Зарубежный опыт организации государственного управления в унитарном государстве: на примере Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 18:10, реферат

Краткое описание

В курсовой работе будет детально рассмотрена организация государственной власти во Франции, отдельные ее ветви, специфические особенности.

Оглавление

I. Введение
II. Конституция Пятой Республики
III. Отдельные органы государственной власти
1) Центральные органы государственной власти
2) Региональное и местное самоуправление
3) Органы судебной власти Франции
IV. Особенности государственной службы во Франции
V. Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Зарубежный опыт.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

В результате чиновники, набранные по кон­курсу, составляют менее половины штата. Одна­ко все они, независимо от способа их приема на госслужбу, имеют право на карьеру.

Прохождение карьеры. Приобретая статус так называемого карьерного чиновника, человек входит в своего рода "касту". Теперь он, как пра­вило, будет работать на госслужбе, постепенно поднимаясь по ступеням классов и рангов. От­крывающиеся перед чиновником перспективы карьеры - один из главных, с точки зрения при­влекательности, атрибутов системы закрытой госслужбы. Чиновник может быть откомандиро­ван в другое учреждение, международную или да­же частную организацию на срок до пяти лет, но при этом он не теряет права на продвижение и пенсию. Другое дело, если его выводят из штата после истечения срока откомандирования либо переводят в так называемый резерв. Последний статус обычно связан с болезнью или иными лич­ными обстоятельствами.

Оценка службы. Перспективы карьеры зави­сят от оценки работы чиновника его руководите­лем. Оценка производится ежегодно и включает цифровой показатель по шкале от 0 до 20 и пись­менные примечания руководителя. Она вносится в учетную карточку работника и сообщается ему. Служащий может вносить в карточку свои заме­чания, а также обжаловать оценку в администра­тивном суде. Впрочем, на практике до этого дохо­дит нечасто: паритетные административные ко­миссии, играющие роль посредника и имеющие право потребовать пересмотра оценки, если со­чтут несогласие с ней служащего обоснованным, обычно сглаживают конфликт[15].

Виды и механизмы повышения. Есть два вида повышения - по ступени и по рангу. Повышение по ступени производится в рамках ранга и больше связано с выслугой лет, чем с достоинствами ра­ботника: хорошие оценки могут ускорить повы­шение, но плохие не могут ему воспрепятство­вать, если чиновник достиг максимального стажа на данной ступени. В последнем случае повыше­ние является правом чиновника и происходит ав­томатически. Другое дело - повышение ранга. Необходимый стаж работы - лишь предвари­тельное условие. Далее на первое место выступа­ют заслуги претендента, оцениваемые одним из трех способов: внесением в список лиц, представ­ленных к повышению, профессиональным экза­меном перед включением в эти списки и обыч­ным конкурсным профессиональным отбором Органы, присваивающие более высокий ранг, полностью связаны не только списками, но и оче­редностью претендентов в них. Число вакансий всегда ограничено, ибо структура штата - про­цент носителей каждого ранга - величина постоян­ная. Система профэкзаменов в принципе позволяет отдельным чиновникам "перескочить" через ранг. Есть и некоторые гарантии от произвола - воз­можность апелляции в паритетные администра­тивные комиссии, в Высший совет центральной госслужбы или в административный суд. Напри­мер, отмена последним списков на повышение обязывает администрацию составить новые спис­ки и пересмотреть уже сделанные повышения.

Прекращение карьеры. Нормальный способ прекращения - достижение предельного возрас­та. Для так называемых "подвижных" чиновников он составляет 60, для "оседлых" - 65 лет. Этот рубеж императивен. Смягчающие меры в основ­ном направлены не на продление срока службы, а на более ранний "мягкий" выход из нее (напри­мер, право на досрочное прекращение службы с трехгодичным отпуском или переводом на пол­ставки). Кроме того, любой чиновник может при стаже 15 лет попросить выхода на пенсию, кото­рая будет выплачиваться ему по достижении пен­сионного возраста. Источник пенсий - отчисле­ния из оклада чиновника (7%) и взносы государст­ва. Размер пенсии ограничен 75% от последнего оклада.

Чиновник может быть снят с работы в качест­ве высшей дисциплинарной санкции по соответ­ствующей процедуре. Эта "высшая мера" автома­тически влечет потерю права на пенсию. Кроме того, он может быть уволен с согласия паритет­ной комиссии по доказанной профнепригодности, а также по Закону об освобождении (по сущест­ву, сокращении) кадров. В этом последнем случае он получает право на пособие.

Даже после прекращения карьеры чиновник сохраняет по отношению к государству обяза­тельства сдержанности и беспристрастности. По­следнее выражается в запрете на занятие некото­рыми видами частной деятельности.

Очень важная черта французской госслужбы - корпора­тивная связанность ее членов, особенно в высшем эшелоне, т.е. в категории "А". Помимо формаль­ных моментов, этот круг людей объединяют со­знание принадлежности к административной эли­те государства и многолетние неформальные свя­зи. По сути, категория "А" делится на ряд неформальных "корпусов" ("grand corps"): Фи­нансовая инспекция. Государственный Совет, Счетная палата, дипломатический корпус и кор­пус префектов, - попадая в которые, люди оста­ются их членами на протяжении всей своей карь­еры, даже если переходят на работу в частный сектор. Источником пополнения этих корпусов является прежде всего Национальная школа ад­министрации (Ecole Nationale d' Administration) и в меньшей степени - Политехническая школа (Ecole Polytechnique)[16]. Эти люди оказывают значи­тельное влияние на политическую жизнь страны и часто сами входят в состав правительственных кабинетов. Словом, корпоративность, даже не без элементов кастовости, - характерная черта французской госслужбы.


7.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 



[1] Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритании, Франции, Германии. Учебное пособие. Василенко И.А. М, 2001г. стр.151

[2] Конституция и законодательные акты Французской республики. Госюриздат. 1958 г. стр. 311

[3] Конституция и законодательные акты Французской республики. Госюриздат. 1958 г. стр.312

[4] Конституционное право зарубежных стран. Ивашкевич Е.Ф. Учебное пособие. Витебск, 2002г. стр. 59

[5] Грибов В.М. Франция. Государство и политика. \\ История, №2, 2003г стр.81

[6] Конституционное право зарубежных стран. Ивашкевич Е.Ф. Учебное пособие. Витебск, 2002г. стр. 56

[7] Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритании, Франции, Германии. Учебное пособие. Василенко И.А. М, 2001г. стр.169

[8] Червяков А. "Институты власти во Франции" // МЭиМО 1994 г. № 8 стр.48

 

[9] Крутогоров М.А. Конституционный Совет Франции. М, 1993г.

[10] Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритании, Франции, Германии. Учебное пособие. Василенко И.А. М, 2001г. стр.172

[11] Местные органы власти зарубежных стран: правовые аспекты. Евдокимов В.Б. Старцев Я.Ю. Учебное пособие. М, 2001г. стр. 198

[12] Конституция и законодательные акты Французской республики. Госюриздат. 1958 г. стр.352

[13]  Конституция и законодательные акты Французской республики. Госюриздат. 1958 г. стр. 354

[14] Конституция и законодательные акты Французской республики. Госюриздат. 1958 г. стр.358

[15] Оболонский А.В. Государственная служба во Франции. \\ Государство и право.  №11,  2000 г. стр. 54

[16] Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритании, Франции, Германии. Учебное пособие. Василенко И.А. М, 2001г. стр.161


Информация о работе Зарубежный опыт организации государственного управления в унитарном государстве: на примере Франции