Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 08:56, курсовая работа
В ходе написания работы мы будем решать следующие задачи, выявленные в соответствии с объектом и предметом исследования:
Изучение СМИ как сложного комплекса;
Изучение структурных единиц СМИ: телевидения, радио, печатных изданий, сети Интернет;
Изучение старшеклассников как социальной группы;
Изучение влияния СМИ на старшеклассников, выявление степени значимости СМИ в жизни старшеклассников.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Характеристика СМИ как компонента духовной культуры общества…………………………………………………………………………………...5
1.1 Определение, структура, типология СМИ……………………………5
1.2 Характеристика структурных единиц СМИ: телевидение, радио, печатные издания, Интернет………………………………………………………10
Глава 2. Старшеклассники как социально-демографическая группа………...15
2.1 Социально-статусные особенности старшеклассников…………….15
2.2 Социально-психологическое воздействие СМИ……………………19
Глава 3. Изучение значения СМИ в жизни старшеклассников (на примере МОУ СОШ № 28 города Архангельска)……………………………………….29
3.1 Программа исследования……………………………………………..29
3.2 Анализ результатов исследования…………………………………...30
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы………
Характеризуется передачей сигнала по принципу «от одного ко многим», то есть более чем одному слушателю, как правило, по заранее известному расписанию. В официальной документации также применяют термин «радиовещание телевидения», подразумевающее передачу аудиовизуальной информации.
Газета – печатное периодическое издание, выходящее под постоянным названием не реже одного раза в месяц. Прообразом газеты считают древние рукописные сводки новостей. Еще Юлий Цезарь начал публиковать «Деяния сената», а затем «Ежедневные общественные деяния народа». Римские газеты представляли собой глиняные дощечки, на которых записывали хронику событий. Примерно с 911 года в Китае начал выходить «Цзинь бао» («Столичный вестник»). Название «газета» произошло от наименования мелкой итальянской монеты – итал. gazzetta (гасета). В XVI веке за прочтение ежедневного публичного листка с информацией (сообщениями о придворной жизни, торговых новостях, сообщениями из других городов) платили одну гасету, то есть самую маленькую монету. Название же монеты дала сорока (итал. gazza), изображённая на ней. Согласно советскому ГОСТу – «листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала установленного формата, издательски приспособленное к специфике данного периодического издания»
Журнал (фр. journal) – печатное периодическое издание, в соответствии с ГОСТ 7.60-2003 «Печатные издания» «периодическое журнальное издание, имеющее постоянную рубрикацию и содержащее статьи или рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, литературно-художественные произведения»
Как и газета, журнал является одним из основных средств массовой информации и пропаганды, оказывает влияние на общественное мнение, формируя его в соответствии с интересами определённых идеологических групп, общественных классов, политических партий, организаций. С появлением технологий компьютерной верстки и распространением коммерческих типографий с возможностью полноцветной печати в России конца XX-начала XXI века, журналы стали основным рекламным носителем для товаров класса «премиум» и «лакшери». Как правило, адресованы строго определённым группам читателей и являются либо мировыми и общероссийскими изданиями, либо рекламными каталогами.
С появлением интернета, журналы стали появляться и в сети. Сначала на сайтах стали выкладывать архивы печатных изданий, позже стали появляться онлайн-журналы. Они не выходили в печатном виде, а существовали исключительно на просторах всемирной сети интернет. Сейчас некоторые из них имеют аудиторию в несколько раз большую, чем аналогичные печатные издания.
На наш взгляд, рационально изучать Интернет-СМИ, прослеживая их генезис.
Так, одна группа возникла в результате эволюции традиционных СМИ и пополнялась Web-страницами или электронными версиями своих печатных, радио- и телевыпусков. Осваивают Интернет не только центральные, но и региональные СМИ, при этом - заметно более быстрыми темпами.
Другая
группа, напротив, возникла непосредственно
на базе сетевых технологий и функционирует
исключительно в среде
И те,
и другие группы СМИ используют Интернет-возможности,
чтобы расширить
В ракурсе
поставленных задач исследования необходимо
выделить важнейшие аспекты Интернет-
1. Увеличивается
доля СМИ с широкой аудиторией,
находящаяся вне правового
2. Постоянно
расширяется связь с обществом
в рамках Интернет СМИ (
Многие
Интернет-СМИ содержат общедоступные
интерактивные архивы, в которых, хранится
информация предыдущих выпусков. Такие
архивы могут быть снабжены поисковыми
программами, которые позволяют по ключевым
словам, дате, фамилии автора искать необходимые
материалы.
Глава
2 Старшеклассники как социально-демографическая
группа
2.1
Социально-статусные
Старший школьный возраст называют ранней юностью, он соответствует возрасту учеников 10-11 классов (16-18 лет) средней школы. Раннюю юность многие ученые считают «третьим миром», существующим между детством и взрослостью.
Осознание юности как особого этапа в жизни человека, а молодежи как отдельной социальной группы произошло по историческим меркам сравнительно недавно. В традиционном обществе человек прямо из детства вступал в зрелый возраст, без каких бы то ни было промежуточных стадий. Одним из первых о юности заговорил Ж.-Ж. Руссо. Он рассматривал ее как второе рождение человека, подчеркивая тем самым глубину и значимость происходящих на этом жизненном этапе перемен. Примерно столетие назад научное изучение проблем молодых. Первоначально преобладал биологический, физиологический подход. Главную причину изменений личности в юношеском возрасте связывали с половым созреванием человека. Постепенно все большее внимание стало уделяться роли социальных факторов: воздействию окружающей культурной среды, характеру воспитания в семье и школе, влиянию друзей. Именно социально становление, освоение основных социальных ролей стали рассматривать как главный вектор развития личности в юношеском возрасте.
Ведущей деятельностью в этом возрасте является учебно-профессиональная, а основной задачей – профессиональное самоопределение. Учебная деятельность, активно сочетаемая с разнообразным трудом, имеет огромное значение, как для выбора профессии, так и для выработки ценностных ориентаций. Развивается познавательная сфера, происходит познание профессий, деятельность приобретает элементы исследования и направленность на поиск места в жизни.
Поиски смысла жизни, своего места в мире могут быть напряженными, но не у всех. Некоторые старшеклассники плавно и постепенно продвигаются к переломному моменту в своей жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. Тем не менее, при таком благополучном протекании ранней юности существуют и некоторые минусы в личностном развитии. Дети менее самостоятельны, более пассивны, иногда боле поверхностны в своих привязанностях и увлечениях.
Совершающееся в юности открытие внутреннего мира сопряжено с переживанием его как ценности. Но трудность заключается в том, что юность, создавая внутренние условия, благоприятные для того, чтобы школьник начал задумываться, ради чего он живет, не дает средств, достаточных для решения. Проблема смысла жизни является не только мировоззренческой, но и вполне практической. Ответ на нее содержится не внутри человека, а вне его – в мире, где раскрываются его способности, в его деятельности, в чувстве социальной ответственности. А ведь все это как раз и образует тот дефицит, который подчас весьма болезненно ощущается в юности. Таким образом, замыкаясь на самом себе, поиск смысла жизни как бы обречен на то, чтобы оставаться лишь упражнением юношеского мышления. Однако, несмотря на все субъективные трудности, эти искания содержат в себе высокий позитивный потенциал: в поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей, формируется тот нравственный стержень, который помогает справиться с первыми житейскими неурядицами.
В противовес умозрительному поиску смысла жизни среди тех же старшеклассников иногда наблюдается противоположная тенденция: «лихорадочная», «нескоординированная» активность, в результате которой учебные дела отступают на второй план, а на первый выдвигаются не связанные с учебой разнообразные виды деятельности (общение, участие в неформальных молодежных движениях, спорт, самодеятельность и т.д.). Подобный «отход» от школы, зачастую сопровождаясь снижением успеваемости и достаточно формальным отношением к учебе, вызывает недовольство взрослых. Санкции и запреты, к которым они прибегают, становятся почвой для конфликтов. Но и такой период в жизни старших школьников при всех его видимых издержках имеет позитивное значение. Задачи успешного самоопределения предполагают специальный период, в течение которого молодые люди как бы получают право «примериться» к различным социальным ролям, до определенного момента не отдавая предпочтения ни одной из них. Это время по-своему продуктивно: жизненные горизонты ребят расширяются, приобретается самостоятельный опыт взаимодействия с действительностью, реалистичнее становятся представление о мире и самом себе. Но этот период «проб и ошибок» должен завершиться в срок – его затяжка не только социально нежелательна, но и чревата неблагополучием в развитии самой личности, закреплением черт социальной незрелости и инфантилизма.
Стоит также отметить, что в самоопределении огромную роль играет общение. В юношеском общении отмечают две противоположные тенденции: расширение его сферы, с одной стороны, и растущую индивидуализацию – с другой. Первая проявляется в увеличении времени, которое расходуется на него, в существенном расширении его социального пространства, в расширении географии общения и в особом феномене, получившем название «ожидание общения», то есть в поиске общения и постоянной готовности к контактам. О второй тенденции свидетельствует строгое разграничение природы взаимоотношений с окружающими, высокая избирательность в дружеских привязанностях, максимальная требовательность к общению. Ученые склонны думать, что эти две направленности удовлетворяют разные потребности школьников: в «поиске» общения находит воплощение потребность пережить новый опыт, испытать себя в новой роли, а в избирательности - потребность в самовыявлении и встречном понимании. Но юношеская общительность часто бывает эгоцентричной, а потребность в самовыявлении, раскрытии своих переживаний – выше интереса к чувствам и переживаниям другого. Отсюда – взаимная напряженность в отношениях неудовлетворенность ими.
Возникающая в ранней юности проблема самоопределения не может решаться только в общении со сверстниками, социальный опыт которых примерно одинаков и равно ограничен у всех. Именно поэтому больший интерес у старших школьников вызывают не сверстники, а взрослые. Среди тем, на основе которых могло бы строиться общение со взрослыми, называются такие, как выбор будущей профессии, учебные дела, взаимоотношения с окружающими, увлечения, вопросы морали, о себе и своем прошлом, настоящем, будущем, климат в семье и пр., то есть различные аспекты жизненного самоопределения. Но эти темы могут быть содержанием общения только при условии, если общение с взрослыми будет иметь доверительную форму. Отсутствие доверительности в общении, столь необходимой в условиях, когда перед школьниками во весь рост встают сложные задачи личностного и социального самоопределения, - одна из причин той тревожности, которую, по данным некоторых авторов, испытывают старшие школьники в общении с родителями и теми взрослыми, от кого они в какой-то мере зависят.
Итак, главными новообразованиями данного возраста являются:
Формируется ценностная система взглядов на окружающий мир, жизненная позиция и ценностные ориентации школьника. В старшем школьном возрасте совершается мировоззренческий выбор; с мировоззренческими установками непосредственно связано моральное и профессиональное самоопределение. мировоззрение складывается у старших школьников как следствие постепенного приобретение опыта общественного поведения, формирования теоретического мышления, роста морального сознания и социальных убеждений.