социальной асимметричности, намеков, подтекстов, неоправданных исторических параллелей. События не существует, если о нем не говорят по радио, не пишут в газетах, не показывают по телевидению.

     Западные  и отечественные ученые высказали  идею, что телевидение вполне способно соперничать с родителями, педагогами и психологами в качестве не только источника информации, но и источника ролевых моделей для подражания. Исследования показали, что средства массовой информации очень важны в процессе самоопределения, а также в процессе социализации старшеклассников, а анализ информации, поступающей по телевизионным каналам, продемонстрировал, что телевидение создает стереотипные образы, которым склонны подражать подростки. Ученые также акцентируют внимание на угрозе избыточного, всеядного потребления информации, отрицательно сказывающейся на процессе самоопределения личности старшеклассника.

     Подросток, испытывающий в жизни затруднения, начинает сравнивать себя с транслируемым  образом и зачастую находит очень  большое сходство во внешних признаках. Очень часто юноши и девушки в подростковом и раннем юношеском возрасте выбирают образ героя или героини в понравившемся фильме, телесериале и т.д. и достаточно длительное время подражают ему. Под их влиянием иногда и происходит личностное и профессиональное самоопределение старшеклассников.

     К сожалению, в большинстве «мыльных опер», которыми изобилует современное  телевидение, образ женщины сводится к образу идеальной жены и матери, или домработницы и секретарши, или проститутки, или учительницы и продавщицы. Создатели телесериалов очень часто изображают женщин, сидящих дома и ухаживающих за мужем и детьми, живущих обеспеченно на деньги богатого мужа и имеющих достаточно времени и средств на «подходы» по магазинам, в спортивные залы и салоны красоты. При этом сами они никакой профессией не владеют, следовательно, сами денег не зарабатывают. В результате под влиянием подобных фильмов и телесериалов многие девочки и девушки не только не хотят работать, но и не хотят даже овладевать какой-либо профессией, так как их цель – стать хорошей женой богатого мужа.

     Мужчина, напротив, очень часто изображается в роли кормильца, добытчика. Он обязательно удачлив и успешен, любимчик женщин. При этом создатели фильмов и телесериалов часто умалчивают о том, какой труд надо приложить, чтобы добиться подобного статуса в обществе. В результате у юношей может появиться ложное представление о том, как всего этого достигнуть, и при первой же неудаче многие могут свернуть с выбранного пути и заняться чем-то еще.

     Итак, к негативным воздействиям сообщений  СМИ на процесс самоопределения старшеклассников можно отнести:

  • формирование потребности в немедленном удовлетворении собственных желаний и потребностей;
  • снижение качества межличностного общения;
  • повышение агрессии старшеклассников из-за огромного количества сцен насилия в СМИ.

     К положительным последствиям относятся:

  • повышение осведомленности, любознательности;
  • возрастание великодушия, дружелюбия.

Средства  массовой информации оказывают столь  заметное воздействие на самоопределение  старшеклассников благодаря своим  свойствам. К основным достоинствам средств массовой информации можно  отнести современность, актуальность, новизну, мобильность, наглядность, связанную с большими техническими возможностями, доступность, легкость восприятия, возможность выбора. Информация, получаемая по каналам СМИ, обладает высокой зрелищностью, динамичностью, сильным эмоциональным воздействием. Она не требует умственных усилий и легко воспринимается, однако плохо встраивается в систему формируемых в школе знаний.

И в завершении темы о социально-психологическом  воздействии СМИ, мы хотели бы еще  раз сказать о негативном влиянии  СМИ. Итак, специалисты выделяют достаточно много аспектов в этой области. Вот некоторые из них:

  1. Современное искусство изменяет и деформирует психику подростка, воздействуя на воображение, давая новые установки и модели поведения. Из виртуального мира в подростковое сознание врываются ложные и опасные ценности: культ силы, агрессии; грубого и пошлого поведения.
  2. В западных мультфильмах (или же фильмах) происходит фиксация на агрессии. Многократное повторение сцен садизма, когда герой причиняет кому-то боль, вызывает у подростков фиксацию на агрессии и способствует выработке соответствующих моделей поведения.
  3. Подростки часто повторяют то, что видят на экранах, это следствие идентификации. Идентифицируя себя с существом, отклоняющееся поведение, которого никак на экране не наказывается и даже не порицается, подростки ему подражают и усваивают его агрессивные модели поведения. Альберт Бандура еще в 1970 году говорил о том, что одна телевизионная модель может стать предметом подражания для миллионов.
  4. Убивая, в компьютерных играх, подростки испытывают чувство удовлетворения, мысленно преступая моральные нормы. В виртуальной действительности отсутствует масштаб человеческих чувств: убивая и подавляя, человек не переживает обычных человеческих эмоций: боли, сочувствия, сопереживания. Наоборот, привычные чувства здесь искажены, вместо них подросток получает удовольствие от удара и оскорбления и собственной вседозволенности.
  5. Агрессия в фильмах и мультфильмах сопровождается красивыми, яркими картинками. Герои красиво одеты, или находятся в красивом помещении, или просто рисуется красивая сцена, которая сопровождается убийством, дракой, и другими агрессивными моделями поведения - это делается для того чтобы фильм или мультфильм притягивал. Если на основе уже имеющихся представлений о красоте вливать картинки садизма, то этим самым размываются уже сложившиеся представления о добре и зле, о красивом и страшном, о плохом и хорошем. Таким образом, формируется эстетическое восприятие, новая культура человека.
  6. Атмосфера видеорынка пронизана убийцами, насильниками, колдунами, и прочими персонажами, общение с которыми никогда не выбрали бы в реальной жизни. Экран телевизора c насилием мира взрослых заменил бабушек и мам, чтение, приобщение к подлинной культуре. Отсюда рост эмоциональных и психических расстройств, депрессий, подростковых самоубийств, немотивированной жестокости у подростков.
  7. Главная опасность телевизора связана с подавлением воли и сознания, аналогично тем, что достигается наркотиками. Американский психолог А.Мори пишет, что продолжительное созерцание материала, утомляя зрение, производит гипнотическое оцепенение, что сопровождается ослаблением воли и внимания. При определенной длительности воздействия световые вспышки, мерцание и определенный ритм начинают взаимодействовать с мозговыми альфа-ритмами, от которых зависит способность концентрации внимания, и дезорганизуют мозговую ритмику и развивается синдром нарушения внимания с гиперактивностью.
  8. Поток зрительной и слуховой информации, не требующий сосредоточенности и умственных усилий, воспринимается пассивно. Это со временем переносится на реальную жизнь, и подросток начинает ее воспринимать так же. И уже сосредоточиться над выполнением задания, сделать умственное или волевое усилие, все труднее.
  9. Компьютер и телевизор отбирает у подростков их жизнь. Вместо активных игр, переживаний настоящих эмоций и чувств и общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий живой мир, они часами, а бывает, и днями, и ночами просиживают у телевизора и компьютера, лишая себя той возможности развития, что дается человеку.

Информация о работе Значение СМИ в жизни старшеклассников